Мнемотехника, как способ активации речевого развития
статья (младшая группа)
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники. В наше время, у детей, речевое развитие находиться на низком уровне, в этой статье вы узнаете, что такое мнемотехника, как ей пользоваться и для чего она нужна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
В наше время, у детей, речевое развитие находиться на низком уровне.
Компьютер и телефоны широко вошли в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети могут добывать в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны.
Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Не все дети после объяснения материала помнят, о чем шла речь, поэтому необходимо использовать такие методы, которые помогут удержать внимание и сделать процесс запоминания простым. Как раз таким методом и является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Она помогает развивать:
- Зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
- Развивает речь
- Ребенок учиться преобразовывать абстрактные символы в образы.
- Развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Ребенок легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы.
- Ребенок учиться выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина —завершение);
- Дети учатся составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Существует много вариантов мнемотехники, некоторые из них мы рассмотрим.
1. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией
Например:
- Желтое солнце, зеленая елка и красная клубника
- Стол круглый, окно квадратное, зеркало овальное
2. Мнемодорожка - это ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ (2-4 предложения). Это могут быть чистоговорки, загадки, описательные предложения
Перед вами пример чистоговорок:
- ра ла ра ла не нужна бобру пила
- ро ло ро ло ворон вылечил крыло
Описательные предложения:
- По голубой реке плывет маленький кораблик
-На лесной опушке стоит избушка, а в избушке живут медведи
3. Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация. Обычно используется для составления сказок, заучивания стихотворений и для составления описательных рассказов.
Например, можно с помощью мнемотаблиц рассказать сказку колобок, ребенок, глядя на картинки с легкостью запомнит последовательность персонажей и научиться сам рассказывать полную сказку. А можно ребенку показать таблицу из картинок на стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол»:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший
Так же можно построить интересный рассказ о животном или о времени года, о друзьях или любимом занятии.
Я считаю, что все занятия с мнемотаблицами, пригодятся в работе педагога и обязательно понравятся родителям и детям. Это очень интересно и увлекательно!
Мнемотехника, у детей способствует:
- увеличению круга знаний об окружающем мире;
- появлению желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появлению интереса к заучиванию стихов и потешек;
- повысят словарный запас
Работая с мнемотаблицами у детей будут развиваются основные психические процессы – память, внимание, образное мышление.
Родители и педагоги на собственном опыте убедятся, что мнемотехника поможет сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д.Ушинский...
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
Презентация "Использование мнемотехники на занятиях по речевому развитию дошкольников"
Презентация "Использование мнемотнхники на занятиях по речевому развитию дошкольников"...
Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...
Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...
2023 «Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что использование данной технологии продиктовано самим временем. В современном мире наши дети получают огромны...