План программа кружка "Занимательная математика для детей подготовительной к школе группе
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Цель кружка - развитие познавательных процессов старших дошкольников через развивающие игры математического содержания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой».
План программа кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной к школе группы.
воспитатель: Желтова М.Ю.
срок реализации – 1год (2015-2016гг.)
Пояснительная записка.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. Ведь развитие — это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи и развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, Развить все эти качества может математика.
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Она будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.
Особенность работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, задания на развитие логического мышления и др. Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка — дошкольника.
На данном кружке формируются важные качества личности ребёнка:
Самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Формы организации детей разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур.
Цель кружка: развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания, тренировки сообразительности и находчивости детей 6-7лет.
Основные задачи программы:
- привить любовь к конкретному предмету-математике;
- развивать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно(=).
- способствовать освоению классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т.п.) независимо от их пространственного положения;
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета;
- способствовать развитию ориентировке во времени.
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Развивать представление о величине: считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предметов.
- Закреплять умение измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
- Развивать пространственную ориентировку.
- Закреплять умение ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Совершенствовать умение читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы) .
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Наглядность;
- Активность детей.
Формы; Математические (логические), игры,
- задачи,
- упражнения,
- графические задания,
- развлечения - загадки,
- задачи-шутки,
- головоломки,
- игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо»,
- дидактические игры и упражнения (геометрический материал),
- конкурсы,
Методы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
Приёмы:
- Анализ и синтез;
- Классификация;
- Сравнение;
- Обобщение.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 — 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+ -, =).
- Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день — неделя — месяц); время по часам с точностью до часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
- Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Содержание программы
Все нод проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность нод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе нод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Нод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального дифференцированного подхода к детям.
Минимальный состав группы -12 человек.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
Программа рассчитана на год на детей 6 - 7 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25-30 минут. Большую часть программы составляют практические занятия.
Содержание развивающих игр по ФЭМП для детей 6-7 лет
1 неделя | «Закончи рисунок» Игра «Четвёртый лишний» Игра «Построй домик» | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение классифицировать и обобщать. Развивать умение соединять детали. | |
2 неделя | Игра «Найди клад» Д/и «Какая фигура будет последней?» Д/и «Исправь ошибку» | Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление. Закрепить знаки «<», «>». | |
З неделя | Д/и «Математический цветок» «Подумай и скажи» Математическое домино. | Закрепить умение решать примеры на «+» и «-», развивать внимание. Упражнять детей в отгадывании загадок. Учить соотносить число и количество предметов. | |
4 неделя | Математический КВН «Математическая сказка» | Активизировать внимание, наблюдательность, логическое мышление, смекалку. | |
Январь 1 неделя | Отгадай загадку Задачи от Мальвины Дорисуй узор | Упражнять в отгадывании математических загадок на основе воспринимаемой информации. Упражнять в решение задач в стихотворной форме. Учить работать на листе в клетку. |
2 неделя | Д/и «Давай поиграем» Задачи-шутки Кого надо нарисовать? | Закрепить состав чисел из двух меньших до 10. Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. |
З неделя | Помоги Колобку найти дорогу в лабиринте. Д/и «Весёлые задачи» Д/и «Делим торт» | Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги, Упражнять в решение задач в стихотворной форме. Упражнять в делении целого на части. |
4 неделя | Математический турнир «Поможем Незнайке» | Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов. |
Февраль 1 неделя | Игра «Что сначала, что потом?» Игра «Чудесный мешочек» Д/и «Счётная машина» Раскрась ведерки и лопатки | Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность. Развивать умение описывать свойства фигур. Закрепить счёт двойками. Закреплять понятия: большой, маленький, длинный, короткий. |
2 неделя | Игра «Посели фигуру в свой дом» Игра «Найди одинаковые портреты» | Упражнять в классификации фигур. Развивать наблюдательность, |
Д/и «Перелёт птиц» Д/и «Взлёт ракеты» | внимание, глазомер. Упражнять в расположении предметов (справа, слева, выше, ниже, между). Закрепить обратный счет. | |||||||||
З неделя | Игры с палочками «Сделай фигуру». Выкладывание геометрических узоров на столе. Игра «Делаем зарядку» Игра «Продолжи ряд» | Развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур. Развивать внимание, умение ориентироваться относительно себя. Развивать умение видеть закономерность. | ||||||||
4 неделя | Д/и «Кто больше увидит?» Дорисуй фигуры, Игра «Найди пару» | Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету, форме, размеру). Развивать умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание. Формировать умение видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление. | ||||||||
март 1 неделя | Головоломка «Сложи квадрат» Игра «Закончи фразу» Д/и «Математический цветок» | Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность. Упражнять в умении завершать логические концовки. Закрепить умение решать примеры на «+» и «-«, развивать внимание. | ||||||||
2 неделя | Д/и «Весёлый счёт» Упражнение «Найди похожие кораблики» Упражнение «Продолжи ряд, соблюдая закономерность» | Закрепить умение по сигналу строиться по 2, З. 4 и т.д. человека. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. Развивать логическое мышление, внимание. | ||||||||
З неделя | Д/и «Поставь цветы в вазы» Упражнение «Какая фигура будет последней?» Д/и «Трудные виражи» | Развивать зрительное восприятие. Развивать логическое мышление. Развивать точность движений при ориентировке на листе бумаги. | ||||||||
4 неделя | Развлечение «Необычайные приключения в городе математических загадок» | Развивать логическое мышление, смекалку, память, Воспитывать любовь к математике. | ||||||||
Апрель 1 неделя | Игра «Покормим птичек» Д/и «Гномик-часовщик» | Развивать умение измерять объем сыпучих тел с помощью условных мерок. Упражнять в определении времени по модели часов. | ||||||||
2 неделя | Д/и «Весёлые задачи» Д/и «Кто знает, пусть дальше считает» | Упражнять в выкладывании модели задачи, используя математические знаки, закрепить знание условия, вопроса задачи. Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 20. | ||||||||
Упражнение «Дорисуй картинку» | Развивать пространственные представления. | |||||||||
З неделя | Д/и «Назови меньше на 1, больше на 1» Упражнение «Составь и реши задачу». Д/и «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Упражнять в выкладывании модели задачи, используя математические знаки, закрепить знание условия, вопроса задачи. Закреплять знание о геометрических фигурах их свойствах, развивать умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними. | ||||||||
4 неделя | Задачи-шутки Дорисуй узор. Д/и «Соедини вместе» | Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Учить работать на листе в клетку. Развивать наблюдательность, умение находить закономерность. | ||||||||
Май 1 неделя | Д/и «Веселые часы» Блоки Дьенеша Игра «Путешествие за кладом» | Упражнять в определении времени по модели часов. Развивать логическое мышление. Упражнять в умении ориентироваться от себя. | ||||||||
2 неделя | Упражнение «Продолжи ряд» | Формировать умение видеть закономерность. | ||||||||
Д/и «Строим город» Д/и «Подбери мебель для трех медведей» | Закрепление объёмных геометрических фигур. Развивать глазомер, совершенствовать мыслительную активность. | |||||||||
З неделя | Д/и «Назови следующее, предыдущее число» Д/и «Что перепутал художник?» Д/и «Рассели числа в домик» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Развивать умения ориентироваться во времени. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. | ||||||||
4 неделя | Олимпиада «Скоро в школу ! » | Развивать у детей умение оперировать знаниями по математике. Объективно оценивать свои возможности. Развивать доказательную речь и речь- рассуждение. |
Литература
- Венгер ЛА. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей».
- Волина В.В, «Праздник числа», Знание, 1993г.
З. Дьяченко ВВ. «Чего на свете не бывает?», Просвещение, 1991г.
4.Ерофеева ТОИ. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992г.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, 1990г.
- Михайлова З.А. «Математика от трех до шести»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»
-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...
Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»
-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...
Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группы "Путешествие на планету Знаний"
Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбразовательная область: Познание (ФЭМП) - коммуникацияНа тему: «Путешествие на планету Знаний»для подготовительной к школе группы (6-7 лет)...
КВН по математике для детей подготовительной к школе группы
В старшем дошкольном возрасте большую актуальность имеет вопрос о степени готовности ребенка к школе. ...
Конспект НОД по математике для детей подготовительной к школе группе на тему «Математику мы любим, и царице мы поможем».
Конспект по математике в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС ДО, в конспекте показано разнообразие методических приёмов и большое количество наглядного материала для поддер...
Перспективный план взаимодействия ДОУ с родителями детей подготовительной к школе группы по программе «Разговор о правильном питании»
Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.- Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами...
Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...