Дополнительная общеобразовательная программа музыкальной направленности " Нотка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная программа содержит знания, личностные ориентиры, нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей , исполнительского мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
notka_.docx | 93.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» «Детский сад № 9 «Сказка»
Протокол № 1 ____________ Т.П. Жеребцова
« 03» сентября 2019г. Приказ № 1-11-5
от « 03» сентября 2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа
музыкальной направленности «Нотка»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Шлыкова Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного образования
г. Лесосибирск 2020 г.
Содержание
Введение | ||
Раздел I. Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка. | |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы. | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы. | |
1.3.1. | Характеристики, значимые для реализации Программы | |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы. | |
Раздел II. Содержательный раздел | ||
2.1 | Содержание психолого-педагогической работы | |
2.1.1. | Социально-коммуникативное развитие. | |
2.1.2. | Познавательное развитие. | |
2.1.3. | Речевое развитие. | |
2.1.4. | Художественно-эстетическое развитие. | |
2.1.5. | Физическое развитие. | |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | |
2.3. | Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. | |
2.4. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. | |
2.5. | Способы и направления поддержки детской инициативы. | |
2.6. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. | |
2.7. | Иные характеристики содержания Программы. | |
Раздел III Организационный раздел | ||
3.1. | Описание материально - технического обеспечения Программы. | |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания. | |
3.3. | Распорядок и режим дня. | |
3.4. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. | |
3.5. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | |
Раздел IV Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы. | ||
4.1. | Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа. | |
4.2. | Используемые примерные Программы. | |
4.3. | Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями родителей. | |
5. | Перечень приложений к Программе. |
Введение
Дополнительная образовательная программа музыкальной направленности «Нотка» бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска» Красноярского края разработана на основании следующих нормативных:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устава МБДОУ Детский сад №9 «Сказка»;
- Правил внутреннего распорядка МБДОУ Детский сад №9 «Сказка».
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования музыкальной направленности «Нотка» включает в себя знания, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей и исполнительского мастерства. Данная программа является комплексной программой по формированию певческих навыков воспитанников
Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными качествами исполнителя, способствующих развитию творческой личности.
Актуальность заключается в следующем:
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии воспитанников, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Отличительные особенности программы заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитанников. В образовательном процессе программы используются методики и технологии: Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренинг, Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь, Стрельникова Н.А. Дыхательная гимнастика.
Адресат программы – программа дополнительного образования музыкальной направленности «Нотка» предназначена для обучающихся 5-7 лет, продолжительность занятий 25, 30 минут. Количество воспитанников до 15 человек. Занятия проводятся в музыкальном зале.
Объем и срок освоения программы – Срок освоения – 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего в год – 36 часов
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – малые группы, индивидуальные занятия. Состав группы – постоянный
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год составляет 36 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25, 30 минут.
Цель: развитие музыкально-творческих способностей дошкольников через пение.
Задачи:
образовательные:
- формировать вокально-певческие навыки: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- сообщить детям определённые знания о свойствах звука;
- познакомить детей с основами музыкальной грамоты
развивающие:
- развивать музыкальную память, внимание, воображение, мышление; способность петь выразительно, двигаться в соответствии с характером песни;
- упражнять в пении под фонограмму соло и в ансамбле, прививать навык владения микрофоном.
воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.
- Принципы и подходы
Методологической основой Программы являются общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
- Характеристики, значимые для реализации Программы
Характеристика возрастных возможностей физических навыков детей
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
- Планируемые результаты
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
Поют естественным голосом, протяжно.
Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют, внятно пропевают слова.
Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное.
Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
Умеют контролировать слухом качество пения.
Выработана певческая установка.
Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству, владеют микрофоном.
- ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности
принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания;
- выражает желание посещать концерты, музыкальный театр, делиться впечатлениями, развиты элементы культуры слушательского восприятия;
- активно с желанием участвует в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня;
- проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
- проявляет любознательность, склонен к наблюдению за художественно-творческой деятельностью других людей (народного мастера, художника, музыканта), накопленный личностный опыт применяет в собственной творческой деятельности;
- выражают свои чувства, впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
- окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
- планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность; демонстрирует высокую техническую грамотность.
