Способы активации и удержания внимания дошкольников
статья
В материале рассказывается о способах активации и удержания внимания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_aktivatsii_i_uderzhaniya_vnimaniya_doshkolnikov.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 128 Невского района Санкт-Петербурга
ДОКЛАД
Тема: «Способы активации и удержания
внимания дошкольников».
Подготовила :
Воспитатель
Щербатюк Наталия Владимировна.
Санкт-Петербург
2019
Способы привлечения и удержания внимания дошкольников
Представьте, что вы сидите перед телевизором и держите в руках пульт управления. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего интересного, переключаете дальше… Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше. Фильм, который вы уже смотрели… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А потом… по второму кругу. И не замечаете, как проходит час.
Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. Не случайно приведен этот пример с телевизором. Переключая каналы на нем, мы удерживаем свое внимание очень долго. Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут. Это первый способ привлечь и удержать внимание.
Второй способ заключается в следующем. Как известно, человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60 % того, что видит, и лишь 10 % того, что делает. Представьте, что ваш друг рассказал о том, как он делал ремонт дома, ваш член семьи, например, муж, делал ремонт дома и вы это видели, и, наконец, вы сами делали ремонт. Что вам запомнится лучше? Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним.
Третий способ привлечения и удержания внимания – это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:
- задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,
- допустить намеренно ошибку,
- попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.
- можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.
Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а это им, как правило, льстит.
Четвертый способ привлечь внимание можно использовать, когда есть какой-либо раздаточный материал, например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения, например, объяснить последовательность рисования какого-либо предмета. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.
Пятый способ привлечения внимания заключается в следующем: как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.
Помогают привлечь и активизировать внимание дошкольников и следующие приемы:
- присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);
- обыгрывание проблемной ситуации;
- опора на личный опыт детей;
- «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.
Шестым способом для привлечения и удержания внимания являются контрастные раздражители: интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога.
Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка и может вовремя применить тот или иной способ активизации внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.
Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...
Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов
Здесь представлен опыт моей работы. Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....
Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закла...
Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"
На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....
"Рисование пальчиками как способ активации умственной деятельности младших дошкольников"
В статье поднят вопрос: почему важно заниматься с младшими дошкольниками рисованием пальчиками, и описаны приёмы данного способа рисования....
Мнемотехника, как способ активации речевого развития
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники. В наше время, у детей, речевое развитие находиться на низком уровне, в этой статье вы узна...
Квест-игра «Кладоискатели» как способ активации познавательных, мыслительных и творческих процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игра «Кладоискатели» как способ активации познавательных, мыслительных и творческих процессов у детей старшего дошкольного возраста....