Дополнительная общеобразовательная программа музыкальной направленности " Нотка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Шлыкова Ольга Валерьевна

Данная программа содержит знания, личностные ориентиры, нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей , исполнительского мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл notka_.docx93.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

«ПРИНЯТО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете                                        заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка»                      «Детский сад № 9 «Сказка»

Протокол № 1                                                            ____________ Т.П. Жеребцова

« 03»  сентября 2019г.                                              Приказ № 1-11-5                                                                        

                                                                                    от   « 03»  сентября 2019г.                                        

Дополнительная общеобразовательная программа

музыкальной направленности «Нотка»

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Срок реализации: 2 года

 

Автор-составитель:

Шлыкова Ольга Валерьевна,

педагог дополнительного образования

г. Лесосибирск 2020 г.

Содержание

Введение

Раздел I. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка.

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы.

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы.

1.3.1.

Характеристики, значимые для реализации Программы

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы.

Раздел II. Содержательный раздел

2.1

Содержание психолого-педагогической работы

2.1.1.

Социально-коммуникативное развитие.

2.1.2.

Познавательное развитие.

2.1.3.

Речевое развитие.

2.1.4.

Художественно-эстетическое развитие.

2.1.5.

Физическое развитие.

2.2.

Описание вариативных форм, способов,  методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3.

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.5.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.6.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

2.7.

Иные характеристики содержания Программы.

Раздел III Организационный раздел

3.1.

Описание материально - технического обеспечения Программы.

3.2.

Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания.

3.3.

Распорядок и режим дня.

3.4.

Особенности   традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Раздел IV Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы.

4.1.

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.

4.2.

Используемые примерные Программы.

4.3.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями родителей.

5.

Перечень приложений к Программе.

Введение

Дополнительная  образовательная программа музыкальной направленности «Нотка» бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Сказка»  города  Лесосибирска» Красноярского края разработана  на основании следующих нормативных:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепции  развития  дополнительного  образования  детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от  04.07.2014  №  41  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.4.3172-14  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письма  Минобрнауки  России  от  11.12.2006  г.  №  06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказа  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации  (Минобрнауки  России)  от  29  августа  2013  г.  №  1008  г.  Москва «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Устава МБДОУ Детский сад №9 «Сказка»;
  • Правил внутреннего распорядка МБДОУ Детский сад №9 «Сказка».

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. Пояснительная  записка.

Программа дополнительного образования музыкальной направленности «Нотка» включает в себя  знания, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей и исполнительского мастерства. Данная программа является  комплексной программой по формированию певческих навыков воспитанников

Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными качествами исполнителя, способствующих развитию творческой личности.

Актуальность заключается в следующем:

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии воспитанников, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.   Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Отличительные  особенности  программы заключается в   следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на  технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с  учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитанников. В образовательном процессе программы используются методики и технологии: Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренинг, Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь, Стрельникова Н.А. Дыхательная гимнастика.

Адресат программы  –  программа дополнительного образования музыкальной направленности «Нотка» предназначена для обучающихся  5-7 лет, продолжительность занятий  25, 30 минут. Количество воспитанников до 15 человек. Занятия проводятся  в музыкальном зале.

Объем  и  срок  освоения  программы  –  Срок освоения – 2 года. Занятия проводятся 1 раз  в неделю. Всего в год – 36 часов

Форма  обучения  –  очная.  

Особенности  организации  образовательного  процесса  –   малые группы, индивидуальные занятия. Состав группы – постоянный

Режим  занятий,  периодичность  и  продолжительность занятий  –  общее  количество  часов  в  год составляет 36 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю,  продолжительность занятий 25,  30 минут.

  1. Цели и задачи реализации Программы 

Цель: развитие музыкально-творческих способностей дошкольников через пение.

