«Понятие стресс. Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно- воспитательном процессе.» (Выступление на РМО)
методическая разработка

Мурушкина Наталия Борисовна

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше взрослых.

Стресс дошкольников является защитной реакцией организма ребенка. Он возникает в тех случаях, когда дети сталкиваются с неизвестным и новым. Оно вторгается в их уютную жизнь. У них совершенно нет никакого опыта, который бы помог справиться с ситуацией. Дошкольнику тяжело побороть стресс без родителей или вмешательства профессионала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Понятие стресс. Причины возникновения стрессовых ситуаций в  учебно- воспитательном процессе.»

(Выступление на РМО)

                           

                                                    31.01.2019 г.

Подготовила: педагог-психолог

                                                                               Мурушкина Н.Б.

          СТРЕСС — ЭТО ОБЩЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ОРГАНИЗМА, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПОД  ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ. 

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше взрослых.

Стресс дошкольников является защитной реакцией организма ребенка. Он возникает в тех случаях, когда дети сталкиваются с неизвестным и новым. Оно вторгается в их уютную жизнь. У них совершенно нет никакого опыта, который бы помог справиться с ситуацией. Дошкольнику тяжело побороть стресс без родителей или вмешательства профессионала.

 

Причины

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дети становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными, потому что не удовлетворяется важная потребность в безопасности и защищенности. Приходит время, когда дети учатся адаптироваться в обществе. Первые столкновения с ним могут спровоцировать у дошкольников стресс. До этого момента обычно малыша окружают лишь родные люди. Они пребывают в атмосфере обожания и восхищения.

В 2-3 года круг общения ребенка резко расширяется. Он контактирует не только с членами семьи. Дошкольник начинает соприкасаться со сверстниками и взрослыми людьми в детском саду, во дворе.

Новая среда может спровоцировать у малыша сильные болезненные переживания. Особенно тяжело тем детям, которые постоянно находились только под опекой матери. Социализация вызывает у них боязнь.

У детей в дошкольном периоде первопричиной возникновения стресса является поступление в детское учреждение. Поводом для этого становится:

  • отсутствие рядом родителей;
  • отсутствие опыта коммуникации с другими детьми;
  • вынужденное пребывание в окружении всего чужого (людей, обстановки);
  • новые требования к поведению (соблюдение режима);
  • конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями.

Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании. Иногда процесс привыкания осложняется тем, что некоторые воспитатели имеют упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей. Они считают, что плач и капризы - это результат избалованности и изнеженности в семье, а потому поплачут и привыкнут. Между тем время проходит, а в группе остаются неадаптированные или впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера.
Поэтому проблема адаптации детей к ДОУ является одной из актуальных проблем возрастной психологии.

Кроме адаптации к детскому саду, виновниками болезненных переживаний и стрессом у дошкольника может быть следующая причина  - внезапная перемена жизненных условий (переезд )

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде. Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, - стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов

                                                                                                                   

Симптомы

Существует ряд проявлений, по которым можно узнать, что дошкольник находится в состоянии стресса:

  1. Постоянное пребывание в плохом настроении без явного основания. Его ничего не радует. Он постоянно плачет, негодует, капризничает, требует.
  2. Появление вредных привычек. Малыш начинает обкусывать ногти, дергать себя за волосы, накручивать их на пальцы.
  3. Возврат в детство. Дошкольник хочет, чтобы его возили в коляске, качали на ручках, берет в рот пустышку, начинает пачкать штаны.
  4. Усиление страхов, присущих детям более раннего возраста (боится чудовищ, расстаться с родителями, уснуть сам).
  5. Неадекватная реакция, проявление агрессии в обычных ситуациях. Раздражительность.
  6. Появление заикания или других дефектов речи.
  7. Присутствие нервных (навязчивых) движений.
  8. Повышенная активность или, наоборот, заторможенность.
  9. Отсутствие желания общаться с людьми.
  10. Отсутствие аппетита или, наоборот, бесконечное чувство голода.

Все вышеперечисленные признаки могут периодически наблюдаться в поведении любого ребенка. Это нельзя назвать стрессом. О том, что дитя пребывает в стрессовом состоянии, свидетельствует следующее:

  Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.

Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста переживающих стресс в период адаптации

Для детей источник напряжения - это присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому очень хорошо, если в детском саду ребенок может уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в уголке уединения.

Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Для снятия эмоциональной усталости во время адаптации ребенку нужно давать как можно больше тактильной стимуляции. Это вода

Вода также обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации и расслаблению.

Любые игры с водой, простые манипуляции, вызывают у детей положительные эмоции. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Игры с песком имеют мощный ресурс. Они захватывают малыша, отвлекают от слез.

Общение детей с песком необходимо и полезно. Во время игры с песком, через нервные окончания пальцев рук в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

Игры с песком улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений и являются средством коммуникации. А еще это - просто, естественно, доступно и приятно!

Оборудуя в группе центр «Вода и песок» - это будет прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Вместо песка можно использовать сыпучие материалы: например, крупу: манную, гречневую, перловую, горох, которые тоже стабилизируют эмоциональное состояние;

Музыка

Музыка вызывает у малышей яркий эмоциональный отклик: улыбку, радостные возгласы, игровые действия, пляску, пение. Также доставляет детям удовольствие пение взрослого, звучание музыкальных инструментов. Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком.

Прогулка

О пользе пешей прогулки после детского сада нужно обязательно информировать родителей.

Вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает мышечный и психический тонус. Изотерапия Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и как способ выражения различного рода эмоций.

Живопись с помощью пальцев, ладошки благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения.

Лепка (глина или соленое тесто) Лепка является внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсом ребёнка. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Лепка, способна помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе. При помощи лепки малыш имеет возможность «отработать» боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, коммуникативную функцию речи – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;

  • Дети раннего возраста любят вешать белье, на веревку используя прищепки, поэтому можно сделать сушилку для белья для игры «Мамина помощница».

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду

причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие...

Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения»....

Доклад «Наиболее эффективные факторы для снижения риска возникновения стрессовой ситуации у детей 2-3 лет в период адаптации в детском саду».

В данном материале уделяется особое внимание причинам возникновения стрессовых ситуаций и способам их решения в период адаптации детей 2-3 лет в детском саду....

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целе...

Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе

В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но ...