Программа дополнительного образования «Раз – ступенька, два ступенька…» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по математике (старшая группа)

Володина Лариса Вячеславовна

Содержание программы

 

Паспорт программы

  1.  Пояснительная записка
  2. Этапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
  3. Характеристика особенностей развития детей
  4. Комплексно – тематическое планирование
  5. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения   программы
  6. Методическая литература

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_femp.docx79.61 КБ

Предварительный просмотр:

Принята педагогическим советом

Протокол №  от

Утверждена приказом заведующего

от  №

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Программа дополнительного образования

«Раз – ступенька, два ступенька…»

для детей старшего дошкольного возраста

срок реализации: 1 год

Составитель:

Володина Лариса Вячеславовна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Югорск

2018

Содержание программы

Паспорт программы

  1.  Пояснительная записка
  2. Этапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
  3. Характеристика особенностей развития детей
  4. Комплексно – тематическое планирование
  5. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения   программы
  6. Методическая литература

     

Паспорт программы

Наименование программы

Программа дополнительного образованиядля детей старшего дошкольного возраста: «Раз – ступенька, два ступенька…»

Разработчик программы

Володина Лариса Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории

Цель дополнительной образовательной программы:

Развитие логического мышления у дошкольников через использование занимательного  математического материала.

Нормативно - правовые основы

  1. Федеральный  закон «Об образовании в Р Ф» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Срок реализации

1 год обучения в объеме 20  часов

Основные направления программы

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Планируемый результат

Развитие интереса к математическим знаниям, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Краткое содержание Программы

Программа включает в себя 32 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с использованием ИКТ.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Логическое мышление является инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.  С логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения. Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного  процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность.

Программа дополнительного образования имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки и направлена на развитие познавательной  активности,  логического мышления детей.

Цель программы:  развитие логического мышления у дошкольников через использование занимательного  математического материала.

Обучающие:

  • Формировать мотивацию учения, ориентированную на  удовлетворение познавательных интересов.
  • Формировать  произвольность поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • Формировать  общеучебные  умения и навыки  (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии заданными правилами, проверять результаты своих действий;
  • Формировать умения понимать правила игры и следовать им.

Развивающие:

  • Развить образное   и вариативное мышление, воображение, творческие способности.
  • Развивать  умение  аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;
  • Воспитывать  интерес к предмету и процессу обучения в целом

Новизна программы состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями и заключается в организации образовательного процесса  через игровые центры в соответствии с ФГОС ДО. Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными  особенностями воспитанников. Решение задач интеллектуально-познавательного развития  осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей по принципу партнерства.

Проявление партнерской позиции воспитателя

на разных этапах непосредственно – образовательной деятельности

Этапы непосредственной образовательной деятельности

Характеристика действий

1

Начальный этап деятельности

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…»

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

2

В ходе процесса деятельности

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности), предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

3

Заключительный этап деятельности

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности.

Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

  • включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
  • открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

         Система оценивания результатов   заключается в формировании навыков самооценки,  где внимание детей акцентируется на основных идеях занятия, здесь же дети могут высказывать,  свое отношение к тому, что им понравилось, а что было трудно, при помощи фишек красного, зеленого и синего  цвета. Воспитаннику  предлагается выбрать цвет зеленого цвета,  если он справились без помощи взрослого,  самостоятельно, с небольшой помощью желтого, только с помощью взрослого красный. Ребенок проговаривает,  почему он выбрал  этот цвет. В старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать  процесс обучения, чтобы каждый ребенок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Задача педагога – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

 В программе предлагаются занятия,  разработанные в соответствии с ФГОС ДО  Приложение № 2

Отличительной особенностью данной  программы является вариативность внедрения в систему образования:  как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы школы раннего развития детей),   как интегрированная программа (взаимосвязана с другими видами деятельности: речевое, физическое художественно – эстетическое, игровая, коммуникация, познавательно – исследовательская,  двигательная.

Содержание программы  соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность  и строится на основе системы дидактических принципов:

  • принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.

Знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.

