Программа дополнительного образования "Математические ступеньки"
рабочая программа
Программа дополнительного образования "Математические ступеньКи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Математические ступеньки" | 188.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МА ДОУ) Центр развития
ребенка – детский сад № 4 «Ёлочка»
Утверждено:
Заведующей отделением
МАДОУ ГЦРР –
детский сад № 4 «Ёлочка
приказ №__ от __________
____________ Бобровой Л. А.
от «__» ___________ 2019год
Программа
«Математические ступеньки»
Составила воспитатель: Попова Надежда Александровна
Голышманово, 2019
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Новизна
- Цель и задачи
- Режим занятий
- Структура занятий
- Этапы содержания работы
- Формы и методы организации образовательной деятельности
- Формы подведения итогов (Диагностика)
- Условия необходимые для реализации программы
- Календарно – тематическое планирование 4 – 5 лет
- Календарно – тематическое планирование 5– 7 лет
- Приложение 1 Эффективность методики Н.а. Зайцева «Стосчет»
- Приложение 2 Игровые упражнения «Шаг за шагом»
- Приложение 3 Литература
Пояснительная записка
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе методики Н.А. Зайцева «Стосчёт» для детей 4-7 лет.
Уникальная система Н. А. Зайцева эффективно работает, в ней полностью учитываются особенности детского восприятия и психологии. По содержанию учебного материала «Стосчет» значительно превосходит стандарт дошкольного образования: методика позволяет детям перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.
Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»:
· обучение ведется с огромным опережением без принуждения;
· способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
· формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;
· она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией
Таким образом методика Н.А. Зайцева действенная, прогрессивная, соответствует запросам настоящего времени.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее развитие, совсем - не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие - это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.
Раннее развитие стало реальностью в нашей жизни. Известный ученый -нейрофизиолог Гленн Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост, ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что мы ему предложим. Таким образом, подойдя к активной позиции к раннему обучению своих детей, мы закладываем фундамент их будущего успеха в жизни.
Новизна дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» заключается в том, занятия проводятся в игровой и соревновательной форме в движении, исключается монотонность, длительное пребывание детей в сидячем положении.
Цель программы :
- обучение детей дошкольного возраста счету по методу Зайцева Н.А.
Задачи:
1. Познакомить детей с числами, их цифровым изображением, счетом от 0до100;
2. Научить соотносить звуковой, количественный, составной и графический (цифровой) образ числа;
- Слагать и вычитать в пределах 100 по числовой ленте по таблице, с
помощью математических кубиков, карточек;
- Работать с использованием линейки, секундомера, песочных часов;
- Научить считать двойками, тройками;
- Записывать и читать числа по числовой ленте;
- Считать по числовой ленте в прямом и обратом порядке;
- Решать задачи и примеры на сложение, и вычитание по таблице Зайцева в пределах 100
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятие проводится в подгруппах (10-12 человек)
Возраст детей | Длительность одного занятия | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Общее количество занятий в год |
4-5 лет | 20 минут | 1 | 4 | 28 |
5-7 лет | 25 минут | 1 | 4 | 28 |
Сроки реализации программы.
- программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 4-7 лет с ноября по май.
Структура занятия.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от
содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с таблицами может проводиться параллельно с применением упражнений на логику и развитие мелкой моторики. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка счета.
Этапы содержание работы:
- Развитие математических представлений. Работа с числовой лентой;
- Игровая математика;
- Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание цифр, пальчиковая гимнастика и т.д.)
Формы и методы организации образовательного процесса:
Обучение счету методике Зайцева с использованием числовой ленты, числового столба, числовых карточек проходит в форме веселой и увлекательной игры, соревнования. Дети даже не всегда понимают, что их учат считать. «А мы сами научились!» - заявляют они изумленным родителям. А все потому, что методика по-настоящему игровая.
Для реализации программы используются игры-занятия с подгруппой детей, сочетающие в себе:
- объяснение;
- дидактические игры;
- разгадывание загадок;
- решение задач;
- развивающие игры;
- подвижные игры;
- логические задачи;
- игры с числовой лентой, таблицей.
