Аналитический отчёт за 2015 - 2019 годы
статья
Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель детского сада №18 «Вишенка»
Разрешите представить вам тезисы моего аналитического отчёта по результатам анализа и оценки собственной педагогической деятельности в межаттестационный период с 2015 по 2019 годы
У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ребёнка по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка ( В.А. Сухомлинский)
Я выбрала за основу своей работы тему: «Применение проектного метода обучения, как условия успешной социализации детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчёт | 158.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Вишенка»
623751 Свердловская обл., г. Реж, ул. Ломоносова, д. 10
8(34364)3-39-68, www.18rezh.tvoysadik.ru, ds-18-vishenka@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
С 2015 ПО 2019 ГОДЫ
Составитель: Алексеева Елена Михайловна Воспитатель 1 квалификационной категории |
Реж, 2019 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Аналитическая часть | 7 |
1.1.Анализ результатов деятельности | 7 | |
1.2.Организация и социализация развивающей среды 1.3. Современные образовательные технологии | 9 9 | |
1.4. Проекты социально-ориентированной направленности | 10 | |
1.5. Взаимодействие с семьёй | 11 | |
1.6. Сотрудничество с социальными партнёрами | 14 | |
1.7.Мониторинг эффективности созданных условий | 15 | |
2. | Результаты развития воспитанников | 16 |
3. | Самооценка эффективности собственной деятельности | 17 |
4. | Проектная часть | 19 |
3АКЛЮЧЕНИЕ | 20 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 21 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 22 |
У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ребёнка по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка. В.А. Сухомлинский |
Введение
Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение на протяжении всей деятельности активно сотрудничает с административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашей группы является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольному образовательному учреждению, работающему в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО необходимы различные методы и формы организации образовательной деятельности, формирующие самостоятельность, активность и инициативность у дошкольников.
Современному ребенку-дошкольнику нужно уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Современному педагогу, согласно профессиональному стандарту, необходимо сформировать способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач, т. е. компетенции.
По нашему мнению, оптимальным методом, отвечающим в полной мере федеральному государственному образовательному стандарту, является проектный метод.
Проектную деятельность, как средство интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста рассматривают в своих трудах Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Так же, проектная деятельность в работах некоторых педагогов рассматривается как способ организации образовательного процесса, в основе которого лежит постоянное взаимодействие педагога и ребенка, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Под методом проектов понимается совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Этот метод позволяет интегрировать не только образовательные задачи и образовательные области, но и различные виды детской деятельности. Именно поэтому чаще нами используются смешанные проекты, в которых представлена не только интеграция образовательных областей, но и несколько видов детской деятельности (творчество, игра, экспериментирование и пр.).
Использование проектного метода позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Вместе с тем использование проектного метода предполагает активное участие родителей, что делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой.
Процесс применения проектного метода в детском саду имеет свою специфику: взрослому необходимо помогать ребенку, обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать интерес детей к этой проблеме, привлечь к совместной реализации проекта. Воспитатель выступает только как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.
Возникает противоречие: С одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании социальной культуры детей, а с другой стороны, реальные психолого-педагогические условия не в полной мере соответствуют принятой идеологии.
Проблема: Какие условия социализации будут обеспечивать формирование социальной культуры детей дошкольного возраста?
Объект анализа: Педагогическая деятельность в межаттестационный период
Предмет анализа: Система психолого-педагогических условий формирования основ социальной культуры детей дошкольного возраста
Тема: «Применение проектного метода обучения, как условия успешной социализации детей дошкольного возраста»
Цель моей педагогической деятельности направлена на создание условий для развития успешной социализации воспитанников с помощью применения проектной деятельности.
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период.
Для достижения цели были намечены и реализованы следующие задачи:
1.Определить основные направления социального воспитания, через принцип интеграции образовательных направлений.
2.Рассмотреть индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности
3. Спроектировать и построить социальную развивающую среду с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Изучить опыт применения проектного метода обучения при успешной социализации детей дошкольного возраста, как систему формирования ценностно-целевых ориентиров ДОУ и семьи в укреплении и сохранении здоровья дошкольников.
