Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный ветерок»
методическая разработка (подготовительная группа)
И. Назаренко: «Голос - это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения».
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природ сообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающе влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hor_kruzhok.docx | 76.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Шанс» ЯМР
Согласовано: Утверждаю:
Педагогический совет Директор МУДО « Шанс» ЯМР
От « » 2019 г. / ФИО/
Протокол № 2019 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Художественно – эстетической направленности
«Музыкальный ветерок»
(Вокал)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Городецкая Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
с Сарафоново
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель и задачи программы ……………………………………… 3
Организация и проведение занятий (структура занятий)……... 4
Концептуальные основы деятельности (ожидаемый результат) 4
Приемы обучения пению………………………………………… 4
Формы и методы реализации программы………………………… 5
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет…………………………5
Учебно-тематический план…………………………………………. 7
Содержание темы занятий……………………………………………8
Перечень программно-методического обеспечения………………10
Результативность уровня развития вокальных способностей
Воспитанников………………………………………………………..10
Диагностика певческих способностей воспитанников………………11
План выступления вокального кружка………………………………13
Список информационных источников………………………………..13
Перспективный план работы вокального кружка……………………14
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И. Назаренко: «Голос - это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения».
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природ сообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающе влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Новизна данной образовательной программы в том, что в основном обучение проходит под профессиональные фонограммы и в репертуар кружковцев входит музыкальные материалы по различным направлениям: эстрадное пение, классика, народное пение. Кроме индивидуальных занятий по постановке певческого голоса, большое внимание уделяется пению в
ансамбле, дуэтах, квартетах и т.д. Учитывая, что пение один из самых любимых видов музыкальной деятельности и в нём заключён большой потенциал эмоционального и познавательного развития, на занятиях можно воспитывать музыкальную культуру и развивать творческие способности воспитанников, а также стимулировать и помогать талантливым кружковцам в творческих достижениях.
Актуальность этой программы:
В помощи детям самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты, преодолеть скованность и неуверенность в себе, т.е. снятие комплексов.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру через вокальное творчество.
«Воспитание певческой культуры детей, как части их духовной культуры» (по Д.Кабалевскому)
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
3
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Организация и проведение занятий
Структура занятий:
1.Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками воспитанников необходимо предварительно их распеть. Начинать распевание следует в удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения её продуктивности и конечного результата.
2.Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза 1-2 минуты (физминутка)
3.Оснавная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхание по фразам, динамическими оттенками.
4.Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающим.
Работа над выразительным артистичным исполнением.
Состав вокального кружка «Музыкальный ветерок» состоит из воспитанников от 5-7 лет. Занятия проводятся с сентября по май. Основная форма работы с воспитанниками – занятия длительностью 30 мин, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек
Концептуальные основы деятельности (ожидаемый результат)
Цель: научить воспитанников выразительно, «чисто» интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Задачи:
- правильно передавать мелодию в пределах ре-си1 –до 2 октавы
- учить воспитанников петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание)
- брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы.
- учить самостоятельно начинать и заканчивать песню
- петь индивидуально и коллективно
- развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность
- развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
4
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность воспитанников, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3.Вопросы к воспитанникам активизируют мышление и речь. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос.
Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста воспитанников, подготовленности. Неправильная оценка не помогает воспитаннику осознать и исправить свои ошибки, недостатки.
Формы и методы реализации программы
1. Коллективная работа
2. Индивидуальная работа
3. Беседа.
4. Распевание
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку
6. Дыхательная гимнастика
7. Артикуляционная гимнастика
8. Восприятие музыки
9.Музыкально-дидактичечкие игры и упражнения
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у дошкольника 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать, форсирование звука, во время которого у ребенка развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети этого возраста могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с обучающими, надо использовать песни в удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми-фа-си). В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности воспитанников позволяют включить в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором
- хоровыми группами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму
Прежде чем приступить к работе с воспитанниками, необходимо провести диагностику вокальных данных каждого ребенка.
5
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, чисто интонировать) нужно соблюдать следующие условия:
- игровой характер занятий и упражнений
- доступный и интересный песенный репертуар
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон,CD диски)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями т воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения. При работе с песенным репертуаром, соблюдать необходимо правильную вокально-певческую постановку корпуса.
