Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
материал (подготовительная группа)

Ситдикова Зульфия Наиловна

Соответствует ФГОС ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИПР ОВЗ64.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующим МБДОУ детский сад «Березка»

Приказ № 100 от «10» августа 2018 г.

Индивидуальный маршрут развития

ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи)

Анны Николаевны,

 воспитанника старше - подготовительной группы

МБДОУ детский сад «Березка» на 2018-2019 учебный год (первый год обучения)

Цель: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Разработали:

Мовчан Н.Г. – учитель - логопед

Бердова В.В. - педагог-психолог Ситдикова З.Н. - воспитатель

Золотарева С.В. - воспитатель

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                

Игрим, 2018 г.

Общие сведения о ребенке

Дата рождения:22.11.2012 г.

Анна посещаетМБДОУ детский сад «Березка» с сентября 2015 года.

Группа здоровья I.        

Анна  воспитывается в полной, обеспеченной семье. До поступления в МБДОУ воспитывалась дома.

В  отношениях  с взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие,  отмечается болтливость, нарушение дистанции в общении, поведение не  организовано, к лидерству стремится, интерес к занятиям проявляет не всегда, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много ошибок, на замечание взрослого реагирует бурно, протестом.        

        Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая правая рука.

        Математические представления в прямой счет в пределах 10 осваивает, цифры  называет, геометрические фигуры знает, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.

        Сформированность пространственно-временных отношенийориентируется в пространстве и времени в полном объеме (путает понятия право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).

        Конструктивный праксис интереса в игры с  конструктором не испытывает,  постройки самостоятельно совершает, достаточно владеет работой с бумагой.

Развитие речи речь в норме.

Логопедическое заключение:

Интеллектуальное развитие: мыслительные операции сформированы: Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена.  Представления о сенсорных эталонах сформированы  в полном объеме:  предметы по форме соотносит, путает при показе геометрические фигуры;  при показе называет  основные цвета. Соотносит  предметы по величине (большой, маленький), собирает разрезные картинки из 4-5  фрагментов (видит ошибки, помощь эффективна, ошибки исправляет). Собирает    пирамидку из 5-6 колец, совершая целенаправленные действия (замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ). Наблюдается опережающее развитие.

Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, не всегда получается складывать бумагу, штриховку и закрашивание фигуры выполняет не аккуратно.

Игровая деятельность предпочитает играть самостоятельно, любимых игр  не имеет.

Пояснительная записка

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу, психологическую коррекцию и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

«Программа» включает следующие образовательные области.

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Цель

Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие

- владеет основными способами продуктивной деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

- передает как можно более точное сообщение другому, про являя внимание к собеседнику;

- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);

- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

- переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие

- обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;

- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному гаданию);

- самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

- владеет элементарными математическими представлениями- количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не

- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей).

Речевое развитие

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

- объясняет значения знакомых многозначных слов;

- пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

- обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

Художественно-эстетическое развитие

- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);

- знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская и богородская);

- умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;

- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

- имеет элементарные представления о видах искусства;

- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

- выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых;

- выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

- выполняет разные виды бега;

- сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

- знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Эти целевые ориентиры реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения. 

Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника:

1.Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.

2.Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

3.Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

4.Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общатьсяв пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. работы.

5. Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.

В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. 7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

9 Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.

10.Принцип сознательностиобеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.

11.Принцип активностиобеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

12.Принципы наглядности,научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Черновой Анны Николаевны.

На период с 03.09.2018. по 31.052019.

Дата заполнения: 03.09.2018

  1. Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Анна Николаевна

Дата рождения

22 ноября 2012 г.

Дата поступления в учреждение

01 сентября 2015 г.

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)

Татьяна Ивановна, высшее, МУП

Отец  (ФИО, образование, место работы, доп.сведения)

Николай Николаевич, высшее, КСМУ – 20, мастер

Дом. адрес:

Телефон:

Воспитатели (ФИО):

Ситдикова Зульфия Наиловна, Золотарева Светлана Валерьевна 

Специалисты:

Учитель-логопед:

         Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

         Медицинская  сестра:

Мовчан Наталья Геннадьевна

Бердова Вероника Викторовна

Котова Светлана Геннадьевна

Столбова Любовь Федоровна

Группа здоровья

II основная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полный день  пятидневная неделя.

