Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
рабочая программа (старшая группа) по теме
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.
Задачи:
· Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему городу, родному краю, стране.
· Формирование представлений о ценности религиозных и государственных символов, об иконах, о православных праздниках, о храме.
· Формирование бережного отношения ко всему живому.
· Воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk-2015-16u.g._-_persp.plan_starshaya_gruppa_s_tselyami.docx | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК»
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
На 2015 – 2016 гг.
ПО ТЕМЕ:
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Воспитатель 1 категории: Иосафова Т.Н.
МДОУ №15 «ЗВЕЗДОЧКА» Г. Ермолино.
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.
Задачи:
- Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему городу, родному краю, стране.
- Формирование представлений о ценности религиозных и государственных символов, об иконах, о православных праздниках, о храме.
- Формирование бережного отношения ко всему живому.
- Воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.
месяц | п/№ | тема | мероприятие | цель: | источник |
СЕНТЯБРЬ 1 неделя | 1 а) | «Как прекрасен этот мир - посмотри!» | а) 1.фонограмма песни А. Тухманова «Как прекрасен этот мир» 2.рассматривание альбома «Мой Калужский край», репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева…местных художников. 3.чтение стихотворений об осени. 4. беседа воспитателя с детьми | Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу; продолжать знакомить детей с произведениями И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева… местных художников.
| репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева… местных художников. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.Плещеев «Осенью». |
б) | б) экскурсия в парк. п /и : «Гуси-лебеди», «Мы плетем веночек» | Показать детям красоту и разнообразие окружающего мира; воспитать чувство любви к родной природе; развивать потребность в её бережном сохранении. | |||
2 неделя | в) | в) Просмотр клипа «Осень», репродукции пейзажной живописи на тему «Осень». Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Природа родного края» | Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу. | репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева… местных художников. | |
3 неделя | 3 | Праздник «Рождества Пресвятой Богородицы» (21/09) | Рассказ воспитателя о празднике «Рождества Пресвятой Богородицы», донести до детей, кто такая Богородица, чей день рождения верующие люди отмечают как большой церковный праздник. | Продолжать знакомить детей с православным праздником «Рождество Пресвятой Богородицы, историей возникновения праздника, с сюжетом праздничной иконы. Воспитывать уважительное отношение к традициям православных праздников. | Бородина А.В «Основы православной культуры»: демонстрационный материал. Бородина А.В «Рождество Пресвятой Богородицы»(Серия «Праздники») М. Улыбашева «Радость праздника» стр.11-14 |
4 | продуктивная деятельность-изготовление праздничной открытки из природного материала. | ||||
4 неделя | 5 | «День учителя». | а) Рассказ воспитателя о празднике. Продуктивная деятельность-рисование на тему: « Праздничная открытка ко дню учителя». | Познакомить детей с профессиональным праздником «День учителя»; воспитывать у детей чувство уважения к учителям. | Шорыгина Т.А. «Главные праздники страны» стр.82-84. |
ОКТЯБРЬ 1 неделя | 6 7 | «Покров Пресвятой Богородицы» | б) Экскурсия в школу. Рассказ воспитателя о празднике «Покров Пресвятой Богородицы», | Расширять представления о школе; вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе; развивать у детей внимание, наблюдательность, умение слушать и слышать взрослого. Продолжать знакомить детей с православным праздником «Покров Пресвятой Богородицы», историей возникновения праздника, с сюжетом праздничной иконы, воспитывать уважительное отношение к традициям православных праздников. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.56-60 «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 183-184. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева. «Воспитание ребенка в русских традициях» стр.193 Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова. Бородина А.В «Покров Пресвятой Богородицы» (Серия «Праздники») |
8 | Повторение пройденного. Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Покров». Чтение х/л К.Ушинский «Из детских воспоминаний» | Учить детей передавать в рисунке праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» выражать через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в системе «глаз- рука». | |||