Большое внимание в организации обучения должно быть уделено развитию мышления ребенка, которое проходит путь от практических действий с конкретными предметами или их изображениями к оперированию понятиями, т.е. к логическим действиям. Например, при ознакомлении детей с множеством воспитатель организует их практическую деятельность - дети действуют с совокупностями (множеством) однородных предметов: перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются представления о большем и меньшем множестве (красных кружков больше, чем синих; красных и синих кружков поровну и т.п.), а затем процесс сравнения двух групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну - их по три)

  • Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение - две стороны единого процесса формирования личности.

Воспитывающий эффект обучения достигается, во-первых, в результате объективности самого познавательного материала. Дети сравнивают, сопоставляют не абстрактные числа, совокупности, а воспринимают при этом результат человеческого труда, дружеской взаимопомощи: школьники помогли детскому саду, мальчик поделился с другом и т.д. Во-вторых, под влиянием обучения у детей воспитываются морально-волевые качества личности: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.

  • принцип гуманизациии педагогического процесса. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должно стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении -  это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
  • принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

а) характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения кизучаемому материалу);

б) уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

в) работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

г) уровень самостоятельности и активности;

д) отношение к обучению;

е) характер познавательных интересов;

ж) уровень волевого развития.

На занятиях педагог стремится избежать влияния отрицательных факторов: подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, нужно систематически задавать вопросы,  давать промежуточные задания, ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение.  

Педагог  должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

За день или за два до занятия воспитатель показывает фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия нужно еще раз напомнить, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справится с заданиями и, как правило, будет активным на занятии.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать и эмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и дидактические пособия.

Некоторые особенности знаний и умений нередко бывают типичными для нескольких детей, т.е. характерными для определенной подгруппы. Например, неумение считать в обратном порядке, составлять задачи по числовому примеру, работать самостоятельно, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и др. В таком случае воспитатель может организовать работу с подгруппой детей. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он не исключает, а дополняет индивидуальную работу с отдельными детьми.

  • Принцип научности обучения и его доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания.

Принцип научности и доступности реализуется как в содержании, так и в методике обучения. Доступность обучения обеспечивается благодаря наличию у детей определенных знаний и умений, конкретности содержания. При этом материал, который изучается, излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения математики нередко идут от общего к конкретному - такое усвоение знаний более доступно ребенку.

Таким образом, знания ребенка постепенно расширяются, углубляются, лучше им усваиваются. Новые знания детям следует предлагать в небольшом объеме, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями и используя возможность их применения в разных видах деятельности. Сложные программные задачи необходимо делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким. Обучение, не предполагающее напряжения, применения усилий, становится неинтересным. Поэтому в организации обучения педагог должен исходить из доступного уровня трудностей для детей определенного возраста. Дети любят преодолевать доступную трудность, часто сами отказываются от помощи воспитателя. Доступно то, что дети осознанно усваивают под руководством педагога, посильно напрягая свой ум.

  • Принцип осознанности и активностив усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Осмысленность, понимание материала осуществляются более результативно, если ребенок принимает участие в процессе усвоения знаний, часто оперирует ими. Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.

Познавательную активность можно характеризовать как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности. Это его стремление узнать, стремление найти, почувствовать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения задачи. Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности является безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта предпосылка может развиться в качество личности, называемое познавательной активностью, только при определенных условиях. Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительной фон обучения.

Известно, что познание начинается с живого созерцания в широком понимании этого слова - с ощущений и восприятий. В обучении детей математике это связано, прежде всего, с их конкретными практическими и интеллектуальными действиями. Дети наблюдают, слушают, разглядывают, накладывают, прикладывают, передвигают, измеряют, обследуют. Уже этот этап обучения характеризуется активностью ребенка. Однако говорить о познавательной активности в этих ситуациях мы можем лишь тогда, когда дети проявляют умения сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы.

Главная задача обучения элементам математики - развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

Осознанное усвоение детьми знаний предполагает непосредственное активное участие в этом процессе воли и чувств. Вот почему, организуя занятия по математике, воспитатель должен продумывать его содержание и методику, чтобы усвоение материала происходило на высоком уровне эмоционально-положительного отношения к нему.

  • Принцип систематичности и последовательности предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Воспитатель распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания. Отсутствие четкой системы в обучении, прежде всего, негативно сказывается на познавательной активности детей, так как им каждый раз приходится встречаться со сложностью установления связей между имеющимися у них и новыми знаниями, умениями. Дети ощущают неуверенность, поэтому ожидают от воспитателя помощи, подсказки.