Задачи:

образовательные:

  • формировать вокально-певческие навыки: чистого интонирования, певческой  дикции, артикуляции и дыхания;  
  • сообщить детям определённые знания о свойствах звука;
  • познакомить детей с основами музыкальной грамоты

развивающие:

  • развивать музыкальную память, внимание, воображение, мышление; способность петь выразительно, двигаться в соответствии с характером песни;
  • упражнять в пении под фонограмму соло и в ансамбле, прививать  навык владения микрофоном.

воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

  1. Принципы и подходы

Методологической основой Программы являются общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:

 - полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

 - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основными подходами к формированию Программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

 - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;

- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

  1. Характеристики, значимые для реализации Программы

Характеристика возрастных возможностей физических навыков детей

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.

  1. Планируемые результаты

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.

Поют естественным голосом, протяжно.

Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют, внятно пропевают слова.

Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное.

Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.

Умеют контролировать слухом качество пения.

Выработана певческая установка.

Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству, владеют микрофоном.

  • ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности

принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания;

  • выражает желание посещать концерты, музыкальный театр, делиться впечатлениями, развиты элементы культуры слушательского восприятия;
  • активно  с желанием участвует в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня;
  • проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
  • проявляет любознательность, склонен к наблюдению за художественно-творческой деятельностью других людей (народного мастера, художника, музыканта), накопленный личностный опыт применяет в собственной творческой деятельности;
  • выражают свои чувства, впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
  •  окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
  • планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность; демонстрирует высокую техническую грамотность.

 Способы отслеживания результатов освоения  Программы:

  • отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится 2 раза в год с помощью диагностики;
  • отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса;
  •  итогом работы являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском уровне.
  • Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Диагностика уровня развития певческих умений.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

1

2

3

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации.

вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать.

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту.

5.

Навыки выразительной дикции.

0 - не справляется с заданием

1- справляется с помощью педагога

2 - справляется с частичной помощью педагога

3 - справляется самостоятельно

Предлагаем вести табель учета посещаемости детей:

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание психолого-педагогической работы

Содержание Программы по развитию вокально-певческих способностей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • воспитание любви и восприимчивости детей к пению, как художественной деятельности для самовыражения; развитие игровой деятельности; гражданской принадлежности, патриотических чувств.

«Физическое развитие»

  • охрана детского голоса; влияние музыки на психические процессы.

«Познавательное развитие»

  • воспитание вкуса ребёнка и обогащение его разнообразными музыкальными образами;
  •  расширение кругозора детей; развитие способности к самостоятельному творческому самовыражению.

«Речевое развитие» 

  • развитие речи ребёнка; развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

«Художественно-эстетическое развитие» 

  • развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание художественного вкуса и любви к пению;
  • развитие  у детей  творческой инициативы, импровизации.

2.2.Особенности реализации Программы

Программа вокальной студии включает выполнение следующих разделов:

 1. Музыкальная подготовка (развитие музыкального слуха, развитие музыкальной памяти, развитие чувства ритма)

2. Вокальная работа (прослушивание голосов, певческая установка, дыхание, распевание, дикция, работа над репертуаром)

Структура занятия включает:

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.  

2. Основная часть.  Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть.  Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

  1. Разделы Программы

Музыкальная подготовка  

Тема 1. Развитие музыкального слуха.

Содержание занятия: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (звуковысотные колокольчики).

Форма проведения: Практическая, дидактические игры.

Тема 2. Развитие музыкальной памяти.

Содержание занятия: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с ударными инструментами

Форма проведения: Практическая, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма.

Содержание занятия: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах

Форма проведения: Практическая, дидактические игры.

 

Вокальная работа

Тема 1. Прослушивание голосов.

Содержание занятия: Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

Форма проведения. Индивидуальная работа.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.

Содержание занятия: Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма проведения: Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Распевание. 

Содержание занятия. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.

Форма проведения: Фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция. 

Содержание занятия:  Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Форма проведения:Индивидуальные занятия, игровая деятельность.

Тема 5. Работа над репертуаром.

Содержание занятия. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

Форма проведения. Коллективная, индивидуальная

 

2.4 Учебный план

В учебном плане вокальной студии предусмотрено 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 25, 30 минут.   Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.  

  1. Календарный учебный график

                                      Первый год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

Октябрь

Ноябрь

 Декабрь.

Январь

Февра

ль

Март.

Апрель.

Май

  • 2.10.  2020

25  минут

25 минут

25 минут

25минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

Беседа, упражнения

Игра, беседа, упражнения

Игра, импровизация

Игра, импровизация

Игра, отработка певческих навыков

Песенно-танцевальное творчество

Дидактические игры

Дидактические игры

1 час,

40 м.

1ч.40м.

1ч.40м.

1ч.40м.

1ч.40м.

1ч.40м.

1ч.40м.

1ч.40м.

«осень-непогодушка»

«Добрый гномик»

«В декабре»

«Как прекрасен мир поющий»

«Русская зима»

«Поем  для бабушки и мамы»

«Солнечная капель»

«Родина у каждого своя»

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Праздник осени

Праздник «День мамы»

Новогодний праздник

Зимний концерт

Праздник ко дню защитника отечества

Праздник ко дню восьмое марта

Концерт «Веселые нотки»

Городской конкурс «Браво»

                                          Второй год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

Октябрь

Ноябрь

Декабрь.

Январь

Февра

ль

Март.

Апрель.

Май

  • 2.10.  2020

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

Беседа, упражнения

Игра, беседа, упражнения

Игра, импровизация

Игра, упражнения,импровизация

Игра, отработка певческих навыков

Песенно-танцевальное творчество

Дидактические игры

Дидактические игры

2 часа

2 часа

 2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

«Веселые нотки»

«Волшебный микрофон»

«Поем по нотам»

«Играем в театр»

«Мажор и минор»

«Солнечные зайчики»

«Развитие гармонического слуха»

«Мы-лучшие»

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Праздник осени

Праздник «День мамы»

Новогодний праздник

Зимний концерт

Праздник ко дню защитника отечества

Праздник ко дню восьмое марта

Концерт «Веселые нотки»

Городской конкурс «Браво»

  1. Рабочая программа

Рабочая программа «Нотка» для детей 5-6 лет представлена в виде Приложения 1. 2

Рабочая программа «Нотка» для детей 6-7 лет  представлена в виде Приложения 2.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Пение – один из тех видов музыкальной деятельности, который обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников. Слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память развиваются на занятиях пением. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками.  Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 

 В ходе реализации  программы сочетается  групповая (работа в вокальной группе) и  индивидуальная  работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон;

- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);

-тембровыми подгруппами;

- при включении в хор солистов;

- пение под фонограмму;

- пение по нотам.

В методике вокального обучения в основном применяются такие общедидактические методы, как объяснительно-иллюстративный и др.

1. Объяснительно-иллюстративный метод направлен на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в сообщении педагогом готовой информации о певческом звуке и голосообразовании. Он включает в  себя традиционные методы: объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) профессионального вокального звучания и способов работы гoлocoвoгo аппарата, создающих такое звучание.

2. Демонстрация звука и правильных движений отдельных органов голосового аппарата является практической реализацией одного из главных дидактических принципов – принципа наглядности обучения. Показ звучания своим голосом или в аудио записи позволяет воздействовать на голосовую функцию в целом и организовать ее в нужном направлении. Поскольку показ звука и нужных движений непосредственно воздействует на органы чувств (слух и зрение), его применение обязательно тесно связывается со способностыо человека к подражанию. А подражание является самым коротким путем при освоении двигательных и особенно речевых и вокальных навыков, и занимает видное место при обучении этим навыкам.  Наряду с показом звучания при работе с детьми широко используется иллюстрация видимых движений артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляторные органы относится к специальным спосо6ам вокального обучения – мышечным приемам, т. е. особым образом организуемым движениям органов голосового аппарата.

3. Специальный метод обучения – фонетический позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы. Он основан на активной работе артикуляторных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка. Данный метод при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата позволяет  активизировать работу гортани и органов дыхания.  