5.Разработать систему социума детей и родителей в условиях социального партнёрства, комплекс проектов и условий для развития социализации воспитанников.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
7. Определить критерии эффективности проекта.
Нормативные документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах – участниках. Принята ООН 20.11.1989. Основная идея Конвенция заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.
- Декларация прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959.
- Конституция РФ – высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12.12.1993. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 года.
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»- основополагающий документ, определяет политику государства в области образования, принят Государственной Думой 21.12.2012., одобрен Советом Федерации 26.12.2012.
- Семейный кодекс РФ – основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории РФ. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и 170 статей. Принят Государственной думой 08.12.1995.
Анализ концептуальных, нормативно-правовых и программно-методических документов позволил разработать портрет социально грамотного ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры освоения программы
Портрет социально- коммуникативного ребёнка
на этапе завершения дошкольного образования
(целевой ориентир педагогической деятельности)
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда ,другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Виды интеграции
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Основания интеграции | |
По задачам и содержанию образовательной деятельности | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическое развитие»(развитие игровой деятельности в части подвижных игр, игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира). «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире) | «Физическое развитие»(использование подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие). «Познавательное развитие» (использование дидактических игр как средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие) «Речевое развитие» (речевое сопровождение процесса познания социальной действительности; использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире); «Художественно-эстетическое развитие» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социально-коммуникативное развитие) |
1. Аналитическая часть
1.1. Анализ результатов деятельности
Анализ программно-методического обеспечения позволил мне отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи социального образования детей дошкольного возраста. (Приложение 1.)
В основу деятельности по формированию социальной культуры детей легли следующие психолого-педагогические принципы:
- принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, в которых ребёнок проявляет свои знания, умения и навыки).
- принцип системности (системная организация работы с дошкольниками).
- принцип наглядности (использование наглядного материала).
- принцип научности (научно-обоснованные методические приёмы, соответствующие возрасту детей).
- принцип позитивизма (воспитание и обучение на положительных примерах).
- принцип гуманистичности (личностно-ориентированное, развивающее сотрудничество взрослого и ребёнка).
- принцип последовательности (последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному).
В соответствии с этими принципами были отобраны педагогические методы, приёмы, формы организации, подходы к построению развивающей среды.
С учётом специфики дошкольного возраста освоение задач и содержания образования реализовалось в нерегламентированной деятельности, что соответствовало системному подходу – взаимосвязи различных видов деятельности: поисково-исследовательской, изобразительной, театральной, художественно-речевой, музыкальной, трудовой. Особое внимание уделялось организации поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, наблюдений, экспериментов с неживой природой; и игровой деятельности: использование дидактических, настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных и строительных (с природным материалом) игр.
Эти виды деятельности обеспечивали детям возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, развивая их умственные способности и воспитывая эмоционально-чувственное и эстетическое отношение к природе.
В работе я использовала различные методы и приёмы:
1. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. Показ используется воспитателем и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество.
2. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.
3. Практические методы - являются ведущими при организации деятельности, направленной на освоение детьми личного социального опыта в ситуациях игрового взаимодействия, что является важнейшим условием развития социальных способностей и умений.
4. Разнообразные игровые методы, позволяющие создать необходимые условия для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности - игре.
Формы работы по развитию социальных навыков детей
1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.
2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых - закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым.
3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущения общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.
4. Групповые дела: предусматривают участие родителей и детей в жизни группы. Это - оформление помещений группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающих события в группе, и др.
Освоение социального содержания осуществлялось в процессе естественного для детей дошкольного возраста деятельностно-практического подхода.
Средства развития социальных навыков
1. Различные виды игр:
• интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);
• ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);
• коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);
• ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях),
• творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);
• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);
• игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой
2. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):
• упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;
• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).
3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок.
4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями).
5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению.
6. Техники использования метафор как недирективного способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.
7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).
1.2. Организация и социализация развивающей среды
Одним из важных условий реализации задач образования является правильная организация и социализация развивающей среды, которая способствует:
- познавательному развитию ребёнка;
- социально-эстетическому развитию;
- формированию нравственных качеств;
- формированию социально грамотного поведения;
- социализации различных видов деятельности;
-поддержанию познавательной активности и обеспечению её дальнейшего роста.