Способы отслеживания результатов освоения Программы:
- отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится 2 раза в год с помощью диагностики;
- отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса;
- итогом работы являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском уровне.
- Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Диагностика уровня развития певческих умений.
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации. вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать. | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту. | ||||
5. | Навыки выразительной дикции. |
0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно
Предлагаем вести табель учета посещаемости детей:
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание психолого-педагогической работы
Содержание Программы по развитию вокально-певческих способностей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
«Социально-коммуникативное развитие»
- воспитание любви и восприимчивости детей к пению, как художественной деятельности для самовыражения; развитие игровой деятельности; гражданской принадлежности, патриотических чувств.
«Физическое развитие»
- охрана детского голоса; влияние музыки на психические процессы.
«Познавательное развитие»
- воспитание вкуса ребёнка и обогащение его разнообразными музыкальными образами;
- расширение кругозора детей; развитие способности к самостоятельному творческому самовыражению.
«Речевое развитие»
- развитие речи ребёнка; развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
«Художественно-эстетическое развитие»
- развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание художественного вкуса и любви к пению;
- развитие у детей творческой инициативы, импровизации.
2.2.Особенности реализации Программы
Программа вокальной студии включает выполнение следующих разделов:
1. Музыкальная подготовка (развитие музыкального слуха, развитие музыкальной памяти, развитие чувства ритма)
2. Вокальная работа (прослушивание голосов, певческая установка, дыхание, распевание, дикция, работа над репертуаром)
Структура занятия включает:
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
- Разделы Программы
Музыкальная подготовка
Тема 1. Развитие музыкального слуха.
Содержание занятия: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (звуковысотные колокольчики).
Форма проведения: Практическая, дидактические игры.
Тема 2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание занятия: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с ударными инструментами
Форма проведения: Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание занятия: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах
Форма проведения: Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание занятия: Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма проведения. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание занятия: Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма проведения: Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание занятия. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма проведения: Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание занятия: Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма проведения:Индивидуальные занятия, игровая деятельность.
Тема 5. Работа над репертуаром.
Содержание занятия. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма проведения. Коллективная, индивидуальная
2.4 Учебный план
В учебном плане вокальной студии предусмотрено 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 25, 30 минут. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Календарный учебный график
Первый год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1-2 | Октябрь Ноябрь Декабрь. Январь Февра ль Март. Апрель. Май |
| 25 минут 25 минут 25 минут 25минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут | Беседа, упражнения Игра, беседа, упражнения Игра, импровизация Игра, импровизация Игра, отработка певческих навыков Песенно-танцевальное творчество Дидактические игры Дидактические игры | 1 час, 40 м. 1ч.40м. 1ч.40м. 1ч.40м. 1ч.40м. 1ч.40м. 1ч.40м. 1ч.40м. | «осень-непогодушка» «Добрый гномик» «В декабре» «Как прекрасен мир поющий» «Русская зима» «Поем для бабушки и мамы» «Солнечная капель» «Родина у каждого своя» | Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал | Праздник осени Праздник «День мамы» Новогодний праздник Зимний концерт Праздник ко дню защитника отечества Праздник ко дню восьмое марта Концерт «Веселые нотки» Городской конкурс «Браво» |
Второй год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1-2 | Октябрь Ноябрь Декабрь. Январь Февра ль Март. Апрель. Май |
| 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут | Беседа, упражнения Игра, беседа, упражнения Игра, импровизация Игра, упражнения,импровизация Игра, отработка певческих навыков Песенно-танцевальное творчество Дидактические игры Дидактические игры | 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа | «Веселые нотки» «Волшебный микрофон» «Поем по нотам» «Играем в театр» «Мажор и минор» «Солнечные зайчики» «Развитие гармонического слуха» «Мы-лучшие» | Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал | Праздник осени Праздник «День мамы» Новогодний праздник Зимний концерт Праздник ко дню защитника отечества Праздник ко дню восьмое марта Концерт «Веселые нотки» Городской конкурс «Браво» |
- Рабочая программа
Рабочая программа «Нотка» для детей 5-6 лет представлена в виде Приложения 1. 2
Рабочая программа «Нотка» для детей 6-7 лет представлена в виде Приложения 2.
