Дополнительная общеобразовательная программа «Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ» Для старшего и подготовительного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Вашему вниманию предоставляется
Дополнительная общеобразовательная программа
«Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rabota_s_muz_odar_detmi_v_dou.docx | 51.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Дополнительная общеобразовательная программа
«Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ»
Для старшего и подготовительного возраста.
составитель:
Музыкальный руководитель О.В. Тельминова
г. Тарко-Сале – 2015г.
РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие предрасположенность и способности к музыкальной и деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности и испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных занятиях.
Руководствуясь данной темой «Развитие одарённых детей», я разработала программу для детей 6-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.
Цель:
Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.
Задачи:
1. Развивать у детей музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и acappella.
2. Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь детям научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.
3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.
4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Программа кружка «Соловушки» реализуется в течение одного года, включает 36 занятий. Основная форма работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю. Оптимальное количество детей 10 человек.
Программа включает следующие разделы:восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка; певческие навыки.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления:
- Вокальную работу (постановку певческого голоса).
- Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит:пение хором в унисон;хоровыми группами (дуэт, трио и т. д);тембровыми подгруппами;при включении в хор солистов; пение под фонограмму;пение по нотам.
Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:
1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.
2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппув соответствии с природным типом голоса
Условия, необходимые для формирования вокальных навыков:
-Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным;
-Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение детей в исполнительскую деятельность;
-Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
-Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;
-Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
-Активная концертная деятельность детей.
Методические приемы:
1. Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается как стихотворение, пение без сопровождения);-работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).
2. Работа над произведением:исполнение песни с полузакрытым ртом;применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова;произношение слова шепотом в ритме песни;выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;настрой перед началом пения (тянуть один первый звук);задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит;акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.
3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения;вопросы;оценка качества исполнение песни
Критериии показатели эффективности работы с одаренными детьми
- Вокальные умения: исполняет репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет acappella.
- Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет репертуар.
- Вокально-хоровые навыки: владеет навыками звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.
- Импровизация в пении:проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.
Результативность:
- Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
- Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.
- Умеют правильно передавать мелодию в пределах до-ре2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
- Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
- Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
- Проявляют активность и творческие способности песенном творчестве;
- Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Итогом моей работы является:
- Участие детей в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ и города, района.
Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях: городской вокальный конкурс «Поющее детство», открытый районный фестиваль- конкурс детского вокального творчества народов Севера «Снегирёк», районный фестиваль творчества воспитанников ДОУ «Лучик в ладошке», «Парад Надежд» городской конкурс юных дарований.
Участие воспитанников в заочных международных телевизионных конкурсах: конкурс «Созвездие талантов», конкурс «Талант 2019».
Активное сотрудничество и организация мероприятий для граждан пожилого возраста и инвалидов стационарного отделения ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения МО Пуровский район». Организация праздничных концертов к «Дню матери», «9 Мая», «8 Марта».
Проведение для родителей дней открытых дверей, праздничных концертов и мероприятий к «Дню матери»,«8 Марта».
Участие детей в спортивном мероприятии «Папа, мама, я - спортивная семья», проведение музыкальной паузы во время праздника.
- Дети по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях города.
Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка певческие способности необходимо развивать раньше. Поэтому в перспективе я планирую разработать программу кружка «Соловушки» для детей 5-6 лет.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар.
«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина |
Количество занятий – 8 |
Январь
Февраль
Март
Май
Литература:
Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 312 с.
Белова Е.С.Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста
Иллюстрация опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста....
Описание опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста
Краткое описание основных теоретических аспектов работы с одарёнными детьми...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...
Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: 2015 г. - 2018 г.)
Вашему вниманию предоставляется Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: ...
Дополнительная общеобразовательная программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного возраста «нейропсихология – для дошколят»
Дополнительная общеобразовательная программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного возраста «нейропсихология – для дошколят»...
Дополнительная общеобразовательная программа В мире музыкальной драматургии
Дополнительная общеобразовательная программа В мире музыкальной драматургии...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Ритмика» физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста 5-6 лет
Программа «Ритмика» адресована обучающимся в возрасте 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Данная программа дополнительного образования относится к физкультурно-спортивной направл...