Развивающая среда в группе строилась мною в соответствии с такими принципами:
- открытости;
- гибкого зонирования;
- мобильности;
- полуфункциональности;
- гендерному подходу;
- учёту принципов интеграции ( см. приложение № 2)
Структура и содержание социально- развивающей среды в группе
(см.приложение № 3.)
После проведенной мною работы в направлении организации развивающей среды, способствующей развитию основ социальной культуры, можно утверждать, что созданная в группе развивающая среда:
- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;
- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности и использовать различные образовательные технологии.
1.3. Современные образовательные технологии:
- Технологии проектной деятельности
- Здоровьесберегающие технологии
2. Технологии исследовательской деятельности
3. Игровые технологии
4.Информационно-коммуникационные технологии
5. Личностно-ориентированные технологии
6. Технология портфолио дошкольника и воспитателя
1.4. Проекты социально-ориентированной направленности
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Проект в группе это интегрированный метод обучения, направленный на: - развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей:
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов
По составу участников | Индивидуальный Подгрупповой Семейный Парный Групповой |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1 месяц, несколько недель, 1 неделя ,1 день) Среднесрочные (несколько месяцев) Долгосрочные (1,2,3 года) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы
Мною разработаны проекты социально-ориентированной направленности:
- “Юный краевед”;
- “Волшебные шашки ”;
- “Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);
- “Наша дружная семья”;
- “Весёлый огород ”;
- “ДДД «Добрая дорога детства ”
- «Ёлочка»
- «Вишенград моей мечты»
- «Путешествие на зелёный свет»;
- «Цветник на подоконнике»;
- «Рядышком с бабушкой, дедушкой»
Все эти проекты я реализую через различные формы совместной деятельности. Традиционными для нашей группы стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности, участие в различного акциях.
1.5. Взаимодействие с семьёй
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя.
Я, как педагог помогаю родителям в воспитании детей.
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей(способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы и детского сада.
Данную цель я конкретизировала следующими задачами:
- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- создание атмосферы взаимопонимания общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активирование и обогащение воспитательных умений родителей,
поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях; умение знать и понимать своих детей;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях, организуемых в районе(городе, области).
В работе с семьей я использовала следующую модель, систему и формы работы:
(см. приложение № 4.)
Система работы ДОУ с семьей
Принципы работы с родителями | Методы изучения семьи |
Поэтапная реализация. |
|
Формы работы с родителями
Общие Групповые Индивидуальные Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела»,«Моё настроение». | Педагогические консультации, родительские собрания, презентация ДОУ, «Круглый стол», «День открытых дверей», проведение мастер-классов с родителями и детьми: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания. Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.). | Совместное проведение занятий, «родительских посиделок», досугов, праздников, развлечений. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье. | |
Клубы по интересам, национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке. | Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов. | ||
Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. Повышение правовой культуры родителей. | Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания. | ||
Информационно-просветительские стенды, ширмы, памятки, буклеты, рукописные журналы, устные журналы, «Почтовый ящик», открытки, выставки |
Мною проведен анализ работы с родительским сообществом за последние 4 года.
(см.приложение № 5.)
Участие родителей в образовательной работе, направленной на ознакомление старших дошкольников с социальной направленностью
(Приложение 6.)
Таким образом, мною сделан вывод , что положительная устойчивая динамика включенных родителей в образовательный процесс обеспечила возможность:
- Активизировать родителей в образовательном процессе;
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Обогащать воспитательные умения родителей.
Низкие показатели в начале работы с преобладанием высокого уровня к концу дают возможность мне убедиться в правильности выбора методов и форм работы с родителями в этом направлении.
1.6. Сотрудничество с социальными партнерами
Особое значение, с точки зрения непрерывности системы социального образования приобретает сотрудничество с социальными партнерами: с учреждениями дополнительного образования, культуры и другими образовательными учреждениями и организациями.
Анализ возможностей социо-культурного окружения лег в основу разработки структуры взаимодействия с социальными партнерами.
