Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) по теме
Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается.Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний.За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений. Хорошо и своевременно организованное использование предусмотренных программой средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Osnovnye_podhody_k_ozdorovleniyu.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.
1.1.Пальчиковая гимнастика
В народной педагогике действия руками — один из ведущих методов образовательной работы. Различные игры, в которых задействуются пальцы, широко ис пользуются и в настоящее время. Но, к сожалению, и родители, и некоторые педагоги, часто забывают, что и наша повседневная жизнь является хорошей школой для развития кистевой моторики ребёнка. Умение дер жать ложку, шнурование ботинок, застегивание пуго виц, использование предметов для самообслуживания, помощь маме на кухне, домашние немудрёные поруче ния — всё это хорошие упражнения для развития мото рики ребёнка. Другими словами, важно максимально включить мелкие движения пальцами в повседнев ную жизнь ребёнка. Стремясь сэкономить своё поистине драгоценное время, уважаемые родители и педагоги, не лишайте ребёнка возможности разви ваться самостоятельно. Тем более, что весь парадокс ситуации состоит в том, что когда ребёнок подходит к школьному порогу, многие родители (да и педагоги) начинают искусственно создавать развивающие ситуа ции — тренировать навыки письма, заучивать с детьми специальные упражнения и т. д. Несомненно, что всё это необходимо, но позитивное действие такие упраж нения оказывают лишь в том случае, если им предшест вовала длительная предварительная работа. Специальные упражнения необходимо использовать и в школе, так как известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10—13 лет. Гигиени ческие исследования установили оптимальную длитель ность непрерывного письма для детей 1-го класса — от 3 минут до 5 минут 20 секунд Неоспоримо влияние уровня развития мелкой мото рики на речевую и мыслительную деятельность ребён ка. Данный факт имеет физиологическую основу: при мерно треть всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, которая, кроме того, располагается в непосредственной близости от речевой зоны.
Использование пальчиковой гимнастики предпола гает выполнение следующих правил:
1. Пальчиковые игры должны использоваться сис тематически, ежедневно.
2. Место не имеет значение, главное — интерес ребёнка.
3. Длительность упражнения зависит от эмоцио нального отклика детей — не заставляйте их вы полнять упражнения насильно.
С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности:
- «пальчиковый театр»; — выкладывание узоров из мелких камешков, круп,
— вязание, шитье, вышивание;
— завязывание и развязывание узелков;
— застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
— комканье и сжимание пористых губок (для трени ровки мускулатуры кисти руки);
— лепка из глины или пластилина;
— нанизывание бус, бисера, пуговиц;
— нанизывание колец различной величины на стер жень;
— перематывание цветных клубочков ниток;
- складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.;
— собирание мозаики по возрастающей сложности;
- собирание пирамидки, матрешки;
— узнавание предметов на ощупь (игры типа «Чу десный мешочек»).
У детей дошкольного возраста довольно часто на блюдается задержка в развитии речи, хотя они здо ровы и у них нет глубоких поражений центральной нервной системы. Тогда у родителей возникает воп рос: в чём причина? Можно предположить несколько вариантов. Один из них заключается в недостаточ ном уровне активного речевого общения взрослого с детьми. Другой, более глубокий — степень сформи рованное™ тонких движений пальцев рук. Поэтому систематическая тренировка движений пальцев и всей кисти рук выступает важнейшим фактором, стимули рующим речевое развитие ребенка. Она повышает ра ботоспособность коры головного мозга, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму.
Для решения этих задач необходимо поставить сле дующие задачи:
• сделать работу по совершенствованию пальчико вой моторики регулярной, выделив для нее опти мальное время в режиме дня;.
• повысить интерес малышей к подобным упраж нениям, превратив их в занимательную игру; сочетать игры и упражнения для тренировки паль цев с речевой деятельностью детей. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук можно проводить во время утренней стимулирую щей гимнастики, физкультминуток, в свободное вре мя утром и после сна — по 2—3 минуты. Упражнения должны включать разнообразные движения пальцами, чтобы максимально задействовать все мышцы.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, при баутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Кроме того, в педагогическом про цессе должны использоваться игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь дви жение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. Тексты упражнений по своей сути — это рифмованные под сказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенс твуется произношение, происходит постановка пра вильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Практикой доказана эффективность в развитии дви жений всей кисти и пальцев руки игр с разнообразнымипредметами: мозаика, пирамидки; наборы колец раз ной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матреш ки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» или «сухой» бассейн. Хорошим средством для развития дви жений является «пальчиковый» театр.