- Формы, способы, методы и средства реализации программы
Пение – один из тех видов музыкальной деятельности, который обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников. Слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память развиваются на занятиях пением. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);
-тембровыми подгруппами;
- при включении в хор солистов;
- пение под фонограмму;
- пение по нотам.
В методике вокального обучения в основном применяются такие общедидактические методы, как объяснительно-иллюстративный и др.
1. Объяснительно-иллюстративный метод направлен на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в сообщении педагогом готовой информации о певческом звуке и голосообразовании. Он включает в себя традиционные методы: объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) профессионального вокального звучания и способов работы гoлocoвoгo аппарата, создающих такое звучание.
2. Демонстрация звука и правильных движений отдельных органов голосового аппарата является практической реализацией одного из главных дидактических принципов – принципа наглядности обучения. Показ звучания своим голосом или в аудио записи позволяет воздействовать на голосовую функцию в целом и организовать ее в нужном направлении. Поскольку показ звука и нужных движений непосредственно воздействует на органы чувств (слух и зрение), его применение обязательно тесно связывается со способностыо человека к подражанию. А подражание является самым коротким путем при освоении двигательных и особенно речевых и вокальных навыков, и занимает видное место при обучении этим навыкам. Наряду с показом звучания при работе с детьми широко используется иллюстрация видимых движений артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляторные органы относится к специальным спосо6ам вокального обучения – мышечным приемам, т. е. особым образом организуемым движениям органов голосового аппарата.
3. Специальный метод обучения – фонетический позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы. Он основан на активной работе артикуляторных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка. Данный метод при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата позволяет активизировать работу гортани и органов дыхания.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Для успешной реализации Программы должна быть обеспечена поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья и вовлечение семей в образовательную деятельность. При планировании работы с семьями воспитанников учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение. Важнейшим условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Задачи взаимодействия с семьёй:
- изучение отношения педагога и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
- Организационный раздел
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Материально – технические условия реализации программы соответствуют:
- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
- требованиям к оснащённости помещений, развивающей предметно – пространственной средой;
- требованиям к материально – техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект), оборудование, оснащение.
Для реализации Образовательной Программы дополнительного образования «Нотка » созданы условия:
1. Музыкальный зал для занятий площадью 76,6 кв. метров.
2.Стульчики 50шт.
3. Стол рабочий
4.Фортепиано
5.Театральная ширма
6.Музыкальный центр
7.Синтезатор
8.Радиомикрофоны
9.Переносная колонка
10.Экран
11.Проектор
12.Ноут бук
Дидактический материал:
1.Музыкально-дидактические игры
- «Музыкальный колобок»
- «Ритмический кубик»
- «Музыкальная шкатулка»
2. Мнемотаблицы песен
3.Интерактивные игры на развитие вокально-певческих навыков
3.Фланелеграф с нотками
4.Учебно-методическая литература, система методических разработок по проведению занятий по вокалу, видео – семинары.
5.Учебно-наглядные пособия: видеотека исполнения народных, эстрадных, детских песен; портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
6. Музыкальный материал: нотный материал для занятий дошкольных групп; аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий;
7. Музыкальные инструменты: ложки, маракасы, звуковысотные колокольчики, бубны, трещотки, металлофоны, музыкальные треугольники, флейты
8.Концертные костюмы.
9.Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация регионального компонента требует четкого построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Принципы построения:
Насыщенность среды: соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей, содержанию музыкальной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые обеспечивают: игровую, двигательную, познавательную, музыкальную и творческую активность воспитанников; сменяемость материала в зависимости от темы или проекта; наличие в зале неоформленного игрового материала; наличие в зале изделий, предметов, отражающих региональный компонент.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства; использовать разнообразные материалы – дидактические игры,
музыкальные инструменты, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровые материалы периодически меняются, что стимулируют детскую деятельность.