Для расширения социального опыта детей старшего возраста в познании окружающего мира проводила экскурсии в городской краеведческий музей, где они знакомились с произведениями уральских художников, которые в своих картинах отражали особенности и красоту уральской природы. Для знакомства с профессиями людей, связанных с природой, предусматривались и осуществлялись экскурсии в «Природу», аптеку, на стройплощадку, магазин. Были встречи с сотрудниками ОГИБДД ОМВ России по Режевскому району, ФГКУ 54 ОФПС 223 пожарная часть по Свердловской области.
С детьми младшего возраста провожу экскурсии по улицам нашего микрорайона, в библиотеку, знакомство с улицами и зданиями.
Расширение и обогащение образовательного пространства способствовало формированию у детей чувства близости и общности с природным, рукотворным и социальным миром, понимание его гармонии и единства.
Результатом этого сотрудничества явилось то, что на данный момент дети активно проявляют открытость окружающему миру, имеют навыки исследования его природных и социальных аспектов.
1.7. Мониторинг эффективности созданных условий.
Для осуществления мониторинга эффективности созданных условий и результативности успешной социализации детей были определены подходы к педагогической оценке.
Для выявления степени сформированности основ социальной культуры у детей я использовала диагностику педагогического процесса по ФГОС 2015
( Н. В. Верещагина) позволяющие определить три компонента качества образованности:
- знаниевый компонент (уровень сформированности знаний и представлений);
- деятельностный компонент (наличие умений и навыков правильного поведения в социальной среде и характер взаимодействия ребёнка в социуме);
- ценностный компонент (сформированности ценностных отношений к окружающей действительности).
Для сбора информации о качестве образованности детей я использовала:
- длительные, кратковременные, специально-организованные наблюдения за детьми;
- диагностические методики (беседы, игровые задания);
- специально организованные мероприятия (викторины, конкурсы, досуги) и проблемные ситуации;
- организация опытов.
Результаты диагностики обрабатывала, фиксировала в таблице, в дальнейшем использовала при планировании индивидуальных методов, приёмов в соответствии с возможностями детей.
Анализируя и оценивая достижения детей старшего возраста, я могу говорить об эффективности созданных психолого-педагогических условий:
- У детей в соответствии с их возможностями развиты представления о социальной действительности.
- Воспитанники овладели практическими умениями и навыками взаимодействия в социуме .
- У них развито эстетическое восприятие окружающего мира.
Работа по воспитанию социальной культуры положительно повлияла на развитие у воспитанников познавательных, творческих, личностных способностей.
Наблюдались позитивные улучшения состояния психофизического здоровья детей, о чём свидетельствует динамика развития детей за период с 2015 по 2016, выраженная в диаграммах.( Приложение 7.)
2.Результаты развития воспитанников
2015г. | районная библиотека | дети подготовительной группы 1 место, «За лучшее оформление самодельной книги» | грамота |
2015г. | конкурс «А ну-ка, мальчики!», в честь Дня защитника Отечества | дети подготовительной группы 1 место | грамота |
2015г. | на районной выставке декоративно-прикладного искусства «Живут на свете чудеса» | 1 место-1ребёнок за работу «Сказочное Лукоморье» | диплом |
2016г | конкурс творческих работ «Мир моими глазами» | 2 место – 1 ребёнок | диплом |
2016г | в районной интеллектуально-творческой игре «Эко-колобок», в рамках областного фестиваля «Юные интеллектуалы Урала» | 2 место- дети подготовительной группы | грамота |
2016г | конкурс творческих работ «Моя малая Родина» | 1 место – 1 ребёнок | диплом |
2016г. | организовала и провела спортивный турнир по шашкам среди детей группы и заведующих детских садов Режевского городского округа, а также турниры среди детей и родителей ДОУ | ||
2017г | в районном конкурсе-выставке «Живи , Земля» | 3 место- коллективная работа «Путешествие по народным сказкам» | диплом |
2017г | на уровне доу, в конкурсе «Огородные фантазии-2017» | 1 место – 1 ребёнок, за поделку «Весёлый колобок» | грамота |
2018 г. | конкурс от газеты «Режевская весть» «Признаки весны - лови момент» | 1 место – 1 ребёнок | диплом |
2018 г. | конкурс от газеты «Режевская весть» | «Укрась ёлочку» -4 ребёнка | дипломы |
ДК «Горизонт» | «Новогодних ёлок хоровод» -3ребёнка | дипломы 1 степени | |
2019 г. | соревнование «Гонка на беговелах», проходящих в рамках единого Дня велопарадов в России | 2 место – 1 ребёнок | медаль и грамота |
