Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: математика.
Воспитатель: Щербакова М.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для до школьников, начальной и основной школы, с позиций комплексного развития ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: математика.
Воспитатель: Щербакова М.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для до школьников, начальной и основной школы, с позиций комплексного развития ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Основными задачами математического развития дошкольников в программе являются:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики, они устанавливают, что для сравнения групп предметов по количеству можно составить пары и т.д. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, деятельность. Поэтому занятия являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Раз – ступенька, два - ступенька». Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Поэтому работа с детьми ведется на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Тетради «Раз – ступенька, два - ступенька на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказывать своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
В учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим, темпом.
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." может использоваться в старшей и подготовительной группах детских садов, образова тельных учреждениях типа «Детский сад - школа».
Продолжительность одного занятия, в старшей группе не более - 25 минут, в подготовительной - не более 30 минут.
Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю, всего 32 занятия в год. Однако варианты использования пособий "Раз - ступенька, два -ступенька...", ч. I - 2 могут быть различными.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.
Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... -меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.
Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.
Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения.
Числовой от резок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами.
Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. На звание, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).
Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.
Знакомство с не которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Диагностический инструментарий:
К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
Уровень А
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Уровень Б
1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков
+, -, =•
5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.
7) Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения - 32 занятия)
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1-5 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | 5 |
6-8 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства | 3 |
9 | Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | 1 |
10 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 |
11-12 | Пространственные отношения: справа, слева. | 2 |
13 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | 1 |
14 | Пространственные отношения: между, посередине. | 1 |
15 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 |
16 | Число 1 и цифра 1. | 1 |
17 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 |
18 | Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 |
19 | Представление о точке и линии. | 1 |
20 | Представление об отрезке и луче. | 1 |
21 | Число 3 и цифра 3. | 1 |
22 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 |
23 | Представления о ломаной линии и многоугольнике | 1 |
24 | Число 4 и цифра 4. | 1 |
25 | Представление об углах и видах углов. | 1 |
26 | Представление о числовом отрезке. | 1 |
27 | Число 5 и цифра 5. | 1 |
28 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 |
29-30 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | 2 |
31 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 |
32 | Упражнения по выбору детей. | 1 |
второй год обучения - 32 занятия
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1-2 | Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения. | 2 |
3-4 | Число 6 и цифра 6. | 2 |
5-8 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки | 4 |
9-11 | Число 7 и цифра 7. | 3 |
12-14 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | 3 |
15-17 | Число 8 и цифра 8. | 3 |
18-19 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 |
20-22 | Число 9 и цифра 9. | 3 |
23-24 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | 2 |
25-26 | Число 0 и цифра 0. | 2 |
27 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 |
28 | Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 |
29 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 |
30 | Работа с таблицами. | 1 |
31-32 | Упражнения по выбору детей. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения - 32 занятия)
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1-6 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 6 |
7-10 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 3 |
11-12 | Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). | 2 |
13 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 |
14-15 | Пространственные отношения: справа, слева. | 2 |
16-17 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) | 2 |
18-19 | Пространственные отношения: между, посередине. | 2 |
20 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 |
21 | Число 1 и цифра 1. | 1 |
22 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 |
23-24 | Число 2 и цифра 2. Пара. | 2 |
25 | Представления о точке и линии. | 1 |
26 | Представления об отрезке и луче. | 1 |
27-28 | Число 3 и цифра 3. | 2 |
29 | Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 |
30 | Представления о ломаной линии и многоугольнике. | 1 |
31-32 | Упражнения по выбору детей. | 2 |
второй год обучения - 54 занятия
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1-2 | Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го го да обучения. | 2 |
3-4 | Число 4 и цифра 4. | 2 |
5-6 | Представления об углах и видах углов. | 2 |
7-8 | Представления о числовом отрезке. | 2 |
9-10 | Число 5 и цифра 5. | 2 |
11 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 |
12-13 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. | 2 |
14-15 | Временные отношения: раньше, позже. | 2 |
16-17 | Число 6 и цифра 6. | 2 |
18-21 | Пространственные отношения: длиннее, короче. | 4 |
22-23 | Число 7 и цифра 7. | 3 |
24-27 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредо ванное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 |
28-31 | Число 8 и цифра 8. | 4 |
32-35 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 4 |
36-38 | Число 9 и цифра 9. | 4 |
39-40 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 |
41-42 | Число 0 и цифра 0. | 2 |
43-45 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 3 |
46 | Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 |
47-48 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 2 |
49-50 | Работа с таблицами. | 2 |
51-54 | Упражнения по выбору детей. | 4 |
Литература: авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина Учебное пособие. « Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2.
Методические рекомендации : « Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2. авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина
Тетрадь : « Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2. авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »
Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Подготовка детей к школе"
Кружковая деятельность...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...