ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ
консультация (младшая группа)
Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_formy_raboty_s_rod._v_adapt._period.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Росинка»
г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл
Консультация для родителей
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ
Выполнила:
Воспитатель I кв. категории
МДОУ № 1 «Росинка»
Царегородцева И.П.
2019г.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
РЕБЁНКА И СЕМЬИ
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.
Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация — это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да ещё в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребёнка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, — это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.
Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.
Характеристика форм работы с родителями
в адаптационный период
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
• возрастной характер взаимодействия с родителями;
• доброжелательность, открытость.
Л. В. Белкина предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:
1. Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
2. Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, — это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
3. Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», присутствие родителей во время адаптационного периода в группе и укороченное время пребывания ребёнка в группе в этот же период). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т. п.
Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.
Интересный и полезный опыт по адаптации детей 2—3 лет накоплен в детском саду № 13 «Умка» города Химки Московской области. В рамках дополнительного образования в первой половине дня проводятся занятия для малышей, где мамы становятся партнёрами педагога и активно участвуют в работе с малышом (по принципу Центра игровой поддержки ребёнка). Большая часть занятия отводится совместным адаптационным играм для того, чтобы снизить напряжение, страх и тревогу и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте — это, конечно, игра. В игре ребёнок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни и т.д. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней (см. далее ресурсный .материал, с. 80—85).
К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования.
• новую игру учат несколько занятий;
• при введении новой игры знакомые игры повторяют;
• продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;
• при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов.
Первый период: «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребёнок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребёнка. Она, под руководством педагога, побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребёнок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости мама или педагог приходят ему на помощь.
Третий период: «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребёнка на момент возвращения мамы.
Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться на занятии один и спокойно отпускает маму. Ура!
Опыт показывает, что после таких занятий ребёнок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями в адаптационный период.
Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное ...
«Формы работы с родителями в адаптационный период»
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Ребенок должен приспособить...
Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от ...
Методическая разработка "Формы работы с родителями в адаптационный период"
Материал предназначен для педагогов и родителей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа восп...
Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы - развива...
Формы работы с родителями в адаптационный период
В материале представлены формы работы с родителями в адаптационый период для детей раннего возраста...
Нетрадиционные формы работы с родителями в адаптационный период в группе раннего возраста
Приобщать родителей к жизни детского сада.Тесное взаимодействие с родителями....