План программа кружка "Занимательная математика для детей подготовительной к школе группе
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Желтова Марина Юрьевна

Цель кружка - развитие познавательных процессов старших дошкольников через развивающие игры математического содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой».

План программа кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной к школе группы.

воспитатель: Желтова М.Ю.

срок реализации – 1год (2015-2016гг.)

Пояснительная записка.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. Ведь развитие — это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи и развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, Развить все эти качества может математика.

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Она будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.

Особенность работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, задания на развитие логического мышления и др. Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка — дошкольника.

На данном кружке формируются важные качества личности ребёнка:

Самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Формы организации детей разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур.

Цель кружка: развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания, тренировки сообразительности и находчивости детей 6-7лет.

Основные задачи программы:

  • привить любовь к конкретному предмету-математике;
  • развивать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно(=).
  • способствовать освоению классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т.п.) независимо от их пространственного положения;
  • совершенствовать навыки количественного и порядкового счета;
  • способствовать развитию ориентировке во времени.
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Развивать представление о величине: считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предметов.
  • Закреплять умение измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
  •  Развивать пространственную ориентировку.
  • Закреплять умение ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Совершенствовать умение читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы) .

Принципы реализации программы:

 Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективизм;
  • Наглядность;
  • Активность детей.

Формы; Математические (логические), игры,

  • задачи,
  •  упражнения,
  • графические задания,
  • развлечения - загадки,
  • задачи-шутки,
  • головоломки,
  • игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо»,
  • дидактические игры и упражнения (геометрический материал),
  • конкурсы,

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

Приёмы:

  • Анализ и синтез;
  • Классификация;
  •  Сравнение;
  • Обобщение.

Ожидаемые результаты

Планируемые        результаты        освоения        детьми        основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0 — 9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+  -, =).
  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Уметь определять временные отношения (день — неделя — месяц); время по часам с точностью до часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Содержание программы

Все нод проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность нод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе нод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Нод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального дифференцированного подхода к детям.

 Минимальный состав группы -12 человек.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

Программа рассчитана на год на детей 6 - 7 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25-30 минут. Большую часть программы составляют практические занятия.

Содержание развивающих игр по ФЭМП для детей 6-7 лет

Время проведения

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

1 неделя

Игра «Живая неделька»

Игра «Робот»

Игра «Собери квадрат»

Д/и «Числовые домики»

Закрепить дни недели.

Упражнять в умении выполнять команды ведущего, закрепить право, лево, вперед, назад,

Упражнять в составлении квадратов из частей.

Закрепить состав числа до 10 из двух меньших.

2 неделя

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Найди секрет»

Упражнять в счёте с помощью различных анализаторов.

Упражнять в умении

ориентироваться в

Д/и «Фабрика фигур»

Д/и «Назови меньше на 1, больше на 1»

пространстве,

Упражнять в умении изменять фигуру по 1, 2 или З признакам (форма, цвет, размер).

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

З неделя

Д/и «Взлёт ракеты»

Игра «Детское домино»

Игры с палочками «Сделай фигуру». Выкладывание геометрических узоров на столе.

Математическая загадка.

Закрепить обратный счёт.

Формировать представление о количестве.

Развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур.

Развивать умение отгадывать математическую загадку записывать ее решение с помощью цифр и знаков.

4 неделя

Игра «Колумбово яйцо»

Д/и «Математический цветок»

Д/и «Путаница»

Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

Закрепить умение решать примеры на «+» и «-», развивать внимание.

Закрепить порядковый счёт.

Октябрь

1 неделя

Д/и «Строим город»

Игра «Робот»

Закрепить знание объемных геометрических фигур.

Упражнять в умении выполнять команды ведущего, закрепить право, лево, вперёд, назад.

Д/и «Разложи фигуры»

Игра «Вверх вниз по числовой лестнице»

Упражнять в умении классифицировать фигуры по разным признакам.

Закреплять счёт в пределах 20.

2 неделя

Игры: «Почини одеяло»,

«Что общего и чем различаются фигуры»

Д/и «Мой режим дня по часам»

Д/и «Трудные виражи»

Закреплять знание о геометрических фигурах их свойствах, развивать умение классифицировать их по отдельным признакам.

Совершенствовать представления детей о режиме дня.

Развивать точность движений при ориентировке на листе б маги.

З неделя

Блоки Дьенеша

Д/и «Сказочное дерево»

Д/и «Неделька»

Д/и «Кто знает, пусть . дальше считает

Развивать логическое мышление.

Закрепление 12 месяцев года.

Закрепление дней недели.

Совершенствовать навыки счёта в пределах 20.

4 неделя

Математический досуг

«В гостях у королевы цифр»,

Совершенствовать навыки счёта в пределах 20. Развивать творческое мышление, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Посели фигуру в свой дом»

Игра-эксперимент «В каком сосуде больше воды?»

Закрепить знания о величине, форме, свойствах геометрических фигур.

Игра «Определи время по часам»

Развивать умение сравнивать количество жидких тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Совершенствовать умение определять время по часам.

2 неделя

Игра «Найди клад»

Игра «Пифагор»

Задачи в стихотворной форме.

Упражнять в умении ориентироваться от себя.

Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

Воспитывать внимание.

З неделя

Д/и «Весёлый счёт»

Игра «Летел лебедь»

Д/и «12 месяцев»

Игра «Делаем зарядку»

Закрепить умение по сигналу строиться по 2, З и 4 человека.

Закрепить количественный счёт в пределах 20.

Упражнять в умении называть месяцы по порядку и по временам года.

Развивать внимание, умение ориентироваться относительно себя.

4 неделя

Игра «Чудесный мешочек»

Д/и «Гномик-часовщик»

Д/и «Распорядок дня»

Упражнять в счете с помощью различных анализаторов.

Упражнять в определении времени по модели часов.

Закрепить понятие о времени, режиме дня.

Декабрь

1 неделя

«Закончи рисунок»

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Построй домик»

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать умение классифицировать и обобщать.

Развивать умение соединять детали.

2 неделя

Игра «Найди клад»

Д/и «Какая фигура будет последней?»

Д/и «Исправь ошибку»

Развивать умение работать по инструкции.

Развивать логическое мышление.

Закрепить знаки «<», «>».

З неделя

Д/и «Математический цветок»

«Подумай и скажи»

Математическое домино.

Закрепить умение решать примеры на «+» и «-», развивать внимание.

Упражнять детей в отгадывании загадок.

Учить соотносить число и количество предметов.

4 неделя

Математический КВН

«Математическая сказка»

Активизировать внимание, наблюдательность, логическое мышление, смекалку.

Январь

1 неделя

Отгадай загадку

Задачи от Мальвины

Дорисуй узор

Упражнять в отгадывании математических загадок на основе воспринимаемой информации.

Упражнять в решение задач в стихотворной форме.

Учить работать на листе в клетку.

2 неделя

Д/и «Давай поиграем»

Задачи-шутки

Кого надо нарисовать?

Закрепить состав чисел из двух меньших до 10.

Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

З неделя

Помоги Колобку найти дорогу в лабиринте.

Д/и «Весёлые задачи»

Д/и «Делим торт»

Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги,

Упражнять в решение задач в стихотворной форме.

Упражнять в делении целого на части.

4 неделя

Математический турнир «Поможем Незнайке»

Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов.

Февраль

1 неделя

Игра «Что сначала, что потом?»

Игра «Чудесный мешочек»

Д/и «Счётная машина»

Раскрась ведерки и лопатки

Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность.

Развивать умение описывать свойства фигур.

Закрепить счёт двойками.

Закреплять понятия: большой, маленький, длинный, короткий.

2 неделя

Игра «Посели фигуру в свой дом»

Игра «Найди одинаковые портреты»

Упражнять в классификации фигур.

Развивать наблюдательность,

Д/и «Перелёт птиц»

Д/и «Взлёт ракеты»

внимание, глазомер.

Упражнять в расположении предметов (справа, слева, выше, ниже, между).

Закрепить обратный счет.

З неделя

Игры с палочками «Сделай фигуру». Выкладывание геометрических узоров на столе.

Игра «Делаем зарядку»

Игра «Продолжи ряд»

Развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур.

Развивать внимание, умение ориентироваться относительно себя.

Развивать умение видеть закономерность.