Детям раннего и дошкольного возраста интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на час ти и собирать их снова. Задача взрослого — поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок овладевает двигательными умениями и навы ками, у него развивается координация движений, со вершенствуется деятельность артикуляционных орга нов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук — под вижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Эффективность такой работы возрастёт, если под ключать к ней родителей. Многие из них лишают малы шей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком малень кими. На первый взгляд отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в
действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и .общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в рече вом развитии.
1 Формирование мелкой моторики у детей может вес тись в трех направлениях:
• самомассаж и специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
• приобретение навыков самообслуживания, обу чение умению целенаправленно управлять дви-
; жениями в бытовых ситуациях, посильно помо-
гать членам семьи;
• формирование моторики в специально-организо ванной деятельности (на занятиях), с использова нием настольных и подвижных игр.
Родителям детей раннего возраста можно пореко мендовать научить ребенка манипулировать предмета ми — среди его игрушек обязательно должны быть раз личные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы. Нужно иметь набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Взрослым нужно показать ребёнку, как правильно пользоваться ими, при этом да вать конкретное задание: взрыхлить, вскопать, пропо лоть, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу. Практикой проверено, что ребенку нравится копать ся в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Предоставьте малышу возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Ребенок дол жен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Можно посоветовать проводить игру по типу«Чудесный мешочек»: поместить в отдельные коробоч ки (или мешочки) мелкий речной песок, гальку, глину, .« щебенку, ракушки и попросить ребёнка с закрытыми глазами потрогать ладошкой содержимое коробочки, а затем отгадать, что там лежит. Пусть он попробует опи сать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает.
Зимой под рукой другой материал — снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т. д. К тому же на снегу можно рисовать и писать.
На кухне малыш тоже может стать помощником, его можно познакомить с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет пере брать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подли вать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился де ржать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке. Взрослым сразу необходимо запастись терпе нием, так для ребёнка все эти процессы будут в новин ку. Кроме того, они требуют ручной ловкости, которую мы и развиваем, а следовательно, порядок на кухне бу дет нарушен.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой мото рики рук.
1.2.Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Парадоксально, но . постепенно человек утрачивает способность правильно [дышать, его газообмен нарушается, в кровь поступает ; меньше кислорода, что приводит к дисбалансу в организме. Многие взрослые и дети дышат так: при вдохе 'живот втягивается, а при выдохе — выпячивается. Это приобретенная привычка. Обращайте внимание на то, , как вы дышите, и всячески старайтесь сохранить у ребенка врожденную способность к правильному дыха нию.
Поэтому многие физиологи утверждают, что дышать [правильно надо учить.
При обучении ребенка правильному дыханию, пре жде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, •:что дышать нужно через нос. Правильное носовое ды хание — условие здоровья ребёнка, профилактическое ••средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит черезмножество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, постоянно присутствующей в окружающей среде. В процессе носового дыхания подвергаются ак тивизации и раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у де тей с затруднениями носового дыхания нередко приво дят к развитию состояний тревоги или угнетения, рас стройства сна
При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Следующим этапом должно стать развитие произволь ной регуляции дыхания: предложить подуть на цветок сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пус кание мыльных пузырей — хорошее и веселое упражне ние для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медлен нее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора — два раза дольше, его лучше делать на 4 гаага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2—3 шага, а выдох на 3—5 шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.
Как отмечает Соловьёва Н. , дыхание — важней ший физиологический процесс, происходящий автома тически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыха ния, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые рефлекторно, непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания — выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормаль ного функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигает-| ся благодаря выдоху.
Дыхательная пауза следует за выдохом. Она является переходной фазой и характеризуется завершением выдоха, а также ожиданием импульса к вдоху. Пауза 1 не менее важна, чем «активные» фазы дыхания, ведь I она повышает работоспособность организма. Именно благодаря ей обеспечиваются эффективный газообмен и вентиляция легких, что влияет на организм в целом. Продолжительность пауз зависит от интенсивности | физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.
Соловьёва Н. выделяет несколько видов дыхания. Нормальным считается дыхание, в котором участву-| ет весь дыхательный аппарат. Оно называется смешан ным, или гармонично-полным. На вдохе воздух последо вательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких. Последовательно при этом сначала выпячива ется живот, затем грудная клетка расширяется и подни мается вверх. На выдохе воздух последовательно выхо дит из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично-полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верх него дыхания.