Заключение ПМПК от 06.06.2018 г. № 437

Является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Нуждается в создании специальных условий для получения образования в форме охранительного педагогического режима, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Рекомендации ПМПК

Форма получения образования:в образовательной организация.

Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Степень включенности: полное включение в образовательный процесс.

Специальные методы обучения: подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий, чередование видов деятельности; использовать коротко и четко сформулированные задания; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка.

Цели на текущий период (учебный год)

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка.

  1. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника Анны, воспитанника МБДОУ детский сад «Березка» пгт. Игрим

Специалист

( ФИО)

Направление работы

Режим

Формы организации коррекционно- развивающей работы

Воспитатель:

Ситдикова З.Н.

Золотарева С.В.  

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности

5 дней в неделю

Разнообразные

Учитель-логопед: Мовчан Н.Г.

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития

3 раза в неделю

Индивидуальные

Групповые

Педагог-психолог:

Бердова В.В.

Психологическая помощь

- игровое взаимодействие  по развитию эмоционально-волевой и познавательных сфер

курсами

2 раза в неделю

Мини группы

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Воспитатель:

Васильченко М.А.  

Физкультурные занятия

3 раза

Групповые

Индивидуальная работа во время организации ООД

Муз .руководитель:

Котова С.Г.

Музыкальные занятия

2 раза

Групповые

Индивидуальная работа во время организации ООД

Медицинская  сестра:

Столбова Л.Ф.

Обеспечение профилактических мероприятий и назначений врача, мониторинг здоровья ребенка, контроль  за психофизическим состоянием

Старший воспитатель:

Шлегина И.В.

Диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка.

  1. Создание «безбарьерной» среды

Условиями построения безбарьерной среды в ДОУ являются:

  1. Взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания деятельности;
  2. Создание равных возможностей для детей с ОВЗ и детей, не посещающих ДОУ, имеющих ограниченные возможности здоровья посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОУ;
  3. Оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
  4. Ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
  5. Взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирует педагогов и родителей на доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка, своих обязанностей как воспитателей, а также предусматривает установление эффективного контакта детского сада и семьи, дополнение друг друга в процессе воспитания детей раннего возраста;
  6. Конфиденциальность – обеспечивает сохранность информации о ребенке и семье, не разглашение ее без согласия семьи.

Задачи образовательного учреждения при создании безбарьерной среды

- Создание уютного, комфортного пространства для всех.

- Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.

- Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

  1. Специальные условия для получения образования – не нуждается

  1. Взаимодействие с внешними социальными партнерами

Организация

Направления взаимодействия

Формы совместной деятельности

        (возможные)

ТПМПК

БУ «Березовский районный центр помощи семье и детям»

-участие в проектировании и организации образовательного процесса;

-оказывают консультативную и просветительскую помощь ДОУ.

-оказывают медицинскую, педагогическую, психологическую, социально – правовую помощь

совместный междисциплинарный консилиум

проведение обучающих семинаров, консультирование, вебинары и т.д.

взаимодействие в совместном сопровождении ребенка.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

  • Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
  • Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
  • Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ
  • Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности
  • Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

Специалисты ПМПк

Председатель ПМПк

Воспитатели,  специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
  • Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
  • Воспитание положительных личностных качеств

  • Совместная работа специалистов в этом направлении
  • Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем
  • Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

  • Развитие компенсаторных механизмов
  • становления психики и деятельности ребёнка
  • Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

  • Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач
  • Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

  • Развитие познавательной активности ребенка
  • Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
  • Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
  • Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ
  • Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями
  • Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики
  • Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

  1. Освоение образовательной программы: АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  2. Цель:

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка

Задачи:

- развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;

- расширять понимание речи детьми;

- развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с окружающими, взрослыми и сверстниками;        

- учить ребенка отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий ребенка);

- формировать элементарные общие речевые умения.

Программно-методическое обеспечение

Содержательный раздел:

Область

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Речевое развитие

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

-формировать умение понимать содержание литературных произведений;

-разучивать с детьми стихотворения.

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок.

Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…»

Коллективные рассказы по картине «золотая осень», «Утро в сосновом бору»

Артикуляционная гимнастика.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

Художественно-эстетическое

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

-уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок;

-учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;

-формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

-развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

-формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части и пр.);

Рисование различных пород дерева, рисование улиц.

Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища.

Рисование портрета мама.

Лепка фигур человека и животных с передачей характерных

Движений.

Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере»,

«В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» .

Пальчиковые игры

Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков.

Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных.

Познавательное развитие

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,

образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение  выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

-развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

-формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе,

-знакомит с количеством в пределах десяти;

-формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству.

Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления.

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Вызывать у ребенка интерес С/Р играм;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры;

– формировать умение обыгрывать сюжеты,

– формировать умение  использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на

себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие

эмоциональные реакции по ходу игры;

– закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр»

Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители.

Физическое воспитание

-развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных

видах движений;

-формировать умение выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны,

при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;

– формировать умение прыгать: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;

– формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола;

Бег наперегонки, ловишки в кругу, поймай мяч, ловишки с мячом, эстафета парами, ударь по мячу.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Старается сохранять осанку во всех видах деятельности..

Выполняет разный вид бега, может быть направляющим в колоне.

Прыгает с опорой на обе ноги, через препятствие.

Кидает и ловит мяч двумя руками. Умеет отбивать мяч от пола не менее 6 раз.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Направление коррекционной работы

Содержание

Моторика

Артикуляционная

Мелкая

Общая

Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки).

Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру).

Двигательные упражнения и имитация действий

Просодика:

Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Двигательные упражнения с речевым сопровождением (под звучащие муз. инструменты).

Фонематические процессы

Развивать слуховое внимание на неречевых звуках в д/играх «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?».

Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок.

Звукопроизношение

В норме

Слоговая структура слова

Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря.

Лексика

Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д.

Грамматический строй речи

Учить отвечать простым предложением, формировать категории множественного числа в д/играх «Где сколько?»

Связная речь

Улучшать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках.

Перспективное планирование деятельности педагога-психолога

Основные

направления

Содержание

Сроки

Работа с ребенком

Диагностическоенаправление

Коррекционно-развивающее

направление

1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин,структуры и степени выраженности отклонений в развитии,с целью выявления особенностейпсихического развитияЧерновой Анны. (познавательной сферы и ведущейдеятельности).

2.Психолого-педагогический мониторинг:выявление особенностей динамики Черновой Анны.

1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год.

2.Составление индивидуального маршрутасопровожденияЧерновой Анны.  .

3.Составление циклограммы деятельности.

4.Проведение фронтальной(подгрупповой)деятельности по ознакомлению сокружающиммиром, развитию познавательнойсферы.

 5.Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности согласно задачам исодержанию работы, отраженных в планахиндивидуального сопровождения детей.

Октябрь

Январь (1-2нед.)

Май (2 нед.)

Октябрь-май

Октябрь

Октябрь

В течение года

В течение года

Работа с

педагогами

Консультативноенаправление

1.Планированные коррекционно-образовательнойдеятельностис учетом комплексногообследованияЧерновой Анны.

2.Консультации для специалистов-участниковкоррекционно-образовательного процессаЧерновой Анны.

