Программа дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Основы православной культуры»
рабочая программа (подготовительная группа)

Алтунина Наталья Юрьевна

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_opk.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№9 «Радуга» города Балабаново Калужской области»

           Утверждаю:

 Заведующий МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»  

Ивашкевич Т.С.                    

Приказ № ___________

от «___» ___________ 2018 г.

                                                                          Программа дополнительного образования

для детей 6 – 7 лет

«Основы православной культуры»

                 

Составила: Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель

 первой квалификационной категории

                                                                                   

                                                                               Г Балабаново 2019г.

                                                                             

                                                                                              Пояснительная записка

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

                                                                                                                                                                                       Н.И. Пирогов .

Духовно-нравственное воспитание детей является очень значимым и важным образовательным процессом. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей Родины.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Целостное и гармоничное общение детей друг с другом и их личностное развитие, а также воздействие взрослых на детей в различных ситуациях лежит именно через духовно-нравственное воспитание. К сожалению, в наше время, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у неё нравственных чувств, таких как совесть, добросердечность, любовь, вера, а также нравственного убеждения, способности к различению добра и зла, и нравственной позиции. Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. И именно семья является основой духовного развития ребёнка.

В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и становится одной из важнейших задач воспитания и образования. Культурные ценности, традиции своей страны, семьи и малой Родины закладываются в ребенке с раннего детства.

Дошкольный возраст – активное вхождение ребенка в социальный мир. Ребенок проявляет первые моменты самоутверждения, стремится воздействовать на ситуацию. В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям, к нормам поведения. С самого детства люди начинают узнавать традиции и культуру своего народа. И поэтому, чтобы ребенок стал настоящей личностью, прививать любовь к своему народу и традициям надо в нем с самого детства.

В новом Законе об образовании воспитание гармонично развитой личности является приоритетным. В тесном взаимодействии детского сада с семьёй духовно-нравственное воспитание детей будет более плодотворным.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры.  Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка начинается приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям, взрослые помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и уважении к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.

Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Сегодня, в общении между людьми, всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения достаточно много. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Поэтому на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры духовно-нравственного общения в первую очередь через семью и семейные отношения через родителей, начиная уже с дошкольного учреждения, чтобы мамы и папы каждого ребенка знали и уважали не только свою культуру, но и культуру других народов.

Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплочённой и дружной семьи. Но в наши дни, к сожалению, немногие могут похвастаться семейными традициями и обычаями, ведь они являются редкостью. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это не нужно их семье, но на самом деле это не верно.

По мнению авторитетных психологов и педагогов, таких как Антонова Л.И., Цветкова Н.А., Столетова В.Н., Еник О.А. , Еромасова А.А. и другие, семейные традиции и обычаи необходимы, так как они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка и его духовно-нравственном воспитании.

Детский сад, является первой ступенью становления межличностных отношений, так как именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. 

Актуальность программы заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и культуры.

Предлагаемая работа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного образования.

Программа разработана на основе программы А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».

Цель программы: воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций.

Задачи программы: 

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

Создать условия для восприятия целостной картины мира.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Программные задачи реализуются через кружковую работу с детьми

 «Добрый мир»

 Условия достижения цели и задач программы:

- Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного     процесса: родители-дети-педагоги.

- Проведение мероприятий по реализации цели и задач программы.

- Участие социальных партнеров.

- Поддержка администрации дошкольного образовательного учреждения и родительской общественности.

Нормативно-правовая основа проекта:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155        .

5. Локальные акты дошкольной образовательной организации.

Данная программа поможет педагогам в поиске новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Инновационная направленность программы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, которое позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять их на практике. Разработанная система оказывает положительное влияние на развитие у детей духовно-нравственных качеств, устойчивого интереса к русской народной культуре. 

Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в дошкольном образовательном учреждении программе,  как показателя готовности к обучению в школе.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Для детей:

обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

2. Для педагогов:

совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

3. Для родителей:

реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Срок реализации: 1год.

Участники программы:

- сотрудники дошкольного образовательного учреждения;

- дети 5-7 лет;

- родители (законные представители);

- социальные партнеры.

Основные принципы программы 

I. Принципы духовно-нравственного воспитания. 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования. 

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности 

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. 

