Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Тягнирядно Наталья Олеговна

Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_ivanova_tyagniryadno.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

П р о е к т

Тема:

«Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры»

Н.О.Тягнирядно

(Учитель-логопед)

Г.М.Иванова

(Воспитатель логопедической группы)    

МБДОУ Детский сад № 14 «Дружба»

 г.Ярцево Смоленской области

2017г.

        


                         Проект (Рождественские чтения)

Тема: Духовно – нравственное развитие и                   воспитание детей на основе православной   культуры.

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу - вред».

                                                            В. А. Сухомлинский.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Цель проекта:

Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих недостатки развития речи, через духовно-нравственное воспитание.


 Задачи:

1.Развивать связную речь детей.

2.Создавать благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда, воспитателя с детьми и друг с другом.

3.Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

4.Вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

5.Повысить культурный уровень дошкольников.

6.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Новизна проекта:

Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.

 Участники проекта:

Руководители – учитель – логопед  :Тягнирядно Н.О. , воспитатель логопедической группы: Иванова Г. М.

Рабочая группа:

- музыкальный руководитель

- педагог-психолог

- инструктор по ФК.

Проект рассчитан:

На два года с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 6-7 лет.

Ожидаемые результаты:

Развитие речи дошкольников логопатов:

- успешное овладение грамотной и связной речью.

- грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

- совершенствование звуковой стороны речи.

- доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.  

- родители будут вовлечены в единое пространство «семья-детский сад».

- повысится культурный уровень дошкольников

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

-заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенку. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме.

 Подготовительный этап:

- Диагностика детей с нарушением речи.

- Определение темы проекта.

- Анкетирование родителей.

- Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Использование компьютерных технологий, иллюстрированного материала, художественной литературы. Обработка информационного материала.

- Пополнение развивающей среды.

- Разработка критериев эффективности проекта:

1) звукопроизношение,

2)фонематические процессы,

3)лексико-грамматические категории,

4)связная речь,

5)общая и мелкая моторика.

Основной этап:

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок, поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение – как средство духовно-нравственного становления личности ребенка».

При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей.

При необходимости, со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а так же направляется и контролируется осуществление данного проекта.

У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.


Пути реализации:

- Знакомство с историей церкви, внешним убранством, внутренним убранством.

- Беседы о правилах поведения в православном храме.

- Экскурсии, целевые прогулки.

- Рассказы об Иисусе Христе, Богородице, Святых, храмах, церквях, часовнях.

- Посещение библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и культурой России.

- Просмотр слайдов.

- Просмотр иллюстраций.

«Пособие по изучению основ, православной культуры».

- Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

«Живая лампадка» Д. Харченко.

- Этические беседы:

«Храм Божий», «Как помириться?», «О послушании в семье», «О любви и доброте», «Долг платежом красен», «Небесный покровитель русского воинства», «Сила детской молитвы», «Праздник Рождество Христово», «Праздник Масленица».

- Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.

- Знакомство с проведением христианским искусством : иконы, фрески, православный календарь, его символическое значение.

- Слушание духовной музыки, колокольных звонов.

- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

- Совместные творческие работы детей и родителей.

- Выставки фотоматериалов.

- Вечера вопросов и ответов.

- Пасхальные песни:

«Здравствуй, лучик солнечный»

«Мы маленькие свечи»

«Песня про ангелов»

«Вербы»            (Ю. Постернака)

«Яблоневый цвет» (Лискова Г.)

- Конкурс рисунков «Сотворение мира»

- Выставка поделок: «Пасхальная радость», «Рождество Христово»

- Работа с родителями

«Круглый стол», «Рождественская мастерская»

- Дидактические игры: «Собери колокол», «Назови ласково», «Доброе слово другу», «Согрей камень».

- Народные подвижные игры: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

- Привлечение родителей к работе над проектом.

-Нравственное воспитание старших дошкольников с использованием художественной литературы.

