Авторская психологическая программа с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей»
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

                

Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей» (составлена с учетом ФГТ) реализуется на базе МБДОУ № 386 

 Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического, личностного развития человека. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое  здоровье (термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_adaptacii.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:


                                             

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 386

городского округа Самара

Согласовано:

Старший воспитатель МБДОУ № 386

________________/Ю.Г.Уваровская

«_____»__________________20___г

           Утверждаю:

            Заведующий МБДОУ № 386

___________/ Е.А.Надеждина

«_____»______________20___г

Психологическая программа

коррекционно-развивающих занятий

с детьми младшего дошкольного возраста

по преодолению стрессовых ситуаций

в период адаптации

 «В кругу друзей»

(составлена с учетом ФГТ)

реализуется на базе МБДОУ № 386

Составитель:

Педагог-психолог

Вязовцева Е.И.

Самара

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

1. Обоснования программы……………………..……………………………..3

2. Методы и приемы, используемые в программе………………………. ….6

3.  Технологии и диагностические процедуры ………………………….......6

  1.  Структура занятий …………………………………………………………7

5. Учебный план программы…………………………………………………..8

6.  Учебно-тематический план теоретического раздела к программе………9

Список литературы……………………………………………………………12

Приложения……………………………………………………………………13

Пояснительная записка.

                 Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического, личностного развития человека. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое  здоровье (термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа), от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

 1. Обоснование программы.

I. Нормативно – правовые основы программы «В кругу друзей».

Международные правовые документы:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Всемирная декларация об обеспечении выживания.

Правовые акты РФ:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (в редакции от 30.06.2007г.).
  4. Конвенция федеральной целевой программы развития  образования на 2006-2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 г. № 1340-р).
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803; в редакции от 05.05.2007 г.).
  6. Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования.
  7. Письмо  РФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07  ин /20-04 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  8. Приказ № 1515 от 22.07.1998 г. «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении».
  9. Письмо Министерства образования РФ № 28-51-513/16 от 27.06.2003г. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  10. Устав МДОУ № 386 (Протокол № 3 от 19.02.2009г.).

II.  Программа базируется на общедидактических принципах:

  1. Взаимосвязь и внутреннее единство дидактических, коррекционных и развивающих дидактических задач как главная стратегия деятельности взрослого (психолога).
  2. Деятельностный подход как основа стимуляции активности ребенка.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при условии активной самостоятельной познавательнопоисковой работы.

Вид программы:  корреционно - развивающий.

Цель  программы:  
 
Создание условий, облегчающих адаптационный период, гармоничное развитие детей данного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями и возможностями; понимание его эмоционального состояния, установление контакта с детьми, поддержка.

Программа реализуется педагогом-психологом.

При составлении программы «В кругу друзей» задействованы образовательные области:

  1. ЗДОРОВЬЕ
  2. ПОЗНАНИЕ
  3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  4. КОММУНИКАЦИЯ
  5. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Содержание образовательной области «Здоровье»  направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Снятие умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, через решение следующих задач:

  1. Познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
  2. Расширять кругозор.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  1. Развивать игровую деятельность детей
  2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным).
  3. Формировать первичные личностные представления о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях.
  4. Первичные гендерные представления о собственной принадлежности к определенному полу.

Специфика реализации образовательной области «Социализация» заключается в следующем:

  1. Решение выше названных задач психолого-педагогической работы не возможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо;

     конкретных примерах добрых дел и поступков).

  1. Значительное место в реализации области «Социализация» занимают сюжетно-ролевые игры, как способы освоения ребенком социальных ролей.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на овладение конструктивными средствами и способами взаимодействия с окружающими решение следующих задач:

  1. Развивать свободное общение между детьми.
  2. Формировать все компоненты устной речи детей.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  1. Развивать продуктивную деятельность (рисование)
  2. Формировать детское творчество
  3. Приобщать к изобразительному искусству.

Специфика реализации образовательной области «Художественное творчество» заключается в следующем:

  1. Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области с другими областями Программы по особому основанию – возможности развития воображения и творческих способностей ребенка с познанием, коммуникацией в части элементарного словесного творчества.
  2. Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики рук, воображения) первична по отношению к формированию специальных способностей детей.