В обучении весьма важен элемент новизны, он вызывает заинтересованность. Например, с арифметическими задачами детей знакомят постепенно, на каждом занятии предусматривают повторение и обязательное сообщение новых знании. Так, на первом занятии воспитатель ставит цели: ознакомить детей с сущностью и структурой арифметической задачи (условие и вопрос), учит решать задачи на нахождение суммы и остатка путем сложения и вычитания. На втором занятии повторяются, уточняются знания детей об арифметической задаче; их учат самостоятельно составлять задачи, опираясь на конкретные действия или изображения конкретных множеств (задачи-драматизации и задачи-иллюстрации). На третьем занятии можно предложить детям решение текстовых (устных) задач. При этом дети выкладывают числовые данные карточками с цифрами и знаками.

Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий, воспитатель создает условия сначала для формирования практических, а затем и логических операций. Это можно проследить на примере ориентировки в пространстве. На первых занятиях (подготовительная к школе группа) детей обучают практически ориентироваться в определенном пространстве. Дети должны определить, откуда исходит звук (игра «Угадай, где звенит») или найти по инструкции воспитателя свое место относительно других объектов (упражнение «Стань на место»). Вследствие этого у детей формируются ориентировочные умения, понимание пространственного размещения предметов: справа, слева, впереди, сзади, между и др. Это значительно легче, чем словесное описание своего местоположения и относительного размещения предметов.

Ориентировка в пространстве тесно связана с умением выделять и оценивать расстояния. Поэтому на занятии дети тренируются в оценке расстояния от самого ребенка до какого-либо предмета (объекта) или расстояния между ними; для понимания перспективы (далеко - близко, дальше - ближе, на переднем - заднем плане картины и т.д.) они рассматривают сюжетные картинки, карточки, иллюстрации.

Кроме того, в системе работы следует предусматривать закрепление знаний на других занятиях и в разных видах деятельности.

  • принцип наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер.

В учебном процессе вся система дидактических принципов реализуется одновременно. При этом следует помнить, что основным, главным является принцип развивающего и воспитывающего обучения. Организация обучения в соответствии с этими принципами обеспечивает осознанное овладение детьми элементами математических знаний и умений, развитие у них познавательных сил и возможностей. Классическая педагогика выделила принцип наглядности, исходя из обобщения педагогической практики. Наиболее результативно то обучение, которое начинается с рассматривания предметов, наблюдения явлений, процессов, действий с окружающими предметами. В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

Организация образовательного процесса строится  через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников  акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности, в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний.

Таким образом, воспитанники  включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Предлагаемые в программе виды детской деятельности являются целесообразными для детей  дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Основными методами, используемые  в программе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения.

Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Характеристика особенностей развития детей

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста.  Работа педагога в группе проводится в рамках подготовки детей к обучению в школе.

Данная программа является адаптированной, так как составлена с учетом уровня подготовки воспитанников.

Вид детской группы - свободный,  состав - постоянный.

Общее количество 20 часов  - по одному  занятию в неделю, продолжительность занятий до - 30 минут, во второй половине дня  в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого  материала. Работа ведется как со всей группой, так и по парам, а также индивидуально с каждым ребенком.  Наполняемость группы  от 10 до 15 человек.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.  Включает в себя 3 этапа: 1 этап – диагностика уровня развития познавательных процессов; 2 этап – коррекционно – развивающая работа; 3 этап – диагностика.

Методическое обеспечение: наглядный материал, раздаточный материал.

Материально – техническое обеспечение:  аудио и видеоаппаратура.

Способы определения и фиксации результатов

В процессе реализации программы проводится тестирование детей, анкетирование родителей (законных представителей), составляется индивидуальная диагностическая карта воспитанника и портфолио выпускника.  Также педагог отслеживает результаты детей  с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр.Приложение № 1

Ожидаемый результат

  • Формирование интереса к процессу познания математики;
  • Использование  приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;
  • Обладает элементарными представлениями в области математики.