- «Семейная реликвия » - самые дорогие для семьи предметы

- Игры и упражнения для детей и родителей: исторический подход

- «Мой ребенок самый-самый»  родительские сочинения (презентации)

- Народные традиции «Масленица»

- «Бабушкин сундук» - поделки на свободную тему, изготовленные бабушками.

- Изготовление открыток для ветерана (творческая мастерская)

- Конкурс чтецов (родители совместно с детьми читают стихи на заданную тему).

- «Все профессии важны!» (заучивание загадок по теме)

«Сделано с любовью»

- «Осенняя симфония» - букеты, икебаны из осенних листьев.

Открытки к праздникам (на различные темы).

- Коллажи с использованием различного природного материала

«Сохраним о лете память»

- Изготовление кормушек для птиц. Акция «Твори добро»

- Составление рассказов-описаний по схемам:

«Моя семья»

«Моя мама»

«Мой папа»

«У меня есть дедушка и бабушка»

- Чтение стихов (разучивание).

День Защитника Отечества.

Международный женский день.                                                                                            

День Победы.

- Интегрированное занятие-игра «Когда семья вместе-душа на месте» (журнал: Дошкольная педагогика №9 2016г.)

- Музыкально-педагогическая гостиная «Былинные герои древней Руси» (см журнал «Дошкольная педагогика» №1 2017г.)

«Гагаринская  Весна» -Занятие-игра

Заключительный этап:

- Анализ достигнутых результатов.

- Создание презентаций на темы:

«Русские традиции»

«Рождественские чтения»

«Посещение храмов города Ярцево»

- Фотоотчет «Наши мероприятия» (о проделанной работе)

- Смотры-конкурсы творческих работ (фотоотчет)

«Осенний калейдоскоп»  (картины из природного материала)

«Макеты достопримечательных зданий города Ярцево»

«Елочный базар» - елки изготовлены в разных техниках

- «Рождественские ангелочки»

«Рождественский венок»

Результативность:

- Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

- Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

- Улучшилось звукопроизношение.

- Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

-  Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

- Повысился  культурный уровень дошкольников.

- Сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка.

- Сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

- Воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

- Приобретен опыт и знания в православной культуре, ее традициях и праздниках.

Выводы:

Поставленные задачи выполнены.

Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

 Распространение опыта:

  1. Презентация проекта на педсовете воспитателей.
  2. На М/О учителей-логопедов, воспитателей.
  3. Выступление перед родителями группы детей 5-6, 6-7 лет.

 Востребованность проекта:

Проект может быть использован в условиях детских садов логопедических групп.

                   

Используемые источники:

- Методические:

«Логопед»- научно-методический журнал №4. 2007г.

«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2007г.

«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2008г.

«Логопед»- научно-методический журнал №1. 2009г.

«Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №7 , 2016г.

«Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №8, №9, 2016г.

«Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №1, 2017г.

- Дидактические:

- Планы-конспекты

- Консультации для родителей

- Информационные ресурсы  

- http://www.ivalex.vistcom.ru

«Все для детского сада»

- http://www.detskiysad.ru

«Портал Детский сад РУ.»

- http://www.solnet.ee/sol/001/sds.html- 

Детский портал

- http://www.logoburg.com

Пособие логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

- http://www.logoped-stera.ru

«Логопед»- журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи, логопедов, воспитателей, ДОУ, медиков и учителей.

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»   А.Я. Данилюк , 2011г.

Предварительная работа:

  1. Беседы
  2. Занятия по темам духовно-нравственного воспитания
  3. Экскурсии
  4. Составление рассказов
  5. Индивидуальные занятия-консультации

Проблема:

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сказала мне мама

В дом Божий войдя:

«Как дерево может

Укрыть от дождя,

Так храм защищает

Пришедший народ

От жизненных бурь

И душевных невзгод»

Спешите делать добро

Добрым путем Бог правит

Доброму добрая память.

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей по теме проекта

- Консультация для родителей

- Родительские собрания

- Папка передвижка

- Совместное участие родителей и детей в организации выставок, конкурсов в рамках проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....

Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...

Познавательно-творческий проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба «Добрый мир»

Познавательно-творческий проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба  «...