Методы проведения занятий:
- Словесные методы обучения:
а) объяснение;
б) рассказ;
- Наглядные методы обучения:
а) показ таблиц;
б) использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры)
в) показ способов действия.
- Практические методы обучения:
а) совместная деятельность взрослого и детей;
б) самостоятельная детская деятельность.
Важным достоинством программы раннего обучения детей счету в том, что все происходит в движении. Кроме этого у детей формируется правильная осанка, улучшается дикция, правильно фиксируется взор, в игровой форме происходит активное раскрепощение индивидуальных способностей ребенка.
Ожидаемый результат: к концу года дети:
Познакомятся с числами, их цифровым изображением, счетом от 0до100;
Научатся:
- соотносить звуковой, количественный, составной и графический (цифровой) образ числа;
- слагать и вычитать в пределах 100 по числовой ленте по таблице, с помощью математических кубиков, карточек;
- работать с использованием линейки, секундомера, песочных часов;
считать двойками, тройками;
- записывать и читать числа по числовой ленте;
- считать по числовой ленте в прямом и обратом порядке;
- решать задачи и примеры на сложение, и вычитание по таблице Зайцева в пределах 100
Формы подведения итогов.
Проверка результатов проходит в форме диагностики. (октябрь, май )
Критерии оценки:
-Ориентировка на числовой ленте;
- Нахождение числа на числовой ленте;
- Соотношение числа и цифры;
- Сложение и вычитание в пределах 100;
- Счет прямой и обратный от заданного числа.
Оценка уровня развития:
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Материально- технические условия.
Занятия проводятся в оборудованном для занятий кабинете детского сада. Для
проведения занятий имеется детская мебель: столы, в соответствии с возрастом и ростом
Условия необходимые для реализации программы:
1 .Просторное, светлое помещение.
2. Числовая лента от 0 до 100.
- Числовые карточки
- Карточки для моделирования чисел
- Счетные палочки
- Набор “Учись считать” (цифры, кружочки, квадраты, треугольники)
- Схемы действий сложения и вычитания.
В программе «Стосчет» соблюдаются природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные методики, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.
В основе программы лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
-От общего к частному и от частного к общему.
-От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно- логическому.
-Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
-Системная подача материала.
-Алгоритмизация учебных действий.
-Учет физиологии восприятия учебной информации.
-Охрана здоровья воспитанников.
Характерной чертой, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме в движении, исключается монотонность, длительное пребывание детей в сидячем положении и связанные с этим стрессы.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности.
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-5 лет)
№ | Тема занятия | Кол-во занятии |
1 | Наблюдение за детьми (игры, задания и т.д.). определение уровня развития математических способностей | 1 |
2 | Счет от 0 до 10. - сколько нас? -расколдуй дверь (числовая лента), «Краски»- цвет. | 1 |
3 | Счет от 0 до 10.
«Червячки», «Поезд от 0 до 10», «Краски»- цвет. | 1 |
4 | Счет от 0 до 10. «Червячки», Поезд от 0 до 10. | 1 |
5 | Счет от 0 до 10. «Волк и зайцы» (от 0 до5), Лото «Угадай цвет». | 1 |
6 | Счет от 0 до 10. Цифра и число. Форма. «Поезд» от 0 до 10 | 1 |
7 | Счет от 0 до 10. «Паутинка» от 0 до 5. Геометрические фигуры (рамки Монтессори). | 1 |
8 | Счет от 0 до 10. «Поезд» от 0 до 10. Геометрические фигуры | 1 |
9 | Счет от 0 до 10. «Лесенка» от 0 до 10(индивидуально на партах). «Поезд» от 0 до 10 (вагоны-стульчики, билеты). | 1 |
10 | Счет от 0 до 10. «Хлопни, топни, подскочи и со мной считать начни». «Заплатки». | 1 |
11 | Счет от 0 до 10. «Поезд» от 0 до 10. Геометрические фигуры «Какое число пропало?» | 1 |