• Нижнее, или успокаивающее дыхание. В нём участ вуют нижние отделы легких. На вдохе живот вы пячивается; на выдохе живот опускается. Грудная клетка остается неподвижной. • Среднее, или укрепляющее дыхание. В нем участву ют средние отделы легких. На вдохе грудная клет ка расширяется; на выдохе грудная клетка сужает ся. Живот остается неподвижным.
• Верхнее, или радостное дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клет ка поднимается вверх; на выдохе грудная клетка опускается. Живот остается неподвижным, груд ная клетка не расширяется.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы. Идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что вдох и выдох делают ся на равное количество шагов. Например, два шага — вдох, два шага — выдох. Выбирать количество шагов следует исходя из собственного удобства и комфорта.
Предлагаемая Соловьёвой Н. система дыхательных упражнений основана на физиологических особенно стях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата (его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д.). Основа тренинга — тренировка речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных зву ков, слогов, слов и фраз), сопровождающаяся соответ ствующими движениями.
Жизненная емкость легких или, другими словами, их объём тем меньше, чем меньше ребенок. Но потреб ность в кислороде велика, поэтому дыхание ребёнка ха рактеризуется высокой частотой и поверхностностью. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровитель ных упражнений обязательно включение дыхательной гимнастики.
Дыхательная система детей несовершенна: дыха тельные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстила ющая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда долж но быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше \ микробов, а следовательно, уменьшается риск заболе вания.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
1) дышать надо с удовольствием, так как положи тельные эмоции сами по себе имеют значитель ный оздоровительный эффект;
2) необходимо концентрировать внимание на дыха тельном упражнении, что увеличивает его поло жительное воздействие;
3) дышать надо медленно, это необходимо для насы щения организма кислородом;
4) выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
5) дышать надо носом.
Заниматься надо в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхатель ной гимнастики необходимо:
• все упражнения выполнять естественно, без уси лий и напряжения;
• привести свой организм в состояние глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении); • воздух должен входить и выходить из легких од ной непрерывной струей, а вдох и выдох были бы равны по силе и длительности и плавно переходи ли друг в друга.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести этапов, последовательно сменяющих друг друга:
1) принять позу и зафиксировать ее;
2) расслабиться;
3) сосредоточиться на предстоящем упражнении, воспроизвести в памяти и обдумать его основные элементы;
4) сделать глубокий вдох;
5) выполнить дыхательное упражнение;
6) отдохнуть после упражнения, сменив позу. Необходимо начинать занятия с освоения основной
позы дыхательной гимнастики: встать прямо, поста вить ноги чуть уже плеч, стопы — параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль ту ловища или левая рука на нижней части живота, а пра вая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
1.3.Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что девяносто процен тов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Наша жизнь — это в подав ляющем большинстве случаев агрессивный визуаль ный ряд (реклама, компьютер и т. д.). Кроме того, наши глаза «голодают», поглощая однообразные картинки повседневной жизни. Чрезмерная неестественная яр кость окружающих предметов тоже не лучшим образом сказывается на нашем зрении, перегружая глаза чрез мерной яркостью. Нагрузка на глаза у современного ре бенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно). Её основная цель — профилактика нарушений зрения. Для профилактики близорукости и замедления ее про-грессирования следует использовать специальную гим настику для глаз — офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицин ских наук В.Ф. Базарного.
Одно из самых распространённых заболеваний со временности — близорукость.
Согласно разным теориям, одним из основных фак торов возникновения и развития близорукости призна ются чрезмерные зрительные нагрузки. Возникновениеблизорукости проявляется в том, что глаз привыкает к работе только на близких расстояниях и теряет спо собность к четкому видению отдаленных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анали затора детей и общепринятыми технологиями обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится нам в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в повседневной жизни детей. Кроме того, эта проблема находится в тесной взаимосвязи и с другими, например искривлением поз воночника, нарушением осанки.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Специалиста ми по охране зрения разработаны различные упражне ния. Приведём некоторые из них.
1.4.Гимнастика пробуждения
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное пе реключение из одного состояния в другое, что обус ловлено несформированностью нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна необходимо про вести с детьми специальные упражнения, позволя ющие им постепенно перейти к бодрому состоянию. Необходимо помнить, что темп пробуждения (как и всей деятельности) у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Дру гими словами, воспитатель должен чутко уловить на строение детей, подбодрить тех, у кого фон настрое ния после сна снижен.
Слова упражнения должны проговариваться в спо койном темпе, с радостными интонациями.
Приведём пример комплекса упражнений для про буждения.
Картушина М.Ю. предлагает использовать сле дующие упражнения.