Доступность среды в использовании игр, инструментов, пособий, обеспечивает все основные виды детской активности и создает условия для свободного доступа детям.
Безопасность среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективное планирование вокального кружка «Нотка»
Старшая группа
Октябрь
Задачи:
- упражнять детей в различении звуков по высоте;
- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;
- работать над правильным певческим дыханием;
-формировать правильную певческую установку;
- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно;
- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.
- формировать способность исполнять знакомые песни диференцированно
Дыхательные упражнения:
Упражнения «Ладошки», «Погончики» Н.А. Стрельниковой
Упражнения на развитие слуха и голоса
- пение на звук «м» попевки на выбор педагога;
- упражнение «На качелях» Н. Ветлугиной.
- упражнения со звуковысотными колокольчиками (до-си)
Пение
- «Осень золотая» сл.и муз. И.Фомина.
- «Грустный дождик» сл. и муз. Ю. Вирижников;
Ноябрь
Задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
- развивать звуковысотный слух.
-побуждать детей избавляться от внутренних зажимов
-развивать творческую инициативу.
- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;
- точно интонировать большую сексту, квинту
Артикуляционная гимнастика
- «Путешествие язычка»
- «Хоботок»
- «Обезьянки»
Дыхательные упражнения
Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Кошечка» Н.А.Стрельниковой
Упражнения на развитие слуха и голоса
- пение на звук «м» русской народной колыбельной песни «У кота Воркота»;
- пение колыбельной со словами;
- упражнение «Эхо», « Часы» Н. Ветлугиной;
- игра со звуковысотными колокольчиками (до-си; до-ля)
Пение:
«Новогодняя» «Ах ты, зимушка- зима» Е.Кручининой
Декабрь
Задачи:
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;
- работать над правильным певческим дыханием;
- учить правильному дыханию во время пения после вступления и между музыкальными фразами;
- учить чисто интонировать кварту, терцию
- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;
Артикуляционная гимнастика:
- «Чистим зубы язычком»
- «Хоботок»
- «Обезьянки»
- «Хомячок»
Дыхательные упражнения:
- Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Кошечка» Н.А.Стрельниковой
- Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- упражнение «Разговор на языке животных и птиц» А. Ф. Битус;
- чтение скороговорки «Шла Саша по шоссе»;
- упражнение «Часы» Н. С. Ветлугиной.
- пение на звук «м» русской народной колыбельной песни «У кота Воркота»;
- пение колыбельной со словами;
- упражнение «Труба», « Баю» Н. Ветлугиной;
- игра со звуковысотными колокольчиками (до-фа; до-ми)
Пение:
«Добрый гномик» муз. и сл. О. Юдахиной
Январь
Задачи:
- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
Речедвигательная игра:
«Здравствуйте» И.Бодраченко
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- пение на звук «м» попевки на выбор педагога;
- упражнение «Рисуем ветер». Дети произносят на глиссандо звуки «а-у»; «у-а»; при этом они вместе с педагогом поднимают и опускают руки (адаптированное упражнение Б. В. Емельянова);
- игра «Музыкальный колобок»
Цель: развитие слухового внимания, звуковысотного слуха.
Описание игры: педагог показывает детям музыкальную лесенку и колобка. Дети должны определить на слух что делает колобок: прыгает на месте, поднимается по лесенкам или перепрыгивает через несколько ступенек. Затем педагог предлагает спеть вместе с колобком на одной ступеньке на слоги ля-ля-ля. При этом педагог задает вопрос, какая ступенька: низкая, средняя или высокая.
Пение:
- «Как прекрасен мир поющий», Л.Абелян
- «Я красиво петь могу»
Февраль
Задачи:
- развивать силу, полетность голоса
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;
- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;
Дыхательные упражнения:
«Ладошки», «Насос», «Ушки» Н.А.Стрельниковой
Речедвигательная игра:
«Сова» И.Бодраченко
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- пение на звук «м» попевки на выбор педагога;
- упражнение «Рисуем ветер»
- упражнение «Лошадка» А.Ф. Битус;
- игра «Веселые мячики»
Цель: развитие силы голоса, звуковысотного слуха.
Описание игры: педагог предлагает детям поиграть в мячик. Он «бросает» детям мячик и произносит «маааа…». Дети бросают мяч в ответ педагогу, произносят тоже самое, протягивают слог. Затем педагог произносит «мэээ....» и «бросает» мячик. Дети повторяют.
Пение:
«Русская зима» сл. и муз. Л. Олифировой.
Март
Задачи:
- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- уметь прослушать песню до конца, не отвлекаясь;
- упражнять детей в чистом интонировании секунды, терции, кварты;
-побуждать к импровизации
Дыхательные упражнения:
- «Собачке жарко»
- «Ладошки», «Насос», «Ушки» Н.А.Стрельниковой
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- упражнения «Труба», «Баю», « Гармошка» Н. Ветлугиной;
- упражнения со звуковысотными колокольчика (до-фа; до-ми; до-ре)
- игра «Веселые мячики»
Пение:
- «Люблюка» Л. Кнорозовой,
- «Бабушка, испеки оладушки» Е. Нюкало
Апрель
Задачи:
- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;
- уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;
- следить за правильной певческой осанкой детей.
Дыхательные упражнения:
- «Собачке жарко»
- «Ладошки», «Насос», «Ушки» Н.А.Стрельниковой
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- игра «Музыкальный колобок»;
- разучивание попевки «Андрей-воробей»;
- упражнение «Я-оркестр» А.Ф. Битус.
Пение:
- «Песенка о весне» Г.Фрида,
- «Солнечная капель», С.Крупа-Шушарина
- «Лесной хоровод» П.Ермолаев
Май
Задачи:
- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;
- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;
- закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;
- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;
- уметь петь естественным голосом, без напряжения;
- правильно брать дыхание между музыкальными фразами;
- продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;
- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку.
Дыхательные упражнения:
- «Ладошки», «Повороты», «Ушки», «Сад-огород» Н.А.Стрельниковой
- упражнения «Шуршунчики» (вытянуть губы трубочкой и часто подышать
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- пение на звук «м» попевки на выбор педагога.
- пение попевки «Андрей-воробей» на одном звуке с хлопками.
- упражнение «Я-оркестр» А.Ф. Битус
- упражнения со звуковысотными колокольчиками.
- хроматическое распевание «Я пою, хорошо пою»
Пение:
« Родина у каждого своя» слова и музыка Трубачевых
Приложение 2
Перспективное планирование вокального кружка «Нотка»
Подготовительная группа
Октябрь
Задачи:
- укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.
- развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
-развивать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса
-развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев
Артикуляционная гимнастика:
- «Поезд» — дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается, пыхтит, движение ускоряется.
- Игра «Прогулка».
Дыхательные упражнения
«Ладошки», «Повороты», «Ушки», «Сад-огород» Н.А.Стрельниковой
Упражнения на развитие слуха и голоса:
интерактивное упражнение «Учим ноты»
Пение
«Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.
Ноябрь
Задачи:
-учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
-расширять диапазон детского голоса,
-учить точно, попадать на первый звук в песне
- учить навыкам пения в микрофон
Артикуляционная гимнастика:
- «Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».
- Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».
Дыхательные упражнения:
- «Ладошки», «Повороты», «Ушки», «Сад-огород» Н.А.Стрельниковой
- «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри»
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- интерактивное упражнение «Учим ноты»
- сочинение песенок на двух колокольчиках
- упражнение в микрофон «Пропой свое имя»
Пение:
«Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой.
Декабрь
Задачи:
-развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, укреплять голосовые связки
-развивать динамический слух.
-учить детей петь в унисон, пропевать звуки, используя движения рук.
-отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
-формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Артикуляционная гимнастика:
- «Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.
- «Облако» — дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его.