Основные характеристики деятельности:

Программа рассчитана на старший возраст дошкольников.

Деятельность проводится 2 раза в неделю (вторник, четверг – 15.30 – 16.00) по 30 минут, во 2 половине дня. Всего в год планируется проведение 72 ОД.

Итоговым мероприятием является интеллектуальное соревнование «Праздник круглый год».

Для реализации программы использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод используется во время

чтения педагогом рассказов;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;

изготовить с детьми наглядные пособия для НОД.

Целевые ориентиры.

Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:

1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старословянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

Формы работы с детьми:

ОД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.  Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

      Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

Предполагаемые результаты освоения программы.

К концу года ребенок должен:

Знать 7-8 православных праздника

 Знать особенности православной культуры

Знать герб России, Балабаново, Боровска и Калуги

Иметь представление о смысле праздников Рождество Христово, Пасха

Иметь представление об атрибутах и блюдах на Пасху

Знать свою малую родину, столицу, страну

Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)

Иметь представление о семье как о главной ценности для человека. Иметь представление о родственных связях.

Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы

Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с использованием метода педагогической беседы с детьми.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал (картинки с изображением церкви; Святых; картинки с изображением Москвы; сюжетные картинки с изображением атрибутов к православным праздникам)

Музыкальный центр

Журналы «Дошкольное воспитание»

Иконы

Материал для художественного творчества (карандаши, краски, альбомы и т.д.)


Перспективное планирование работы по реализации программы

Месяц

Раздел

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Малая родина

ОД «Где мы живём»

Беседа, рассматривание иллюстраций, сбор и выставка материалов о малой родине.

Консультация на тему: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка»

ОД «Образ родины моей»

Рисование своего дома, улицы

Создание альбома «Моя малая родина»

«Малая родина, что мы знаем о ней»

Рассматривание достопримечательностей. Конструктивная деятельность «Улица моя»

Анкетирование

Россия –наша Родина

«Великая и прекрасная Россия»

Рассматривание иллюстраций с видами городов России, достопримечательностей.

Праздники круглый год

«Успение Пресвятой Богородицы»

Рассматривание иллюстраций по теме

Худ. тв. «Цветочный ковер для Божьей матери»

Труд, творчество

Готовимся к школе

Знакомимся с буквами

Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах»

Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы»

Консультация на тему: «Роль православия в истории России».

Москва-столица России

ОД Москва –столица нашей Родины

Рассматривание иллюстраций по теме, достопримечательностей.

Чтение «Москва-красавица» А.В. Бородиной.

«Праздники круглый год»

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Чтение «Рождество П.Б. А.В. Бородиной, рассматривание иллюстраций.

Рисование «Храм»

Октябрь

Ноябрь

ОД «Прекрасная наша Москва»

Заучивание «В центре столицы» А.В. Бородина

Рисование «Москва в разное время года»

Повторение изученных стихотворений

Труд, творчество

Готовимся к школе

Знакомимся с буквами

Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах»

Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы»

Символы

«Символы в нашей жизни»

ОД «Крест»

Беседа, рассматривание разных форм креста. Раскрашивание креста

«Праздник круглый год»

ОД «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтение А.В. Бородина «Покров ПБ» Заучивание наизусть Н.В. Гоголь «К Тебе о Матерь Пресвятая».

Консультация на тему «Патриотические качества у детей дошкольного возраста»

Государственные символы»

Рассказ о символах России.

Рисование флага России.

«Моя Россия»

ОД «Архитектурные символы России»

Рассказ об архитектурных символах столицы. Рисование арх. Символа.

Православные праздники, иконы, храмы.

ОД «О храме»

Рассматривание. внешнего и внутреннего убранства храма. Чтение «Я пойду сегодня в храм. А.В Бородина

Слушание фрагмента пьесы П.И.Чайковского «В церкви»

Совместное посещение храма

Рисуем храмы

Рисуем храмы Заучивание стихотворения «Дорога в храм» А.В. Бородина

«Невидимый мир»

«Крестные. День Ангела»

Рассматривание иллюстраций по теме. Заучивание стихотворения «Ангел мой» Рисование ангела.

