Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ivanova_tyagniryadno.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
П р о е к т
Тема:
«Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры»
Н.О.Тягнирядно
(Учитель-логопед)
Г.М.Иванова
(Воспитатель логопедической группы)
МБДОУ Детский сад № 14 «Дружба»
г.Ярцево Смоленской области
2017г.
Проект (Рождественские чтения)
Тема: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры.
«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу - вред».
В. А. Сухомлинский.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Цель проекта:
Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих недостатки развития речи, через духовно-нравственное воспитание.
Задачи:
1.Развивать связную речь детей.
2.Создавать благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда, воспитателя с детьми и друг с другом.
3.Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4.Вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».
5.Повысить культурный уровень дошкольников.
6.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Новизна проекта:
Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.
Участники проекта:
Руководители – учитель – логопед :Тягнирядно Н.О. , воспитатель логопедической группы: Иванова Г. М.
Рабочая группа:
- музыкальный руководитель
- педагог-психолог
- инструктор по ФК.
Проект рассчитан:
На два года с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 6-7 лет.
Ожидаемые результаты:
Развитие речи дошкольников логопатов:
- успешное овладение грамотной и связной речью.
- грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.
- совершенствование звуковой стороны речи.
- доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья-детский сад».
- повысится культурный уровень дошкольников
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.
-заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенку. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме.
Подготовительный этап:
- Диагностика детей с нарушением речи.
- Определение темы проекта.
- Анкетирование родителей.
- Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Использование компьютерных технологий, иллюстрированного материала, художественной литературы. Обработка информационного материала.
- Пополнение развивающей среды.
- Разработка критериев эффективности проекта:
1) звукопроизношение,
2)фонематические процессы,
3)лексико-грамматические категории,
4)связная речь,
5)общая и мелкая моторика.
Основной этап:
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок, поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение – как средство духовно-нравственного становления личности ребенка».
При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей.
При необходимости, со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а так же направляется и контролируется осуществление данного проекта.
У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.
Пути реализации:
- Знакомство с историей церкви, внешним убранством, внутренним убранством.
- Беседы о правилах поведения в православном храме.
- Экскурсии, целевые прогулки.
- Рассказы об Иисусе Христе, Богородице, Святых, храмах, церквях, часовнях.
- Посещение библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и культурой России.
- Просмотр слайдов.
- Просмотр иллюстраций.
«Пособие по изучению основ, православной культуры».
- Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
«Живая лампадка» Д. Харченко.
- Этические беседы:
«Храм Божий», «Как помириться?», «О послушании в семье», «О любви и доброте», «Долг платежом красен», «Небесный покровитель русского воинства», «Сила детской молитвы», «Праздник Рождество Христово», «Праздник Масленица».
- Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
- Знакомство с проведением христианским искусством : иконы, фрески, православный календарь, его символическое значение.
- Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.
- Совместные творческие работы детей и родителей.
- Выставки фотоматериалов.
- Вечера вопросов и ответов.
- Пасхальные песни:
«Здравствуй, лучик солнечный»
«Мы маленькие свечи»
«Песня про ангелов»
«Вербы» (Ю. Постернака)
«Яблоневый цвет» (Лискова Г.)
- Конкурс рисунков «Сотворение мира»
- Выставка поделок: «Пасхальная радость», «Рождество Христово»
- Работа с родителями
«Круглый стол», «Рождественская мастерская»
- Дидактические игры: «Собери колокол», «Назови ласково», «Доброе слово другу», «Согрей камень».
- Народные подвижные игры: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».
- Привлечение родителей к работе над проектом.
-Нравственное воспитание старших дошкольников с использованием художественной литературы.
- «Семейная реликвия » - самые дорогие для семьи предметы
- Игры и упражнения для детей и родителей: исторический подход
- «Мой ребенок самый-самый» родительские сочинения (презентации)
- Народные традиции «Масленица»
- «Бабушкин сундук» - поделки на свободную тему, изготовленные бабушками.
- Изготовление открыток для ветерана (творческая мастерская)
- Конкурс чтецов (родители совместно с детьми читают стихи на заданную тему).
- «Все профессии важны!» (заучивание загадок по теме)
«Сделано с любовью»
- «Осенняя симфония» - букеты, икебаны из осенних листьев.
Открытки к праздникам (на различные темы).
- Коллажи с использованием различного природного материала
«Сохраним о лете память»
- Изготовление кормушек для птиц. Акция «Твори добро»
- Составление рассказов-описаний по схемам:
«Моя семья»
«Моя мама»
«Мой папа»
«У меня есть дедушка и бабушка»
- Чтение стихов (разучивание).
День Защитника Отечества.
Международный женский день.
День Победы.
- Интегрированное занятие-игра «Когда семья вместе-душа на месте» (журнал: Дошкольная педагогика №9 2016г.)
- Музыкально-педагогическая гостиная «Былинные герои древней Руси» (см журнал «Дошкольная педагогика» №1 2017г.)
«Гагаринская Весна» -Занятие-игра
Заключительный этап:
- Анализ достигнутых результатов.
- Создание презентаций на темы:
«Русские традиции»
«Рождественские чтения»
«Посещение храмов города Ярцево»
- Фотоотчет «Наши мероприятия» (о проделанной работе)
- Смотры-конкурсы творческих работ (фотоотчет)
«Осенний калейдоскоп» (картины из природного материала)
«Макеты достопримечательных зданий города Ярцево»
«Елочный базар» - елки изготовлены в разных техниках
- «Рождественские ангелочки»
«Рождественский венок»
Результативность:
- Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
- Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
- Улучшилось звукопроизношение.
- Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
- Повысился культурный уровень дошкольников.
- Сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка.
- Сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
- Воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.
- Приобретен опыт и знания в православной культуре, ее традициях и праздниках.
Выводы:
Поставленные задачи выполнены.
Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.
Распространение опыта:
- Презентация проекта на педсовете воспитателей.
- На М/О учителей-логопедов, воспитателей.
- Выступление перед родителями группы детей 5-6, 6-7 лет.
Востребованность проекта:
Проект может быть использован в условиях детских садов логопедических групп.
Используемые источники:
- Методические:
«Логопед»- научно-методический журнал №4. 2007г.
«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2007г.
«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2008г.
«Логопед»- научно-методический журнал №1. 2009г.
«Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №7 , 2016г.
«Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №8, №9, 2016г.
«Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №1, 2017г.
- Дидактические:
- Планы-конспекты
- Консультации для родителей
- Информационные ресурсы
- http://www.ivalex.vistcom.ru
«Все для детского сада»
«Портал Детский сад РУ.»
- http://www.solnet.ee/sol/001/sds.html-
Детский портал
Пособие логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
- http://www.logoped-stera.ru
«Логопед»- журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи, логопедов, воспитателей, ДОУ, медиков и учителей.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк , 2011г.
Предварительная работа:
- Беседы
- Занятия по темам духовно-нравственного воспитания
- Экскурсии
- Составление рассказов
- Индивидуальные занятия-консультации
Проблема:
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Сказала мне мама
В дом Божий войдя:
«Как дерево может
Укрыть от дождя,
Так храм защищает
Пришедший народ
От жизненных бурь
И душевных невзгод»
Спешите делать добро
Добрым путем Бог правит
Доброму добрая память.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей по теме проекта
- Консультация для родителей
- Родительские собрания
- Папка передвижка
- Совместное участие родителей и детей в организации выставок, конкурсов в рамках проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....
Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....
Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...
ПАСПОРТ проекта духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста
Проект по духовно-нравственному воспитанию...
Познавательно-творческий проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба «Добрый мир»
Познавательно-творческий проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба «...
- Мне нравится (1)