Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
статья

Борцой Виктория Степановна

Методическая статья о проведении занятий

в условиях внедрения ФГОС

 

 

Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bortsoy.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Кировского района

Санкт-Петербурга

Методическая статья о проведении занятий

в условиях внедрения ФГОС

Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

                                                         

Составила  воспитатель:  Борцой Виктория Степановна

Санкт-Петербург

2019г

Содержение

Введение………………………………………………….………………………..2

Характеристика НОД…………………………………………………….……..3-7

Список используемой литературы……………………………………………...8

Введение

Для реализации плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), на уровне дошкольной образовательной организации должна быть создана система методической работы, предусматривающая:

  • сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО;
  • определение наставников для молодых специалистов;
  • создание условий для участия педагогов в учебно-методических объединениях системы образования.

Успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя и всей административной команды. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Характеристика НОД

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок.

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, школа, школьный стадион, краеведческий музей др.), природных ландшафтов (луг, поле, лесополоса, речка, сквер и др.), производственных заведений (ателье, магазин, аптека, поликлиника) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учёт краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создаёт благоприятные условия для развития познавательных интересов.

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно продумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время непосредственно образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием непосредственно образовательной деятельности.

Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате, можно использовать различные формы организации в комплексе.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели непосредственно образовательной деятельности. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что способствует возникновению интереса к непосредственно образовательной деятельности.

Процесс обучения в детском саду:

в виде учебной деятельности:

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

через организацию детских видов деятельности:

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

 Примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности

Детская деятельность

Примеры форм работы

Двигательная

Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи.

Чтение художественной литературы

Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Конструирование.

Коммуникативная

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.

Трудовая

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия.

Список используемой литературы

 1. Кулаева А.В., Хохлова Л.А. Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2015.-№2;

2. Гульянц С.М. Сущность личносто – ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Народное образование. Педагогика.-2009;

3. Багаутдинова С.Ф., Корнилова В.А. Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2015;

4. Трубина Г.Ф. Современные концепции личностно – ориентированного образования // Педагогическое образование в России.-2014.-№9;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "Подготовка и проведение открытых показов непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении".

Открытые показы непосредственно образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как рабо...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в ясельной группе к конкурсу лучший работник. «В гостях у бабушки Маши».

Образовательные области: речевая, познание.Цель: практическое овладение нормами речи; закрепление знаний детей о домашних и диких животных.Задачи:1) Формирование словаря:- развивать понимание речи и а...

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...

Порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 101

Порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации,  осуществляющей образовательную деятельностьмуниципального дошкольного...