Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения
методическая разработка (старшая группа)
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - это техника создание картин из ниток на твёрдой основе, её также называют вышивкой по картону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_izonit_1_god_obucheniya.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 159»
П. А. Чецкая
_____________________
«30» августа 2019 г.
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 159»
протокол № ___ от «30» августа 2019 г.
Программа
дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию
Кружок
«Волшебная нить»
(техника изонить)
Старшая группа.
Руководитель – Юлия Валерьевна Шумихина.
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка.
«Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального предназначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным».
А. Б. Салтыков.
Дошкольный возраст – большой период всестороннего развития ребёнка. Психологи доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку и их необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются: творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие развития творческих способностей у детей приводит к неполноценному формированию личности, к её не способности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему, что видят и слышат. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связано со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей – это работа в технике изонить.
Актуальность:
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук – один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Такой ребёнок в ладу с логикой, у него хорошая память, он внимателен и владеет всеми видами речи. Один из главных компонентов при обучении в школе – это письмо. Письмо – сложный навык, требующий владения тонкими координированными движениями рук, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия может привести к возникновению у ребёнка негативного отношения к письму. В связи с этим, уже в дошкольном возрасте надо развивать механизмы, необходимые для развития навыков письма, для этого хорошо подходят занятия по изонити.
Педагогическая ценность:
Изонить – это техника создания картин из ниток на твёрдой основе, её также называют вышивкой по картону. Изонить привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат. Основной материал – это картон и цветные нитки. Занятия изонитью доступно и интересно людям любого возраста, в том числе и детям дошкольникам. Из нитей, натянутых в определённой последовательности и определённом порядке, получается рисунок. Данный вид искусства развивает фантазию, художественный вкус. На таких занятиях можно использовать игровые мотивации (путешествия, превращения), музыкальное сопровождение, игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционную гимнастику, игры с цветными скрепками и прищепками, счётными палочками, физкультминутками, упражнения на релаксацию.
Данная дополнительная образовательная программа опирается на понимание развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности, что и является отличительной чертой данной программы. Кроме того, на занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда. Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений.
Цели программы:
- Гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования
- Развитие творческих способностей детей.
- Развитие навыков ручного труда детей старшего дошкольного возраста.
- Поддержание интереса детей к художественно-творческой деятельности.
Задачи:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Познакомить детей с новым видом художественной деятельности.
- Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
- Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
- Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
- Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
- Воспитывать эстетический вкус.
ОО «Познавательное развитие»:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
2. ФЭМП у детей.
- Дать детям понятие о разных углах (острых, прямых, тупых), величине (большие и маленькие), длине сторон.
- Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
- Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
- Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
- Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
- Дать понятие о точке отсчёта.
- Закрепить знание направлений: вверху, внизу, справа, слева.
- Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
- Закрепить понятие «зеркальное изображение».
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
- Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
- Научить работать с трафаретом.
- Научить технике работы – изонить.
- Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
- Формировать позитивную установку к различным видам труда и творчества.
- Формировать основы безопасного поведения в быту.
- Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
ОО «Физическое развитие».
- Развивать мелкую мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
- Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
ОО «Речевое развитие».
- Развивать активный и пассивный словарь детей.
- Развивать объяснительную и доказательную речь.
- Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Принципы построения программы:
- Актуальность
Приобщение дошкольников к миру прекрасного.
- Научность
Основа работы кружка – изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
- Доступность
Каждый желающий может в работе кружка найти применение своим возможностям.
- Системность
Занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для дошкольников работы.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на развитие умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить его, что так необходимо будет требоваться каждому ребенку в жизни.
- Обеспечение мотивации
Одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно, творчество, которое помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство расширит кругозор, даст им возможность что-то сделать своими руками и это что-то он может кому-либо подарить или оставить себе на память. Это и будет основной мотивацией участия детей в работе кружка.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – в течении учебного года.
Содержание обучения направлено на развитие у ребёнка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
Структура занятий:
1. Учебный материал рассчитан на два года обучения:
I год обучения – старшая группа – дети 5-6 лет.
II год обучения – подготовительная группа – дети 6-7 лет.
2. Занятия проходят один раз в неделю – в вечернее время.
3. Продолжительность занятия:
5-6 лет – 25 минут.
6-7 лет – 30 минут.
4. Две полгруппы по 6 человек (определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
5. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
- Овладение техники изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
- Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Методы, приёмы и формы работы.
- Словесный метод: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворений, рассказывание сказок).
Чтобы создать интерес к определённому занятию используются данные методы и приёмы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребёнка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью!», «Дело и труд – всё перетрут!», «У кого сноровка – тот и действует ловко!». Чтобы заинтриговать используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». Когда дети овладеют трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребёнку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнёшь выполнять свою работу?», «Что будешь использовать для своей работы?» и т.д.).
- Наглядный метод: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы, презентации.
