Методы и формы формирования экологических знаний у старших дошкольников
статья (старшая группа)

Аннотация: Детям дошколь­ного возраста свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Ведущими становятся методы, формы и средства экологического вос­питания. В работе с детьми старшего дошкольного возраста любые конкретные занятия могут быть обобщены.

Ключевые слова: методы, формы и средства экологического вос­питания, занятия, сравнение, анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы формирования экологических знаний у старших дошкольников

Методами педагогического воздействия называют совокупность приемов и операций, направленных на решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому экологическое воспитание должно носить эмоционально-действенный характер и активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире, участие в сохранении и приумножении природных богатств.

Тогда ведущими становятся следующие методы, формы и средства экологического воспитания:

- наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр видеороликов и т.д. на экологические темы;

- озеленение открытых площадок;

- наблюдения за живыми объектами;

- участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;

- поделки из природного материала;

- дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.

Обучение на занятиях, выстроенное в систему, - важное средство воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной деятельности, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

В экологическом воспитании занятия имеют очень важное значение: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - систематизированы, расширены, углублены, объединены.

Экологические занятия в зависимости от решаемых дидактических задач, хода организации и проведения, логики построения можно разделить на различные типы занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов [1,c.108]. Охарактеризуем их.

1) Занятия первично-ознакомительного типа чаще всего посвящены ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

На таких занятиях обучение детей происходит через рассматривание картин и беседу, а основным компонентом выступают демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Нередко их элементами выступают также чтение тематической литературы, рассматривание иллюстративного материала, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первоочередное значение имеет словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает эффективность обучения.

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому служит и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

2) Занятия углубленно-познавательного типа направлены на обозначение и показ дошкольникам связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий посвящена ознакомлению с зависимостями жизни и роста растений и животных от факторов внешней среды, например, времени года и прочее. Очень эффективны различные виды опытнических работ, которые также направлены на формирование представлений о изменчивости живой природы.

Занятия данного типа выступают завершающим этапом системы работы с детьми, они активно способствуют умственному развитию и мыслительным операциям дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.

3) Занятия обобщающего типа имеют цель выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. К таким относятся занятия, формирующие представления о многообразии растительного и животного мира, закономерностях их роста и развития, сезонных явлениях. [2]

В работе с детьми старшего дошкольного возраста любые конкретные занятия могут быть обобщены. Педагог имеет возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе.

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной1последовательности вопросов,1ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания [3].

Обобщающие занятия позволяют интенсивно1развивать мышление детей - умения сравнивать,1сопоставлять, анализировать, делать1выводы.

4) Занятия комплексного типа в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных1группах. Например, в начале осени с детьми каждой возрастной группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем1сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Комплексное занятие может выходить за границы времени обычного занятия, так как смена деятельности не вызовет утомления у детей. Тем более что по своему усмотрению педагог может в подходящий момент использовать музыку в записи или провести веселую физкультминутку. [4, c.63]

Комплексные занятия носят творческий характер для организатора, их можно провести по-разному. Они всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию1отношения к содержанию занятия.

Список литературы

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Наука, 1995. – 157с.
  2. Чичаева Д.И. Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности [Текст] / Д.И. Чичаева // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 1 (2). С. 136-137.
  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] /Л.П. Молодова. -  Минск: «Аскар», 1996. – 551с.
  4. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк [Текст] / А.И. Холомкина. // Начальная школа. – 2004. - №9. - С. 63-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

Сообщение на тему: "Труд в природе-как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»...

Презентация "Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:·...

Статья "ЛЭПБУК как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста".

Использование лэпбука,как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «PROЭКО для дошколят» от наблюдений к научным исследованиям». Детская инженерная биолаборатория в дошкольной образовательной организации как средство формирования биолого-экологических знаний у старших дошкольников.

Методическая разработка позволяет организовать образовательную среду в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совер...