Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
занимательные факты по логопедии

Носова Евгения Александровна

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причём эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.17 КБ
Файл obuchenie_grammote.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Одесский ДС»

Опыт работы:
Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Учитель – логопед

Носова Е.А.

2023

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причём эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости дошкольника к речи.  Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребёнка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Для повышения эффективности обучению грамоте в детском саду рекомендуется использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Психологами доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. На занятиях дети должны не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Как показала практика, занимательный речевой материал, интересные игры и упражнения, сюрпризные моменты способствуют развитию познавательных способностей детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятий.

На логопедических занятиях желательно применять разнообразные упражнения и игры с чётко организованной системой обратной связи, что помогает детям не только научиться читать, но и предупредить расстройства письменной речи (дисграфию).

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.

Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

работа    должна  проводиться    систематически, чтобы вырабатываемые у  детей  навыки закреплялись и становились более прочными;

работа должна вестись поэтапно в течение дня   во всех видах деятельности;

 при организации работы, должны  учитываться индивидуальные особенности ребёнка (темперамент, способности).

В младших группах подготовка к обучению грамоте должна начинаться с целенаправленного развития речевого аппарата: мышц губ, языка, мягкого нёба, формированию выдоха, речевого дыхания. Здесь широко используют звукоподражательные слова, имитация голосов животных, звуков, издаваемых различными звучащими предметами. Так же работа ведётся по развитию мелкой моторики, это пальчиковые игра, нейрокинезиологических игр.

Занятия-игры способствую развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли.

1.  Формирования у детей знаний на уровне буквы и слога

Для формирования у детей знаний на уровне буквы и слога использую игры, задания и упражнения:

1) Артикуляция звука, его характеристика;

2) Развитие фонематического слуха

3)  Выкладывание букв из счётных палочек с фиксированием внимания на расположении и количестве элементов (с использованием стихов А. Шибаева);

4)  Реконструкция букв (добавить, передвинуть, убрать палочку);

5) Конструирование букв из различного материала (камешки, тесьма, карандаши), игра – «Буквенные узоры»;

6)  Определение правильной буквы среди «зеркальных»;

7) Обведение, рисование букв, по трафарету или шаблону, штриховка или раскрашивание букв;

8) Определение позиции заданного звука в слове;

9)  Придумывание слов на заданную букву в определённой позиции;

2. Формирования у детей знаний на уровне слова

Для формирования знаний на уровне слова использую следующие игры, задания и упражнения:

1)  Составление звуковых схем слова. Обучение идёт от простого к сложному.

2)  Подбор слов к заданной звуковой модели (схема слова из цветных кружков);

3)  Игры на определение твёрдости и мягкости звуков в слове;

4)  Составление новых слов, игра – «Слово рассыпалось» (анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. В ряде случаев анаграммами принято также называть иные в функциональном отношении (то есть не являющиеся литературным приёмом) перемешивания буквенного или звукового состава слов.);

5)  Разгадывание ребусов;

6)  Чтение изографов (слова написаны буквами, расположение которых напоминает тот предмет, о котором идёт речь);

7)  Закрепление предлогов с использовании схем.

3.  Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения

Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения провожу следующие игры, задания и упражнения:

1)  Составление предложений по картинкам и графическим схемам;

2)  Составление схемы к предложению;

3)  Исправление предложения;

4)  Составление противоположного предложения данному.

5)  Составление предложений с помощью компьютерных игр

Любая форма взаимодействия с ребёнком предполагает формирование у него эмоционально – положительного отношения к познавательной деятельности. Общение взрослых с детьми должно носить спокойный, доброжелательный характер, так как внимание и уважение стимулирует к повышению познавательной активности. Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приёмов обучения с учётом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешное развитие речевой и познавательной деятельности у детей на этапе подготовки к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста. Носова Е.А.

Слайд 2

Артикуляция звука

Слайд 3

Развитие фонематического слуха

Слайд 4

Выкладывание букв из счётных палочек

Слайд 5

Реконструкция букв

Слайд 6

Конструирование буквы из различного материала

Слайд 7

Определение правильной буквы

Слайд 8

Обведение, рисование букв

Слайд 9

Определение позиции заданного звука в слове

Слайд 10

Придумывание слов на заданный звук в определённой позиции

Слайд 11

Составление звуковых схем слов

Слайд 12

Подбор слов к заданной звуковой модели

Слайд 13

Игры на определение твёрдости и мягкости звуков в слове

Слайд 14

Составление новых слов, анаграмма

Слайд 15

Разгадывание ребусов

Слайд 16

Чтение изографов

Слайд 17

Закрепление предлогов с использованием схем

Слайд 18

Составление предложений по картинкам и графическим схемам

Слайд 19

Составление схемы предложения.

Слайд 20

Исправление предложения

Слайд 21

Снег тает. Сегодня плохая погода. Зимой идёт снег. Ночью дети спят. Осенью листья опадают. Составление противоположного предложения данному

Слайд 22

Составление предложений с помощью компьютерных игр

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста: работа с родителями

В материале представлены конспекты беседы с родителями детей дошкольного возраста, а также тест и анкета, определяющие уровень готовности ребенка к обучению грамоте....

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Доклад "Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста".

Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста...