Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_safronova.docx | 61.4 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Д/с №56»
____________ И.В.Овчинникова
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида № 56»
Программа применяется с 1.09.2011г.
Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо»
(методическое пособие)
Возраст детей 5-7 лет
Срок реализации 2 года
Автор:
Сафронова О.Н. – воспитатель
детей дошкольного возраста
г. Ачинск, 2016
Сафронова О.Н.
Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие) – Ачинск, 2016. – 16 с.
Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Элементы занятия можно использовать с детьми меньшего возраста.
В данном пособии предлагается перспективный план занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Описаны этапы создания лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Программа содержит рекомендации по работе с родителями.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Сафронова Ольга Николаевна – воспитатель детей дошкольного возраста
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА В ТЕХНИКЕ «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ») «ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО»
Содержание: | |
Введение …………………………………………………………………………….. | 4 |
Пояснительная записка …………………………………………………………… | 10 |
Прогнозируемый результат……………………………………………………..… | 10 |
Формы работы с семьей………………………………………………………..…. | 11 |
Риски…………………………………………………………………....................... | 11 |
Этапы реализации программы……………………………………………..…….. | 11 |
Перспективный план работы …………………………………………………….. | 12 |
Мониторинг ЗУНов детей в рамках образовательной программы дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» | 15 |
Литература …………………………………………………………………………. | 16 |
Введение
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В.М.Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцов, Э. Р. Пилюгина, доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончике пальцев…». Все это – положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе.
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке - стека). Па этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Большое значение в развитии мелкой моторики у дошкольников имеет лепка. Дети осваивают различные технические способы и приемы работы с пластическими материалами, у них развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом.
В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка значительно влияет на развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достигнуть результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми дошкольного возраста.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так же способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Реализация образовательной программы дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» помогает развить и реализовать следующие умения:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так-же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так-же данная образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа разработана на основании программ Венгер Л.А. «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство), и авторской программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки», рассчитана на возможности детей 5 – 7 лет. Программа является модифицированной.
Актуальность: так как мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического развития, то занятия различными видами продуктивной деятельности – крайне полезное для общего развития ребенка занятие. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий.
Пластилинография – это использование нетрадиционной техники работы с пластилином. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление и представляют большую возможность для развития детей. Одним из достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей.
Преимущества пластилинографии в том, что она позволяет:
- создавать больше возможностей для упражнения детей в освоении технических приемов лепки;
- упражнять детей в согласованности движений рук и глаз;
- развивать композиционные умения;
- разнообразить темы работ по пластилинографии и теснее увязать с занятиями по речевому и познавательному развитию;
- реализовать познавательную активность.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является создание условий для развития ручной умелости и творческих способностей детей посредством пластилинографии.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать технические приемы работы с пластилином на плоскости. Формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию, добиваться реализации выразительного, яркого образа.
Развивающие: Развивать умение равномерно располагать предметы по всему силуэту, более точно передавать форму, цвет, величину предметов с помощью дополнения мелкими деталями изображения; сенсорные эталоны, мелкую моторику пальцев рук, интерес к процессу и результатам работы, эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать желание применять полученные навыки в повседневной деятельности, дружелюбное отношение при оценке работ сверстников, бережное отношение к результатам собственного труда.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрирование видов деятельности в организации педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Учитывается интеграция следующих областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю продолжительностью 30 минут, с группой детей 10 человек.
Направленность: художественно-эстетическое развитие
Методы исследования:
- наблюдение за выполнением работы;
- анализ выполненных работ;
- мониторинг.
Срок реализации: два года.
В процессе проведения занятий используются следующие приемы:
- комментирование этапов и способа выполнения действий;
- воспроизведение движений в воздухе;
- работа на «пробниках»;
- совместные действия;
- художественное слово;
- физкультурно-оздоровительные моменты (пальчиковая гимнастика, физминутка, гимнастика для глаз);
- работа на общем фоне.
Прогнозируемый результат:
- усвоены детьми технические приемы лепки;
- усовершенствованы навыки владения стекой у детей, что оказывает влияние на подготовку руки ребенка к письму;
- приобретен навык ориентировки на плоскости;
- укреплена мелкая моторика рук;
- повышен интерес к занятиям лепкой;
- заложены основы волевых качеств: выдержки и терпения,
- приобретены навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки творческих работ детей;
- открытые занятия;
- показ презентаций на родительских собраниях и педсоветах;
- участие в конкурсах.
Формы работы с семьей:
- консультации;
- анкетирование;
- выставки детских работ;
- практикумы, мастер – классы;
- родительские собрания.
Риски:
1. Слабая заинтересованность родителей
Пути решения: вовлечение родителей в образовательный процесс путем мастер-классов, практикумов, консультаций, родительских собраний, показов открытых занятий.
2. Низкая посещаемость детей из-за болезни
Пути решения: индивидуальные занятия с детьми по пропущенной теме.
Этапы реализации программы:
Возраст детей | Этапы | Задачи |
Старший дошкольный возраст | Подготовительный | Освоение следующих приемов: надавливания, размазывания, прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика двумя пальцами |
Подготовительный к школе возраст | Основной | Размазывание пластилина внутри контура, пользование стекой, использование бросового материала, действовать по образцу, по словесному указанию воспитателя |
Подготовительный к школе возраст | Итоговый | Самостоятельное решение творческих задач, выбор цветовой гаммы, выполнение коллективных композиций |
Перспективный план работы
Месяц | Тема | Игровой прием | Задачи для детей 5-6 лет | Задачи для детей 6-7 лет | Этапы выполнения |
Сентябрь | Первичный мониторинг детей. Формирование группы детей. Подбор материала для занятий | ||||
Сентябрь | «Кактус в горшочке» | Обыгрывание предмета | Формировать умение действовать по образцу Закреплять приемы раскатывания. | Закреплять умение действовать по образцу Закреплять приемы раскатывания. | Размазать пластилин коричневого и зеленого цвета на основе. Раскатать тонкие колбаски коричневого цвета и выложить их по контуру горшка Раскатать колбаски зеленого цвета, нарезать их, сплющить, выложить контур кактуса, иголочек Раскатать шарики красного цвета, надавить, закрепить на основе (цветы кактуса). |
Октябрь | «Осенний пейзаж» | Уточнение жанра | Формировать умение не выходить за контур рисунка Познакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. | Закрепить умение не выходить за контур рисунка Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. | Рисование контура деревьев: Раскатать пластилин нужной формы и размазать к краям контура, дополнить изображение листиками. |
Ноябрь | «Рыбки в аквариуме» | Обыгрывание предметов | Формировать умение не выходить за контур рисунка, Закрепить приемы раскатывания, сплющивания. | Закрепить умение не выходить за контур рисунка, Закрепить приемы раскатывания, сплющивания. | Рисование контуров: Раскатать шарики нужного цвета и размазать их до края контура, Изобразить водоросли из колбаски зеленого цвета. |
Декабрь | «Снеговик» | Обыгрывание картин | Формировать навыки выполнения коллективных работ Закреплять прием размазывания пластилина по всему рисунку, как будто закрашивая его. | Развивать навыки выполнения коллективных работ Закреплять прием размазывания пластилина по всему рисунку, как будто закрашивая его. | Что такое пейзаж? Изображение фона, Изображение снеговика. |
Январь | «Теремок» | Обыгрывание предмета | Формировать навык восстановления последовательности выполняемых действий, умение использовать бросовый материал для завершения образа. | Развивать навык восстановления последовательности выполняемых действий, умение использовать бросовый материал для завершения образа. | Оформление теремка: Раскатать тонкие колбаски синего пластилина и выложить контур, затем заполнить внутри силуэта Оформить окошки Оформить фон. |
Февраль | «Матрешка» | Обыгрывание картин | Формировать умение работать в сине-голубых тонах на белом фоне, смешивать пластилин, Закрепить прием скатывания пластилина в шарики, накладывания их друг на друга, размазывая и заглаживая пальцами и стекой. | Развивать умение работать в сине-голубых тонах на белом фоне, смешивать пластилин, Закрепить прием скатывания пластилина в шарики, накладывания их друг на друга, размазывая и заглаживая пальцами и стекой. | Оформление фона: Выстраивание композиции первого и второго плана. |
