методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Рабочая программа
кружка по интересам
«Юный финансист»
для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_finansist_programma.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 «ЗАРЯ»
УТВЕРЖДАЮ
___________________________________
заведующий МБДОУ детским садом № 31«Заря»
Сергиенко И.В.
Рабочая программа
кружка по интересам
«Юный финансист»
для детей подготовительной к школе группы
Руководитель:
Мельник М.А.
г. ПЯТИГОРСК
Многие детские игры -
подражание серьезной
деятельности взрослых.
Я. Корчак
Пояснительная записка
Актуальность темы. Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей можно считать актуальным для данной возрастной группы.
Данная программа является модифицированной с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Поповой Т.П., Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.
Алгоритм курса: от финансовой грамотности к экономической культуре, далее к общей культуре личности
Цель - формирование доступных финансово-экономических понятий, представлений и компетенций.
Задачи. - развитие готовности принимать рациональные экономические решения;
- формирование грамотного финансового поведения дошкольников
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики: трудолюбие, ответственность, бережливость, смекалка, инициативность.
Организация работы кружка.1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут
Срок реализации.1 год.
Предполагаемые результаты.
- Операция понятиями «хочу», «могу», «надо».
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
- Знания о новых профессиях, инструментах и трудовых действиях.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Умение совершать выгодные финансовые операции (покупка, сбережение. экономия)
Итоговый продукт кружковой работы. Картотека методических материалов.
Перспективное планирование.
Тема и содержание работы | Задачи | |
Сентябрь –Товары и услуги | Что такое Экономика? Профессия продавца. Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Об экономике | Показать, что такое экономика. Познакомить с видам товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
Как Миша из покупателя превратился в продавца. Откуда берутся товары и услуги | Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг. Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес | |
Какие бывают товары? Слова «хочу» и «надо». «Хочу» - «надо» - делаю выбор Практическое занятие | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | |
Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. Сюжетно-ролевая игра Магазин «Катюша» | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи | |
Октябрь- Кто назначает цену? | Как Миша на собственных ошибках учился цену назначатьМультфильм. Уроки тётушки Совы. Работа и зарплата | Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы |
«Как у Миши появился помощник» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата | |
Профессия-бизнесмен | Уточнить знания о профессии, связанной с руководством в бизнесе. | |
«Выгодно-невыгодно» Игра в магазин «1000 мелочей» Практическое занятие | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | |
Ноябрь – Производство товара и его цена | О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине | Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом |
Заводы нашего города. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание | Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков | |
Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Умение экономить | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга | |
Маленькие покупки | Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличными деньгами Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков | |
Декабрь- Реклама | 1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность |
2. Как Галчонок товар Матроскина хвалила | Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. | |
3. Угадай, какая это профессия | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве | |
4. Рекламное агентство | Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность | |
Январь- Семья и экономика | Экономика, как наука о домашнем хозяйстве Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Семейный бюджет | Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности |
Что мы знаем о наших семьях? | Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. | |
Слова «хочу» и «надо» для всех членов семьи | Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо» с учетом потребностей каждого члена семьи. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы | |
Февраль – Труд и профессии | Кому что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал |
Труд, его виды. Профессии людей | Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. | |
Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд | Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда | |
Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе | Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека | |
Март-Сбережения и накопления | Домик - копилка Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Что такое деньги? | Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения |
Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать | Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления» | |
«Как три поросенка хотели стать экономистами» | Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы | |
Миша – банкир Путешествие в сказку | Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев | |
Апрель – Количество и качество | Мебельная мастерская | Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки |
Фирма «Строитель» | Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям | |
В кафе «Лакомка» | Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь | |
«Королевство Мудрецов» | Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности | |
Май- Мировая экономика | Волшебное превращение денежки. | Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран. |
Путешествие рубля; Игра «Турагентство» | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления | |
Игра "МУЗЕЙ средств". | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах | |
Бартер Путешествие товара в разные страны | Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми |
Литература.
- Попова О.И., Кнышова Т.П.,Меньшикова Л.В., «Как Миша стал бизнесменом».
- Протасова Е.Ю. Что почем?
- Серия мультфильмов Уроки Тётушки Совы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 «ЗАРЯ»
Табель
посещаемости кружка
«Юный Финансист»
2017-2018учебный год
Руководитель:
Мельник М.А.