.1. Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик звонкий мой, Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» — говорит, «Закаляйтесь!» — всем велит.
«Kucku просыпаются»
Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок.
На ковре котята спят, Просыпаться не хотят. Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать.
Игры с одеялом
Дети прячутся под одеяло, и так 2—Зраза.
Вот идет лохматый пес, А зовут его — Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят.
Лёгкий масаж
«Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгла дить спинку, грудь.
Бег босиком из спальни в группу
Потянулись, быстро встали, На носочках побежали... Ходьба по «дороЖНам здоровья»
1-я дорожка — обычная, 2-я дорожка — ребристая, 3-я дорожка — с плоскими пуговицами, 4-я дорожка — с камешками.
Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну-ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы гуляем, топ, топ, топ! Топают ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Это наши ножки, топ, топ, топ!
Завершается подъем гигиеническими процедурами.
Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
2. Воспитатель ходит между кроватками и поглажи вает детей.
Постепенно все проснулись, Потихоньку потянулись. Встали, тихо улыбнулись, Слышим, едет паровоз, Ребяток в группу он повёз.
(Карту шина М.Ю.)
3. Три часа. Вставай! Подъём! В полдник молоко попьём, Булочку съедим с вареньем
Или вкусное печенье. А потом, детвора, Ждёт нас новая игра.
(Картушина М.Ю.)
4. Вот уж полдень далеко, Солнце смотрит к нам в окно. Потянулись, ребятишки, Поднимаем ручки выше, Ножки нужно разбудить, Долго им ещё ходить,
Мы погладили животик, и головку, и лицо, Просыпаемся, ребятки, Солнце очень высоко. Лучик солнца прикоснулся, Замер он на щёчке, Зайчик, друг его, проснулся, Поскакал по кочкам, На головку, на плечо, Стало вдруг мне горячо, Милый зайка — не шали, Нам здоровье подари. Как мы сладко спали, Вместе отдыхали. Надо нам теперь проснуться, Потянуться, встрепенуться И друг дружке улыбнуться. Открываем глазки, Что мы видим? Сказку!Вот медведь из леса, А за ним принцесса, А вот и серый зайка, Быстро догоняй-ка, По дорожке побежим — Всех гостей опередим. Помассируем ступни На лесной дорожке, Чтобы было веселей, Хлопаем в ладошки!
1.5.Подвижные игры
Работа с детьми дошкольного возраста строится так, чтобы решалась основная задача — разви тие их двигательных навыков и умений. Моторика детей развита слабо, движения неуверенные, плохо контролируемые.
Помочь в решении этой задачи могут игрушки, стимулирующие основные движения, например каталки сразнообразными яркими разноцветными фигурками. Основное требование к игрушкам-каталкам заклю чается в их функциональности — сам предмет должен 'крепиться на прямой палке, длина которой должна по зволять ребёнку идти прямо, не сгибаться и не накло няться вперёд. Ребёнок везёт каталку впереди себя и с интересом наблюдает, как бабочка машет крылышками или как вращаются смешные человечки. Ребёнок идёт быстрее, и бабочка чаще машет крыльями, а когда ма лыш бежит, движения фигурок ещё убыстряются. Не маловажен цветовой спектр, используемый в процессе изготовления игрушек. Желательно, чтобы цвета были натуральными, а их количество не превышало 3—4. Ин тересно бегать детям и с лёгкими яркими флажками, ленточками, султанчиками, изготовленными воспи тателем или старшими детьми. Особенно любят дети всевозможные мельницы-вертушки. Упражнению в координации движений рук и ног способствуют игры с хождением по доске, узкой дорожке. Игры с текстом придают движениям ритмичность.
Для малышей характерно эмоциональное, непо средственное восприятие игрушки, образа, данного в игре. Известно, что для детей характерен так называе мый анимизм — одушевление животных, непроизволь ное наделение их человеческими качествами. И вос питатель должен опираться на эту особенность детей. Значительно оживляют игру различные элементы кос тюмов, головных уборов.
Для детей этого возраста рекомендуются совсем про стые игры, построенные в большинстве случаев на од ном действии, причём это действие воспитатель тут же подсказывает детям. Детей 2—3 лет в подвижных играх
привлекает преимущественно сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать, что-то искать. Результат этих игровых действий для них не имеет зна чения.
В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие дви жения, а дети подражают ему. Движения должны быть чёткими. Речь — эмоционально насыщенной, интона ционно выразительной.