12 | Счет от 0 до 10. Цифра и число. Лента «Стосчет». Счет кубиков на железной дороге. Больше - меньше. | 1 |
13 | Счет от 0 до 10. Цифра и число. Лента «Стосчет». Собери цветок (на лепестках - точки, середина цветка - цифра). | 1 |
14 | Счет от 0 до 10. «Найди число» (таблица) | 1 |
15 | Счет от 0 до 10. Счет цветов, лепестков и насекомых. Больше - меньше. | 1 |
16 | Счет от 0 до 10. Цифра и число. Лента «Стосчет». Выкладывание ручьев, рек. Величина: длина - ширина. Больше - меньше. | 1 |
17 | Счет от 0 до 10. Лента «Стосчет». Счет предметов - цифра. Раскладывание полосок по цвету. Круги | 1 |
18 | Счет от 0 до 10. Поезд от 0 до 10. «Волк и зайцы» (от 0 до 5). Лото «Угадай цвет». | 1 |
19 | Счет от 0 до 10. Лента «Стосчет». Счет предметов. Расшифруй квадрат (от 1 до 10). Что больше - меньше? Что выше? Толще - тоньше. Задачи на логику. | 1 |
20 | Счет от 0 до 5. Счет от 0 до 10. Зоопарк (едем по дороге на машине). Чудесный мешочек. Сосчитай - назови (пуговицы пришиты на картонке). Обратный счет (числовой коврик). | 1 |
21 | Счет от 0 до 10. "Дни недели". Какой день следующий? В гости к ежу, лягушке, лисе по дорожкам с геометрическими фигурами. Обратный счет (числовой коврик). | 1 |
22 | Счет от 0 до 10. "Кого больше (счет предметов)?" Рамка - вкладыш: "Дни недели". | 1 |
23 | Счет от 0 до 10. Счет от 10 до 0. Классики. Летняя считалка. Веревочка. Лото "Собери цветок и назови". Бабочки. | 1 |
24 | Счет от 0 до 10. Счет от 10 до 0. Порядковый счет."Жили-были (дом, этаж)". Волшебная доска (больше - меньше - равно). | 1 |
25 | Счет от 0 до 10. Счет от 10 до 0. Порядковый счет. Автобус (я и мой друг). "Угостим кукол (стакан - ложечка)". "Больше - меньше - равно". | 1 |
26 | Счет от 0 до 10. Счет от 10 до 0. Порядковый счет. "Числа вставьте по порядку!". "Выполни команду!" | 1 |
27 | Счет от 0 до 10. Счет от 10 до 0. Задачи на увеличение числа на несколько единиц Сравнение чисел - игра «Покорми птичку» | 1 |
28 | Сложение и вычитание (числовая лента) «На сколько...» | 1 |
Всего занятий | 28 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-7 ЛЕТ)
1 | Наблюдение за детьми (игры, задания и т.д.). определение уровня развития математических способностей. | 1 |
2 | Первые шаги в математику. Игра « Где чей гараж» | 1 |
3 | Счет от 0 до 20 . Игра «Поезд» | 1 |
4 | Счет от 0 до 20. Счет от 20 до 0. Автоматизация навыков счета, умение называть числа на карточках. Упражнение « Кто знает, пусть дальше считает». | 1 |
5 | Счет от 0 до 30. Игра « Пошли, пошли, пошли!» | 1 |
6 | Счет от 0 до 30. Счет от 30 до 0. Сравнение чисел, состав числа, моделирование чисел. | 1 |
7 | Счет от 0 до 40. Игра « У кого больше?» Упражнение Н.А. Зайцева «На сколько больше?» | 1 |
8 | Счет от 0 до 40. Счет от 40 до 0. Игровое упражнение «Путешествие в прошлое» | 1 |
9 | Счет от 0 до 50. Логико-математическая игра «В какой квартире Вини- Пух и Пяточек?» Игра «Угадай и найди» | 1 |
10 | Счет от 0 до 50. Счет от 50 до 0. Логико –математическая игра «Поймай пару» Игра «Страничка в книге» | 1 |
11 | Счет от 0 до 60. Логико-математическая игра «Найди клад» Игра «Чьё число больше» | 1 |
12 | Счет от 0 до 60. Счет от 60 до 0. Логико-математическая игра «Математическое домино» Игра «Назови число, у которых есть 0» | 1 |
13 | Счет от 0 до 70. Игра «Арифметический лабиринт» Игра «Соотнеси цифру с количеством предметов» | 1 |
14 | Счет от 0 до 70. Счет от 70 до 0. Первые вычисления. Сложение и вычитание на числовой ленте. | 1 |
15 | Счет от 0 до 80. Правило сложения. Сложение. | 1 |
16 | Счет от 0 до 80. Счет от 80 до 0. Правило сложения. Сложение. Закрепим правило сложения на ленте. | 1 |
17 | Счет от 0 до 90. Правило вычитания. Вычитание. | 1 |
18 | Счет от 0 до 90. Счет от 90 до 0. Правило вычитания. Вычитание. Закрепим правило вычитания на ленте. | 1 |
19 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Закрепим правило сложения на ленте. | 1 |
