Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
презентация к уроку по теме
Семинар для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период совпадают с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации
Принцип развития предполагает, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период- формирование у него нового, совместно с другими, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством педагога. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций.
Первый этап Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым. Цель: формирование привязанности к воспитателю. Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции. Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
Второй этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде. Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде. Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий. Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
Третий этап. Формирование положительных контактов с ровесниками. Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности. Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование ; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения. Форма организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя.
Принципы организации взаимодействия с ребенком: педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; используются естественные, повседневно возникающие ситуации; приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; усвоение правил протекает в игровой форме; обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
Требования к организации взаимодействия: взрослый организует действие поочередно с ребенком; взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках; взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого; необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка; важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации; предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Приемы торможения отрицательных эмоций: - переключение; - игры с песком, водой; - игры с бытовыми предметами; - пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки); - спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами); - игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)
Требования к проведению адаптационных игр игра повторяется в течение дня несколько раз; при введении новой игры знакомые игры повторяются; задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы; игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций; за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется; продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений; при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее.
Требования к организации образовательного процесса: определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями; зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»); включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.
Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Сангвиники и холерики – более легкая адаптация Флегматики и меланхолики – более тяжелая адаптация.
Подберите игры для детей в соответствии с из темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик . Игры-потешки (« Сорока_ворона », «Ладушки»). Игра в мяч. Раскрашивание картинок. Веселые подвижные игры. Танцы по веселую музыку. Хороводы. Игры с песком и водой. Игры-эксперименты. Пазлы . Игра с кеглями. Конструкторы. Мозаика. Лепка. Рассматривание иллюстраций и настольные игры. Экспериментирование с красками. Ритмичные танцы. Подвижные игры.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Семинар: Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются процессов обучения по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.
В основу представленной ниже технологии положены принципы развития и концентричности. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.
При разработке содержания программы необходимо исходить из факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего как профилактическая. Все факторы объединяются в три проблемы и решаются поэтапно:
- новая организация взаимодействия со взрослым;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.
Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов)
Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде)
Третий этап – формирование контактов с ровесниками.
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Форма организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.
Принципы организации взаимодействия с ребенком:
- педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;
- используются естественные, повседневно возникающие ситуации;
- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
- усвоение правил протекает в игровой форме;
- обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
Требования к организации взаимодействия:
- взрослый организует действие поочередно с ребенком;
- взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
- необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
- важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
- предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)
Требования к проведению адаптационных игр:
- игра повторяется в течение дня несколько раз;
- при введении новой игры знакомые игры повторяются;
- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;
- знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
- за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
- продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;
- при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее.
Требования к организации образовательного процесса:
- определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
- создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;
- соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
- зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»);
- включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.
Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая им возможности побыть с собой.
Подберите игры для детей в соответствии с из темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
- Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»).
- Игра в мяч.
- Раскрашивание картинок.
- Веселые подвижные игры.
- Танцы по веселую музыку.
- Хороводы.
- Игры с песком и водой.
- Игры-эксперименты.
- Пазлы.
- Игра с кеглями.
- Конструкторы.
- Мозаика.
- Лепка.
- Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
- Экспериментирование с красками.
- Ритмичные танцы.
- Подвижные игры.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей: «Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ»
Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ...
Методические рекомендации для воспитателей: «Технология психологической поддержки детей в адаптационный период»
Технология психологической поддержки детей в адаптационный период...
«Технология психолого-педагогической поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка к ДОУ...
Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....
«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»
В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....
Психолого-педагогическая поддержка детей в адаптационный период
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – одной из центральных идей которого, является сохранение и укрепление физического ...
Методические рекомендации воспитателям "Оказание педагогической поддержки ребенку в адаптационный период"
В методических рекомендациях рассмотрен вопрос о способах поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду....