Программа дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Основы православной культуры»
рабочая программа (подготовительная группа)
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_opk.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№9 «Радуга» города Балабаново Калужской области»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Ивашкевич Т.С.
Приказ № ___________
от «___» ___________ 2018 г.
Программа дополнительного образования
для детей 6 – 7 лет
«Основы православной культуры»
Составила: Алтунина Наталья Юрьевна
воспитатель
первой квалификационной категории
Г Балабаново 2019г.
Пояснительная записка
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов .
Духовно-нравственное воспитание детей является очень значимым и важным образовательным процессом. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей Родины.
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Целостное и гармоничное общение детей друг с другом и их личностное развитие, а также воздействие взрослых на детей в различных ситуациях лежит именно через духовно-нравственное воспитание. К сожалению, в наше время, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у неё нравственных чувств, таких как совесть, добросердечность, любовь, вера, а также нравственного убеждения, способности к различению добра и зла, и нравственной позиции. Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. И именно семья является основой духовного развития ребёнка.
В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и становится одной из важнейших задач воспитания и образования. Культурные ценности, традиции своей страны, семьи и малой Родины закладываются в ребенке с раннего детства.
Дошкольный возраст – активное вхождение ребенка в социальный мир. Ребенок проявляет первые моменты самоутверждения, стремится воздействовать на ситуацию. В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям, к нормам поведения. С самого детства люди начинают узнавать традиции и культуру своего народа. И поэтому, чтобы ребенок стал настоящей личностью, прививать любовь к своему народу и традициям надо в нем с самого детства.
В новом Законе об образовании воспитание гармонично развитой личности является приоритетным. В тесном взаимодействии детского сада с семьёй духовно-нравственное воспитание детей будет более плодотворным.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка начинается приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям, взрослые помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и уважении к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.
Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Сегодня, в общении между людьми, всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения достаточно много. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Поэтому на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры духовно-нравственного общения в первую очередь через семью и семейные отношения через родителей, начиная уже с дошкольного учреждения, чтобы мамы и папы каждого ребенка знали и уважали не только свою культуру, но и культуру других народов.
Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплочённой и дружной семьи. Но в наши дни, к сожалению, немногие могут похвастаться семейными традициями и обычаями, ведь они являются редкостью. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это не нужно их семье, но на самом деле это не верно.
По мнению авторитетных психологов и педагогов, таких как Антонова Л.И., Цветкова Н.А., Столетова В.Н., Еник О.А. , Еромасова А.А. и другие, семейные традиции и обычаи необходимы, так как они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка и его духовно-нравственном воспитании.
Детский сад, является первой ступенью становления межличностных отношений, так как именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Актуальность программы заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и культуры.
Предлагаемая работа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного образования.
Программа разработана на основе программы А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».
Цель программы: воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций.
Задачи программы:
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
Создать условия для восприятия целостной картины мира.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Программные задачи реализуются через кружковую работу с детьми
«Добрый мир»
Условия достижения цели и задач программы:
- Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: родители-дети-педагоги.
- Проведение мероприятий по реализации цели и задач программы.
- Участие социальных партнеров.
- Поддержка администрации дошкольного образовательного учреждения и родительской общественности.
Нормативно-правовая основа проекта:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 .
5. Локальные акты дошкольной образовательной организации.
Данная программа поможет педагогам в поиске новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Инновационная направленность программы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, которое позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять их на практике. Разработанная система оказывает положительное влияние на развитие у детей духовно-нравственных качеств, устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в дошкольном образовательном учреждении программе, как показателя готовности к обучению в школе.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
2. Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
3. Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Срок реализации: 1год.
Участники программы:
- сотрудники дошкольного образовательного учреждения;
- дети 5-7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры.
Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности:
Программа рассчитана на старший возраст дошкольников.
Деятельность проводится 2 раза в неделю (вторник, четверг – 15.30 – 16.00) по 30 минут, во 2 половине дня. Всего в год планируется проведение 72 ОД.
Итоговым мероприятием является интеллектуальное соревнование «Праздник круглый год».
Для реализации программы использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
чтения педагогом рассказов;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
изготовить с детьми наглядные пособия для НОД.
Целевые ориентиры.
Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:
1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);
2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;
3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старословянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;
4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.
Формы работы с детьми:
ОД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.
Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.
Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».
Предполагаемые результаты освоения программы.
К концу года ребенок должен:
Знать 7-8 православных праздника
Знать особенности православной культуры
Знать герб России, Балабаново, Боровска и Калуги
Иметь представление о смысле праздников Рождество Христово, Пасха
Иметь представление об атрибутах и блюдах на Пасху
Знать свою малую родину, столицу, страну
Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)
Иметь представление о семье как о главной ценности для человека. Иметь представление о родственных связях.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы
Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с использованием метода педагогической беседы с детьми.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал (картинки с изображением церкви; Святых; картинки с изображением Москвы; сюжетные картинки с изображением атрибутов к православным праздникам)
Музыкальный центр
Журналы «Дошкольное воспитание»
Иконы
Материал для художественного творчества (карандаши, краски, альбомы и т.д.)
Перспективное планирование работы по реализации программы
Месяц | Раздел | Тема | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Малая родина | ОД «Где мы живём» | Беседа, рассматривание иллюстраций, сбор и выставка материалов о малой родине. | Консультация на тему: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка» |
ОД «Образ родины моей» | Рисование своего дома, улицы | Создание альбома «Моя малая родина» | ||
«Малая родина, что мы знаем о ней» | Рассматривание достопримечательностей. Конструктивная деятельность «Улица моя» | Анкетирование | ||
Россия –наша Родина | «Великая и прекрасная Россия» | Рассматривание иллюстраций с видами городов России, достопримечательностей. | ||
Праздники круглый год | «Успение Пресвятой Богородицы» | Рассматривание иллюстраций по теме Худ. тв. «Цветочный ковер для Божьей матери» | ||
Труд, творчество Готовимся к школе | Знакомимся с буквами | Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | Консультация на тему: «Роль православия в истории России». | |
Москва-столица России | ОД Москва –столица нашей Родины | Рассматривание иллюстраций по теме, достопримечательностей. Чтение «Москва-красавица» А.В. Бородиной. | ||
«Праздники круглый год» | «Рождество Пресвятой Богородицы» | Чтение «Рождество П.Б. А.В. Бородиной, рассматривание иллюстраций. Рисование «Храм» | ||
Октябрь Ноябрь | ОД «Прекрасная наша Москва» | Заучивание «В центре столицы» А.В. Бородина Рисование «Москва в разное время года» | Повторение изученных стихотворений | |
Труд, творчество Готовимся к школе | Знакомимся с буквами | Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | ||
Символы | «Символы в нашей жизни» ОД «Крест» | Беседа, рассматривание разных форм креста. Раскрашивание креста | ||
«Праздник круглый год» | ОД «Покров Пресвятой Богородицы» | Чтение А.В. Бородина «Покров ПБ» Заучивание наизусть Н.В. Гоголь «К Тебе о Матерь Пресвятая». | Консультация на тему «Патриотические качества у детей дошкольного возраста» | |
Государственные символы» | Рассказ о символах России. Рисование флага России. | |||
«Моя Россия» | ОД «Архитектурные символы России» | Рассказ об архитектурных символах столицы. Рисование арх. Символа. | ||
Православные праздники, иконы, храмы. | ОД «О храме» | Рассматривание. внешнего и внутреннего убранства храма. Чтение «Я пойду сегодня в храм. А.В Бородина Слушание фрагмента пьесы П.И.Чайковского «В церкви» | Совместное посещение храма | |
Рисуем храмы | Рисуем храмы Заучивание стихотворения «Дорога в храм» А.В. Бородина | |||
«Невидимый мир» | «Крестные. День Ангела» | Рассматривание иллюстраций по теме. Заучивание стихотворения «Ангел мой» Рисование ангела. | Создание альбома «Что в именем моём» | |
ОД «О монастырях» | Уточняющая беседа о монастырях. Их назначении, о роли монахов. Рассматривание иллюстраций по теме. | |||
«Храмы и монастыри- главное украшение городов России» | Рассматривание презентации «Великие храмы России», их значение для людей. | |||
Праздник- общая радость | «Осенины» | Заучивание стихотворений и песен к празднику. Беседа о труде людей осенью. Рисование рисунков на тему «Осень золотая» | Помощь в подготовке к празднику | |
«Государственные и церковные праздники» | Беседа о значении праздников в жизни людей. Рассматривание икон. | |||
«Готовимся к школе» | «Работа с православной азбукой» | Заучивание стихотворений. Рассматривание буквы Рисование и закрашивание букв. | ||
ОД «Икона в России» | Рассматривание икон «Господь Вседержитель» «Казанская икона Божьей матери» | |||
Личное и общественное, правила поведения | «Слушаем, рассуждаем, учимся поступать правильно» | Чтение. беседа. заучивание наизусть «Душа человека бессмертна» | Повторить стихотворение | |
Семья- как ценность | «У нас в гостях бабушка» | Чтение стихотворений о бабушке. Рисование портрета бабушки | Участие в празднике ко дню пожилого человека | |
Декабрь | Семья- как ценность | «Традиции в семье» | Беседа о семейных традициях Создание альбома «Моя семья». Чтение художественной литературы. | Пополнение альбома «Моя семья» |
Праздники круглый год | ОД «Введение во храм Пресвятой Богородицы» | Чтение А.В. Бородина «Введение во храм ПБ», рассматривание иллюстраций, иконы. | ||
Труд, творчество | «Кто создает культуру» | Рассматривание книг, беседа о труде священника, писателей, поэтов, художников, архитекторов. Рассматривание картин великих художников, икон. | ||
«Святыни на Руси» | «Иконы» | Беседа о значении икон в жизни людей. «Красный угол» и его значение. | ||
Подготовка к школе | «Православная азбука» | Работа с азбукой, раскрашивание и вырезание букв | ||
Подготовка к празднику | «Новый год» | Заучивание стихотворений, песен, танцев. Рисование на тему «Зима» | Участие в выставке рисунков и поделок. Помощь в проведении праздника. | |
Январь | ОД «Рождество Христово» | Чтение А. В. Бородиной «Рождество Христово», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворений. | Участие в выставке рисунков и поделок. | |
Труд | «Подарок для близких» | Изготовление подарков к празднику. | ||
Праздник каждый день | «Готовимся к Рождеству» | Заучивание стихотворений. | ||
«Святки» | Чтение стихотворения «Явление Ангелов пастырям» А.А. Фет. Заучивание колядок. | |||
ОД «Крещение» | Чтение А. В. Бородиной «Крещение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. | Рассказ о том как состоялось таинство Крещения. | ||
Личное и общественное | «Учимся оценивать поступки» | Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» и др. Беседа о правилах поведения. | ||
Семья – как ценность | «Моя родословная» | Создание альбома «Древо моего рода» | Создание страниц для альбома «Древо моего рода» | |
Февраль | «Праздники каждый год» | ОД «Сретение Господне» | Чтение А. В. Бородиной «Сретение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций виды Иерусалима и иконы «Сретение Господне». | |
Личное и общественное | Правила поведения в общественном транспорте | С/Р Игра «Автобус» Беседа о правилах поведения. Рассматривание иллюстраций по теме. | ||
«Православные ценности» | «О чем поют колокола?» | Рассматривание Царь-колокола. Беседа о значении колоколов. Прослушивание записи «Перезвон» | ||
«Семья –как ценность» | «Защитники Отечества» | Рассматривание картины «Богатыри» Беседа по теме. Рисование по теме «Мой папа» | ||
«23-февраля» | Подготовка к празднику. Заучивание стихотворений и песен. | Участие пап в празднике. Участие в выставке рисунков и поделок | ||
«Готовимся к школе» | «Православная азбука» | Работа в альбоме «Интересный мир» Заучивание стихотворений о буквах. Лепка букв. | ||
Март | «Семья как ценность» | ОД «Самые близкие и любимые» | Выразительное чтение «Мама», «Утро», «Папа» Рисование «В нашем доме» | Участие в празднике «8марта- женский день». Выставка рисунков |
«Вежливость, внимание» | ОД «Мы-вежливые» | Беседа о ценности для общего благополучия вежливости, о значении русских слов вежливости. | Консультация на тему: «Материнство» | |
Нерукотворный мир | «Святые люди- кто они?» | Рассматривание иллюстраций о Святых людях. Церковь. Священнослужители. | ||
«Праздники каждый год» | «Масленица» -проект | Чтение произведений А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций | Помощь в проведении праздника | |
Личное и общественное | «Экскурсия по детскому саду» | Беседа о важном значении выбора профессии. Беседа о правилах общения со взрослыми. | ||
«Готовимся к школе» | «Знакомство с буквами» | Работа с пособием А.В. Бородиной «Азбука в стихах» | ||
«Вежливость, внимание. | «10 заповедей» | Рассматривание Библии Беседа о заповедях. | ||
«Храмы и монастыри» | Экскурсия в храм | Рассматривание внешнего и внутреннего убранства храма. | ||
Апрель | Личное и общественное | ОД «Сколько общего у нас» | Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о семье. Рисование семьи. | |
Праздники каждый год» | Вход Господень в Иерусалим» Вербное воскресенье | Чтение А. В. Бородиной «Вход Господень в Иерусалим», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций | ||
«Праздники каждый год» | «Благовещение Пресвятой Богородицы» | Чтение А. В. Бородиной «Благовещение Пресвятой Богородицы», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций | ||
Труд, трудолюбие. | «Птицы –наши друзья» | Рисование на тему «Птицы» Изготовление скворечников. (аппликация) | Изготовление скворечников. | |
«Великий пост» | «Стоит мост на семь верст» | Беседа о Великом посте. Чтение стихотворений. | Консультация «Питание в Великий пост» | |
«Праздники каждый год» | ОД «Православный праздник Пасха» -проект | Чтение А. В. Бородиной «Светлый праздник Пасха», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций | ||
«Светлый праздник «Пасха» | Художественная деятельность 1«Приготовим яйца к «Пасхе» Лепка. 2 «Раскрасим яйца» Раскрашивание и создание «Дерево добра» 3. Заучивание стихотворений к празднику. прослушивание записи «Благовест» 4Выставка рисунков и поделок к празднику. С/Р Игра «Семья» | Выставка рисунков и поделок. | ||
Май | Общественное значение храма | ОД «Храм- общий дом» | Беседа по теме Чтение и заучивание стихотворений. | Участие в акции «Бессмертный полк» |
«Праздники каждый год» | «Георгий Победоносец» «День Победы» | Чтение из сборника А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций Художественное творчество «Открытка ветеранам» Досуг «День Победы» Возложение цветов к обелиску. Участие в параде. | Участие в празднике Фотоотчет | |
«Праздники каждый год» | «Вознесение Господне» | Чтение А. В. Бородиной «Вознесение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций, иконы «Вознесение Господня» | ||
Отчет о проделанной работе на педагогическом совете. |
Наш коллектив -это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей - в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду, в школе. Поэтому данная программа еще предусматривает и взаимодействие с социумом и иными организациями, такими как:
- краеведческий музей;
- детская библиотека;
- театр кукол;
-Храм
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр семейных архивов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Данная программа способствует формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, а также повышению духовно-нравственной культуры дошкольников.
Вывод.
Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств моих воспитанников, особенно через семейные традиции, в которых участвуют дети. Реализуемая форма взаимодействия оказалась эффективной для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким, товарищам по группе.
Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии своей семьи.
Я уверена, что все эти формы работы помогают нам – педагогам активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не останавливаюсь на достигнутом, а наоборот продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущее нашей страны. Ведь от того каких детей мы вырастим, зависит мир, который они создадут вокруг себя.
Список литературы
- Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278.
- Бородина А.В. Программа «Культура и творчество в детском саду». Издательство: Основы православной культуры, Москва 2015г.
- Бурмистрова Т.Ю. Воспитание культуры межнациональных отношений – проблема современного образования // Проблемы современной педагогики и систем образования: Сборник материалов научно-практической конференции. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. С. 178 – 179.
- Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67 - 73.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007. 80 с.
- Панина Светлана Михайловна «Духовно-нравственное становление дошкольников» Издательство: Учитель, 2019 г.
- Малова Вера Васильевна «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Издательство: Владос, 2013 г.
- Микляева Наталья Викторовна «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» Издательство: Сфера, 2013 г.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....
Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...
"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».
Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...