Программа дополнительного образования Ступеньки "Умелые ручки"
рабочая программа
Целью дополнительного образования в ГКП является подготовка детей к режиму детского сада в благоприятных условиях . Развитие мелкой и общей моторики, согласованности движения обеих рук в процессе разнообразных видов детской деятельности и самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolitelnogo_obrazovaniya_stupenki_umelye_ruchki.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Розанова Елена Генриховна
Программа дополнительного образования
«Ступеньки»
(для детей от 1,5 до 3 х лет с продленным пребыванием)
Пояснительная записка.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.
Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач НамикосиТокудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.
Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.
Актуальность.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема развития речи в наше время является актуальной. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать,сравнивать,классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной
деятельности.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современномобществе.
Целью дополнительного образованияв группе кратковременного пребывания с продленным пребыванием является подготовка детей к режиму детского сада в благоприятных условиях, развитие мелкой и общей моторики, согласованности движения обеих рук.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, а так же во время формирования навыков самообслуживания и культурно гигиенических навыков, формирование коммуникативных навыков посредством развития мелкой моторики детей 1,5-3 лет
Задачи программы:
- развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
- формировать зрительно-двигательную координацию;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- развивать общую моторику, координацию движений;
- активизация активных и пассивных движений пальцев рук;
- развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук;
- формировать контроль за мышечными ощущениями;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать мышление и воображение;
- формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Срок реализации программы в группе кратковременного пребывания – 1 учебный год. Занятия проводятся в игровой форме, с сентября по май, во второй половине дня, продолжительность 1 занятия 10-15 минут.
Основные этапы занятия
- Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
- Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
- Игры с различными предметами и материалами.
Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Игры и упражнения программы. Каждое упражнение, каждая игра программы — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Некоторые виды игр и упражнений представлены в приложении.
Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.
При организации и проведении игр используются следующие приемы:
- Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
- Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
- Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
- Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.
Содержание программы «Ступеньки»
(игры и упражнения на развитие мелкой, общей моторики)
Развитие общей моторики | Самомассаж рук | Пальчиковая игра | Игры с предметами и материалами |
Игра «С добрым утром!» | Самомассаж ладоней «Дождик» | «Дождик» | Игра с прищепками «Дождик» |
Самомассаж ладоней «Дождик» | «Дождик» | Знакомство с сухим бассейном (природный материал) | |
Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) | «Тук-тук-тук» | Игра «Листочек, лети!» (дыхание) | |
Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) | «Тук-тук-тук» | Игра «Грибочки в ряд» | |
Жестовая игра «Наши ручки отмываем» | Растирание «Мыло» | «Ладошки» | Знакомство с кинестетическим песком |
Растирание «Мыло» | «Ладошки» | Игра с прищепками «Дерево осенью» | |
Растирание «Ай тари, тари, тари» | «Прятки» | Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок) | |
Растирание «Ай тари, тари, тари» | «Прятки» | Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок) | |
Жестовая игра «Давайте вместе с нами!» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | «Ежик-ежик колкий» | Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами» |
Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | «Ежик-ежик колкий» | Игра с прищепками «Ежик» | |
Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | «Птички» | Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн) | |
Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | «Птички» | Игра «Накорми птичку» (семена фасоли, сухой бассейн) | |
Жестовая игра «Где же наши ручки» | Растирание «Ручки греем» | «Серенький зайка» | Игра «Бумажные снежки» |
Растирание «Ручки греем» | «Серенький зайка» | Игра «Снежки» (кинестетический песок) | |
Растирание «Праздник елки» | «Маленькая елка» | Игра «Наряди елку» | |
Растирание «Праздник елки» | «Маленькая елка» | Игра с прищепками «Иголки для елки» | |
Жестовая игра «Это я» | Растирание «Раскатаем колобок» | «Маленький Егорка» | Шнуровка «Наряди елку» |
Растирание «Раскатаем колобок» | «Маленький Егорка» | Игра «Волшебный мешочек» | |
Поглаживание «Сорока» | «Снеговик» | Игра «Что спряталось в комочке» | |
Поглаживание «Сорока» | «Снеговик» | Игра «Снегопад» | |
Жестовая игра «Самолеты» | Растирание «Пила» | «Молоточки» | Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн) |
Растирание «Пила» | «Молоточки» | Игра «Самолетик, лети!» (дыхание) | |
Растирание «Строим дом» | «Сложи фигуру: стул» | Игра «Рыбалка» | |
Растирание «Строим дом» | «Сложи фигуру: стул» | Игра «Волчок» | |