6
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Кол-во часов |
- Вокально-хоровая работа – 58 часов
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Певческая установка | 3 | ||
2 | Дыхание | 6 | ||
3 | Дикция. Артикуляция. | 8 | ||
4 | Вокальные упражнения | 10 | ||
5 | Песенное творчество | 8 | ||
6 | Слушание музыки | 6 | ||
7 | Сценическая культура и сценический образ. | 8 | ||
8 | Музыкально-ритмические движения | 8 | ||
II. Концертно исполнительская деятельность | 14 часов | |||
Итого | 72 часов |
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | часы | Формы проведения занятий | Методы контроля | ||
о/к | т | п |
Вокально-хоровая работа
1 | Вводное занятие | 1 | 30мин | 30мин | Хоровое | Наблюдение |
2 | Певческая установка | 3 | 1 | 2 | ||
3 | Дыхание. | 6 | 1 | 5 | Хоровое | Наблюдение |
4 | Дикция. Артикуляция. | 8 | 1 | 7 | Хоровое | Наблюдение |
5 | Вокальные упражнения | 10 | 1 | 9 | Хоровое | Наблюдение |
5 | Музыкально-ритмические движения | 8 | 1 | 7 | Хоровое | Наблюдение |
6 | Песенное творчество | 8 | 1 | 7 | Хоровое | Наблюдение |
7 | Слушание музыки | 6 | 1 | 5 | Хоровое | Наблюдение |
8 | Сценическая культура и образ. | 8 | 1 | 7 | Хоровое | Наблюдение |
Концертно исполнительская деятельность
Праздники, выступления, репетиции | 14 | 14 | Конкурсы, праздники | Оценка зрителей, оценка жюри |
7
3. СОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕОРИЯ
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Диагностические занятия – изучение способностей детей к пению
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА. ТЕОРИЯ.
Певческая установка – правильное положение корпуса, обеспечивающее работу голосового аппарата.
Если у начинающего певца выработано отношение к певческой установке как 888ююю8…
.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Заучивание стихов о правильном положении корпуса
ДЫХАНИЕ. ТЕОРИЯ
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
- Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч
- Опора дыхания - пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами.
- Спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Комплекс дыхательной гимнастики
(по А. Н. Стрельниковой)
АРТИКУЛЯЦИЯ. ДИКЦИЯ. ТЕОРИЯ.
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у воспитанников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
- Выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение
- Умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном темпе и ритме.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
- Пропевание йотированных гласных
- Упражнения на слоги
- Тренировка мышц неба
- Тренировка губ и языка
- Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса
- Упражнения для улучшения дикции
- Скороговорки
- Распевки-скороговорки
- Игровые упражнения
- Вокальные упражнения
8
ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ТЕОРИЯ.
Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе.
Распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Вокальные упражнения
МУЗЫКАЛЬНО -- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ.
Движение под музыку развивает у дошкольников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- Игровые упражнения.
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. ТЕОРИЯ.
Песенное творчество – это сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельности, как восприятие, исполнительство и творчество. Психологи, педагоги, музыканты сходятся во мнении, что дошкольный возраст самый благотворный для развития всех творческих способностей. Г. Струве говорил, что занимаясь с дошкольниками, мы обнаруживаем у них такие способности, о которых и не подозревали.
А А. С. Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Упражнения для накопления слухового опыты, развитие музыкально-слуховых представлений. Н.А.Ветлугиной
2.Творческие задания по развитию песенного творчества.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. ТЕОРИЯ.
Слушание музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребенок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержание, не запомнил мелодию. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Разучивание песен
2.Слушание музыкальных произведений
9
СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ТЕОРИЯ
В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Музыкальное настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса. Можно выделить сценические средства выражения:
- Мимика и пантомимика (движение глаз, головы, губ, головы, пальцев рук и туловища)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1Сценические движения
2Упражнения в игровой форме
3Задания со словами
4Проговаривание и обыгрывание скороговорок
5Развитие чувства ритма
6Упражнения на умение владеть своим лицом и телом
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Музыкально дидактические игры: «Солнышко и дождик»; «Три кита»; «Кубик», «Дятел», «Куда пошла матрешка», «Семья»
- Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
- Картотека артикуляционной гимнастики, попевок
- Сценарии, разработки занятий
- Магнитофон,
- CD-диски,
- фонограммы,
- Презентации
- Подборка игр, упражнений
- Микрофон
- Зеркала
- Ноутбук
- Мультимедийное оборудование
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Диагностика певческих способностей воспитанников.