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Для успешной реализации Программы должна быть обеспечена поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья и вовлечение семей в образовательную деятельность. При планировании работы с семьями воспитанников учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение. Важнейшим условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Задачи взаимодействия с семьёй:

  • изучение отношения педагога и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

  1. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Материально – технические условия реализации программы соответствуют:

- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13;

- правилам пожарной безопасности;

- требованиям  к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;

 - требованиям  к оснащённости помещений, развивающей предметно – пространственной средой;

- требованиям  к материально – техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект), оборудование, оснащение.

    Для реализации Образовательной Программы дополнительного образования «Нотка » созданы условия:  

        1. Музыкальный зал для занятий площадью  76,6 кв. метров.

        2.Стульчики 50шт.

        3. Стол рабочий

        4.Фортепиано

        5.Театральная ширма

        6.Музыкальный центр

        7.Синтезатор

        8.Радиомикрофоны

        9.Переносная колонка

        10.Экран

        11.Проектор

        12.Ноут бук

Дидактический материал:

1.Музыкально-дидактические игры

  • «Музыкальный колобок»
  • «Ритмический кубик»
  •  «Музыкальная шкатулка»

2. Мнемотаблицы песен

3.Интерактивные игры на развитие вокально-певческих навыков

3.Фланелеграф с нотками

4.Учебно-методическая литература, система методических  разработок по проведению занятий по вокалу,  видео – семинары.

5.Учебно-наглядные пособия:  видеотека исполнения народных, эстрадных, детских песен; портреты композиторов, карточки  с музыкальными инструментами.

6. Музыкальный материал:  нотный материал для занятий дошкольных групп; аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий;

7. Музыкальные инструменты: ложки, маракасы, звуковысотные колокольчики, бубны, трещотки, металлофоны, музыкальные треугольники, флейты

8.Концертные костюмы.

9.Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Реализация регионального компонента требует четкого построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Принципы построения:

Насыщенность  среды: соответствует  возрасту, индивидуальным особенностям детей, содержанию музыкальной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые обеспечивают: игровую, двигательную, познавательную, музыкальную  и творческую активность воспитанников; сменяемость материала в зависимости от темы или проекта; наличие в зале неоформленного игрового материала; наличие в зале изделий, предметов, отражающих региональный компонент.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

Вариативность среды  позволяет создать различные пространства; использовать разнообразные материалы – дидактические игры,

музыкальные инструменты, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровые материалы периодически меняются, что стимулируют детскую деятельность.

Доступность среды в использовании игр, инструментов, пособий, обеспечивает все основные виды детской активности и создает условия для свободного доступа  детям.

Безопасность среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

        

. 

                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Перспективное планирование вокального кружка «Нотка»

                                    Старшая группа

                                                  Октябрь

Задачи:

-  упражнять детей в различении звуков по высоте;

- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;

- работать над правильным певческим дыханием;

-формировать правильную певческую установку;

- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;

- учить исполнять песни легким звуком;

- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно;

- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.

- формировать способность исполнять знакомые песни диференцированно

Дыхательные упражнения:

Упражнения «Ладошки», «Погончики» Н.А. Стрельниковой

Упражнения на развитие слуха и голоса

  • пение на звук «м» попевки на выбор педагога;
  • упражнение «На качелях» Н. Ветлугиной.
  • упражнения со звуковысотными колокольчиками (до-си)

Пение

  • «Осень золотая» сл.и муз. И.Фомина.
  • «Грустный дождик» сл. и муз. Ю. Вирижников;  

                                           Ноябрь

Задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;

- развивать звуковысотный слух.

-побуждать детей избавляться от внутренних зажимов

 -развивать творческую инициативу.

- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;

- точно интонировать большую сексту, квинту

Артикуляционная гимнастика

  • «Путешествие язычка»
  •  «Хоботок»
  •  «Обезьянки»

Дыхательные упражнения

Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Кошечка» Н.А.Стрельниковой

Упражнения на развитие слуха и голоса

  • пение на звук «м» русской народной колыбельной песни «У кота Воркота»;
  • пение колыбельной со словами;
  • упражнение «Эхо», « Часы»  Н. Ветлугиной;
  • игра со звуковысотными колокольчиками  (до-си; до-ля)

Пение:

«Новогодняя» «Ах ты, зимушка- зима» Е.Кручининой

                                        Декабрь

Задачи:

- учить детей петь легким звуком;

- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;

- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;

- работать над правильным певческим дыханием;

- учить правильному дыханию во время пения после вступления и между музыкальными фразами;

- учить чисто интонировать кварту, терцию

- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;

Артикуляционная гимнастика:

  • «Чистим зубы язычком»
  • «Хоботок»
  • «Обезьянки»
  • «Хомячок»

Дыхательные упражнения:

  • Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Кошечка» Н.А.Стрельниковой
  • Упражнение «Подуй на снежинку»

Упражнения на развитие слуха и голоса:

  • упражнение «Разговор на языке животных и птиц» А. Ф. Битус;
  • чтение скороговорки «Шла Саша по шоссе»;      
  • упражнение «Часы» Н. С. Ветлугиной.
  • пение на звук «м» русской народной колыбельной песни «У кота Воркота»;
  • пение колыбельной со словами;
  • упражнение «Труба», « Баю»  Н. Ветлугиной;
  • игра со звуковысотными колокольчиками  (до-фа; до-ми)

Пение:

«Добрый гномик» муз. и сл. О. Юдахиной

                                                    Январь

Задачи:

- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;

-  закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;

-  уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

Речедвигательная игра:

«Здравствуйте» И.Бодраченко

 Упражнения на развитие слуха и голоса:    

  • пение на звук «м» попевки на выбор педагога;
  • упражнение «Рисуем ветер». Дети произносят на глиссандо звуки «а-у»; «у-а»; при этом они вместе с педагогом поднимают и опускают руки (адаптированное упражнение Б. В. Емельянова);
  • игра «Музыкальный колобок»

Цель: развитие слухового внимания, звуковысотного слуха.

Описание игры: педагог показывает детям музыкальную лесенку и колобка. Дети должны определить на слух что делает колобок: прыгает на месте, поднимается по лесенкам или перепрыгивает через несколько ступенек. Затем педагог предлагает спеть вместе с колобком на одной ступеньке на слоги ля-ля-ля. При этом педагог задает вопрос, какая ступенька: низкая, средняя или высокая.

Пение:

  • «Как прекрасен мир поющий», Л.Абелян
  • «Я красиво петь могу»

                                                             Февраль

Задачи:

 - развивать силу, полетность голоса

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.

- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;

- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;                                                 

 Дыхательные упражнения:

«Ладошки», «Насос», «Ушки» Н.А.Стрельниковой

Речедвигательная игра:

«Сова» И.Бодраченко

 Упражнения на развитие слуха и голоса:    

  • пение на звук «м» попевки на выбор педагога;
  • упражнение «Рисуем ветер»
  • упражнение «Лошадка» А.Ф. Битус;
  • игра «Веселые мячики»

Цель: развитие силы голоса, звуковысотного слуха.

Описание игры: педагог предлагает детям поиграть в мячик. Он «бросает» детям мячик и произносит «маааа…». Дети бросают мяч в ответ педагогу, произносят тоже самое, протягивают слог. Затем педагог произносит «мэээ....» и «бросает» мячик. Дети повторяют.

Пение:

«Русская зима» сл. и муз. Л. Олифировой.                                                         

                                                            Март

Задачи:

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- уметь прослушать песню до конца, не отвлекаясь;

- упражнять детей в чистом интонировании секунды, терции,  кварты;

-побуждать к импровизации

  Дыхательные упражнения:

  • «Собачке жарко»
  • «Ладошки», «Насос», «Ушки» Н.А.Стрельниковой

  Упражнения на развитие слуха и голоса:  

  • упражнения  «Труба», «Баю», « Гармошка» Н. Ветлугиной;
  • упражнения со звуковысотными колокольчика (до-фа; до-ми; до-ре)
  • игра «Веселые мячики»

Пение:

  • «Люблюка» Л. Кнорозовой,
  •  «Бабушка, испеки оладушки» Е. Нюкало

                                         Апрель 

Задачи:                                                  

- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;

- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;

-  уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;

- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;

- следить за правильной певческой осанкой детей.