Задачи:

  1. Способствование успешной адаптации, помочь детям преодолеть стрессовые состояния в период адаптации  к условиям детского сада.
  2. Обеспечение полноценного психического и физического здоровья детей.
  3. Развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  4. Формирование самопринятия и принятия других людей.
  5. Разработка  методических рекомендаций для заинтересованных лиц  по созданию образовательной среды.

Сроки реализации программы:   сентябрь – декабрь (четыре месяца)

Возраст детей: младший  дошкольный возраст (2-3 года)

Прогнозируемые результаты  данной программы:

    Создать условия для успешной адаптации (адаптация – это достижение стабильности эмоционального состояния), полноценного и личностного развития  детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; способствовать успешной адаптации детей к условиям детского сада,  формировать потребность в саморазвитие. Сформировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развить стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Развивать навыки совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками.

 

2. Методические приемы:

  Принципы работы:

  1. Уважительное и доброжелательное отношение к детям, к их потребностям.
  2. Признание  ценности, значимости, уникальности каждого ребенка.
  3. Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.

3. Технологии и диагностические процедуры, позволяющие наиболее эффективно реализовать программу:

         Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического обследования. На протяжении курса занятий обследование проводится два раза: до проведения развивающих занятий по данной программе – входящая диагностика (по результатам входящей диагностики формируются группы) и после прохождения всего курса – итоговая диагностика (на основе сравнительного анализа результатов входящей и итоговой диагностики делается вывод об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка).

При проведении психодиагностического обследования используется следующий инструментарий:

-      карта наблюдения за адаптацией

(по М.Г. Борисенко, О.Е. Камышниковой, Т.Ф. Кирьяновой, Н.Н. Рачковской);

-      для оценки уровня эмоциональной сферы –схема эмоционального портрета ребенка, Остроухова А. «Успешная адаптация. Как ее измерить?»

-  определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов риска.

4. Структура занятий.

      Занятия проводятся психологом детского сада один раз в неделю (с сентября по декабрь, включительно). Продолжительность занятия для младших дошкольников – 10-15 минут. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). Взрослый – организатор среды. Младших дошкольников лучше всего рассаживать полукругом, можно прямо на полу. Релаксационное дыхательное и мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры. Занятия лучше проводить в группе или в знакомом для детей помещении, где достаточно места для подвижных игр.

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
  2. Установление контакта.
  3. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, пальчиковая гимнастика, загадок и др.)
  4. Игру на повышение двигательной активности и сплочение группы.
  5. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
  6. Ритуал прощания. 

Предполагаемый результат:

 Осуществить плавный переход из семьи в детский сад, помочь безболезненно войти в жизнь детского сада. Развить навыки совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками.

5. Учебный план программы «В кругу друзей»

Наименование блоков и тем

Количество

занятий

Блок I.        

Подготовительный этап: выявление запроса взрослых.

           

          Диагностический. Психолого-педагогическое обследование.

Сентябрь,

по мере поступления новых детей

Блок II.

 Развивающий. Групповая работа (от2 до 8 детей). Занятия.

               

 Коррекционный. Индивидуальная и групповая работа.

15

Согласно

расписанию 1 раз в неделю

Блок III. Консультативный. 

Консультативная работа с родителями и педагогами ДОУ.



декабрь

 Блок IV. Заключительный.

Итоговая диагностика и сравнительный анализ результатов эффективности работы по данной программе.

Всего:

15

6. Учебно-тематический план теоретического раздела к программе

 «В кругу друзей»

Месяц

 проведения

   ТЕМЫ


Название темы

Количество

 занятий

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК № I

СЕНТЯБРЬ

1.1.


Психолого-педагогическое обследование

Сентябрь

(в течение

всего месяца по

запросу)

1.2.


Тренинг для родителей и детей.

«Знакомство»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЩИЙ БЛОК № II.

СЕНТЯБРЬ

2.1.

Занятие 1. Знакомство.

«Ласковое имя»

Упражнение «Если он зайка, назови его ласково». Игра «Заинька попляши». Упражнение «Солнышко и тучка».Прощальный ритуал.


Один

раз в неделю 10-15 минут





Согласно

расписанию

 групповых

занятий

 (см. приложение )

2.2.

