«Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников»
методическая разработка
Мастер-класс "Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников" предназначен как для педагогической, так и для родительской общественности. В содержании мастер-класса представлены различные технологии, которые помогут не только сохранить и укрепить здоровье дошкольников, но и расширить представление о здороье как о важной составляющей жизни человека, о необходимости ведения здорового образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА
на тему:
«Технологии педагогической поддержки физического развития
и здоровья дошкольников».
Педагогическая цель:
- Обобщить и продемонстрировать применение технологий здоровья в системе физического воспитания в ДОО.
Задачи:
- Воспитательная: расширить представление о здороье как о важной составляющей жизни человека, о необходимости ведения здорового образ жизни.
- Обучающая: ознакомить с технологиями здоровья, применяемые в дошкольном детстве.
- Развивающая: сформировать представление о воздействии технологий здоровья на организм дошкольника с целью совершенствования системы коррекционно-оздоровительной работы в ДОО.
Участники: руководитель физического воспитания, педагоги ДОО.
Средства реализации:
- глобус - 1шт;
- ребристая дорока - 1шт.;
- массажная дорожка - 1шт.;
- тканевый платочек - 10шт;
- картонная коробка - 1 шт.;
- гимнастический мат - 4шт.;
- фитбол - 4 шт.;
- мешочек с песком (m=200г) - 4шт.;
- треугольник-шаблон - 4 шт.;
- бумажные лепестки - 3 шт.;
- массажные жесткие мячики -4 шт.;
- кольцо гимнастическое пластм. (d=30-35cм).
Содержание мастер-класса.
- Вводная часть: «Здоровье – это бесценный дар».
Каждый человек в своей жизни о чем–то мечтает. Кто–то мечтает путешествовать, а ведь кто-то мечтает стать богатым, причем, не задумываясь, что главное богатство ему досталось уже при рождении. Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!». А ведь это не просто приветствие, а пожелание здравствовать, быть здоровым. Ведь здоровье – это самаое главное богатство в жизни человека. Ещё в 19 веке французский писатель Этьен Рей говорил: «Здоровье дороже богатства!».
-Для начала, давайте подумаем и ответим, что такое здоровье? ( ответы педагогов)
- Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».
- Как вы думаете, от каках факторов зависит состояние здоровья? (ответы педагогов)
- По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18%, условиям среды – 20%, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни, который зависит от наших мыслей и действий.
- А как относитесь к своему здоровью Вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это … " (ответы педагогов)
- Вы правильно думаете: путь к здоровью - это и правильное питание, и систематическая двигательная активность, и отсутствие стрессовых ситуаций, и ещё многое другое.
- Давайте попробуем предствавить свое здоровье в виде Чудесной планеты. Я предлагаю Вам проверить, насколько активно Вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению, являясь личным примером для дошкольников.
ИГРА « Путь к здоровью».
Описание: станьте в шеренгу напротив нашей планеты Здоровье. Я вам буду называть действия, спососбствующие укреплению здоровья. Если названное действие является привычным в вашей повседневной жизни, вы делаете шаг вперед. В конце игры мы посмотрим, кто оказался ближе всех к здоровью, кто должным образом заботиться о собственном здоровье.
- я ежедневно делаю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно выполняю гигиенические процедуры;
- я рационально питаюсь;
- я забочусь о витаминизации своего организма;
- я периодически организовываю разгрузочные дни;
- я занимаюсь закаливанием;
- я занимаюсь спотром или регулярно посещаю физкультурно-оздоровительный комплекс;
- я эмоционально устойчив;
- я совершаю ежевечерние прогулки;
- я соблюдаю режим дня;
- я сразу иду к врачу, если почувствую недомогание;
- я занимаюсь профилактикой заболеваний.
- Итак, кто из Вас оказался ближе всего к чудесной планете Здоровье?
- Хорошо! Молодцы!
- Родители отдают нам самое дорогое, что у них есть – это своих малышей, в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим их здоровье. А как вы думаете, на каких трех китах держится здоровье человека? (ответы педагогов)
- Физиологи утвержают, что главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
- Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь
быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» Стимулирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма происходит за счёт организации регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
Кроме того, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» не случайно сказано, так как они прекрасно стимулируют третьего кита здоровья – состояние имунной системы, являясь средствами закаливания.
Таким образом, органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОО способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
II. Совместная работа: ознакомление с технологиями здоровья.
- Как важно не просто воспитывать дошкольника, но и заботиться о сохранении его здоровья. Маленький ребенок не владеет способами сохранения собственного здоровья, поэтому мы должны научить его этому важному делу.
Технология здоровья «Игра-помощница».
