Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».
Джордж Шоу
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Белгородчина – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством русских народных традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Оскол, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и поселок имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края –культурное наследие, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению народных традиций, поскольку живём мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни, динамично развивающиеся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и русских обычаев. Таким образом, я считаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников актуальна в наши дни.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:
- Интеграция областей познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в сопровождении детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Целью этой работы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, к природе, культуре на основе национальных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как жителя своего края, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Познакомившись с методической литературой различных авторов я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру.
- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
- Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно – прикладного искусства и художественным промыслам.
- Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
- Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Белгородчины, её культуре и людям труда.
- Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
- Воспитывать эмоционально - положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, станице, краю;
- Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
- Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Белгородского края посетила районный исторический музей в поселке Уразово, получила контактную информацию для общения с музеем поселения.
Подобрала и пополнила личную библиотеку материалами и книгами о Белгородской области. Изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада и других детских садов. Познакомилась с богатым опытом по патриотическому воспитанию учителей начальной школы.
Оформила уголок по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки.
Работа намечена по трём направлениям:
- Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.
В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».
Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческого развития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.
В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Белгородчины. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно - образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…
Направление работы по проблеме «Нравственно – патриотического воспитания через приобщение к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.
Работа нацелена на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира малой родины. В опыте акцент сделан на значимость народной культуры, ресурсов регионального плана, как богатейшего материала не только для введения ребёнка в мир окружающей красоты, знакомства с делами и традициями русского народа, экологического, этического и эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
В работе подчёркивается значимость организационно-диагностического этапа, намечаются направления основной деятельности воспитателя, анализируются ключевые аспекты работы.
Ведущая педагогическая идея опыта сочетает богатые традиции патриотического воспитания и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы. Диапазон опыта охватывает основные направления воспитательной работы в ДОУ в системе «воспитанник - детский сад – родители - мир малой родины».
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщению к миру
прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем
мире.
Результативность опыта
Выпускники МДОУ Детский сад № 4 «Радуга» поселка Уразово, занимавшиеся в системе «Нравственно – патриотического воспитания через приобщение к истокам малой родины» отличаются от сверстников большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки о культуре и традициях нашего края, отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний. Об этом свидетельствуют отзывы учителей начальных классов, чьими воспитанниками они ныне являются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»
Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»...
Сообщение из опыта работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Практическая значимость, теоретическое обоснование, личный вклад...
Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» ...
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины».
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Сообщение из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей во второй младшей группе»
Теме: «Я и Родина моя»...
Сообщение из опыта работы " Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками....
Из опыта работы НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Из опыта работы НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»...