20 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Закрепим правило вычитания на ленте. | 1 |
21 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Игра «Арифметический мяч» | 1 |
22 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Умение давать оценку однозначным и двухзначным числам. | 1 |
23 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Решение примеров и задач. Сложение и вычитание двухзначных чисел на числовом столбе. | 1 |
24 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Логико-математическая игра «На улице большого города» Игра «Засели домики» | 1 |
25 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Игра «Где чей домик?» | 1 |
26 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Игра «Раскрой тайну числа» | 1 |
27 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Сложение двухзначных чисел. | 1 |
28 | Счет от 0 до 100 Счет от 100 до 0. Вычитание двухзначных чисел. | 1 |
Приложение 1
Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»:
· обучение ведется с огромным опережением без принуждения;
· способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
· формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;
· она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией;
В чем суть метода Зайцева?
Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.
Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
«Сорок семь» - слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку - с числом единиц.
Так играем или учим?
Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 15-20 минут в игре.
В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.
Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.
Шаг за шагом
Как практик, более 10 лет работающий с детьми от 4 до 5 лет по «Стосчету», предлагаю задания и игры, которые будут интересны самым маленьким:
Приложение 2
Игровые упражнения для 4-5 леток:
Шаг 1
Для работы потребуются одинаковые предметы, мелкие игрушки, природный материал: шишки, камушки, фасоль. Карточка для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, пластмассовые цифры.
Задание:Посчитайте с ребенком предметы (в пределах 2-5), назовите количество. Счет начинайте с числительного «один», а не со слова «раз». Выложите такое же количество кружочков на модели. Уточните: «Кружков столько, сколько собачек». Еще раз назовите число. Затем покажите цифру. Можно поиграть в прятки. Цифра прячется среди 2-3х других, а ребенок ее отыскивает и называет.
Постепенно ребенок поймет, что разное количество можно моделировать с помощью одних и тех же кружочков; цифрой можно обозначать количество; Если группы предметов разные, но количество их одинаковое, то они обозначаются одной и той же цифрой.
Подобные игровые упражнения должны быть непродолжительными по времени: 5-7 минут, но 3-4 раза в день. Постепенно увеличивайте количество предметов, не забывайте их менять. Приглашать ребенка к занятию лучше словами: « Давай поиграем? Пойдем, посчитаем!» Можно создать игровую ситуацию: «ты слышишь, кто-то пищит. Кто же это может быть? Давай найдем мышек. Ой, сколько их! Давай сосчитаем». Можно внести с загадочным видом красивую коробочку или чудесный мешочек: «Смотри, что у меня есть! А что там внутри? Сосчитай, сколько». Эти приемы создают у ребенка радостное настроение, учеба превращается в игру!
Шаг 2
Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» до 10, одинаковые предметы, мелкие игрушки, природный материал: шишки, камушки, фасоль в пределах 10. Карточка для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, набор пластмассовых цифр.
Задание:Задание аналогично первому, но после моделирования количества при помощи кружочков, надо предложить ребенку найти числовую карточку. Сравните ту модель, которую ребенок выложил сам, с нарисованной.
Шаг 3
Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» до 10, игрушки из «Киндер – сюрприза». Раздайте поровну себе и ребенку числовые карточки.