3.Консультации, беседы, семинары-практикумы длявоспитателей группы

Октябрь, январь, май

В течение года

В течение года

Календарно-тематическое планирование  работы педагога-психолога

Месяц

Темы

Формы и виды работы

Сентябрь

«Овощи»

  1. Игра «Овощи»Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей
  2. Игра «Четвертый лишний»
  3. Разрезные картинки «Овощи»
  4. Рисуем этикетки, консервируем овощи   (развитие кратковременной памяти)
  5. Штриховка, раскрашивание овощей (развитие мелкой моторики)
  6. «Найди два одинаковых овоща» (развитие внимания)
  7. Игра «Ругаемся овощами» (преодоление агрессии)
  8. Игра «Приглашение в гости» (развитие памяти)
  9. Игра-драматизация «Мы пришли на огород»
  10. «Сравни овощи» (развитие мышления)
  11. Составление загадок-описаний
  12. Зашумленные картинки

Октябрь

«Фрукты, ягоды»

«Грибы»

«Деревья, кустарники»

  1. Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти)
  2. «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики)
  3. Упражнение «Определи на вкус» (развитие вкусовой памяти)
  4. «Коробочка с запахами» (развитие обонятельной памяти)
  5. Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени)
  6. Составление загадок-описаний
  7. «Быстро найди и собери» (развитие внимания, быстроты внимания)
  8. Продолжи ряд
  9. Упражнение «Фруктовый сад» (развитие навыков аутотренинга, устранение мышечных зажимов у детей в походке, мимике, дыхании)
  10. Упражнение «Образы и звуки» (повышение чувствительности к физ.упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку)

Ноябрь

«Одежда»

«Обувь, головные уборы»

«Животные»

  1. Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»
  2. «Пуговицы» (развитие зрительной памяти)
  3. Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики» (развитие памяти, тактильных ощущений)
  4. Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку)
  5. Игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)
  6. Рисование «Где я был?», вылепи или сложи из бумаги животное (развитие мелкой моторики)
  7. «Найди отличия» (развитие внимания)
  8. «Походки» (развитие общей моторики)
  9. «Это правда или нет?» (развитие логики)
  10. Разрезные картинки
  11. «Рассеянный Антошка» (развитие мышления, памяти)
  12.  Игры: «Доброе животное» (развитие саморегуляции), «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи», «Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций)

Декабрь

«Зима»

«Семья»

«Новый год»

  1. Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)
  2. Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)
  3. Игра «Когда это бывает?»
  4. Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»
  5. Игра «Ассоциации»
  6. Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.)
  7. Игра «Отгадай, что я делаю» (катаюсь на лыжах, коньках, играю в снежки и т.д.)
  8. Игра «Для чего нужен предмет»
  9. Игра «Клоуны» (смена мышечного напряжения и расслабления)
  10. Беседы: «Для чего нужны родители», «Мама, папа и я – дружная семья»
  11. Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.
  12. Психотехнические игры «Подарок», «Секрет».
  13. Игры: «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»
  14. Упражнение «Оживим картинку»

Январь

«Дом»

«Мебель»

«Посуда»

  1. Беседа «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»
  2. Игра «Потерялся»
  3. Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не бывает»,  «Безопасный дом», «Что потерялось в доме?» (развитие внимания), «Волшебный стул», «Дорисуй детали»
  4. «Что можно, а чего нельзя» – основы безопасности
  5. «Какие продукты нам друзья, а какие – враги»
  6. Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления»

Февраль

«Детский сад»

«Профессии»

«Комнатные растения»

  1. «Новоселы» (рисование своих портретов детьми и заселение их в дом – группу детского сада)
  2. Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя)
  3. Игры «Доронься до…», «Катушка», «Ветер дует на…»
  4. Этюды «Робкий ребенок», «Смелый ребенок»
  5. Игры: «Звуки группы», «Давай сравним», « Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий»
  6. Беседа о работниках детского сада (какие профессии, настроение работников)
  7. Игра-диагностика: «Сладкая проблема», «Секрет», «Портреты»
  8. Беседа – игра: «Когда дети лгут»

Март

«Мамин праздник»

«Первоцветы»

  1. Рисование: «Моя мама», «Моя семья»
  2. Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Я сказал маме неправду» и т.д.
  3. Психорисование «Весенние цветы»
  4. Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»

Апрель-Май

«Насекомые»

«Лето»

  1. Упражнение «Волшебный тазик» (развитие обонятельных и вкусовых ощущений)
  2. Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»
  3. Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица», «Жучок», «Пчелка мешает спать»
  4. Рассказывание стихотворений с помощью жестов
  5. «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)
  6. Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...