Дыхательные упражнения:
- «Шарик мой воздушный»
- «Собачке жарко»
- «Подуй на снежинку»
Пальчиковые игры с пением:
«Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса
интерактивное упражнение « Жук»
Пение
«Лесосибирск-зеленый дом» О.В.Шлыковой
Январь
Задачи:
-продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, -правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
-упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.
-совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального -вступления, точно попадая на первый звук.
-закреплять способность чисто интонировать в заданном диапазоне.
-закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
-совершенствовать исполнительское мастерство.
-продолжать учить детей работать с микрофоном.
Артикуляционная гимнастика:
- Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
- Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».
Дыхательные упражнения:
Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой
Пальчиковые игры с пением:
«Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса:
- «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
- сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
Пение:
«Гадание на ромашке» А. Ильина
Февраль
Задачи:
-продолжать учить чисто интонировать в заданном диапазоне.
-совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
-развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
-продолжать учить детей работать с микрофоном.
-развивать ладотональный слух
-учить петь мажорное и минорное трезвучие
Артикуляционная гимнастика:
- Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
- Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».
Дыхательные упражнения:
Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой
Пальчиковые игры с пением
«Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса
- «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
- сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
- слушание песенки «Два утенка»
- пение мажорного и минорного трезвучия на слог кря-кря-кря с транспозицией
Пение:
«Дин дон» музыка С. Соснин, слова И. Вахрущева.
Март
Задачи:
-тренировать в различении на слух первой, третьей, пятой ступеней мажорного трезвучия
-тренировать в различении мажорного, минорного трезвучий
-развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.
-учить связывать звуки в «легато».
-продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.
-формировать сценическую культуру (культуру речи и движения)
Артикуляционная гимнастика:
- Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
- Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».
Дыхательные упражнения:
Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой
Пальчиковые игры с пением
«Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса
- «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
- сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
- распевание в мажоре и миноре «Я пою, хорошо пою» с транспозицией
- интерактивная игра «Музыканты гномики»
Пение:
«Солнечные зайчики» сл. и муз. М. Т. Левановой.
Апрель
Задачи:
-продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
-продолжать учить чисто интонировать в заданном диапазоне.
-закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
-формировать сценическую культуру.
-продолжать обучать детей работать с микрофоном.
-развивать гармонический слух
Артикуляционная гимнастика:
«Путешествие язычка» «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт» И.В.Пермяковой
Дыхательные упражнения
Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой
Пальчиковые игры с пением
«Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса
- «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
- сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
- распевание в мажоре и миноре «Я пою, хорошо пою» с транспозицией
- интерактивная игра «Музыканты гномики»
- игра «Сколько матрешек»
Цель: развитие гармонического слуха
Описание игры: педагог говорит детям, что три матрешки играют в прятки. Если ребята услышат один звук, то выйдет одна матрешка, если два, то две, если три, то три. Звуки нужно нажимать одновременно
Пение:
«Кто построил радугу» М. Т. Парцхаладзе.
Май
Задачи:
закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
развивать подвижность голоса.
развивать способность удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться.
развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, способность сочинять песенки на звуковысотных колокольчиках
Артикуляционная гимнастика:
«Путешествие язычка» «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт» И.В.Пермяковой
Дыхательные упражнения:
Знакомые упражнения Н.А. Стрельниковой
Пальчиковые игры с пением:
«Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса
- «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
- сочинение песенок на звуковысотных колокольчиках
- распевание в мажоре и миноре «Я пою, хорошо пою» с транспозицией
- интерактивная игра «Музыканты гномики»
- игра «Сколько матрешек»
Пение
Повторение песен, изученных в течении учебного года
Приложение 3
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы
1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г.
2.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г.
3.Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г.
4.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г.
5.Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 2000 г. -
6.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г.
7.Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.
8.М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва
9.Издательство «Скрипторий 2003» 2010 год.
10.А. П. Савина-Крайнова «Секреты красивого пения» Москва 2011год.
11.А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 г.
12.Стрельникова Н.А. Дыхательная гимнастика/ Н.А. Стрельникова.-М.: Рипол Классик, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»
Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)
Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»
Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...
Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Разноцветные палочки» для детей 3-4 лет (Срок реализации программы – 1 год)
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность са...