Как только дети научатся действовать по словесно му сигналу, можно вводить правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям. Объясняя детям правила, взрослый должен помнить, что возможности восприятия ими инструкции имеют свои особенности, их внимание ситуативно. Поэтому инструкция должна включать ограниченное число слов.
Начинать игру следует с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда воспитатель отметит, что все дети подгруппы усвоили правила, можно переходить к игре со всеми детьми. Воспитатель может повторять одну и ту же игру в тече ние нескольких дней: в знакомую игру малыши играют более охотно.
Введение новой игры лучше планировать на утро, когда дети ещё не утомились.
Примерно с 4-5 лет, в средней группе, детей уже | интересует результат произведённых действий, затра ченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры.
Предполагается, что движения детей стали более совершенными, координация улучшилась. Поэтому впроцессе игры теперь внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья. Следовательно, игры должны подбираться так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений. Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, если дети еще не научились хорошо этого де лать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение. Другими словами, игра предполагает за крепление того или иного движения.
В средней и в старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, уме ние быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале сле дует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.
В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности.
В процессе повседневной работы воспитатель до бивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем — при самостоятельной органи зации ими игры. Считалка даёт возможность всем де тям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.
В старшей группе дети должны знать разные счи талки.
Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.
Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, об ручи, флажки и т. п.).
Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.
Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, на чинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно пред ложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попры гать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе дол жен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и са мостоятельно.
Внимание воспитателя должно быть направлено на качество движений, чтобы они стали лёгкими, краси выми, уверенными, чтобы дети быстро ориентирова лись в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, об ручами, флажками. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости.
Как и раньше, воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами. Воспита тель учитдетей строго соблюдать правила, договаривать ся о последовательности действий, чтобы в дальнейшемони могли играть самостоятельно. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности.
Если дети не умеют, надо научить их пользоваться считалками и другими средствами организации игры.
В играх вдвоём, втроём, когда надо определить, кому начинать игру, можно не считаться, а конаться. Это де лается разными способами. Например, играющие берут две палочки разной длины, зажимают в руке так, что бы не было видно, какая длиннее. Один из играющих вытаскивает любую из палочек: если он вытянул длин ную, то ему и начинать игру, если короткую — начинает другой. Есть и другой способ: берётся палка или бита от городков, два игрока (по одному от каждой партии) пе рехватывают палку руками, т. е. один берёт её в любом месте, другой перехватывает рядом, затем снова пер вый, и так до конца. Кто последним перехватит палку, тот и начинает игру. Можно конаться и так: обе партии играющих встают с двух сторон, воспитатель становит ся посредине и подбрасывает биту вверх так, чтобы при полете она вращалась. В чью сторону бита упадет руч кой (или палка намеченным концом), та команда и на чинает игру.
Воспитатель добивается, чтобы все дети играли в разнообразные игры, иначе развитие их будет одно сторонним: одни будут упражняться только в метании, другие — в прыжках и т. п.
Подвижные игры занимают должное место в жизни детей, если сам воспитатель хорошо знает их и с удо вольствием играет с детьми. Нужно, чтобы среди игр, в которые дети с удовольствием играют ежедневно, были и народные игры.
Заключение
Проанализировав педагогическую и психолого-физиологическую литературу по вопросам физического развития и оздоровления дошкольников мы отмечаем, что сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Актуальной задачей физического воспитания детей является поиск эффективных средств совершенствования режима двигательной активности ребенка и формирование мотивации на ведение здорового образа жизни. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и другие.
Таким образом мы выяснили,что Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается.Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний.За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений. Хорошо и своевременно организованное использование предусмотренных программой средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.
ЛИТЕРАТУРА.
- Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М. , 2001 г.
- Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
- Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
- Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ,2001 г.
- Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.
- «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, С-П, 2002 г.
- Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984 г.
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
- Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.
- Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999 г
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
- Леви-Гориневская Е. Г. , Быкова А. И. «Закаливание детского организма» М. , 1962 г.
- Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001 г.
- Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г.
- Маркова Л. С. , «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002 г.
- Праздников В. П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.
- «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996 г.
- Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной активности дошкольников
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями посещают секции и кружки...
Коспекты занятия по развитию двигательной активности дошкольников
Примерные конспекты...
Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"
Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...
Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"
На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....
Консультация для родителей «Безопасные и эффективные способы развития двигательной активности детей раннего возраста»
Возрастные особенности развития детейЧтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям и воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать основн...
Семинар Дифференцированный подход в развитии двигательной активности дошкольников
В помощь педагогам....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕСИБИРСКИХ БОРДОВДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...
Комментарии
Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития
Людмила Васильевна, спсибо за данный материал