Жестовая игра «У меня, у тебя» | Растирание «Добываем мы огонь» | «Выгладим платочки для мамы и дочки» | Игра «Бусы» |
Растирание «Добываем мы огонь» | «Выгладим платочки для мамы и дочки» | Игра «Вытяни ленточку» | |
Поглаживание «Мурка» | «Я пеку» | Шнуровка «Цветок» | |
Поглаживание «Мурка» | «Я пеку» | Игра «Я пеку» (кинестетический песок) | |
Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим» | Растирание «Крепко пальчики сожмем» | «Сложи фигуру: лодка» | Игра «Пришей пуговицу» |
Растирание «Крепко пальчики сожмем» | «Сложи фигуру: лодка» | Игра «Сюрприз» | |
Растирание «Мы точили карандаш» | Упражнение «Плыви, кораблик» | Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание) | |
Растирание «Мы точили карандаш» | Упражнение «Плыви, кораблик» | Игра с прищепками «Солнышко» | |
Жестовая игра «Тук-тук туки тук» | Поглаживание «Солнышко» | «Птенчики в гнезде» | Игра «Пуговицы» |
Поглаживание «Солнышко» | «Птенчики в гнезде» | Игра «Следы» (кинестетический песок) | |
Поглаживание «Улитка» | «Жук» | Упражнение «Лети, бабочка» | |
Поглаживание «Улитка» | «Жук» | Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) |
Приложение
Игры, упражнения, самомассаж
ИГРА «У ТЕБЯ, У МЕНЯ»
Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Взрослый и дети выполняют движения согласно тексту песни…
У меня, у тебя звонкие ладошки | Показываем ладошки |
У меня, у тебя как пружинки ножки | «Пружиним» ножки |
Мы с тобой, мы с тобой шлеп-шлеп, шлеп-шлеп | Хлопаем в ладоши |
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок | Прыгаем |
У меня, у тебя глазки, словно пуговки | Показываем пальчиками глазки |
У меня, у тебя губки, словно клюковки | Показываем пальчиками губки |
Мы с тобой глазками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп | Закрываем и открываем глазки |
Мы с тобой губками чмок-чмок, чмок-чмок | Делаем «чмоки» |
У меня, у тебя чудо-локоточки | Показываем локотки |
У меня, у тебя острые носочки | «Пружиним» ножки |
Мы с тобой, мы с тобой хлоп-хлоп, хлоп-хлоп | Хлопаем в ладоши |
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок | Прыгаем |
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»
Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.
Кто там топает по крыше?
(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)
Кап-кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап-кап.
Может, дождик подковали?
Кап-кап-кап-кап.
РАСТИРАНИЕ «РУЧКИ ГРЕЕМ»
Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ (ПОГЛАЖИВАНИЕ) «МУРКА»
Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения — гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка — кошка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОЖДИК»
Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру взрослый сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.
Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай | На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучим по столу, изображая дождь |
Будет хлеба каравай | Указательным пальцем правой руки загибаем большой палец на левой руке |
Будут булки, будут сушки, будут пряники, ватрушки | Перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибаем остальные пальчики на левой руке |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»
Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.
Серенький зайка
(пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)
По лесочку прыг-прыг,
(«подпрыгиваем» кистью руки),
Ушками дрыг-дрыг,
(пальцы-«ушки» сгибаем и разгибаем),
По снежочку тык-тык.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»
Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру сначала показывает взрослый, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.
Я пеку, пеку, пеку
(показываем соответствующие движения)
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
(«катаем» между ладошками круглый предмет)
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка
(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
(машем кистями рук по направлению к себе)
Пирожками угощу.
ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «ДОЖДИК»
Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация речевых центров. Взрослый показывает детям тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:
Капай, дождик, веселей.
Нам цветочек ты полей!
ИГРА «БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ»
Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация мышечного тонуса. Взрослый предлагает детям «слепить» снежки из бумаги белого цвета (отлично подходит бумага из обувных коробок типа папиросной). Эту бумагу сначала нужно немного помять, затем «слепить» снежок. Можно устроить веселый «снежный бой».
Литература
Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.
Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста.
Ребенок второго года жизни. С.Н. Теплюк.
Дети раннего возраста в детском саду. С.Н. Теплюк, Лямина Г.М., Зацепина М.Б.
Занятия на прогулке с малышами. С.Н. Теплюк.
Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи детей раннего возраста.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группы детского сада.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир.
Соломенникова О.А. Занятия по формировании. Элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 года.
Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования.
Программа «Ладушки» Новоскольцева И., Каплунова Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Программа рассчитана на младший дошкольный возраст...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки»
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности....
Программа дополнительного образования "Умелые ручки".
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условия...