Цель - выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.
Методика диагностирования предложена К.В. Тарасовой
Можно к предложенной диагностике добавить тестирование глубины дыхания по секундомеру и определение уровня развития звуковысотного слуха. Результаты диагностики заносятся в таблицу.
В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.
10
Диагностика певческих способностей воспитанников
Дата диагностирования_________
№ | Фамилия, имя воспитанника | Певческий диапазон | Сила звука | Особенности тембра | Точность интонирования | Звуковысотный слух |
1 |
Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков
№ Критерии | Показатели | Уровень | |||
низкий | средний | высокий | |||
1 | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко. | Голос сильный. |
2 | Особенности тембра | В голосе слышен хрип и сип. Голос тусклый, не выразительный | Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно. | Голос звонкий, яркий | |
3 | Певческий диапазон | Певческий диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы | Широкий диапазон | |
4 | Развитие звуковысотн ого слуха | Муз.слуховые представления. | Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую мелодию с сопровождением после многократного ее повторения. | Пение знакомой мелодии при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. | Пение знакомой мелодии самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний. |
5 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом отсутствует, ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука | Интонирует общее направление движения мелодии, чистое интонирование 2-3звуков | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. | |
6 | Различение звуков по высоте | Не различает | Различает в пределах октавы и септимы. | Различает в пределах сексты и квинты. | |
7 | Вокально-хоровые навыки | Певческая установка | Поза расслабленная, плечи опущены. | Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время. | Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого. |
8 | Звуковедение. | Пение отрывистое, крикливое. | Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик. | Пение естественным голосом без напряжения, протяжно. | |
9 | Дикция. | Невнятное произношение, значительные речевые нарушения. | Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. | Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении. | |
10 | Дыхание | Дыхание берется непроизвольно. | Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами. | Умение брать дыхание между фразами | |
11 | Умение петь в ансамбле | Неумение петь, слушая товарищей. | Стремление выделиться в хоровом исполнении (раньше вступить, громче петь) | Умение начинать и заканчивать вместе | |
12 | Выразительность исполнения | Пение не эмоциональное | Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций | Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой. |
Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3.
При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально – хоровыми навыками все баллы суммируются.
12
План выступлений вокального кружка
«Музыкальный ветерок»
Осенний праздник | Октябрь |
День матери Выступление в ДК | Ноябрь |
Новогодний праздник | Декабрь |
Выступление для детей младших групп | Январь |
Фольклорный праздник | Январь |
День здоровья | Февраль |
Концерт для пап | Февраль |
Выступление на утреннике «Мамина радость» | Март |
Праздник юмора | Март |
Фольклорный праздник Выступление для детей младших групп | Апрель Апрель |
9 мая | Май |
Выступление на выпускном утреннике | Май |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
БелоусенкоМ.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006год.
Битус Ф.С., Битус С.В. «Певческая азбука ребенка», Минск «ТеатрСистемс», 2007 год.
Вихарева.Г.Ф. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С.- Петербург: Детство-Пресс, 2010 год.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста «Ладушки». «невская НОТА», С Пб,2010
Картушина М.Ю. «Вокально хоровая работа в детском саду», 2010 год.
Т.С. Григорьева Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет
Методическое пособие. Творческий Центр. Москва 2012
О.Н.Арсеневская. «Система музыкально-оздоровительной работы
В детском саду» Волгоград.2012
И.Каплунова. И.Новоскольцева «ХИ-ХИХ-ХИ ДА ХА-ХА-ХА»
Методическое пособие невская НОТА Санкт-Петербург 2009 год.
13
Перспективный план работы вокального кружка.
Задачи сентябрь-октябрь:
1.Дать общее понятие о культуре певческого мастерства.
2.Формировать артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.
3.Воспитывать коммуникативные качества, положительное отношение к сверстникам и старшим.