        

Комплексно – тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Планируемый

результат

Оборудование

Литература

Сентябрь

Занятие № 1Тема: «Порядковый счет в пределах 10»

Повторить порядковый счет  до 10, числа и цифры 1- 10

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнения и обобщения, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные качества.

Умение составлять числовой ряд. Умение соотносить цифру с количеством предметов.  

Карточки с числами к заданию.

Карточки с изображением геометрических тел.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3 стр 19

Сентябрь

Занятие № 2 Тема: «Геометрические тела»

Повторить свойства предметов, формы геометрических тел, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановке.

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире

Умение квалифицировать геометрические фигуры по признакам

Карточки к заданию с рисунками предметов – по одной на каждого ребенка.  Кубики ЛЕГО.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 23

Сентябрь

Занятие № 3 Тема: «Свойства предметов и символы»

Формировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких обозначений.

Создать мотивационную ситуацию для введения знаков, обозначающих свойства предметов

Сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога, опыт самоконтроля.

Демонстрационные карточки к заданию. Геометрическое лото.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 27

Сентябрь

Занятие № 4 Тема: «Свойства предметов и символы»

Тренировать умение понимать  и использовать символы.

Формировать представления  как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания (на примере отсутствия у предмета некоторого свойства).

Умение пользоваться символами для обозначения свойств предметов, пространственные отношения «вверху» - «внизу».

Карточки к заданию. Фигуры геометрического лото.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 33

Октябрь

Занятие № 5 Тема: «Таблицы»

Формировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице

Тренировать счетные навыки, мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание.

Сформированы представления о таблице, строке, столбце.

Таблицы к заданию. Геометрические фигуры: 3 круга, квадрата, и треугольников одного размера, трех цветов. Кубики ЛЕГО.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 39

Октябрь

Занятие № 6 Тема: Число 9. Цифра 9.

Формировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар.

Различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя.

Умеет записать результат счета предметов – цифру.

Наборы геометрических фигур. Карточки записью цифр

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 45

Октябрь

Занятие № 7 Тема: Число 0. Цифра 0.

Формировать представление о числе 0

Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 10 и соотносить цифры 1 – 9 с количеством

Сформированы знания о числах от 1 - 9

Карточки с цифрами. Картинки с изображением одного и того же дерева в разное время года.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 49

Октябрь

Занятие № 8 Тема: Число 10. Цифра 10.

Различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами.

Тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар. Упражнять в обратном счете  в пределах 10. Умение составлять числовой ряд.

Сформированы знания о цифре от 10

Карточки с числами,  Наборы кругов и треугольников. Карточки с числом 10 на каждого ребенка

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 54

Ноябрь

Занятие № 9 Тема:

«Сравнение групп предметов». Знак =

Формировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем составления идентичных пар.

Повторить способ сравнения предметов по длине путем наложения. Тренировать мыслительные операции  - анализ и сравнение, развивать внимание, коммуникативные качества.

Сформированы навыки сравнивать предметы по их свойствам

Набор разноцветных полосок. Геометрическое лото

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 59

Ноябрь

Занятие № 10 Тема:

«Сравнение групп предметов».

Формировать представление о равных и неравных группах предметов.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов и фиксировать результат сравнения  с помощью знаков

Умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство.

Схемы к занятию. Парные карточки.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3 стр. 65

Ноябрь

Занятие № 11 Тема:

«Сложение»

Формировать представление  о сложении как объединении групп  предметов.

Расширять представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение. Развивать логическое мышление

Сформированы представления о действии сложения групп предметов

Муляжи яблока и груши. Карточки – билеты. Карточки одинаковых ваз, разрезанных на две части.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 71

Ноябрь

Занятие № 12 Тема:

«Переместительное свойство сложения»

Формировать представление о переместительном свойстве сложения.

Закрепить представления о смысле сложения групп предметов и записи сложения с помощью знака +. Тренировать умение выполнять действие сложения,  счетные умения в пределах 10.

Сформированы представления о действии сложения, записи сложения с помощью знака +

Карточки с числами 1  до 10. Рабочая тетрадь «Игралочка»

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3стр. 79

Декабрь

Занятие № 13 Тема:

«Сложение»

Закрепить представления о смысле сложения групп предметов, взаимосвязи между частью и целым.