Предложите построить поезд. Карточки - это вагончики. Вагончики прицепим по - порядку. Называйте число и отыскивайте нужную числовую карточку. Если ребенок затрудняется, помогите: «вагончик четыре у тебя! На тебя цифра 4 смотрит!» Если малыш подает не ту карточку, спокойно поправляйте: «Это 8, а мы ищем 3. Вот вагончик с цифрой 3! Это 8, давай посчитаем кружочки на карточке». Или: «Их 8, а нам надо 3! вот 3, посчитай кружочки». Называйте число, приставляя вагончик к вагончику. Можно назвать все числа по – порядку. Получился поезд.
А кто же поедет на поезде? Вот и пассажиры! Лев говорит, что хочет поехать в вагончике под номером 5. А медвежонок не знает цифр, он прыгнул в этот вагончик. В каком же вагончике медвежонок? Так можно посадить несколько зверушек.
Закончить игру можно стихотворением «Мы едем, едем, едем», или переключиться на игру «поезд». Меняйте игрушки, повторяя упражнение, стройте улицу из домиков, размещайте пассажиров в автобусе или зрителей в театре, согласно купленным «билетикам». Постепенно увеличивайте длину поезда, улицы, ряда зрительного зала.
В результате, ребенок, манипулируя карточками, запоминает числа, цифры, порядок в числовом ряду, и, конечно, весело играет!
Шаг 4
Поместите числовую ленту из пособия Н.А. Зайцева «Стосчет». Пусть ребенок порадуется ее длине. Посчитайте с ним по ленте. Можно называть все числа до 100, а можно называть по - порядку знакомые ребенку числа, постепенно добавляя новые. Не забывайте показывать каждое число в ленте пальчиком или указочкой. Пусть и ребенок делает так же.
В клетках с 11-й по19-ю совершайте движения указкой справа налево, т. к. произносимые слова начинаются с элементов -один-две- с последующей добавкой – надцать, к моменту произнесения которой указка сдвигается влево к изображению десятка. В последующих клетках скользим указкой при произнесении чисел сначала по изображениям десятков, затем по изображениям единиц.
Итак, Соединить все образы числа - звуковой, количественный, и графический (цифровой) - как раз и является основополагающим шагом в методике Зайцева «Стосчет».
Приложение 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счёт.» - г.Санкт-Петербург «Лань», 1997г.
- Учебное пособие «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Зайцева Н.А, 4-е издание, г.Санкт-Петербург, 2005г.
- Разработка методики «Стосчет». Обучение дошкольников математике Н.А. Зайцев.
- Игровая методика обучения детей дошкольников. Эффективность методики Николая Зайцева[Электронный ресурс]. - Режим досту п ahttp://ped-kopilka.n-i/pedagogika/igrovaia-metodika-obucheniia-detei- doshkolnikov-yefektivnost-metocliki-nikolaia-zaiceva.html
- Математические таблицы. Комплект для дома, группы, класса. [Текст]: учеб. Пособие для родителей, воспитателей, учителей». - СПб. -123с.
- Сердюкова Н.А.Инновационная деятельность в современном
дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы
Актуальность использования авторской методики Н.А.Зайцева в образовательном процессе ДУ[Электронный ресурс]. - Режим доступа http/www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-saduMO-konferenczii- po-psixologii/641-innovaczionnaya-devalclnosl-v-sovremennom-doshkolnom- uchrezhdenii-sostoyanie-problemy-perspektivy
- Технология раннего и интенсивного обучения математике (Н.А.
Зайцев)[Электронный ресурс]. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Программа дополнительного образования Ступеньки "Умелые ручки"
Целью дополнительного образования в ГКП является подготовка детей к режиму детского сада в благоприятных условиях . Развитие мелкой и общей моторики, согласованности движения обеих рук в ...
Программа Дополнительного образования "Ступеньки к школе" для детей старшей группы 5-7 лет
Рабочая программа "Ступенька к школе" ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Ломоносовская школа"...
Программа дополнительного образования «Раз – ступенька, два ступенька…» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание программы Паспорт программы Пояснительная запискаЭтапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОСХарактеристика особенностей развития детейКомплекс...
Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы
Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...