4.Развивать память
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | Приветственная Песня «Здравствуйте» М.Кошкаревой | ДИ «Слушаем тишину» | «Что такое звук?»; «Звук шумовой и музыкальный» | «Певческая установка » Дых гимн: «Ладошки» Попевка «Скок-поскок» | «Дети Земли» А.Петряшева | Игра-повторялка «Домовой» М.Картушина стр122 |
2 неделя | Приветственная Песня «Здравствуйте» М.Кошкаревой | ДИ «Слушаем тишину | «Почему все звучит?» | «Певческая установка » Дых гимн: «Ладошки» Попевка «Скок-поскок» | «Дети Земли» А.Петряшева | Игра-повторялка «Домовой» М.Картушина стр122 |
3 неделя | Приветственная Песня «Здравствуйте» М.Кошкаревой | ДИ «Слушаем тишину | «Откуда берется голос» | «Певческая установка » Дых гимн: «Ладошки» Игра - повторялочка «Эхо»; Сказка «Лесенка» | «Дети Земли» А.Петряшева «Волшебный городок» С.Баневича | МДИ «Где ждут музыку» |
4 неделя | Приветственная Песня «Здравствуйте» М.Кошкаревой | ДИ «Слушаем тишину | «Звуки шумовые и музыкальные» | Дых гимн: «Ладошки» Игра - повторялочка «Эхо»; Сказка «Лесенка» | «Дети Земли» А.Петряшева «Волшебный городок» С.Баневича | МДИ «Где ждут музыку» |
14
Задачи ноябрь:
1.Познакомить с основными видами дыхания. Роль дыхания в пении. Развитие слухового самоконтроля.
2.Познакомить с понятием кульминации в музыкальных произведениях. Познакомить со значением терминов «темп», «динамика», «лад».
3.Дать понятие о постановке голоса, певческой позиции, дикции, артикуляции.
4.Воспитывать любовь к родному краю, к матери.
НОЯБРЬ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | «Поздоровайс я, с кем хочешь» | ДИ «Игра с ладошками» Стр 87 | «Сила звука и динамический слух | «Певческая установка » Дых гимн: «Душистый цветок», «Погончики» | «Песня про маму» | Игра «Звукоимитация» |
2 неделя | «Здороваемся по знакам динамики | ДИ «Крещендо на осенних листьях» стр 87 | Основные обозначения динамики f, mf, sf, p, m p | «Певческая установка » Дых гимн: «Душистый цветок», «Погончики | «Песня про маму» | Творческая игра «Мини рассказы» |
3 неделя | «Здороваемся по знакам динамики | ДИ «Морской прилив и отлив» | Сказка про кота | «Певческая установка » Дых гимн: «Душистый цветок», «Погончики | «Песня про маму» | Творческая игра «Мини рассказы» |
4 неделя | «Здороваемся по знакам динамики | «Проговаривание потешки в полярной динамике» стр 88 | Музыкальная игра «Эхо» Стр 89 | «Певческая установка » Дых гимн: «Душистый цветок», «Погончики | «Песня про маму» | Развивающий мультик «Динамические оттенки» |
15
Задачи декабрь:
1.Дать понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки.
2.Развивать звуковысотный слух. Образно-пространственного ориентирование, осознание музыкального образа.
3.Знакомить с песнями из мультфильмов и детских кинофильмов.
4.Формировать эмоционально-волевую сферу. Воспитывать коммуникативные навыки общения в кружке.
ДЕКАБРЬ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | «Пение с показом рукой высоты звучания» «На качелях» | МДИ «Ёж и ежонок» | «Высота звука и звуковысотный й слух» МДИ «Вокальные импровизации | «Певческая установка » Дых гимн: «Насос», «Музыка дышит»; Зимние забавы | Сл. Р. Панин муз. А. Варламова "Российский й Дед Мороз" | Игра «Ёлочки пенечки» |
2 неделя | «Пение с показом рукой высоты звучания» «На качелях» | МДИ «Медведь и медвежонок» | «Сказка» | «Певческая установка » Дых гимн: «Насос», «Музыка дышит» | «Сл. Р. Панин муз. А. Варламова "Российски й Дед Мороз" | Музыкальная игра «Ёлочки-пенечки» |
3 неделя | «Пение с показом рукой высоты звучания» «Лесенка | МДИ «Птицы и птенчики» | «Высота звука и звуковысотный й слух» МДИ «Вокальные импровизации | «Певческая установка » Дых гимн: «Насос», «Музыка дышит» | «Сл. Р. Панин муз. А. Варламова "Российски й Дед Мороз" | Ёлочки-пенечки |
4 неделя | «Пение с показом рукой высоты звучания» «Лесенка | Канон «Полька-хлопушка» | Музыкальная игра «Эхо» Стр 89 | «Певческая установка » Дых гимн: «Насос», «Музыка дышит» | «Сл. Р. Панин муз. А. Варламова "Российски й Дед Мороз" | Развивающий мультик «Звуки высокие и низкие» |
16
Задачи январь:
1.Дать понятие о форме построения песни.
2.Познакомить с различной манерой пения (народная, эстрадная)
3.Учить выполнять простые ритмические упражнения, определять звучание сильной доли.
4.Познакомить с долгими и короткими звуками. Дать понятие о музыкальном размере, длительностях звуков.
5.Формировать культуру исполнения произведений, готовность работать в команде.
ЯНВАРЬ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | «Здороваемся я с хлопками» | «Ритмическое эхо» | «Длительность ь звука и чувство ритма» Упражнение «Живая цепочка» | «Певческая установка » Дых гимн: «Петушок», «Ниточка» «Язычок и зубки» | «Два дружка петушка» А. Абрамова | Музыкально-ритмическая игра «Орешек и ложки» |
2 неделя | «Здороваемся я с хлопками» | «Ритмическое эхо» | «Длительность ь звука и чувство ритма» Сказка «Дружная семья» | «Певческая установка » Дых гимн: «Петушок», «Ниточка» «Язычок и зубки» | «Два дружка петушка» А. Абрамова | Музыкально-ритмическая игра «Орешек и ложки» |
3 неделя | «здороваемся я с хлопками» | «Ритмический аккомпанемент» | «Длительность ь звука и чувство ритма» МДИ «Большие и маленькие ноги» | «Ниточка» «Язычок и зубки» | «Два дружка петушка» А. Абрамова | Музыкально-ритмическая игра «Орешек и ложки» |
17
Задачи февраль:
1.Учить исполнять песни слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.
2.Воспитывать интерес к песенному творчеству русского народа, оценивать свое участие в творческом процессе.
ФЕВРАЛЬ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | «Становитесь в кружок» | МДИ «Гармонические загадки» | «Артикуляция и дикция» Упражнения: «Птенчик», «Улыбка» | «Певческая установка » «Большой маятник», «Лиса и воробей» | «Песенка Алёшки - почемучки» А. Островского | Игра «Ритмические палочки» |
2 неделя | «Становитесь в кружок» | МДИ «Гармонические загадки» | «Артикуляция и дикция» «Птенчик», «Улыбка» | «Певческая установка » Дых гимн: «Большой маятник», «Лиса и воробей» | «Песенка Алёшки - почемучки» А. Островского | Игра «Ритмические палочки» |
3 неделя | «Становитесь в кружок» | МДИ «Гармонические загадки» | «Артикуляция и дикция» «Птенчик», «Улыбка» | «Певческая установка » Дых гимн: «Большой маятник», «Лиса и воробей» | «Веселые мышки » Ю. Турнявского | Игра «Ритмические палочки» |
4 неделя | «Становитесь в кружок» | МДИ «Гармонические загадки» | «Артикуляция и дикция» «Птенчик», «Улыбка» | «Певческая установка » Дых гимн: «Большой маятник», «Лиса и воробей» | «Веселые мышки » Ю. Турнявского | Игра «Ритмические палочки» |
18
Задачи март:
1.Закреплять навыки выразительного исполнения. Развивать способности к вокальной импровизации.
2. Выразительно исполнять песни с разным эмоционально-образным содержанием. 3.Привлекать использовать в исполнении песен воображение, перевоплощение и элементы сценической речи.
4.Воспитывать чувство коллективного удовлетворения от проделанной работы, готовности помочь, терпения, щедрости.