- 2019 г. | конкурс чтецов творческом конкурсе «Космос и мы» | 1место-1 ребёнок,2место-1 ребёнок,3 место-1 ребёнок | грамоты |
2019 г. | конкурс чтецов творческом конкурсе посвящённом Дню Победы «Нам этот мир завещано беречь» | 1место -1 ребёнок . 2 место-1 ребёнок. 3 место -2ребёнка | грамоты |
2019 г. | Всероссийский день бега «Кросс нации-2019» | свидетельство участника-1 ребёнок | свидетельство |
3.Самооценка эффективности собственной деятельности
Совершенствование профессионального уровня через использование инновационных технологий. Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях в межаттестационный период:
Выступление на педагогических советах | Уровень ДОО | 2017г | «Развитие эмоционально-чувственного развития детей раннего возраста» |
2018г. | «Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС» | ||
2019г. | «Инновационная деятельность по профориентации в ДОУ | ||
Городские педагогические чтения | На муниципальном уровне: | 2017г. | «Центр игровой поддержки детей раннего возраста»; разработала и реализовала игру –«Марблс» |
2019г. | «Инновационная деятельность по профориентации в ДОУ «Современное образовательное пространство Режевского городского округа: новое время –новые решения» с последующим проведением мастер-класса | ||
Участвовала в профессиональных, творческих конкурсах: | Уровень ДОО | 2015г. 2016г | -«Я в пожарные пойду пусть меня научат»; -турнир по шашкам; -«Из жизни снеговиков»; -диплом 2 степени в районном конкурсе «Мой любимый мультфильм» |
На муниципальном уровне: | 2017 | авторскую работу «Любовь и голуби» и «Дерево Инь-янь» на районной выставке «Живут на свете чудеса» | |
Всероссийском творческом конкурсе | диплом 1 степени за победу в заочном Всероссийском творческом конкурсе «Уроки безопасности» | ||
диплом 1 степени за победу в «Образовательном проекте «Добрая дорога детства» | |||
Во Всероссийском (с международным участием) конкурсе научных, методических и творческих работ по социальной экологии | дипломы 1и 3 степени за проект «Вишенград моей мечты» | ||
Во всероссийском конкурсе видеороликов | 2018г. | «Путешествие на зелёный свет» (11 место) | |
Печатные работы: | 2019г. | сборник научно-методических статей с международным участием (Новосибирск-2019г.) Статья «Ознакомление со сказками, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников» | |
Создала свою персональную страничку на сайте ДОУ https://nsportal.ru/elena-mihaylovna- | |||
Являюсь активным участником интернет сайтов:http://www.maam.ru; «Мерсибо» | |||
Принимала участие в различных дистанционных Всероссийских вебинарах. Имеются сертификаты о создании сайта, свидетельства о публикации, об участии в вебинарах. | |||
Являюсь наставником молодых педагогов |
Повышение квалификации | 2016г. | РГППУ | дополнительная образовательная программа «Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях», 76 час. |
2018г | Нижнетагильский филиал ГАОУ «Институт развития и образования» | Участие в мастер-классе «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством конструктивно-модельной деятельности» 48ч; | |
2018г., | ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч | курсы повышения квалификации «Обновление содержания дошкольного образования и внедрение современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО» 72 ч; | |
2019г | «Академия повышения квалификации и профессионального развития» | курсы повышения квалификации «Организация профилактической работы в образовательных организациях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», 16 ч. |
Анализ собственного профессионализма показал, что четкие знания программы, изучение и умелое применение новых педагогических технологий, постоянное совершенствование личных качеств помогло мне организовать эффективную систему педагогического процесса, успешному и последовательному решению задач укрепления роли семьи в интегрированном образовательном пространстве. Выбор, изучение и анализ данного материала дал мне возможность:
- повысить свой профессионально-личностный потенциал, уровень профессионализма и квалификации;
- совершенствовать условия организации образовательного процесса с детьми;
- включать нетрадиционные формы работы с родителями;
- устанавливать партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Проектная часть
Тема на следующий межаттестационный период: «Проектная деятельность, как способ формирования речевых и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
(учитывая ФГОС, по направлениям: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие)
Срок реализации проекта 2019-2024г.г.