Назначение: в процессе игры ребенок получает не только удовольствие от деятельности, но и вырабатывает навык правильной осанки, координации всего опорно-двигательного аппарата.
- «Встань прямо»
Методические указания:
- В начале игры воспитатель показывает и объясняет, как нужно правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног.
- Дети расходятся по площадке и 1,5-2 мин, бегают, а по команде: «Встань прямо!» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом.
- В правильной стойке ребенок должен стоять 10-15с.
- Необходимо использовать шаблон правильной постановки стоп (треугольник).
- Важно знать: при неправильной постановке стоп изменяется положение тела и его отдельных частей, возникают отклонения от вертикальной линии, уменьшается устойчивость, нарушается равновесие.
- «Держи голову прямо»
Методические указания:
1.Используется мешочек с песком, треугольнки для разворота стоп.
- « Подтяни живот»
Методические указания:
1.Используется мяч (d=25см).
- «Выполняй правильно»
Методические указания:
- Общеразвивающие упражнения для рук и верхнего плечевого пояса с гимнастической палкой, кольцом выполняются в чередовании с передвижением по залу.
2. Технология здоровья «Фитбол-тренировка».
Назначение: развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
Привлекательность фитбола обусловлена тем, что заниматься на нем не только очень эффективно, увлекательно, и даже, забавно, вызывая массу положительных эмоций. Огромным плюсом является еще и то, что во время тренировки задействуются все звенья опорно-двигательного аппарата, повышается упругость мышц и эластичность связок, что содейтсвует формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, тренировке вестибулярного аппарата.
- «Морские волны» (профилактика плоскостопия, укрепление мышц спины).
И.п. - сидя на фитболе (стопы прижаты к полу и параллельны друг другу), руки вдоль туловища, ладони на фитболе сбоку.
Вып. 1-4- выполняя корпусом движение вперед, прокатить фитбол вперед, поднимая стопы на носки;
5-8- прокатить фитбол корпусом назад, плавно опуская стопы на пятки (6 раз).
2. «Наклоны к прямой ноге» (укрепление мышц спины)
И.п. - сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе.
Вып. 1-2 -выставить правую ногу на пятку вперед;
3-4- наклон влево, правая рука над головой;
5-6- И.п., то же в другую сторону (по 3 раза в каждую сторону).
3. «Складочка» (укрепление мышц брюшного пресса)
И.п. - лежа на спине на полу, ноги на фитболе, руки вдоль туловища.
Вып. 1-2 -приподнять одновременно верхнюю часть туловища и прямую ногу вверх, руками потянуться вперед.
3-4 -И.п. (6 раз)
4. «Ножницы» (укрепление мышц ног, ягодиц, спины)
И.п. - лежа на животе на фитболе, руки слегка согнутые в локтях на полу.
Вып. 1-6 –скрещивание приподнятых прямых ног,
7-8 - соединить ноги, задержать в горизонтальном положении;
9-10-И.п. (4 раз)
5. «Расслабление» (снятие мышечного напряжения)
И.п. - сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу;
Вып. 1-4- облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться, затем в другую сторону (по 3 раза в каждую сторону).
3.Технология здоровья «Хатха Йога».
Слово «хатха» составлено из двух корней, ха и тха. Ха означает «луна», а тха — «солнце». Это символическое обозначение пары энергетических сил, присутствующих во всем. И именно практика хатха-йоги позволяет этими двумя энергиями стать гармоничными и объединиться в одну силу.
«Асаны делают человека крепким, свободным от болезней и легким духом» Хатха Йога Прадипика.
Например:
- Поза «Пальма»
Техника выполнения. Станьте прямо, ноги на ширине плеч, Голова, шея, спина образуют прямую линию, руки влоль туловища. Вдыхая через нос, поднимите рук вперед ладонями внутрь. Все мышцы в это время должны быть напряжены. Одновременно медленно приподнимайтесь на носки. Став на носки, продержитесь в этом положении несколько секунд, задержав дыхание. Выдыхая, медленно возвращайтесь в И.п
Результат упражнения. Подтягивание, которое делается всем телом, от пальцев ног до пальцев рук, очень полезно сказывается на весь организм, повышает тонус, благоприятствует лучшему кровообращению.
- Поза «Дерево».
Техника выполнения. Станьте прямо. Согните правую ногу в колене, поставьте стопу на левое бедро. Отводя колено в сторону, поднимите ногу как можно выше, затем необходимо соединить ладони и поднять вверх, максимально выпрямляя руки (как вариант: руки положить на затылок или поставить на пояс). Стойте так, сколько сможите (до 2 мин.)
Результат упражнения. Прежде всего, развивается чувство равновесия, устаняется нарушение осанки, успокаивается нервная система.