Детям старшего возраста образец даётся только для того, чтобы показать на нём последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приёмом.
- Практический метод: отмерять нить, вдевать нить в иглу, завязывать узелок, работа с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину, (панно).
Овладение приёмами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Формы работы:
- Практические занятия (коллективное).
- Работа по подгруппам.
- Индивидуальная работа.
Дидактический материал:
- Иллюстрации.
- Образцы работ.
- Схемы (техника заполнения фигур).
- Картотека стихов и загадок.
Инструменты, необходимые для работы:
- Плотный картон или бархатная бумага.
- Нитки различного цвета (швейные, мулине, ирис).
- Иглы с широким ушком.
- Шило короткое или большая иголка.
- Ножницы.
- Циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши.
- Клей ПВА.
- Копировальная бумага или калька.
- Трафареты.
- Кусок линолеума или пенопласт.
Учебно-тематический план:
I год обучения – старшая группа – дети 5-6 лет.
№ | Тема | Задачи | Сроки |
Беседа «Из истории иголки», презентация | Познакомить детей с работой колющими предметами, провести инструктаж – познакомить с техникой безопасности. Познакомить с работами в технике «изонить». Вызвать желание самим попробовать создавать узоры с помощью иголки, ниток и картона. | сентябрь | |
Диагностика | Выявить практические умения детей работы с ниткой и иголкой на данном этапе работы. | ||
1. | «Волшебная ниточка» (тупой угол) | Познакомить с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Учить соблюдать технику безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Ввести понятия «угол», «вершина», «левая (правая) сторона угла». Обучать правильно пользоваться трафаретами (обводить, наносить деления). | октябрь |
2. | «Волшебная ниточка» (острый угол) | ||
3-4. | «Грибок» (тупой угол) | Обучать умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Закреплять понятия: «угол», «вершина», «левая (правая) сторона угла». Учить дорисовывать изображение после вышивки. Развивать творческие способности. | ноябрь |
5-6 | «Морковка» (острый угол) | Закреплять умение отличать лицевую и изнаночную сторону изделия. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Учить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам в трафарете. Формировать усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. | декабрь |
7-8 | «Ёлочка» | Учить детей использовать трафареты – треугольники разного размера, располагать их один под другим по убыванию (ёлочка). Формировать чувство цвета, умение составлять красивую композицию, дорисовывать изображение после вышивки. Познакомить с поговорками о труде. | январь |
9-10 | «Домик» | Продолжать учить детей пользоваться трафаретами, подбирать их по размеру. Обучать детей плоскостному моделированию. Продолжать закреплять правила работы с иголкой. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Дорисовывать после вышивки, создавая сюжетную композицию. | февраль |
11-12 | «Цветок – тюльпан» | Учить вышивать цветы с помощью углов, подбирать нужный угол. Закреплять умение пользоваться трафаретом, делать отверстия. Развивать у детей воображение, умение составлять красивую композицию, подбирать цветовую гамму. Совмещать вышивку с аппликацией (ваза). | март |
12-13 | «Космос» | Учить детей с помощью вышивки и аппликации создавать сюжетную композицию. Развивать у детей воображение и творческие способности. Закреплять умение вышивать острые углы, самостоятельно подбирать цвета ниток. Учить анализировать образец, активируя словарь детей объяснительной и доказательной речью. | апрель |
13-14 | «Рыбки в аквариуме» | Закрепить умение вышивать углы в технике «изонить» (острые, прямые, тупые); самостоятельно подбирать цвета ниток, обводить трафареты и делать дырки шилом, соблюдая технику безопасности. Завершать композицию дорисовывая нужные элементы. Развивать воображение, творческие умения и усидчивость. | май |
К концу I года обучения дети должны
знать:
- историю техники изонить;
- правила безопасной работы при вышивании;
- технологическую последовательность выполнения углов;
- правила перебивки рисунка на бумагу;
- правила ухода за вышитыми изделиями;
- правила взаимодействия в коллективе.
уметь:
- организовать рабочее место;
- выполнять правила безопасной работы при вышивании;
- выполнять практическую работу по вышиванию в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами;
- самостоятельно работать с трафаретом;
- экономно расходовать материал;
- подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- составлять несложную композицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ФГОС по художественно эстетическому развитию "Рисуем в нетрадиционной технике" в младшей группе. Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на кружке. Новизна обстановки, необычное нача...
Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)
Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Э...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (с использованием нетрадиционной техники рисования) в группе раннего возраста «Выпал первый снег»
Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию....
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения
Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Конспект ННОД по лепке в старшей группе, тема «Бытовая техника для гномиков»
Конспект образовательной деятельности по лепке в на тему «Бытовая техника для гномиков»...
Конспект Организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования ( старшая группа) Тема: Пейзаж
познакомить детей с новым нетрадиционным приёмам рисования пейзажа кофейная монотипия....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 6 лет
Цель программы: создать условие для развития творческих способностей детей в художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник, нетрадиционного материа...