Сообщение из опыта работы «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей»
опыты и эксперименты
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_ns_portal.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационная деятельность музыкального руководителя по ФГОС»
Дата начала работы над темой 2019 год.
Предполагаемая дата окончания работы 2021 год.
Тема: «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей»
Актуальность: Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.
Не секрет что человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников.
Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.
Цель: использование новых методик и технологий выявления одаренности детей в музыкальном развитии.
Задачи:
▪ Изучить методическую литературу
▪ Освоить методы и приемы, развивающие креативность детей
▪ Внедрить освоенный материал в практику
Я выбрала эту тему, так как она мне близка и понятна. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с одаренными детьми, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.
Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения экспериментального исследования. Методическая направленность моей системы работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой, Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, О. Кацер, М. Картушиной, А. Евтодьевой, Т. Боровик. Чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
Мною была разработана индивидуальная программа по вокалу «Веселые нотки» для детей, наделенных вокальными способностями, с которыми ведется кружковая работа. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, приоритетным в работе считается индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребенка, а именно пения, и наблюдения в самостоятельной деятельности. В ДОУ организуются условия для реализации музыкальных способностей детей. Предметно-пространственная среда музыкального зала включает в себя музыкально-дидактическую базу, ИКТ-зону. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. ИКТ применяю часто в разделе «музыкальная грамота» и пение: наглядность в форме коротких видео презентаций помогает усвоить длительность звуков (короткий – длинный), зрительно подкрепляется направление движения мелодии вниз или вверх и т.д.
Для создания инновационного продукта по теме «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей» я ставлю для себя ряд задач:
- Разработать и внедрить критерии оценивания образовательного результата инновационного проекта.
- Разработать и апробировать авторские дидактические музыкальные игры «Музыкальный звукоряд»
- Создать видеофильм «Детские эмоции в музыке и рисунках» с использованием детских рисунков, созданных под впечатлением прослушанных произведений.
- Создать детско-родительские проекты «Одаренный ребенок»; «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой»
- Создать электронную копилку «Детские эмоции в игре, музыке, рисунках» по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста через восприятие музыки.
Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Итак, как же я реализую свой инновационный проект?
Мной был разработан план мероприятий инновационного проекта, и теперь начинается непосредственная практическая инновационная деятельность. Я выбрала средством реализации поставленной цели программу по вокалу.
В рамках исследования была поставлена цель: провести диагностическое исследование музыкального развития детей старшего дошкольного возраста для выявления вокальных данных ребенка.
Этапы реализации исследования
- Организационный этап (2015 – 2016 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.
- Этап реализации (2016-2020 гг.): непосредственная работа с одаренными детьми. На этом этапе планируется организация и проведение утренников, конкурсов. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
- Завершающий этап (2021 г): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, определены три уровня развития певческого голоса:
Высокий: ребенок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, бесшумно берет дыхание.
Средний: ребенок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос не имеет ярко выраженной тембровой окраски (сип), артикуляционный аппарат средней активности, интонирование приблизительное, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий: ребенок затрудняется при выполнении задания, речь невнятная, вялый артикуляционный аппарат, интонирует нечисто, навык правильного дыхания отсутствует
Педагогическое наблюдение проводится на базе детского сада № 69 среди детей старшей и подготовительной групп.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах. С детьми организована кружковая работа по вокалу «Веселые нотки».
Ожидаемые результаты
• Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях.
• Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
• Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.
• Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации)
• Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.
Мы приходим к выводу: инновационные технологии в музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности воспитанника, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Выводы об эффективности инновационной деятельности:
- конкретизировано понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего;
- выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.
- разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа.
I этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.
II этап: репродуктивно – творческий – носит более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети успешно выступают на конкурсах, фестивалях районного и республиканского масштаба.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность
- удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Какие же инновационные технологии я применяю в своей практике?
1.Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на муз. занятиях являются: музыкально- валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
2.Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-
дидактические игры.
3.Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4.Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
5.Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по теме: “Использование фольклора в валеологическом воспитании детей”
Сообщение из опыта работы по теме: “Использование фольклора в валеологическом воспитании детей” на педагогическом совете по теме: “Организация работы по валеологическо...
Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.
Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"
Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...
Сообщение из опыта работы «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»
Получить в детстве началоэстетического воспитания – значитна всю жизнь приобрести чувствопрекрасного, умение понимать иценить произведения искусства,приобщаться к художественномутворчеству.Н.А. ...
Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. Основная ф...
Сообщение оз опыта работы «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»
Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков позволяет решить сразу несколько задач:- снизить утомляемость;- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;- побудить в...
- Мне нравится (1)