МАРТ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | Игра импровизация «Знакомство» | Игра «Звукоимита ция» | «Интонация» Пение акапелла, Пропевание Сложных элементов | «Певческая установка «Повороты головы» «Кот и мышка» | «Вот первая звездочка в небесах» | Ритмическая игра «Великан и мышь» |
2 неделя | Игра импровизация «Знакомство» | Игра «Звукоимита ция» | «Интонация» Пение акапелла, Пропевание Сложных элементов | «Певческая установка » Дых гимн: «Повороты головы» «Кот и мышка» | «Вот первая звездочка в небесах» | Ритмическая игра «Великан и мышь» |
3 неделя | Игра импровизация «Знакомство» | Игра «Звукоимита ция» | «Интонация» Пение акапелла, Пропевание Сложных элементов | «Певческая установка » Дых гимн: «Повороты головы» «Кот и мышка» | «Он похож на папу» Г .Пятигор ского | «В стране кукареку» |
4 неделя | Игра импровизация «Знакомство» | Импровиза ция попевки | «Интонация» Пение акапелла, Пропевание Сложных элементов | «Певческая установка » Дых гимн: ««Повороты головы» «Кот и мышка» | «Он похож на папу» Г .Пятигор ского | «В стране кукареку» |
19
Задачи апрель:
1.Закреплять умение передавать эмоциональное настроение песни. Раскрывать образ с использованием выразительных движений. Двигательная импровизация.
2.Учить овладевать способами игрового воспроизведения действия. Умение разыгрывать сюжеты.
3.Развивать умение слышать тембровую окраску, развивать музыкальную память.
АПРЕЛЬ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Весёлый оркестр» | «Тембровая окраска и тембровый слух»» | «Певческая установка » «Проказник Мишка | «Песня о России» | Музыкальная игра в стадо |
2 неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Весёлый оркестр» | «Тембровая окраска и тембровый слух» Упражнение «Музыкальный кубик» | «Певческая установка » Дых гимн: «Проказник Мишка», «Карабас-Барабас и куклы» | Песня о России | Музыкальная игра в стадо |
3 неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Передача инструмента» | «Тембровая окраска и тембровый слух» | «Певческая установка » Дых гимн: «Проказник Мишка» «Карабас Барабас и куклы» | Песня о Родном крае | Музыкальная песня-игра «Что на завтрак вы едите?» В. Иванникова |
4 неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Передача инструмента» | «Тембровая окраска и тембровый слух» | «Певческая установка » Дых гимн: «Проказник Мишка» | Песня о Родном крае | Музыкальная песня-игра «Что на завтрак вы едите?» В. Иванникова |
20
Задачи май:
1.Дать значение понятий «хор», «солист».
2.Дать понятие о смысле и результате репетиционной работы.
3.Закреплять умение импровизировать на фортепьяно, импровизировать на заданный сюжет. Развивать чувство самоконтроля.
4.Прививать навык уверенно исполнять песню, навык сольного выступления, эмоционального раскрепощения. Соединять сценические движения с разучиваемой пеней. 5.Воспитывать чувство ответственности за себя и совместную работу в коллективе, эмоционально поощрять и поддерживать друг друга перед выступлением. Умение ставить цель и добиваться ее осуществления
МАЙ
период | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приветствие | Развивающая игра | Музыкальная грамотность | распевание | пение | Музыкальная игра | |
1 неделя | «Игрой на приветствие игрой на ложках | Игра «Угадай мелодию» | Мультфильм «Веселые нотки» | «Певческая установка » «Проказник Мишка | «Песня о школе» | Музыкальная игра «Буква» |
2 неделя | «Игрой на приветствие игрой на ложках | Игра «Веселый концерт» | Мультфильм «Веселые нотки» | «Певческая установка » Дых гимн: «Проказник Мишка», «Карабас-Барабас и куклы» | Песня о школе | Музыкальная игра «Буква» |
3 неделя | «Игрой на приветствие игрой на ложках | МДИ «В гости к золушке» | Слушание песен В. Шаинского | «Певческая установка » Дых гимн: «Проказник Мишка» «Карабас Барабас и куклы» | Песня «мельник, мальчик и осел» Д.Кабалевского | Песня –игра «Новоселье» |
4 неделя | «Игрой на приветствие игрой на ложках | МДИ «В госте к золушке» | Мультфильм «Оркестр» | «Певческая установка » Дых гимн: «Проказник Мишка» | Песня «мельник, мальчик и осел» Д.Кабалевского | Песенка игра «Песенка Пегги» В.Берковского |
21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа «Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ» Для старшего и подготовительного возраста.
Вашему вниманию предоставляется Дополнительная общеобразовательная программа«Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ»...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная общеобразовательная программа «Театрально-музыкальный калейдоскоп»
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи:1. Образовательные:Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,...
Дополнительная общеобразовательная программа музыкальной направленности " Нотка"
Данная программа содержит знания, личностные ориентиры, нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей , исполнительского мастерства...