 Дыхательные упражнения:

  • «Собачке жарко»
  • «Ладошки», «Насос», «Ушки» Н.А.Стрельниковой

 Упражнения на развитие слуха и голоса:       

  • игра «Музыкальный колобок»;
  • разучивание попевки «Андрей-воробей»;
  • упражнение «Я-оркестр» А.Ф. Битус.

Пение:

  • «Песенка о весне» Г.Фрида,  
  • «Солнечная капель», С.Крупа-Шушарина
  •  «Лесной хоровод» П.Ермолаев

                                                  Май

Задачи:                                                    

- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;

- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;

-  закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;

- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;

- уметь петь естественным голосом, без напряжения;

-  правильно брать дыхание между музыкальными фразами;

- продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;

- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку.

 Дыхательные упражнения:

  • «Ладошки», «Повороты», «Ушки», «Сад-огород» Н.А.Стрельниковой
  • упражнения «Шуршунчики» (вытянуть губы трубочкой и часто подышать

 Упражнения на развитие слуха и голоса:

  • пение на звук «м» попевки на выбор педагога.
  • пение попевки «Андрей-воробей» на одном звуке  с хлопками.
  • упражнение «Я-оркестр» А.Ф. Битус
  • упражнения со звуковысотными колокольчиками.
  • хроматическое  распевание «Я пою, хорошо пою»

Пение:

« Родина у каждого своя» слова и музыка Трубачевых

                                                  Приложение 2

Перспективное планирование вокального кружка «Нотка»

                                     Подготовительная группа

                                                     Октябрь

Задачи:

 - укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.

 - развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и   укреплению здоровья детей.

 -развивать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса

-развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев

Артикуляционная гимнастика:

  • «Поезд» — дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается, пыхтит, движение ускоряется.
  • Игра «Прогулка».

Дыхательные упражнения

«Ладошки», «Повороты», «Ушки», «Сад-огород» Н.А.Стрельниковой

Упражнения на развитие слуха и голоса:

интерактивное упражнение «Учим ноты» 

 Пение

«Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.

                                                  Ноябрь

Задачи:

-учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

-расширять диапазон детского голоса,

-учить точно, попадать на первый звук в песне

- учить навыкам пения в микрофон

Артикуляционная гимнастика:

  • «Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».
  • Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».

Дыхательные упражнения:

  • «Ладошки», «Повороты», «Ушки», «Сад-огород» Н.А.Стрельниковой
  • «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри»

Упражнения на развитие слуха и голоса:

  • интерактивное упражнение «Учим ноты» 
  • сочинение песенок на двух колокольчиках
  • упражнение в микрофон «Пропой свое имя»

Пение:

«Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой.

                                          Декабрь

Задачи:

-развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, укреплять голосовые связки

-развивать динамический слух.

-учить детей петь в унисон, пропевать звуки, используя движения рук.

-отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

-формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Артикуляционная гимнастика:

  •  «Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.
  • «Облако» — дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его.

Дыхательные упражнения:

  • «Шарик мой воздушный»
  • «Собачке жарко»
  • «Подуй на снежинку»

Пальчиковые игры с пением:

«Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Упражнения на развитие слуха и голоса

интерактивное упражнение « Жук»

Пение

«Лесосибирск-зеленый дом» О.В.Шлыковой

                                                          Январь

Задачи:

-продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, -правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

-упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.

-совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального -вступления, точно попадая на первый звук.

-закреплять способность  чисто интонировать в заданном диапазоне.

-закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

-совершенствовать исполнительское мастерство.

-продолжать учить детей работать с микрофоном.

Артикуляционная гимнастика:

  • Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
  • Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».

Дыхательные упражнения:

Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой

Пальчиковые игры с пением:

«Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Упражнения на развитие слуха и голоса:

  • «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
  • сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках

Пение:

«Гадание на ромашке» А. Ильина

                                                   Февраль

Задачи:

-продолжать учить чисто интонировать в заданном диапазоне.

-совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

-развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

-продолжать учить детей работать с микрофоном.

-развивать ладотональный слух

-учить петь мажорное и минорное трезвучие

Артикуляционная гимнастика:

  • Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
  • Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».

Дыхательные упражнения:

Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой

Пальчиковые игры с пением

«Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Упражнения на развитие слуха и голоса

  • «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
  • сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
  • слушание песенки «Два утенка»
  • пение мажорного и минорного трезвучия на слог кря-кря-кря с транспозицией

Пение:

«Дин дон» музыка С. Соснин, слова И. Вахрущева.

                                                   Март

Задачи:

-тренировать в различении на слух первой, третьей, пятой ступеней мажорного трезвучия

-тренировать в различении мажорного, минорного трезвучий

-развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

-учить связывать звуки в «легато».

-продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

-формировать сценическую культуру (культуру речи и движения)

Артикуляционная гимнастика:

  • Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
  • Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».

Дыхательные упражнения:

Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой

Пальчиковые игры с пением

«Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Упражнения на развитие слуха и голоса

  • «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
  • сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
  • распевание в мажоре и миноре «Я пою, хорошо пою» с транспозицией
  • интерактивная игра «Музыканты гномики»

Пение:

«Солнечные зайчики» сл. и муз. М. Т.  Левановой.

                                                  Апрель

Задачи:

-продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

-продолжать учить  чисто интонировать в заданном диапазоне.

-закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

-формировать сценическую культуру.

-продолжать обучать детей работать с микрофоном.

 -развивать гармонический слух

Артикуляционная гимнастика:

«Путешествие язычка»  «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт» И.В.Пермяковой

Дыхательные упражнения

Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой

Пальчиковые игры с пением

«Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Упражнения на развитие слуха и голоса

  • «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
  • сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
  • распевание в мажоре и миноре «Я пою, хорошо пою» с транспозицией
  • интерактивная игра «Музыканты гномики»
  • игра «Сколько матрешек»

Цель: развитие гармонического слуха

Описание игры: педагог говорит детям, что три матрешки играют в прятки.  Если ребята услышат один звук, то выйдет одна матрешка, если два, то две, если три, то три. Звуки нужно нажимать одновременно

 Пение:

«Кто построил радугу» М. Т.   Парцхаладзе.

                                                      Май

Задачи:

закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

развивать подвижность голоса.

развивать способность удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.

упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться.

развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, способность сочинять песенки на звуковысотных колокольчиках

Артикуляционная гимнастика:

«Путешествие язычка»  «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт» И.В.Пермяковой

Дыхательные упражнения:

Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой

Пальчиковые игры с пением:

«Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Упражнения на развитие слуха и голоса

  • «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
  • сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
  • распевание в мажоре и миноре «Я пою, хорошо пою» с транспозицией
  • интерактивная игра «Музыканты гномики»
  • игра «Сколько матрешек»

Пение

Повторение песен, изученных в течении учебного года

                                                                  Приложение 3

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы

1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г.

2.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г.

3.Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г.

4.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г.

5.Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 2000 г. -

6.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г.

7.Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.

8.М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва

9.Издательство «Скрипторий 2003» 2010 год.

10.А. П. Савина-Крайнова «Секреты красивого пения» Москва 2011год.

11.А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 г.

12.Стрельникова Н.А. Дыхательная гимнастика/ Н.А. Стрельникова.-М.:  Рипол Классик, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.        В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)

Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»

Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Разноцветные палочки» для детей 3-4 лет (Срок реализации программы – 1 год)

Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность са...