Создание альбома «Что в именем моём»

ОД «О монастырях»

Уточняющая беседа о монастырях. Их назначении, о роли монахов. Рассматривание иллюстраций по теме.

«Храмы и монастыри- главное украшение городов России»

Рассматривание презентации «Великие храмы России», их значение для людей.

Праздник- общая радость

«Осенины»

Заучивание стихотворений и песен к празднику. Беседа о труде людей осенью.

Рисование рисунков на тему «Осень золотая»

Помощь в подготовке к празднику

«Государственные и церковные праздники»

Беседа о значении праздников в жизни людей.

Рассматривание икон.

«Готовимся к школе»

«Работа с православной азбукой»

Заучивание стихотворений. Рассматривание буквы Рисование и закрашивание букв.

ОД «Икона в России»

Рассматривание икон «Господь Вседержитель» «Казанская икона Божьей матери»

Личное и общественное, правила поведения

«Слушаем, рассуждаем, учимся поступать правильно»

Чтение. беседа. заучивание наизусть «Душа человека бессмертна»

Повторить стихотворение

Семья- как ценность

«У нас в гостях бабушка»

Чтение стихотворений о бабушке. Рисование портрета бабушки

Участие в празднике ко дню пожилого человека

Декабрь

Семья- как ценность

«Традиции в семье»

Беседа о семейных традициях Создание альбома «Моя семья». Чтение художественной литературы.

Пополнение альбома  «Моя семья»

Праздники круглый год

ОД «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Чтение А.В. Бородина «Введение во храм ПБ», рассматривание иллюстраций, иконы.

Труд, творчество

«Кто создает культуру»

Рассматривание книг, беседа о труде священника, писателей, поэтов, художников, архитекторов.

Рассматривание картин великих художников, икон.

«Святыни на Руси»

«Иконы»

Беседа о значении икон в жизни людей. «Красный угол» и его значение.

Подготовка к школе

«Православная азбука»

Работа с азбукой, раскрашивание и вырезание букв

Подготовка к празднику

«Новый год»

Заучивание стихотворений, песен, танцев. Рисование на тему «Зима»

Участие в выставке рисунков и поделок. Помощь в проведении праздника.

Январь

ОД «Рождество Христово»

Чтение А. В. Бородиной «Рождество Христово», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворений.

Участие в выставке рисунков и поделок.

Труд

«Подарок для близких»

Изготовление подарков к празднику.

Праздник каждый день

«Готовимся к Рождеству»

Заучивание стихотворений.

«Святки»

Чтение стихотворения «Явление Ангелов пастырям» А.А. Фет. Заучивание колядок.

ОД «Крещение»

Чтение А. В. Бородиной «Крещение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций.

Рассказ о том как состоялось таинство Крещения.

Личное и общественное

«Учимся оценивать поступки»

Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» и др.

Беседа о правилах поведения.

Семья – как ценность

«Моя родословная»

Создание альбома «Древо моего рода»

Создание страниц для альбома «Древо моего рода»

Февраль

«Праздники каждый год»

ОД «Сретение Господне»

Чтение А. В. Бородиной «Сретение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций виды Иерусалима и иконы «Сретение Господне».

Личное и общественное

Правила поведения в общественном транспорте

С/Р Игра «Автобус» Беседа о правилах поведения.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Православные ценности»

«О чем поют колокола?»

Рассматривание Царь-колокола. Беседа о значении колоколов. Прослушивание записи «Перезвон»

«Семья –как ценность»

«Защитники Отечества»

Рассматривание картины «Богатыри» Беседа по теме. Рисование по теме «Мой папа»

«23-февраля»

Подготовка к празднику. Заучивание стихотворений и песен.

Участие пап в празднике. Участие в выставке рисунков и поделок

«Готовимся к школе»

«Православная азбука»

Работа в альбоме «Интересный мир» Заучивание стихотворений о буквах. Лепка букв.

Март

«Семья как ценность»

ОД «Самые близкие и любимые»

Выразительное чтение «Мама», «Утро», «Папа»

Рисование «В нашем доме»

Участие в празднике «8марта- женский день». Выставка рисунков

«Вежливость, внимание»

ОД «Мы-вежливые»

Беседа о ценности для общего благополучия вежливости, о значении русских слов вежливости.

Консультация на тему:

«Материнство»

Нерукотворный мир

«Святые люди- кто они?»

Рассматривание иллюстраций о Святых людях. Церковь. Священнослужители.

«Праздники каждый год»

«Масленица» -проект

Чтение произведений А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Помощь в проведении праздника

Личное и общественное

«Экскурсия по детскому саду»

Беседа о важном значении выбора профессии. Беседа о правилах общения со взрослыми.

«Готовимся к школе»

«Знакомство с буквами»

Работа с пособием А.В. Бородиной «Азбука в стихах»

«Вежливость, внимание.

«10 заповедей»

Рассматривание Библии Беседа о заповедях.

«Храмы и монастыри»

Экскурсия в храм

Рассматривание внешнего и внутреннего убранства храма.

Апрель

Личное и общественное

ОД «Сколько общего у нас»

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о семье. Рисование семьи.

Праздники каждый год»

Вход Господень в Иерусалим» Вербное воскресенье

Чтение А. В. Бородиной «Вход Господень в Иерусалим», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

«Праздники каждый год»

«Благовещение Пресвятой Богородицы»

Чтение А. В. Бородиной «Благовещение Пресвятой Богородицы», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Труд, трудолюбие.

«Птицы –наши друзья»

Рисование на тему «Птицы» Изготовление скворечников. (аппликация)

Изготовление скворечников.

«Великий пост»

«Стоит мост на семь верст»

Беседа о Великом посте. Чтение стихотворений.

Консультация «Питание в Великий пост»

«Праздники каждый год»

ОД «Православный праздник Пасха» -проект

Чтение А. В. Бородиной «Светлый праздник Пасха», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

«Светлый праздник «Пасха»

Художественная деятельность

1«Приготовим яйца к «Пасхе» Лепка.

2 «Раскрасим яйца» Раскрашивание и создание «Дерево добра»

3. Заучивание стихотворений к празднику.

 прослушивание записи «Благовест»

4Выставка рисунков и поделок к празднику.

С/Р Игра «Семья»

Выставка рисунков и поделок.

Май

Общественное значение храма

ОД «Храм- общий дом»

Беседа по теме Чтение и заучивание стихотворений.

Участие в акции «Бессмертный полк»

«Праздники каждый год»

«Георгий Победоносец»

«День Победы»

Чтение из сборника А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Художественное творчество «Открытка ветеранам» Досуг «День Победы» Возложение цветов к обелиску. Участие в параде.

Участие в празднике Фотоотчет

«Праздники каждый год»

«Вознесение Господне»

Чтение А. В. Бородиной «Вознесение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций, иконы «Вознесение Господня»

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете.

Наш коллектив -это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей - в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду, в школе. Поэтому данная программа еще предусматривает и взаимодействие с социумом и иными организациями, такими как:

- краеведческий музей;

- детская библиотека;

- театр кукол;

-Храм

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр семейных архивов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Данная программа способствует формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, а также повышению духовно-нравственной культуры дошкольников.

Вывод.

Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств моих воспитанников, особенно через семейные традиции, в которых участвуют дети. Реализуемая форма взаимодействия оказалась эффективной для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким, товарищам по группе.

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии своей семьи.

Я уверена, что все эти формы работы помогают нам – педагогам активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не останавливаюсь на достигнутом, а наоборот продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущее нашей страны. Ведь от того каких детей мы вырастим, зависит мир, который они создадут вокруг себя.

Список литературы

  1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278.
  2. Бородина А.В. Программа «Культура и творчество в детском саду». Издательство: Основы православной культуры, Москва 2015г.
  3. Бурмистрова Т.Ю. Воспитание культуры межнациональных отношений – проблема современного образования // Проблемы современной педагогики и систем образования: Сборник материалов научно-практической конференции. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. С. 178 – 179.
  4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. –  2005. –  № 1. –  С. 67 - 73.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007. 80 с.
  6. Панина Светлана Михайловна «Духовно-нравственное становление дошкольников» Издательство: Учитель, 2019 г.              
  7. Малова Вера Васильевна «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Издательство: Владос, 2013 г.
  8. Микляева Наталья Викторовна «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» Издательство: Сфера, 2013 г.
  9. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры

Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....

Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...

"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».

Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...