Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".
материал (младшая группа) по теме
Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологий происходит развитие и поддержка индивидуальности и инициативности дошкольников в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г.Покачи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(сообщение из опыта работы)
Воспитатель
Прунчак Г. Н.
Инициативность - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
В педагогике и психологии выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Инициатива | Вид деятельности |
Творческая | Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная |
Целеполагания и волевого усилия | Трудовая |
Коммуникативная | Общение |
Познавательная | Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы |
Как происходит развитие и поддержание инициативности дошкольников в разных видах деятельности в нашей группе?
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой.
Творческая инициатива.
В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
В группе создан уголок творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами используем нетрадиционных техники изображения.
В рисовании:
- ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.
В аппликации:
- сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги или бумажных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов - круп, макаронных изделий)
- Используем прием сотворчества и коллективных работ.
Например, воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или, дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участвуют в создания коллективных композиций.
- Приём сочетания рисования и аппликации.
Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.
Проводим с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной инициативности:
- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
- Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок»).
- Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Обведи фигуру»
Провели ряд консультаций для родителей
- Как сделать весёлый гербарий.
- Поделки из моркови и картошки.
- Так ли важно рисование в жизни ребёнка.
Коммуникативная инициатива
Существует педагогическая технология О.М. Ельцовой под названием «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.
Мы используем такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситуации, различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использованием алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы, упражнения типа «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Кто об этом скажет по-другому», игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.
При заучивании стихов давно используем методику «Расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие и способствует скорейшему запоминанию.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому мы стали практиковать заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т.е. схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Успешно используем в своей работе метод проектов, при котором учитывается принцип интеграции с другими образовательными областями. Учитывая, что 2015 год объявлен годом литературы, мы стали использовать интересную и эффективную технологию под названием флешмоб.
Флешмоб - это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. Так в марте месяце в течение недели, проходившей под названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомились с одинаковой для всех сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома было прочитано 5 сказок. В апреле литературный флешмоб продолжил своё существование в нашей группе, только теперь запланированную нами сказку родители могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору. Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспитанию интереса к совместному чтению.
Провели ряд консультаций для родителей
- Как научить детей выражать свои мысли?
- Как заучивать с детьми стихотворения?
- Как может помочь сказка?
Познавательная инициатива.
Познавательная активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Так, на протяжении учебного года, познакомились с некоторыми свойствами воды, снега, бумаги и дерева. Начинали с демонстрационного экспериментирования, когда дети были только наблюдателями опытов, затем перешли к фронтальным методам, когда эксперименты проводили сами дети.
В процессе экспериментирования познакомились со многими сенсорными признаками и свойствами предметов, явлений и объектов природы. Это: цвет, форма, величина; мнётся, рвётся, течёт, ломается, тонет, тает; высоко, низко, далеко; мягкий, твёрдый, гладкий, холодный, горячий, тёплый, прозрачный, липкий, мокрый и т.д.
Очень часто мы применяем ИКТ в образовательном познавательные и обучающие презентации и ЭОРы.
Использование современных информационных технологий позволяет нам повысить мотивацию детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.
Провели ряд консультаций для родителей
- Чем занять ребёнка в выходной день?
- Развивающие прогулки с ребёнком.
- В мире звуков.
- Как отвечать на детские вопросы вашего ребёнка?
- Чем занять ребёнка на прогулке весной?
- Значение детского экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....
«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»
В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...
Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ
quot;Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где ...
Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ
Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ...
«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»
В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...