г. ПЯТИГОРСК
Группа «Подсолнушки»
№ | Ф.И. ребенка | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | |||||||||
6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | ||
1 | Авакян Ева | ||||||||||||
2 | Агаханова Сабина | ||||||||||||
3 | Барышева Арина | ||||||||||||
4 | Близнюк Лиза | ||||||||||||
5 | Ващенко Егор | ||||||||||||
6 | Исковская Злата | ||||||||||||
7 | Поданова Ксюша | ||||||||||||
8 | Рагимов Керим | ||||||||||||
9 | Фоменко Полина | ||||||||||||
10 | Хамхоев Ислам | ||||||||||||
11 | Холопченко Арина | ||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
Дата | Тема | Подпись |
06.09 | Что такое Экономика? Профессия продавца. Мультфильм. Уроки тётушки Совы. Об экономике | |
13.09. | Как Миша из покупателя превратился в продавца. Откуда берутся товары и услуги | |
20.09. | Какие бывают товары? Слова «хочу» и «надо». «Хочу» - «надо» - делаю выбор. Практическое занятие | |
27.09. | ||
04.10. | В стране дорожных знаков | |
11.10. | Изготовление дорожных знаков для уголка ПДД | |
18.10. | Берегись автомобиля | |
25.10. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
01.11. | Дорожные знаки | |
08.11. | Викторина «Мигал Мигалыч в гостях у детей» | |
15.11. | Изучение дорожных знаков. | |
22.11. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
06.12. | Дорожные знаки – наши друзья. | |
13.12. | Зеленый огонек (Развлечение) | |
20.12. | Дорожные знаки – наши друзья. | |
27.12. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
10.01. | Красный, желтый, зеленый. | |
17.01. | Сигналы светофора. | |
24.01. | История светофора | |
31.01. | Игровое занятие по интересам детей | |
07.02. | Участники дорожного движения. | |
14.02. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | |
21.02. | Разбор опасных ситуаций на макете | |
28.02. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
07.03. | Мы - пассажиры | |
14.03. | Мы – вежливые пассажиры | |
21.03. | Путешествие на автобусе (Развлечение) | |
28.03. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
04.04. | О чем говорят дорожные знаки. |
№ | Ф.И. ребенка | Декабрь | Январь | Февраль | |||||||||
6 | 13 | 20 | 27 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
1 | Авакян Ева | ||||||||||||
2 | Агаханова Сабина | ||||||||||||
3 | Барышева Арина | ||||||||||||
4 | Близнюк Лиза | ||||||||||||
5 | Ващенко Егор | ||||||||||||
6 | Исковская Злата | ||||||||||||
7 | Поданова Ксюша | ||||||||||||
8 | Рагимов Керим | ||||||||||||
9 | Фоменко Полина | ||||||||||||
10 | Хамхоев Ислам | ||||||||||||
11 | Холопченко Арина | ||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
Дата | Тема | Подпись |
11.04. | Незнайка на улице (развлечение) | |
18.04. | Подвижная игра «Стоп!» | |
25.04. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
16.05. | Д/И «Говорящие знаки» | |
23.05. | Экскурсия на перекресток. | |
30.05. | Интерактивная игра «По дороге со Смешариками» | |
№ | Ф.И. ребенка | Март | Апрель | Май | |||||||||
7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 16 | 23 | 30 | |||
1 | Авакян Ева | ||||||||||||
2 | Агаханова Сабина | ||||||||||||
3 | Барышева Арина | ||||||||||||
4 | Близнюк Лиза | ||||||||||||
5 | Ващенко Егор | ||||||||||||
6 | Исковская Злата | ||||||||||||
7 | Поданова Ксюша | ||||||||||||
8 | Рагимов Керим | ||||||||||||
9 | Фоменко Полина | ||||||||||||
10 | Хамхоев Ислам | ||||||||||||
11 | Холопченко Арина | ||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4 возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...
Методическая разработка НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы
"Космическое путешествие"...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
План программа кружка "Занимательная математика для детей подготовительной к школе группе
Цель кружка - развитие познавательных процессов старших дошкольников через развивающие игры математического содержания....
Программа кружка по экологическому развитию детей подготовительной к школе группы "Природа - наш общий дом"
Цель Программы- воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему....
Программа кружка « Развивай-ка » для детей подготовительной к школе группе
Кружковая работа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ШКОЛА МЯЧА»
Конспект занятия для детей с шестого года жизни, направлен на реализацию образовательной области «Физическое развитие», через упражнения с мячом....