2 неделя | 9 | «Здравствуй, друг!» | Просмотр мультфильма «Ветер и солнце», «Просто так», «Мой друг зонтик». Беседа с детьми о дружбе, Взаимовыручке. Прослушивание песен В.Шаинского, И. Лученка, А.Иванова, В.Герчик и стихов Е.Благининой о дружбе. | Формировать представления о доброте, радости, огорчении, дружеских взаимоотношениях; воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу; установить положительный контакт в группе между детьми; развивать умение договариваться, уступать друг другу. | |
10 | Чтение сказки: «Сказка о медведе, которого дружба спасла». Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Рисунок другу» | ||||
3 неделя | 11 - 12 | «Святые покровители. Именины. История твоего имени». | Рассказ воспитателя об именинах, чем отличаются именины от дня рождения. Просмотр репродукций по данной теме. | Познакомить детей со старинным семейным обычаем- отмечать именины, объяснить, чем отличаются именины от дня рождения. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.52-55 |
4 неделя | 13 - 14 | «Моя семья. Семейные реликвии, традиции. Роль иконы в доме» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр репродукций по данной теме. Чтение художественной литературы | Дать детям представление о жилище наших предков, об украшении его семейными реликвиями; рассказать о соблюдении традиций гостеприимства, обустройство дома, семейной встречи праздников. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.10-15 Бородина А.В «Основы православной культуры»: демонстрационный материал. |
НОЯБРЬ 1 неделя | 15 - 16 | «День народного единства» | Рассказ воспитателя об истории этого праздника. Просмотр иллюстраций по теме рассказа. Просмотр фильма «Помнить всем отечеством» | Познакомить детей с историей и традицией празднования «Дня народного единства»; воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство благодарности к героям прошлого. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.61-63. Портрет Минина и Пожарского, иллюстрация памятника Минину и Пожарскому. |
2 неделя | 17 | «Крест – святыня верующих, национальная русская святыня. Нательный крестик». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр репродукций по данной теме. | Познакомить с крестом как святыней верующих, значением креста; объяснить, зачем люди носят нательный крестик; воспитывать бережное отношение к нательному крестику. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.19-20. |
| 18 | «Знакомство с иконой – национальной русской святыней, произведением творчества». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр репродукций по данной теме. | Объяснить детям роль иконы в доме, познакомить с иконой - как русской национальной святыней. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.10-15 |
3 неделя | 19
| «Храм и свеча» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр репродукций по данной теме. | Продолжать знакомить детей с храмом, его внешними особенностями (крест, купол),особенностями православной культуры(храм, колокольня) | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.66-71 Бородина А.В «Основы православной культуры»: демонстрационный материал. |
20 | «Экскурсия в храм» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр репродукций по данной теме. Показ презентации. | Познакомить детей с внутренним устройством и убранство храма, рассказать о правилах поведения в храме. | ||
4 неделя | 21 | «Введение во храм Пресвятой Богородицы» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. | Познакомить детей с православным праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы» | Бородина А.В «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (Серия «Праздники»). |
ДЕКАБРЬ 1 неделя 2 неделя | 22 - 23 24 | «Рождество Христово» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. № 1- Бородина А.В «Рождество Христово». № 2 - Бородина А.В «Рождество Христово». № 3 – «Как мы встречаем Рождество Христово»- Бородина А.В «Рождество Христово». | Продолжать знакомить детей с православным праздником «Рождество Христово», закреплять знания об особенностях данного праздника, воспитывать доброту, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим; познакомить с иконой «Рождество Христово». | Бородина А.В «Основы православной культуры»: демонстрационный материал Бородина А.В «Рождество Христово» (Серия «Праздники»). Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» стр.71-79 Репродукция иконы «Рождество Христово». |
25 | Просмотр мультфильма «Рождество Христово». Беседа по мультфильму. | Развивать любознательность, речь, логическое мышление. | видео материал. | ||
3 неделя | 26 | Чтение х/л «Елка Митрича» В.Дорофеев. Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Рождественская ёлка » | Учить выражать через рисунок знания об особенностях праздника. | ||
27 | Просмотр клипа «Зима». Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями. | Формировать у детей потребность изучать окружающий мир, традиции, историю своего народа. | «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.152-155. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева. | ||
4 неделя | 28 | Чтение х/л Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» | Воспитывать в детях доброту, милосердие. | ||
29 | Изготовление сувенира «Вифлеемская звезда» для детей младших групп. | Воспитывать у детей желание доставлять радость младшим по возрасту. | |||
ЯНВАРЬ 3 неделя | 30 | Проведение праздника «Рождество Христово» | Создать радостное праздничное настроение. | ||
31 | Продуктивная деятельность-рисование на тему: « Праздник «Рождество Христово» | Вызвать желание у детей нарисовать рисунок на тему: «Рождество Христово», выразить через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в системе «глаз- рука». | |||
4 неделя | 32 33 | «Крещение Господне. Крестные родители и крестные дети». № 1, 2 | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Чтение х/л «Крестный» | Познакомить с историей и обрядами праздника, рассказать о крещенской воде и её свойствах; объяснить, зачем надо крестить детей; объяснить, кого называют крестными мамой и папой. | Бородина А.В «Крещение Господне» (Серия «Праздники»). В.В.Жукова, Т.Г Волкова «Я иду на урок в воскресную школу». Стр.119-123. Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 89-93 Н.О.Орлова «Азбука для православных детей»- «Крестный». |
ФЕВРАЛЬ 1 неделя | 34 35 | «Крещение Господне. Крестные родители и крестные дети». № 3,4 | |||
2 неделя | 36 | «Защитники земли русской. День защитника отечества». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр клипа «Бородино». | Развивать уважительное отношение к традициям Родины, защитникам Отечества. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»Стр.94-100 видео материал. |
37 | Просмотр мультфильма «Пересвет и Ослябя», | Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. | видео материал. | ||
3 неделя | 38 | «Масленица. Прощеное воскресенье» | Рассказ воспитателя о празднике, блинах, прощеном воскресенье. Беседа с детьми. | Дать детям представление о народном празднике, народных традициях, русском гостеприимстве. Объяснить, зачем нужно просить прощение и прощать. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 100-106. «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.157-160 Т.А.Бударина, О.А.Маркеева |
39 | Мероприятие по изготовлению атрибутов, шапочек к празднику. | Учить изготавливать атрибуты из подручного материала по представлению. | |||
4 неделя | 40 | Проведение праздника «Широкая Масленица». | Создать радостное праздничное настроение. | ||
41 | Продуктивная деятельность-рисование на тему: « Широкая масленица» | Вызвать желание у детей нарисовать рисунок на тему: « Широкая масленица» выразить через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в системе «глаз- рука». | |||
МАРТ 1 неделя | 42 | «Нет милее дружка, чем родная матушка». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассматривание картины А.Шилова «Портрет матери» | Расширять представление о празднике 8 Марта; воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке; вызвать желание помогать маме. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 106-113. |
43 | Изготовление подарков, открыток для мам и бабушек. | Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок мамам, бабушкам. | |||
2 неделя | 43 44 | «Благовещение Пресвятой Богородицы». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала. Разучивание закличек «Жаворонки», «Ой, весна, весна». | Познакомить с историей возникновения праздника. Рассказать о русской традиции встречи праздника «Благовещение»; развивать способность замечать красоту природы. Пробуждать у детей желание знакомиться с русскими, играми, поговорками, включать их в свою жизнь. | Бородина А.В «Благовещение Пресвятой Богородицы» (Серия «Праздники»). Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.113-116 В.В.Жукова, Т.Г Волкова «Я иду на урок в воскресную школу». Стр.171-175. Журнал «Д.Воспитание» №7-2003 «Воспитание ребенка в русских традициях» |
3 неделя | 45 | Чтение х/л сказка «Как Апрель в гости к Марту ходил». Прослушивание муз. произведений: П.Чайковский Песня жаворонка». Изготовление птицы техникой «оригами». | Формировать желание изготавливать поделки из бумаги своими руками. | ||
46 | Рассматривание репродукции картин «Грачи прилетели», «Март» Беседа по картинам. | Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу; продолжать знакомить детей с репродукциями художников. | Репродукции: А.Соврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март». | ||
4 неделя | 47 | Проведение праздника-развлечения «Благовещение» | Создать радостное праздничное настроение. | ||
48 | Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Праздник «Благовещение!» | Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке свои знания о празднике. | |||
АПРЕЛЬ 1 неделя | 49 | «Вербное воскресенье» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Чтение х/л А.Фет «Уж верба вся пушистая» | Познакомить с историей праздника «Вход Господень в Иерусалим», его символикой – ветвь пальмы, вербы. Рассказать о традиции встречать Вербное воскресенье в России. | «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.166-168. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 156-162. |
50 | Аппликация «Веточка вербы» из подручного материала. | Формировать желание изготавливать поделки своими руками. | |||
2 неделя 3 неделя | 51 52 53 | «Пасха Христова» | Рассказ воспитателя о празднике "Пасха". Об обычае обмениваться яйцами. Об угощении "куличе» | Сформировать представления детей о празднике «Пасха»; познакомить с символикой праздника: крашенное яйцо, пасха, кулич. Учить радоваться совместному празднованию праздника. | Бородина А.В «Пасха Христова» (Серия «Праздники»). «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.169-175 . Т.А.Бударина, О.А.Маркеева. "Воспитание ребенка в русских традициях" стр. 180-181 Л.В.Соколова А.Ф.Некрылова. Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 117-123. |
54 | Продуктивная деятельность - Лепка из соленого теста "Пасхальное яйцо" | Развивать творческие способности. | |||
4 неделя | 55 | Продуктивная деятельность- Рисование на тему: «Пасха красная» | Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке свои знания о празднике. | ||
56 | Продуктивная деятельность- рисование-аппликация на тему: «Пасхальная корзина» | Учить составлять композицию по представлению. | |||
МАЙ 1 неделя | 57 58 | «День победы» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Прослушивание муз. Произведений «День победы» , «Прощание славянки», «Священная война» рассматривание картин: «На привале», «Победа» Чтение х/л С. Баруздин «Шел по улице солдат», Л.Кассиль «Важное сообщение». | Рассказать о подвигах героев войны; воспитывать любовь к Родине, гордость за своих земляков – героев. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»Стр.173- 178 Фонограммы песен: муз. Д.Тухманова, слова Харитонова «День Победы»; слова В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова«Священная война»; М. Старокадомский «Прощание славянки» Репродукции картин- «На привале», «Победа» |
2 неделя | 59 | Просмотр видео-клипа «Не уходи герой» | Расширять представление о героях войны. | видео материал. | |
60 | Изготовление подарков, открыток для участников в ВОВ | Формировать желание радовать пожилых людей подарками, сделанными своими руками. | |||
3 неделя | 61 | «День славянской письменности и культуры» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала. | Рассказать детям историю появления письма; познакомить с историей жизни святых Кирилла и Мефодия и раскрыть значение их просветительского подвига. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 195-204 |
62 | «Книгопечатание на Руси». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала. | Рассказать, кто такой И.Федоров, объяснить значение слов «книгопечатание», «первопечатник»; рассказать о роли книги в жизни человека; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, родному языку. | ||
4 неделя | «Дорога добра». | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Чтение х/л Р.Киркос «Сказка про добрые и колючие дела» | Продолжать знакомить детей с системой нравственных норм. Объяснить детям, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр.173- 178 | |
63 | НОД «Спешите делать добро». | Продолжать знакомить детей с системой нравственных норм. | Конспект. | ||
ИЮНЬ
| 64 | «Троица» | Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала. | Познакомить детей с историей праздника «Троица», с православными и народными традициями его празднования, раскрыть нравственное содержание праздника. | Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 178- 185. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".
Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...
Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...
ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...