Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_radgovskaya_dop_annotatsiya.docx18.19 КБ
Файл 2021_radgovskaya_dop.docx28.05 КБ
PDF icon 2021_radgovskaya_dop.pdf435.04 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано Старший воспитатель

         И.А. Томчук

                «  »_________2021г

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дополнительного образования

«Ступеньки творчества» для детей 6-7 лет    

на 2021-2022 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

2021 - 2022

Полное название программы

«Рабочая программа дополнительного образования «Ступеньки творчества» для детей 6-7 лет на 2020-2021 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

 № 28 «Надежда» города Смоленска»

ФИО разработчика (автора)

программы

Радговская Елена Николаевна

Объединение, в котором

реализуется программа

«Образовательная программа дошкольного образования муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

 № 28 «Надежда» города Смоленска» на 2021-2022 учебный год

Направленность

программы

Социально-педагогическая (авторская)

Год разработки

программы

2021

Срок реализации

программы

1 год

Цель программы

Овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления с использованием палочек Кюизенера, формирование элементарных математических представлений.

Задачи программы

Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

 развивать представление о множестве, операциями над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

 формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

 учить ориентироваться на листе бумаги; устанавливать соотношение части и целого, размера частей;

учить понимать связи и отношения в натуральном ряде чисел;

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

 воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Возраст детей

6-7 лет

Организация учебного процесса

Сроки реализации программы: октябрь-май 2021-2022 г. Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Режим занятий: 1 занятие в неделю.

Длительность занятия: 30-35 минут.

  Программа реализуется - воспитателем.

Срок реализации – 1 год.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

Контроль за усвоением материала программы проводится в конце учебного года.

Общее количество учебных занятий в год обучения – 36 занятий

Ожидаемые результаты

реализации программы

Овладение детьми старшего дошкольного возраста приёмами логического мышления, решения задач, решения операций с множествами, развитие элементарных математических представлений.

Формы подведения итогов

программы

Доклад



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Протокол №____от «    »___2021г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

В.А.Кузнецова

Приказ №_____от «    »  ___ 2021г

Рабочая программа по дополнительному образованию

 «Ступеньки творчества»

 (с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

                                                                

Руководитель: Радговская Е.Н.

2021-2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  (для детей 6-7лет). Продолжение рабочей программы «Развивайка»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой  и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.


Размер, см

цвет

Условное обозначение

2*2

Белая

1

2*4

Розовая

2

2*6

Голубая

3

2*8

Красная

4

2*10

Желтая

5

2*12

Фиолетовая

6

2*14

Черная

7

2*16

Бордовая

8

2*18

Синяя

9

2*20

Оранжевая

10

На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.

Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.

Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе (в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости). С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.

Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.  Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.

Прежде чем начать заниматься с детьми, надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):

- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);

- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;

- одни полоски длиннее, одни - короче.

Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:

- о направленности интересов каждого ребенка;

- о том насколько самостоятельно и как долго  он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;

- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;

- об уровне развития того или иного ребенка.

Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике.  Задания предлагаются  в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.

Этапы работы кружка «Ступеньки творчества»

  1. Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
  2. Построение лестницы
  3. Составление ковриков
  4. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
  5. Развитие количественных представлений
  6. Считаем ступеньки
  7. Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
  8. Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
  9. Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в подготовительной к школе группе (в год 32 занятия), во вторую половину дня, согласно расписанию.

Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий;  с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное  развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.

Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры.

Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:

Дети будут знать:

-  о цвете, размере;

- о дочисловых математических представлениях;

- о количественных изменениях, о составе числа, о числовой прямой;

Уметь:

- совершать математические действия с палочками Кюизенера;

-  решать логические задачи с палочками Кюизенера.


Содержание рабочей программы кружка «Ступеньки творчества «для детей подготовительной к школе группы

(6-7 лет)

месяц

Этап работы,

 № занятий

№ упражнений

Тема занятия

Литература

Сентябрь

Повторение

Занятия с 1-4

5, 10, 16, 22,

Что какого цвета?

Построение лестницы

Составление ковриков

Л.Д.Комарова стр.  13, 18, 25, 33

Октябрь

Развитие у детей количественных представлений Занятия с 5-8

24-26

«Цвет и число»

«Число и цвет»

«Путешествие на поезде»

Л.Д.Комарова стр.  35-37

Ноябрь

Развитие у детей количественных представлений

Занятия с 9-12

27-28

«Путешествие на поезде»

«Как разговаривают числа»

«О чем говорят числа»

Л.Д.Комарова

стр.37- 39

Декабрь

Считаем ступеньки

Занятия  с 13-16

29-31

«Какие лесенки умеет строить незнайка»

«Состав чисел из единиц»

«Как растут дома из чисел»

Л.Д.Комарова стр. 40-43

Январь

Считаем ступеньки

Занятия с 17-18

32-34

«Кто в домике живет» (Оживлялки)

«Как узнать номера  домов на новой улице?»

Л.Д.Комарова стр. 44-48

февраль

Считаем ступеньки

 Занятия  с 19-22

35-37

«Как Белочка и Ежик играли числами» (Оживлялки)

«Сломанная лесенка»

«Чет-нечет»

Л.Д.Комарова стр. 49-51

март

Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера

Занятия с 23-26

38-40

«Измерить дорожки шагами»

«Узнай длину ленты»

«Измеряем разными мерками»

Л.Д.Комарова стр.52-55

апрель

Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия с 27-28

41-43

«Палочки можно складывать»

«Палочки можно вычитать»

Палочки можно делить»

«Палочки можно умножать»

Л.Д.Комарова стр. 56-59

май

Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера

45-

«Логические задачи на цветовую последовательность»

«Детская железная дорога»

Л.Д.Комарова стр. 60-62


Используемая литература:

  1. «Как работать с палочками Кюизенера?  Игры и упражнения по обучению  математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М., Издательство ГНОМ,  2012
  2. «Разноцветные полоски» сост. Л.М.Кларина, З.А.Михайлова
  3. «Дом с колокольчиком» автор Б.Б.Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет»,  2013
  4. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет),  авторы В.П.Новикова, Л.А.Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...

Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....

Эколого-краеведческая программа дополнительного образования для детей подготовительной группы.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы

Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность....