Требования к проведению занятий в ДОУ согласно ФГОС
статья
С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 22.66 КБ |
Презентация к консультации | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Требования к проведению занятий согласно ФГОС
С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности с детьми.
До сих пор некоторые педагоги не умеют правильно написать конспект, организовать и провести ООД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго, и мы к ней привыкли.
В конце концов, должен произойти отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. ООД - увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмыслив свою роль - педагог становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Многие педагоги пытаются преобразовать занятие и сделать из него новую ООД. Они берут конспект занятия «по старинке», включают вначале какую-нибудь проблемную ситуацию, продуктивную деятельность и – готово! А сущность не изменилась!
Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем организованная образовательная деятельность отличается от занятия.
Во-первых, ООД реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- игровая,
- познавательно-исследовательская,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- конструирование из разных материалов,
- изобразительная,
- двигательная,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Как же правильно всё организовать? Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Необходимо отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.
Для этого необходимо использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Во-вторых, должна измениться суть позиции педагога по отношению к детям.
Необходимо изменить стиль поведения взрослого (педагога): от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Основные формы работы с детьми при организации ООД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить ООД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
В-третьих, необходимо обновление структуры ООД.
И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается ООД. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься.
Одной из основных особенностей ООД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок - личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру ООД.
ООД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».
Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста»....
Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Сист...
СТАТЬЯ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности &ndash...
Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО
Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО.В данной презентации даются ответы на вопросы:1. Основные понятия, относящиеся к современному занятию2. Формы образовательного ...
Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дош...
Требования к физкультурному уголку в группах согласно ФГОС ДО
Материал для воспитателей, с целями, задачами и конкретным перечнем спортивного оборудования необходимым в группах ДОО....