4 неделя

Д/и «Кто больше увидит?»

Дорисуй фигуры,

Игра «Найди пару»

Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету, форме, размеру).

Развивать умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание.

Формировать умение видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

март

1 неделя

Головоломка «Сложи квадрат»

Игра «Закончи фразу»

Д/и «Математический цветок»

Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

Упражнять в умении завершать логические концовки.

Закрепить умение решать примеры на «+» и            «-«,  развивать внимание.

2 неделя

Д/и «Весёлый счёт»

Упражнение «Найди похожие кораблики»

Упражнение «Продолжи ряд, соблюдая закономерность»

Закрепить умение по сигналу строиться по 2, З. 4 и т.д. человека.

Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

Развивать логическое мышление, внимание.

З неделя

Д/и «Поставь цветы в вазы»

Упражнение «Какая фигура будет последней?»

Д/и «Трудные виражи»

Развивать зрительное восприятие.

Развивать логическое мышление.

Развивать точность движений при ориентировке на листе бумаги.

4 неделя

Развлечение «Необычайные приключения в городе математических загадок»

Развивать логическое мышление, смекалку, память, Воспитывать любовь к математике.

Апрель

1 неделя

Игра «Покормим птичек»

Д/и «Гномик-часовщик»

Развивать умение измерять объем сыпучих тел с помощью условных мерок.

Упражнять в определении времени по модели часов.

2 неделя

Д/и «Весёлые задачи»

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»

Упражнять в выкладывании модели задачи, используя математические знаки, закрепить знание условия, вопроса задачи.

Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 20.

Упражнение «Дорисуй картинку»

Развивать пространственные представления.

З неделя

Д/и «Назови меньше на 1, больше на 1»

Упражнение «Составь и реши задачу».

Д/и «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Упражнять в выкладывании модели задачи, используя математические знаки, закрепить знание условия, вопроса задачи.

Закреплять знание о геометрических фигурах их свойствах, развивать умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с

ними.

4 неделя

Задачи-шутки

Дорисуй узор.

Д/и «Соедини вместе»

Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

Учить работать на листе в клетку.

Развивать наблюдательность, умение находить закономерность.

Май

1 неделя

Д/и «Веселые часы»

Блоки Дьенеша

Игра «Путешествие за кладом»

Упражнять в определении времени по модели часов.

Развивать логическое мышление.

Упражнять в умении ориентироваться от себя.

2 неделя

Упражнение «Продолжи ряд»

Формировать умение видеть закономерность.

Д/и «Строим город»

Д/и «Подбери мебель для трех медведей»

Закрепление объёмных геометрических фигур.

Развивать глазомер, совершенствовать мыслительную активность.

З неделя

Д/и «Назови следующее, предыдущее число»

Д/и «Что перепутал художник?»

Д/и «Рассели числа в домик»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Развивать умения ориентироваться во времени.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

4 неделя

Олимпиада «Скоро в школу ! »

Развивать у детей умение оперировать знаниями по математике. Объективно оценивать свои возможности. Развивать доказательную речь и речь- рассуждение.

Литература

  1. Венгер ЛА. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей».
  2. Волина В.В, «Праздник числа», Знание, 1993г.

З. Дьяченко ВВ. «Чего на свете не бывает?», Просвещение, 1991г.

4.Ерофеева ТОИ. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992г.

  1. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, 1990г.
  2. Михайлова З.А. «Математика от трех до шести»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»

-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...

Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»

-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группы "Путешествие на планету Знаний"

Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбразовательная область: Познание (ФЭМП) - коммуникацияНа тему: «Путешествие на планету Знаний»для подготовительной к школе группы (6-7 лет)...

КВН по математике для детей подготовительной к школе группы

  В старшем дошкольном возрасте большую актуальность имеет вопрос о степени готовности ребенка к школе.               ...

Конспект НОД по математике для детей подготовительной к школе группе на тему «Математику мы любим, и царице мы поможем».

Конспект по математике в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС ДО, в конспекте показано разнообразие методических приёмов и большое количество наглядного материала для поддер...

Перспективный план взаимодействия ДОУ с родителями детей подготовительной к школе группы по программе «Разговор о правильном питании»

Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.- Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами...

Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...