Тренировать мыслительные операции  - обобщение, аналогия. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук

Сформированы представления о действии сложения, записи сложения с помощью знака +

На каждого ребенка карточки с числами 1,2, 4 (по две штуки), карточки со знаками +;  =. Наборы геометрических фигур.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3 стр. 85

Декабрь

Занятие № 14 Тема:

«Вычитание»

Формировать представление о вычитание как об удалении части из целого.

Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам. Мотивировать на включение в игровую деятельность. Развивать речь.

Сформированы представления о действии вычитания.

Счетные палочки.  Красный мяч и зеленая книга.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3стр. 93

Декабрь

Занятие № 15 Тема:

«Вычитание»

Закрепить представления о смысле вычитания.

Формировать опыт составления задач на вычитание по картинкам и их решения. Тренировать счетные умения.

Умение выполнять действие вычитания групп предметов и чисел

Карточки с равенствами.

Рабочая тетрадь «Игралочка»

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3стр.

Декабрь

Занятие № 16 Тема:

«Вычитание»

Закрепить умение выполнять вычитание на основе предметных действий.

Тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -, составлять и решать задачи по картинкам.

Умение решать и составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Карточки для составления задач. Счетные палочки. Карточки с записью чисел

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3стр. 109

Январь

Занятие №  17 Тема:

«Сложение и вычитание»

Формировать представление о взаимосвязи между сложением и вычитанием

Тренировать умения выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам. Закрепить знание чисел  1 – 10. Умение составлять числовой ряд.

Сформированы представления о взаимосвязи между сложением и вычитанием

Лист, разделенный на 2 части. Веревочки к заданию. Кубики ЛЕГО

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 113

Январь

Занятие №  18 Тема:

«Сложение и вычитание»

Закрепить представления о сложении и вычитании.

Тренировать умения выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам. Закрепить знание чисел  1 – 10. Умение составлять числовой ряд.

Сформированы представления о взаимосвязи между сложением и вычитанием

Лист, разделенный на 2 части. Веревочки к заданию. Кубики ЛЕГО

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3 стр. 119

Февраль

Занятие № 19  Тема:

«Столько же, больше, меньше».

Уточнить представления о сравнении групп предметов.

Закрепить представления о сложении и вычитании групп предметов и чисел. Тренировать счетные умения.

Сформированы  представления о сравнении групп предметов.

Лист, разделенный на 2 части. Веревочки к заданию. Кубики ЛЕГО

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

 часть 3стр. 125

Февраль

Занятие №  20 Тема:

Знаки  < и >

Формировать представления о знаках   < и >

Умение использовать знаки для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар. Закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько.

Сформированы счетные умения

Кубики ЛЕГО. Полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки).

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 133

Февраль

Занятие №  21 Тема:

«На сколько, больше? На сколько, меньше»

Формировать умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос на сколько, больше или  на сколько, меньше?»

Закрепить представления о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым.

Умение определять, на сколько, в одной группе  предметов больше или меньше чем в другой

Раздаточный материал по количеству детей. Рабочая тетрадь «Игралочка»

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3стр. 143

Февраль

Занятие № 22 Тема:

«На сколько,  длиннее (выше)»

Уточнить представления о сравнении по длине (высоте).

Формировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее  (выше) или короче (ниже), чем другая.

Сформированы представления о сравнении предметов

Набор геометрических фигур. Кубики ЛЕГО.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3 стр.152

Март

Занятие №   23 Тема:

«Измерение длины»

Формировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки

Тренировать мыслительные операции  - обобщение, аналогия. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук

Сформированы навыки о способах измерения

Большой кубик. Полоски одинаковой ширины, но разной длины.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3стр. 159

Март

Занятие №  24  Тема:

«Измерение длины»

Закрепить умение измерять длину предметов с помощью мерки

Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции. Закрепить представления о числовом ряде.

Сформированы навыки о способах измерения

Мерки длиной 3 см синего цвета, 3 квадрата разного цвета, 3 мерки разного цвета

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова часть 3 стр. 166

Март

Занятие № 25  Тема:

«Измерение длины»

Формировать представление,  что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой.

Развивать речь, учить отвечать на вопросы, давать развернутые ответы.