Цель : Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи:
- Обеспечить охрану, укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Развивать успешную социализацию ребёнка, индивидуальность, коммуникативность через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте.
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и индивидуальными особенностями.
- Сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Воспитывать деятельное отношение к миру, понимание представления своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.
Этапы:
1 этап. Изучение нормативно-образовательных документов и подбор методической литературы.
2 этап. Сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Создание материально-технических условий , разработка рабочей программы по данному проекту.
3 этап. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС
Ожидаемый результат: ( я хочу видеть своих детей)
- гуманными;
- доброжелательными;
- общительными;
- любознательными;
- инициативными;
- стремящимися к самостоятельности;
- эмоционально – благополучными.
Заключение
Проанализировав свою педагогическую деятельность я считаю, что за отчетный межаттестационный период с 2015 по 2019гг. мне удалось в полном объеме реализовать поставленные задачи и добиться цели.
Положительным результатом своей работы признаю успешное cоздание условий для развития социализации воспитанников с помощью применения проектной деятельности, а также повышение собственного профессионального мастерства.
Наметила перспективы своей педагогической деятельности на следующий межаттестационный период.
Вывод: составление аналитического отчета позволило мне оценить эффективность своей педагогической деятельности по обозначенной теме.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
1.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод, рекомендации / В. В. Гербова. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Горшенина В.В.; Самошкина И.В.; Черкасова Н.П. «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания.
5. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М.: 2005
6. Евдокимова Е.С.; Додокина Н.В. «Детский сад и семья» М.: 2008
7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и метод, рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада : конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. Микллева И.Д. «Технологии разработки образовательной программы ДОУ».
10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
11. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной : пособие для педагогов и родителей : для работы с детьми 2-7 лет / Е. К. Ривина. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
12. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет : систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.
Приложения
Приложение № 1.
Социализация развивающей среды
Компоненты развивающей среды | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Центр сюжетно-ролевых игр |
навыков;
безопасного поведения | -наглядные методы; -практические методы; -словесные методы -игровые методы |
Социально- развивающая среда в группе |
общение с социальными объектами | - игры; - общение; - тематические выставки детских работ; - чтение художественной и энциклопедической литературы о социуме; -труд; -наблюдения; -поисково-познавательная деятельность |
Музыкальный зал |
| -проведение праздников драматизация сказок; - пение песен; - родительские собрания |
Физкультурный зал |
| - подвижные игры; - упражнения-перевоплощения в объекты |
Мини-центр для родителей |
| -информационный стенд для родителей; - выставки детских работ; - спортивный центр; - методические рекомендации, консультации; - выставки совместных работ детей и родителей |
Приложение № 2.
Структура и содержание социально- развивающей среды в группе
Мини центры | Оснащение, основное оборудование |
Центр сюжетно-ролевых игр Центр труда Центр ПДД Центр пожарной безопасности. Библиотека Центр природы |
|
Опытно-исследовательская лаборатория (уголок экспериментирования) |
|
Речевой центр |
|
Центр творчества |
|
Музыкальный центр ТСО |
|
Приложение № 3.
Периодические издания:
- для детей;
- для педагогов;
- для родителей;
Программы:
- Образовательная программа ДОУ
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса;
- Комплексная программа;
- Парциальные программы;
- Рабочая программа.
Учебно-наглядные пособия:
демонстрационный и раздаточный материал:
- картины;
- плакаты;
- схемы;
- карты;
- таблицы.
Аудиопособия,
Видеопособия.
ТСО:
- телевизор;
- музыкальный центр;
- магнитофон;
- видеомагнитофон;
- DVD-плеер;
- компьютер;
- мультимедиа-проектор.
Пособия для детей:
- детская познавательная и художественная литература;
- энциклопедии;
- рабочие тетради;
- развивающие игры.
Учебно-методические пособия:
- универсальные пособия;
-справочная и энциклопедическая литература.
Приложение № 4.
Модель, система и формы работы с родителями
Приложение № 5.
Динамика активизации родителей в образовательном процессе.
Мероприятия | старшая группа | подг-я группа | ранний возраст | младшая группа | средняя группа |
2015г. | 2016г. | 2017г. | 2018г. | 2019г. | |
Родительские собрания | 59% | 87% | 50% | 63% | 69% |
Проектирование | 64% | 82% | 31% | 44% | 56% |
Праздники | 68% | 86% | 31% | 56% | 63% |
Выставки | 68% | 91% | 19% | 44% | 56% |
Походы, экскурсии | 59% | 82% | 0% | 0% | 31% |
Родительские посиделки | 64% | 82% | 50% | 69% | 81% |
Мастер-классы | 64% | 82% | 50% | 69% | 81% |
Создание предметно-развивающей среды | 59% | 91% | 63% | 69% | 75% |
старшая, подготовительная группы
Группа раннего возраста, младшая, средняя группа
Приложение № 6.
Динамика развития детей за период с 2015 по 2016г.г.
2015г. | 2016г. | |
Повышение основ социума | 64% | 82% |
Уровень сформированности знаний в социуме | 53% | 86% |
Отношение к окружающему миру | 57% | 91% |
Общий уровень качества знаний по проектной деятельности (проекты) | 64% | 86% |
Сводная карта
Уровня интегративных качеств у детей 6-7 лет
2015г. | 2016г. | |
Физически развитый | Д.У.-88% Б.Д.У. -12% Н.У.- 0% | Д.У.- 90% Б.Д.У. -10% Н.У.- 0% |
Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый | Д.У.-68% Б.Д. У.-32% Н.У.-0% | Д.У.-89% Б.Д.У. -11% Н.У.-0% |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Д.У.-67% Б.Д. У.-33% Н.У.-0% | Д.У.-88% Б.Д.У. -12% Н.У.-0% |
Способный управлять своим поведением, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту | Д.У.-67% Б.Д.У. -23% Н.У.-0% | Д.У.-82 % Б.Д. У.-18% Н.У.-0% |
Имеющие первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и о природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Д.У.-53% Б.Д.У. -47% Н.У.-0% | Д.У.-77% Б.Д.У. -23% Н.У.-0% |
Уровень сформированности интегративных качеств личности воспитанников | Д.У. - 69 % Б.Д. - 31 % | Д.У. - 88 % Б.Д.У. - 12 % |
Адаптация группы раннего возраста
2017г.
формы адатации | |
лёгкая | 62% |
средняя | 35% |
тяжёлая | 3% |
Сводная таблица итогов педагогического мониторинга качества образования в группе
(через реализацию образовательных направлений
2017-2018г.г.)
Познавательное направление | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | ||||
2017г. | 2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | 2018г. |
Д.У.-56% | Д.У.73% | Д.У.-37% | Д.У.67% | Д.У.37% | Д.У.60% | Д.У.55% | Д.У.60% |
Б.Д. -27% | Б.Д.21% | Б.Д.32% | Б.Д.20% | Б.Д.У.56% | Б.Д.34% | Б.Д.35% | Б.Д.34% |
Н.У.-17% | Н.У.6% | Н.У.31% | Н.У.13% | Б.Д.У.56% | Н.У.6% | Н.У.10% | Н.У.6% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт за 2015 год.
Отчёт о проделанной работе за период 2014-2015 учебного года....
Аналитический отчёт 2014-2015, 2015-2016,2016-2017
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» Аналитиче...
Годовой аналитический отчёт воспитателя 2018 - 2019 г.
Годовой аналитический отчёт представляет собой глубокое исследование о проделанной работе. Позволяет проанализировать свою работу и выявить положительные и отрицательные стороны образовательного проце...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2015 – 2019 годы) воспитателя первой квалификационной категории Ахметшиной Ляйсан Шамиловны
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2020– 2024 гг)...
Аналитический отчёт за 2015 - 2019 годы
Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель детского сада №18 «Вишенка» Разрешите представить вам тезисы моего аналитического отчёта по результатам анализа и оценки собственной педагог...
Аналитический отчёт по аттестации 2019 год
Опыт работы....
Аналитический отчёт за 2018-2019 учебный год.
Аналитический отчёт за 2018-2019 учебный год....