- Поза «Треугольник».
Техника выполнения. Поставьте ноги на ширине плеч, руки разведите в стороны, ладонями вниз. Глубоко вдыхая, поверните ладони вверх и задержите дыхание на несколько секунд. Вдыхая, поверните ладони вниз и наклоните туловище влево настолько, чтобы пальцами рук могли достать до щиколотки. Возвращаясь в И.П., вдыхайте. Потом продолжайте упражнение, наклоняясь попеременно: то вправо, то влево.
Результат упражнения. Развивает упугость тела, укрепляет позвоночник, нервную систему и боковые мышцы спины.
III. Индивидуальная работа: исследование здоровьесберегающих технологий.
- Мы с вами все вместе познакомились с технологиями здоровья, а теперь я вам предлагаю самостоятельно исследовать и другие технологии, чтобы почувствовать, какое влияние они оказывают на организм. Возьмите понравившийся Вам лепесток цветка «Здоровье». Прочитайте предложенное на ней задание и попытайтесь его выполнить, прислушиваясь к мышечным ощущениям своего организма.
1.Розовый лепесток: технология Су-Джок аккупунктуры.
- Прости босиком по ребристой и массажной дорожкам.
- Прокатить жесткий массажный мяч между ладонями рук, стопами ног по полу. Эффективность: воздействие на точки соответствия внутренним органам приводит к изменениям скорости протекания физиологических процессов в отдельном органе на клеточном уровне или в организме в целом, так как стимулируется энергия внутренних меридианов, по которым циркулирует энергия от нервных окончаний на стопах ног и ладонях рук к внутренним органам, с которыми они взаимосвязаны.
2. Желтый лепесток: беспредметная коррекция плоскостопия.
1. Выполнить упражнение «Гусеница»:
И.П.- стопы вместе, руки вдоль туловища.
Вып.- поочередно передвигайте сомкнутые носки и пятки в одну и ту же сторону, описывая в воздухе полукруг.
2. Выполнить упражнение «Собери платочки»:
И.П. – стоя, руки на поясе, под стопой ноги платочек.
Вып.- сжимая пальцы стоп, необходимо захватить платочек и положить его в коробочку.
3. Выполнить упражнение «Мельница»
И.П. - стоя, руки на поясе.
Вып. - слегка отрывая ногу от пола, описывать круги стопой ноги в разных направлениях.
4. Выполнить упражнение «Дворники»
И.П. - сидя на полу , руки в упоре сзади.
Вып. - две стопы наклоняются одновременното влево, то вправо, описывая круги в разных направлениях.
3. Голубой лепесток: тренировка носового и ротового дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
1. «Перышко»: вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот, сдувая перышко с одной ладошки на другую.
2. «Запасливый хомячок»: глубоким вдохом через рот сильно надуваем щечки, рот закрываем, дышим носом. Ходим 10 шагов с толстыми щечками, как у хомячков. Потом хлопаем себя по щечкам и выпускаем воздух через рот. Щечки стали, как у ребеят. Ходим 10 шагов, а затем повторяем упражнение.
3. «Чистые носики»: закройте указательным пальцем одну ноздрю и сильно вдохните воздух свободной ноздрей, задержите воздух, а теперь отпустите зажатую ноздрю и сделайте протяжный громкий выдох через рот - «ха-ха-а».
IV. Заключительная часть.
- Вот и подошла к концу наша беседа о технологиях здоровья. Мне хочется надеяться, что реализуя одну из задач образовательной области физическое развитие, а именно: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами, зафиксированную в ФГОС ДОО, вы используете продеменстрированный опыт оздоровления дошкольников. Мною замечено, что применение технологий здоровья и нетрадиционных методов работы с дошкольниками дает возможность раскрыть весь спектр возможностей детского организма, направить его усилия на полноценное физическое развитие и здоровье, как на основу формирования личности ребенка.
- Спасибо, коллеги, за внимание, понимание и старание! Будьте здоровы и не забывайте: здоровый образ жизни – фундамент крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".
Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...
Педагогическая поддержка физического развития детей дошкольного возраста с использованием элементов фитбол - гимнастики
Внимание к детскому физическому развитию - это забота о будущем. С рождения у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности, гармоничного физического развития и здо...
Методическая разработка по применению здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры у дошкольников с использованием метода проектов
Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных тем современного ДОУ: применению здоровье-сберегающих технологий с использованием инновационного метода проектов. Материал содержит подробн...
Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей
Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей...
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ
Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...
Педагогический проект по физическому развитию Здоровый дошкольник Мазаев А.А. МАДОУ № 22
Проект направлен на направление воспитаников и их родителей к здоровому образу жизни...