технология педагогической поддержки
материал

          

              Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pedagogicheskoy_podderzhki.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

           

              Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

- доверяй - не проверяй!

- признавай право на ошибку и не суди за нее;

- умей признать свою ошибку;

- защищай ребенка, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельно Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом ребенка к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели.

Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:

- "шаг первый": ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;

- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;

- "шаг третий": в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;

- "шаг четвертый": ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;

- "шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;

- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;

- "шаг седьмой": во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

 

                   Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. . Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

 Я реализую эту с помощью методов – 

а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

 б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

 в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

 г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

 д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

 е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

 ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

 з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Использую приемы технологии педагогической поддержки:

«Эмоциональное поглаживание»

  • Молодец!
  • Умница!
  • Как вы меня порадовали!
  • Я горжусь вами!

«Снятие страха»

  • «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»;
  • «Это совсем не трудно…»
  • «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»

«Аванс»

  • «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….»

«Инициатива активности»

  • «Нам это надо, потому что…»
  • «Для тебя это очень важно, потому что…»
  • «обычно удобнее приступить с этого…»

«Скрытая инструкция»

  • «ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»
  • «обычно удобнее приступить с этого…»
  • «здесь, вероятно, главное это…»

«Персональная исключительность»

  • «именно ты и смог бы…»
  • «именно на тебя я и надеялась…»
  • «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….»

«Умышленная ошибка»

  • «я ошиблась, помоги мне…»

«Минутка психологической разгрузки»

  • Шутки, загадки на отвлеченные темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".

Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...

«Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников»

Мастер-класс "Технологии педагогической поддержки  физического развития и здоровья дошкольников" предназначен как для педагогической, так и для родительской общественности. В соде...

Сообщение из опыта работы «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контексте решения задач обучения, воспитания, социализации и и

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контекс...