Занятие 2. Продолжаем знакомство. Упражнение «Здравствуй я котик». Лого ритмика «Потанцуй с котиком». Упражнение «В уши попала вода».  Прощальный ритуал.

2.3.

Занятие 3. Продолжаем знакомство. Упражнение «Здравствуй я лисичка». Игра «Хоровод». Упражнение «Игра с муравьем». Прощальный ритуал.

ОКТЯБРЬ

2.4.

Занятие 4. Продолжаем знакомство. Упражнение «Здравствуй я поросенок». Игра-хоровод «Три веселых братца». Упражнение «Лицо загорает». Прощальный ритуал.

2.5.

Занятие 5. Продолжаем знакомство. Упражнение «Здравствуй я мышонок». Театрализация «Сказка о глупом мышонке». Упражнение «Мы хлопаем руками». Прощальный ритуал.

Один

раз

в неделю 10-15 минут

ОКТЯБРЬ

2.6.

Занятие 6. Продолжаем знакомство. Упражнение «Здравствуй я слоненок».

Игра «Уроки анатомии». «Игра с песком». Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


ОКТЯБРЬ

2.7.

Занятие 7. Веселые и грустные. Упражнение «Здравствуй я лисичка». Упражнение «Лисичка веселая, лисичка грустная». Игра –хоровод «К нам приехал паровоз». Этюд “Ой-ой-ой, живот болит”. Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


ОКТЯБРЬ

2.8.

Занятие 8. Веселые и грустные. \

Упражнение «Здравствуй я –мальчик Коля». Упражнение «Коля веселый, Коля грустный». Игра –хоровод «К нам приехал паровоз».Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


НОЯБРЬ

2.9.

Занятие 9. Веселые и грустные.

Упражнение «Здравствуй я –девочка Поля». Упражнение «Поля веселая, Поля грустная». Игра «Пузырь». Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


НОЯБРЬ

2.10.

Занятие 10. Радуется – боится.

Упражнение «Хорошие ушки, красивые глазки». Игра-хоровод «Едет паровоз». Игра «Помяукай и похрюкай». Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


НОЯБРЬ

2.11.

Занятие 11. В кругу друзей.

 Упражнение «Приласкай Цыпленка». Игра «Большие ноги». Упражнение «Повторяй за мной». Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


НОЯБРЬ

2.12.

Занятие 12. В кругу друзей.

 Пальчиковые игры за столом  «К нам на стол забрался слон». Упражнение  «Мы делили апельсин». Игра «Слушай команду». Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


ДЕКАБРЬ

2.13.

Занятие 13.. В кругу друзей. 

Пальчиковые игры на ковре  «Девочка Маша варила кашу». Игра-упражнение «Покажи как я люблю». Этюд «Цветок».Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


ДЕКАБРЬ

2.14.

Занятие 14. В кругу друзей. 

Пальчиковые игры за столом  «Шел по полю человек»Игра «Зайка серый умывается». Рисуем подарок. Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


ДЕКАБРЬ

2.15.

Занятие 15. . В кругу друзей. 

Игра-упражнение «Посмотри кто перед тобой».  Этюд «Золотые капельки».                                                                                                                                                                                                                                                                  Игра-хоровод «К нам приехал паровоз». Прощальный ритуал.

Один

раз в неделю 10-15 минут


    Список литературы, используемый при разработке программы

  1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». М., «Линка-пресс», 1993.
  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2000.
  3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Автореф. дисс. …канд.психол. наук. Томск, 1997.
  4. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001.
  5. Выготский Л.С. Проблемы кыльтурного развития ребенка//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1991. № 4.
  6. Кэдьюсон Х., Шефер Ч Практикум  по игровой терапии. - СПб., 2002.
  7. Лисина М.И. «Формирование личности ребенка в общении».-Спб, 2009.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с детьми раннего возраста. - СПб.: Речь, 2001.
  9. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999.
  10. Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. - СПб., 2000.
  11. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
  12. Репринцева Г.И. Коррекционно - развивающая игротерапия по сценариям русских народных сказок / Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. - М., 1997. С. 5-83.
  13. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Выродова И.А., Белякова М.В., Браткова М.В., Николаева Т.В., Пронина Л.В. «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: Метод.пособие под ред. Е.А. стребалевой. – М.: Полиграф сервис, 2003.
  14. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

                                                                                           

                                                                                                      Приложение № 1

Занятиие 1.