Сформированы навыки о способах измерения длины

Набор прямоугольников -  «простынок» и полосок  - мерок. Набор карточек с числами.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 172

Март

Занятие №  26 Тема:

«Объемные и плоскостные фигуры»

Формировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры.

Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, видеть в предметах окружающей обстановке.

Сформированы представления о геометрических фигурах

Набор объемных и плоскостных фигур

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 179

Апрель

Занятие №  27 Тема:

«Сравнение по объему»

Формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости)

Развивать умение с помощью переливания  (пересыпания) определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.

Сформированы навыки практических измерений.

Кастрюля, чашки разного объема.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 186

Апрель

Занятие №   28 Тема:

«Измерение объема»

Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания.

Закрепить пространственные отношения «слева» - «справа» - «между», смысл сложения и вычитания.

Сформированы представления об измерении объема сосудов с помощью мерки

Чайник с водой, 2 кастрюли одинакового объема. Картинки с яблоками. Крупа.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр. 192

Апрель

Занятие №  29 Тема:

«Измерение объема»

Закрепить представления о сравнении по объему с помощью измерения.

Формировать представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки.  Закрепить представления о сравнении чисел, тренировать счетные умения.

Сформированы  знания детей о способе непосредственного сравнения емкостей по объему.

Два разных по виду, но одинаковых по объему сосуда – «бочки». Два кувшина с подкрашенной водой и две чашки.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

часть 3стр.196

Апрель

Занятие №  30

Занятие № 31

Занятие №   32

Эти занятия проводятся с использованием тетрадей для закрепления пройденного материала.

Для закрепления пройденного материала можно воспользоваться книгой Лаптевой В.А. «Музыкальная математика для детей 4 – 7 лет» (М., Творческий центр «Сфера», 2003).

А.В. Белошистая Развитие логического мышления у дошкольников Москва 2013

Т.В. Белова, В.А. Солнцева Готов ли ребенок к обучению в первом классе Москва 2007

Май

Май

 

Приложение № 1

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.

Диагностический инструментарий (диагностические задания)

Задание №1. Развитие внимания

Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

Задание №2. Развитие памяти

Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №3. Развитие восприятия

Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень

1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

Задание №4. Развитие воображения

Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено.

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №5. Развитие мышления

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы, и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6 «Заплатки к коврикам»

7. «Что сначала, что потом?»

Оценивание проходит по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Протокол обследования знаний, умений и навыков в решении логических задач у детей старшего дошкольного возраста

п/п

Фамилия имя

ребенка

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие восприятия

Развитие воображения

Развитие мышления

Итог

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Н

К

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий уровень: (29-33 балла)

Средний уровень: (от 22 до 28 баллов)

Низкий уровень: (ниже 11 баллов)

Качественная характеристика уровней сформированности

умений и навыков детей в решении логических задач

Высокий уровень (от 29 до 33 баллов)Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.

Средний уровень (от 22 до 28 баллов): Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень (ниже 11 баллов): Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.

Методическая литература:

1. Ерофеева Т. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) проблемы дошкольного образования: материалы научной конференции. – М.,- № 2 – С. 17.

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» методические рекомендации.

3.Программа «Ступеньки». Курс математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» М. «АПК и ППРО»2007г.

4.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина Практический курс математики для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…» М. «Ювента»,2008 г

5. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина  Рабочая тетрадь 1-2 часть по математике для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…»

6. Л.А. Венгер, М.О. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989 г.

7. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для дошкольников. – М., 1992 г.

8. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985 г.

9. Логика и математика для дошкольников / автор – сост. Е.А. Носова, Р.Л Непомнящая / (библиотека программы «Детство»). – СПБ: Акцидент, 1997.

10.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

.

 11.   Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет /под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Олма медиа групп, 2008

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Родничок здоровья" дополнительного образования по физкультурно - спортивному направлению для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №79 «Голосистое горлышко»...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...

«Организация и методика работы по программе дополнительного образования по аквааэробике «Весёлые рыбки» с детьми старшего дошкольного возраста.»

Аква- фитнес – это новое, модное понятие последних лет, но оно активно покоряет сердца людей, стремящихся к красоте и здоровью. Разумеется, подход к физическим упражнениям на воде разниться в за...

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста

Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников....