Статья "ЛЭПБУК как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста".
статья
Использование лэпбука,как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyadokument_microsoft_word_3.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЭПБУК как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
Китайская пословица
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Современный дошкольник живёт в эпоху информатизации и компьютеризации. На него оказывают влияние все признаки настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы, на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Ребёнок старшего дошкольного возраста смотрит в большой мир широко открытыми глазами, у него всё вызывает интерес, он задает массу вопросов, основной вопрос «почему?». Дети сами хотят узнать, почему идет снег, цветут цветы, происходит смена дня и ночи и др. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Продуманная организация образовательного процесса развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. В настоящее время в системе педагогического образования большое внимание уделяется наглядно-практическим средствам обучения детей в разные периоды жизни. Важным аспектом такого обучения является использование средств и методов по различной тематике об окружающем мире и явлениях. Одним из способов организации такого обучения можно считать использование лэпбука в дошкольных учреждениях.
Лэпбук как способ организации учебного процесса пришел к нам из Америки. Это одно из наглядно-практических пособий в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто изделие. Это наглядно-практический метод обучения. Лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Фактически лэпбук является не самостоятельным методом обучения, а новой формой представления и оформления известного материала, наглядной и эффективной.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В лэпбуке собирается материал по какой-то определенной теме. Каждый лэпбук позволяет логически оформить отдельную тему, а набор лэпбуков – охватить широкую дидактическую тематику.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
- Ребенок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию - хорошая подготовка к обучению в школе.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Результаты использования лэпбука:
- быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
- проявление повышенного интереса к содержанию;
- проявление самостоятельности при работе с лэбуком;
- проявление интереса со стороны родителей.
Преимуществом использованиялэпбука является:
- структурирование сложной информации;
- развитие познавательного интереса и творческого мышления;
- разнообразие тем;
- простой способ запоминания;
- увлекательное и полезное занятие для детей.
Поэтому, при создании «Лэпбука» ребенок научится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию, а также, работа с лэпбуком будет осуществляться педагогом по-разному, в зависимости от образовательных задач.
Поэтому, в дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях предметов и объектов, свойствах и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка, проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.
Следовательно, экологическая воспитанность даёт ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты о природе, правильно оценивать их и адекватно реагировать. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....
Сообщение на тему: "Труд в природе-как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»...
Презентация "Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:·...
формирование экологических знаний в старшем дошкольном возрасте
Область. Познавательное развитие....
Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возрастаСодержание Пояснительная записка………………&helli...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деяте...
«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».
Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...