Март | «Удивительная дымка» | Обыгрывание незаконченного изображения | Закреплять знакомые и изученные приемы работы с пластилином, формировать изобразительные навыки в рисовании наброска карандашом. | Закреплять знакомые приемы работы с пластилином, Развивать изобразительные навыки в рисовании наброска карандашом. | Рисование наброска, Выкладывание по нему пластилином, пользуясь знакомыми способами лепки. |
Апрель | «Душистый букет» | Обыгрывание предмета | Поощрять использовать разные приемы лепки, самостоятельно выбирать цвет пластилина. | Поощрять использовать разные приемы лепки, самостоятельно выбирать цвет пластилина. | Раскатать тонкие колбаски и выложить ими силуэт |
Май | «Чудо-хохлома» | Обыгрывание картин | Познакомить с приемом «сливания» цветов путем смешивания кусочков пластилина и заглаживание пальцами в одном направлении, Закрепить основные изученные приемы рисования пластилином. | Познакомить с приемом «сливания» цветов путем смешивания кусочков пластилина и заглаживание пальцами в одном направлении, Закрепить основные приемы рисования пластилином. | Распределение работы между детьми разного возраста на большом формате. При помощи пластилина, стек и знакомых способов работы дети изображают хохломскую роспись, работая согласованно и помогая друг другу. |
Мониторинг ЗУНов детей в рамках образовательной программы дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (5-6 лет)
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Прием раскатывание, размазывание | Прием скатывание шарика двумя пальцами | Умение пользоваться стекой | Выполнение работы по схеме, по словесной инструкции | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | |||||||||||
Мониторинг ЗУНов детей в рамках образовательной программы дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (6-7 лет)
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Прием размазывание внутри контура | Прием сливание цвета | Использование бросового материала | Самостоятельное создание творческих работ | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | |||||||||||
Используемая литература:
- Абрамова Л.П. Пальчиковые игры. М.: Карапуз 2009
- Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.: Карапуз,2004.
- Агаян Г.Г. Мы гопали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.: Карапуз,2004.
- Анищенкова Р.C. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.:АСТ: Астрель, 2006.
- Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.: Карапуз. 1999.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2005. – 98с
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., 2008
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. - М., 2008 https://eknigi.org/dlja_detej/67321-plastilinografiya-dlya-malyshej-3.html
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2008 http://www.twirpx.com/file/192286/ https://eknigi.org/dlja_detej/75420-plastilinografiya-2.html
- Кипхард Ю., Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? - М.: Теревинф. 2006.
- Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание, 1984, № I
- Самойленко Наталья. «Как развивать малыша». - Журнал «Здоровая семья»
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996 http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/27/v-v-tsvyntarnyy-igraem-palchikami-i-razvivaem-rech
- Шницкая И.О. Пластилин. – М.: Феникс 2008
- Шницкая И.О. Аппликация из пластилина. М.: Феникс, 2008
- Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Развивай-ка"(нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
Рабочая программа "Развивайка" ( нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию «Красочный мир» 4-7 лет
Дошкольный возраст – чудесный, сказочный мир детства, яркая и неповторимая страница в жизни человека. Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не тольк...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.
Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - э...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения
Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 6 лет
Цель программы: создать условие для развития творческих способностей детей в художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник, нетрадиционного материа...