Цель занятия: установление контакта с детьми, развитие речевых навыков, пробуждения познавательной активности, формирование умения принимать самого себя и других людей, умения работать в группе.

 Психологическая игра: «Ласковое имя».

Цель: формирование у детей принятия своего имени, умения работать в группе.

Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Ведущий помогает детям, если они затрудняются.

Упражнение «Если он зайка, назови его ласково».

Цель: формирование у детей превращать символы фантазий в осязаемые факты, умения работать в группе.

Игра «Заинька попляши».

Цель: учить детей действовать по сигналу взрослого, умения включаться в общение с группой в форме игровых действий.

 Упражнение «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

.Прощальный ритуал.

Занятиие 2.

Цель занятия: для успешной адаптации продолжать установление контакта с детьми, развивать речевые навыки, учить детей радоваться, умения включаться в общение с группой в форме игровых действий.

Упражнение «Здравствуй я котик».

 Цель: формирование самопринятия и принятия других, развитие речевых навыков, умения работать в группе.

Лого ритмика «Потанцуй с котиком».

Цель: формировать у детей положительные чувства, учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей, продолжать учить детей действовать по сигналу взрослого, умения включаться в общение с группой в форме игровых действий.

Упражнение «В уши попала вода».   (на напряжение и расслабление мышц шеи)

Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

Прощальный ритуал.

Занятиие 3.

Цель занятия: продолжать установление контакта с детьми, развитие речевых навыков, формировать потребность в самоизменении, учить детей радоваться, умения включаться в общение с группой в форме игровых действий.

Упражнение «Здравствуй я лисичка».

Цель: продолжать формировать у детей самопринятия и принятия других, развитие речевых навыков, умения работать в группе.

 Игра «Хоровод».

Цель: продолжать формировать у детей положительные чувства, учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей, продолжать учить детей действовать по сигналу взрослого, умения включаться в общение с группой в форме игровых действий.

Упражнение «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

 Прощальный ритуал.

                                                                                                 

   Приложение № 2

Психомышечная тренировка.

Комплекс “На берегу моря”

- “Солнышко и тучка” (на напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

-“В уши попала вода” (на напряжение и расслабление мышц шеи)

Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

- «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног)

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

- “Лицо загорает” ( на напряжение и расслабление мышц лица)

Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык – крепко закрыть рот. Жучок улетел – слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, - сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях – двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем – спать хочется – расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и идут к ведущему.

- «Игра с песком»

 (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжать пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.

Этюд “Ой-ой-ой, живот болит”

Медвежата Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой-ой-ой, живот болит!
Ой-ой-ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!

Игра “Слушай команду!”

Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же её выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

Этюд “Цветок”

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Этюд “Золотые капельки”

Идёт теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь! Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

В занятиях можно выделить следующие направления:

  1. Аксиологическое направление – предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.
  2. Инструментальное направление – требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
  3. Потребностно -  мотивационное направление – содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
  4. Развивающее направление – предлагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.      

               « СОГЛАСОВАНО»                                           “УТВЕРЖДАЮ”

                 __________________                                         Заведующий МДОУ

________________

                                                                                             “_______”_____________200  г.

Учебно-тематический план

(название программы)

Цель программы:

Категория обучающихся:

Срок обучения:

Режим занятий:

наименование тем

всего часов

в том числе

форма контроля

теоретич.

практич.

1

1.1

                Итого

               « СОГЛАСОВАНО»                                           “УТВЕРЖДАЮ”

                 __________________                                         Заведующий МДОУ

________________

                                                                                             “_______”_____________200  г.

Учебная программа

(название)

Занятие 1. Тема

Цель:

Задачи:

Содержание:

Список литературы

Приложение

Методические

приемы

Коммуникативные игры

Игры направленные на

 развитие

воображения

Ролевые

 игры

Задания с использованием терапевтических

 метафор

Психогимнастические

игры

Игры и задания, направленные на развитие

 произвольности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ

Занятие для проведения коррекционной работы в период адаптации детей к условиям детского сада....

Модифицированная программа с детьми младшего дошкольного возраста (2-3х лет) по адаптации к ДОУ «В детский сад с улыбкой»

Процесс привыкания к дошкольному учреждению довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка огра...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...