ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
методическая разработка
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_organizatsii_zanyatich_v_sootvetstvii_fgos.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Традиционно выделяется три формы организации обучения:
Индивидуальная. Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.
Особенности. Однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Подгрупповая (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. Особенности. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. /Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность./
Фронтальная.( Обще групповая ) Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. Особенности. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.
/Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач./
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок. Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, магазин, аптека) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учёт краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создаёт благоприятные условия для развития познавательных интересов.
В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач. Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. индивидуального опыта Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.
Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время непосредственно образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием непосредственно образовательной деятельности.
Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате. Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели непосредственно образовательной деятельности. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует возникновению интереса к непосредственно образовательной деятельности.
Структура классической непосредственно образовательной деятельности
В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.
Структурный компонент. Содержание. Виды деятельности.
Начало непосредственно образовательной деятельности предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, /игровая; предметная; речевая, /побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.
Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности (основная часть) Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата, /учебная; игровая; художественная; речевая./
Окончание непосредственно образовательной деятельности (заключительная часть) Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:
- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
-в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
-в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. / игровая, предметная; художественная; речевая. /
В зависимости от раздела обучения, от целей непосредственно образовательной деятельности методика проведения каждой части непосредственно образовательной деятельности может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части непосредственно образовательной деятельности. После проведения непосредственно образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Особенности построения непосредственно образовательной деятельности.
Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные, используя материал данной деятельности, как базу (мотив) для возникновения следующей.
Например, непосредственно образовательная деятельность по развитию мышления: а) начинается с «игровой разминки» (игры «Внимание» и др.);
б) содержит в основной своей части задачу, решение которой для шестилетних детей может требовать включения в «учебную» деятельность;
в) завершается «художественной» или «предметной» деятельностью (создание орнамента, строений, моделей и т.д.).
При этом в течение всей непосредственно образовательной деятельности ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить.
Структура непосредственно образовательной деятельности зависит от её места в системе непосредственно образовательной деятельности по данной теме. Например, непосредственно образовательную деятельность на закрепление ранее приобретённых знаний и умений, содержание которых вытекает из предыдущей темы, полезно начинать с опроса. Если тема непосредственно образовательной деятельности не имеет достаточно тесной связи с предыдущей темой, то непосредственно образовательную деятельность полезно начинать с изложения нового материала.
Цели непосредственно образовательной деятельности. Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. Цель – это образ желаемого результата. Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др. Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
При постановке целей полезно учитывать следующие требования:
1. Главным основанием постановки целей непосредственно образовательной деятельности должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой. 2. Цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам
3. Цели должны быть напряжёнными, но и реальными, т.е. находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер. 6. Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию. 8. Цель конкретной непосредственно образовательной деятельности должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, ДОУ в целом.
Сформулировав цель непосредственно образовательной деятельности, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей. Цель непосредственно образовательной деятельности, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программ.
Алгоритм постановки цели: 1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождение между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную.
2. Чётко сформулируйте эту проблему. 3. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность. 4. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия). 5. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
6. Сформулируйте цель непосредственно образовательной деятельности, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
Задачи, требования к ним. Задача непосредственно образовательной деятельности триедина: Образовательная: повышать уровень развития ребёнка
Воспитательная: формировать нравственные качества, личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Метод как способ достижения цели. Метод это способ достижения цели. Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Главные методы обучения Практические: опыт, упражнение, экспериментирование ,моделирование
Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий Словесные: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы
Игровые: дидактическая, игра воображаемая, ситуация в развёрнуто м виде
Метод– это способ достижения цели, т.е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку). Все методы обучения состоят из разнообразных приёмов, например, беседа – из приёмов постановки вопросов, анализа ответов воспитанников, комментирования и корректировки их, подведение воспитанников к выводам.
Группы методов:
Методы организации и самоорганизации НОД - отражают основные аспекты структуры познания.
Методы стимулирования и мотивации - направлены на развитие внутренней мотивации учения у воспитанников.
Методы контроля и самоконтроля – эффективности обучения.
Перцептивный (чувственное восприятие) – изложения и восприятия учебной информации Словесные: лекция, рассказ, беседа;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации, показ.
Практические: устные упражнения с дидактическим материалом, письменные упражнения, лабораторные упражнения, трудовая деятельность, работа с обучающими машинами (компьютер), отражающие как действие педагога, так и одновременно слуховые, зрительные и моторные восприятия воспитанников.
Логический – определяющий логику.
Методы формирования (самоформирования) познавательных интересов, интереса к учению.
Методы формирования (самоформирования) долга и ответственности в учении.
Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Методы письменного контроля: диктант (под диктовку).
Методы лабораторно - экспериментального контроля: контрольные лабораторные работы, программированный контроль (с помощью компьютера).
Методы самоконтроля: путём устного воспроизведения изученного; путём письменного воспроизведения материала; путём проведения опытов; с обучения - индуктивные и дедуктивные методы, отражающие логику изложения учебного материала педагогом и восприятия его воспитанниками.
Гностический – метод, определяющий характер познавательной деятельности воспитанников – объяснительно-репродуктивные и информационно-поисковые (частично-поисковые, исследовательские) методы.
Кибернетические – методы управления и самоуправления непосредственно образовательной деятельности, которые предполагают непосредственное и опосредованное управление и частичное или полное самоуправление учением с помощью программированных пособий.
Мотивация. Успешность формирования непосредственно образовательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная; часто она побуждается внешними мотивами. (Ребёнок не любит рисовать, но делает картину, чтобы подарить маме. Получить похвалу – это тоже внешняя мотивация.) Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка: «интересно», «хочу знать (уметь)». Результаты непосредственно образовательной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности, на то чему и как учить, из содержания непосредственно образовательной деятельности вытекает оценка и подведение итогов непосредственно образовательной деятельности, которые обоснованы мотивацией непосредственно образовательной деятельности.
Игровая мотивация – даёт лучшие результаты, т.к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой деятельности, На каждом возрастном этапе, вслед за изменением способов сюжетно-ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать. Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли. Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша. При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации: учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию); мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности. Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
Оценка результата. Планирование результативности непосредственно образовательной деятельности предусматривает: 1.Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности. 2.Анализ результатов групповой и индивидуальной работы. 3. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая и стимулирующая:
ориентирующая заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения;
стимулирующая определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.
Окончание непосредственно образовательной деятельности в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием непосредственно образовательной деятельности, так и с деятельностью детей.
Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности организации НОД в соответствии с ФГОС ДО"
Цель: Познакомить педагогов с особенностями организации НОД в соответствии с ФГОС ДО....
требования к условиям реализации в соответствии с ФГОС ДО
консультация для педагогов...
Выступление на методическом объединении на тему: «Использование интегрированного подхода в организации физкультурных занятий в соответствии с ФГОС»
Методическое обьединение прошло в ноябре 2015 года....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: Требования к организации НОД в соответствии с ФГОС
Доклад на тему: "Требования к организации НОД в соответствии с ФГОС"...
СТАТЬЯ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности &ndash...
Консультация: «Как подготовить и провести занятие в соответствии с ФГОС ДО», «Требования к конспекту занятия».
Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;Применение форм и методов в работе с детьми;Организация НОД, помощь в постан...
«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...