программа "Знай и люби свой край"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Введение…………………………………………………………………………………..2
Пояснительная записка…………………………………………………………………..2
Цель и задачи программы………………………………………………………………..2
Ожидаемый результат…………………………………………………………………….3
Условия реализации программы…………………………………………………………3
Тематический план обучения……………………………………………………………4-6
Список используемой литературы……………………………………………………… 7
1
Пояснительная записка
Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. В целостном развитии ребенка-дошкольника большое значение имеет приобщение к ценностям культуры.
Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город.
Основные педагогические принципы приобщения детей к культурно-историческому наследию:
- принцип культуросообразительности.
- принцип природосообразительности.
- принцип диалогичности педагогического процесса.
- принцип поддержки и стимулирования эмоционального отношения детей к городу.
- принцип раскрытия творческого потенциала детей.
Цели и задачи программы:
Цель: развитие интереса к культурному наследию
Задачи:
1. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу
2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.
3. Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга.
4. Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
5. Развивать диалогическую и монологическую речь дошкольника, пополняя словарный запас новыми понятиями и терминами.
2
Методы:
- Стимулирование занимательным содержанием
- Эмоциональное погружение
- Создание ситуации игрового моделирования
- Наглядных ассоциаций
- Игровые: игра-путешествие, образные этюды, игры-фантазии
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год – 1 раз в неделю - цикл 30 часов
Планируемые результаты:
У детей появляется:
- Интерес к исследованию, познанию нового
- Радость открытий
- Закрепление знаний
- Накопление жизненного опыта
- Развитие свободного речевого общения
Условия реализации программы:
- Для организации и грамотного проведения образовательного процесса необходимо
иметь отдельный кабинет хорошо освещенный.
- Затемняющие шторы. Возможность (при необходимости) затемнить кабинет.
- Экран для просмотра слайдов.
- Оборудование для просмотра изображений (проектор, компьютер, видеокамера)
- Подборка картин, слайдов, открыток.
3
Тематическое планирование
№ | тема | Краткое содержание | материал | Кол-во часов |
1 | Россия и россияне | Знакомство с понятиями: Земля и земляне, Россия и россияне, столица России - Москва | Глобус, карта России, российский флаг, демонстрационный материал с видами столицы России | 1 |
2 | Визитная карточка города, в котором мы живем | Дать знания об имени города, возрасте, гербе и флаге | Флаг СПб и герб, раздаточный материал для изготовления герба города | 1 |
3 | Как родился Санкт-Петербург | Сформировать у детей представление о сооружении «крепость» | Презентация, конструктор «Крепость», макеты домов, синяя ткань (для изображения воды) | 1 |
4 | Тайны царского ботика | Знакомство с архитектурным сооружением «Ботный домик», его назначении и убранстве | Аудиозапись «Волны», бумага для оригами (кораблик), слайды с изображением Ботного домика и ботика Петра | 1 |
5 | Легенды ангела Петропавловского собора | Знакомство с архитектурным сооружением «Колокольня Петропавловского собора», с легендой об ангеле | Колокольчик, аудиозапись «Аве Мария» в исполнении детского хора, слайды Петропавловской крепости | 1 |
6 | Город рек и каналов | Формировать понятие об уникальности, неповторимости нашего города. Нева – ладонь держащая город | Карта города, зарисовка ладони | 1 |
7 | «Мосты повисли над водами» | Дать знание о том, что наш город лежит на островах, Мосты – помощники и украшение города | Слайды, фотографии, мелкий конструктор для конструирования | 1 |
8 | Сказочные животные и птицы в нашем городе | Легенды и истории скульптур города | Слайды, фотографии, презентация | 1 |
4
9 | Волшебные фонари-фонарики | Знакомство с разными видами городских фонарей, их функциями и с профессией фонарщик. | Фотографии, слайды с видами гор. фонарей, бумага и карандаши для зарисовки проекта современного фонаря | 1 |
10 | Горожанин и правила поведения в городе | Правила поведения и общения в городе, транспорте | Стихи С. Маршака «Человек рассеянный», «Почта»; К. Чуковского «Крокодил». Игра «Оцени поступок» | 1 |
11 | Главный дворец города | Познакомить с историей возникновения и современной жизнью Зимнего дворца, Показать величественность и неповторимость | Слайды, фотографии | 1 |
12 | Дворцовые легенды | Исторические сведения о некоторых экспонатах из коллекции Эрмитажа | Дид.игра «Мозаика Эрмитажа» | 1 |
13 | Главная площадь города | Рассмотреть Дворцовую площадь. Дать понятие «главной», понятие её важности. Главная ёлка города именно на этой площади | видео экскурсия | 1 |
14 | Тайна Адмиралтейского кораблика | Обогащение представлений детей об архитектурном сооружении» Адмиралтейство, знакомство с главным символом и его назначении – кораблике Заучивание стихотворения С.Скаченкова «Маленький кораблик» | Репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща», обводки с контуром «кораблика» | 1 |
15 | Кивер Адмиралтейство | Назначение и история военного декора Адмиралтейства | Слайды, открытки | 1 |
16 | «Морской трезубец» | Три улицы от Александровского сада: Невский, Вознесенский, Гороховая | Карта города, контурная карта, изображение трезубца. | 1 |
17 | Петербургский этикет | Дать детям знание об умении вести себя в общественных местах. История этикета | Дид.игра «Найди ответ» | 1 |
18 | Стрелка на Неве | Дать понятие «стрелки». Показать её местоположение | Слайды, схема-карта | 1 |
19 | Легенды Ростральных колонн | Функциональное назначение и архитектурно-скульптурное убранство Ростральных колонн | Слайды | 1 |
5
20 | Созвездие музеев | Беседа о музеях, экспонатах, экспозициях. Рассказы из опыта | Открытки | 1 |
21 | Болезни города | Дать знание о том, что жизнь и здоровье города и его жителей зависит от каждого горожанина | Рисунки о причинах города | 1 |
22 | Тайны Медного всадника | Знакомство с памятником Фальконе | Презентация, фотографии | 1 |
23 | Стихи о «Медном всаднике» | Чтение стихов о «Медном всаднике» П.Кускова, А.С. Пушкина | Иллюстрации | 1 |
24 | Собор соборов. Тайна купола Исаакиевского собора. | Рассматривание форм куполов соборов. Шлемовидная форма – форма луковицы-символ война, Символ пламени свечи | Макеты, фотографии | 1 |
25 | Внутреннее убранство соборов | Дать понятия: живопись, мозаика, резьба, барельеф и т.д. | Презентация, фотографии, слайды | 1 |
26 | «Там у Невы наш первый сад» | Дать знания о Летнем саде – как музее под открытом небом | видео экскурсия | 1 |
27 | Летний домик Петра | Исторические сведения о том времени | Дид.игра «Найди отличия» | 1 |
28 | Летний сад. Памятник Крылову | Знакомство с баснями | Иллюстрации к басням | 1 |
29 | Летний сад – мир легенд и сказок | Познакомить детей с легендами и сказками и скульптурами из них | Презентация, фотографии, слайды | 1 |
30 | «..Люблю тебя, Петра творенье…» | Беседа о любимых местах в Санкт-Петербурге | Детские зарисовки города | 1 |
Итого: | 30 |
6
Литература:
- Алифанова Г.Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. СПб.,2000
- Солнцева О.В. Город - сказка, город – быль. СПб., 2013
- Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Л.,1990
- Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю. Кругозор. Программа с методическими рекомендациями. СПб., 2006
- Горбацевич К., Хабло Е., Почему так названы? Л., 1962
- Дмитриева Е.В. Санкт – Петербург. Пособие по истории города. СПб., 2003
- Ефимов П.Г.,Лысюк В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение. СПб.,2001
- Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 2006
- Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994
- Маслова С.Б., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного. СПб., 2000
- Пантелеева Л.Н. Музей и дети. Образовательная программа. М.,2000
- Педагогическая концепция «Воспитание юного петербуржца» / Под ред. И.А. Колесниковой. СПб., 1994
- Погаленко И.А. Город мой над Невой. Парциально – образовательная программа по ознакомлению дошкольников с историей и культурой СПб. СПб., 1999
- Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга., СПб., 2000
- Серова З.А. Петербургский задачник для малышей., СПб.,1998
- Серова З.А. Знаешь ли ты СПб?, Краеведческие игры.,1998
- Смирнова Т.Н. Город мой любимый, альбом., 1997
- Смирнова Т.Н. Знакомство с Санкт-Петербургом. Программа курса., СПб.,1996
- Шиф Л.И.Единственный город. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком., Сказка – путеводитель СПб.,1997
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»
Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....
Викторина по экологии «Знай и люби свой край».
Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Систематизировать знания по экологии2. Формирован...
Итоговая викторина «Знай и люби свой край, своё село».
1. Учить узнавать по иллюстрациям свой поселок и уметь рассказывать о достопримечательностях родного села.2. Познакомить со стихами и песнями про Новосёлово.3.Воспитывать любовь к своему селу....
Знай и люби свой край
Сценарий экологического досуга для детей старшего возраста. Цель которого: прививать любовь к родному краю....
Люби свой край и воспевай
Достопримечательности города Кропоткина Краснодарского края....