Развитие визуальной культуры в старшей группе
материал (старшая группа)
Визуальная культура человека является важной частью его жизни. Ее формирование происходит непрерывно, начиная с самого раннего возраста. Ребенок учится воспринимать прекрасное в окружающем мире и на этой основе у него происходит развитие эстетического вкуса и эстетических идеалов.
Различные виды искусства, в том числе и изобразительное, воздействуют на восприятие человеком окружающей его действительности. Произведения искусства формируют вкус человека, его эстетическое восприятие действительности, позволяют ему эстетически переживать те или иные события, испытывать сильные эмоции, такие, как восхищение, преклонение перед прекрасным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualnaya_kultura.docx | 13.12 КБ |
prilozheniya_1.docx | 191.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Визуальная культура» - это способность к восприятию различных визуальных образов, она позволяет анализировать и интерпретировать их, давать им оценку, сравнивать их между собой, а затем на этой основе создавать индивидуальные неповторимые художественные образы.
Работа над формированием у дошкольников визуальной культуры должна проводиться комплексно и систематически в процессе развития у них зрительного восприятия, образного воображения, а также визуального мышления в различных видах деятельности.
Педагогическими условиями формирования у дошкольников визуальной культуры являются: рассматривание картин; познавательное развитие, обучение самостоятельно создавать зрительные образы понимать их, объяснять окружающим, эмоциональный отклик на произведения искусства.
Критериями сформированности визуальной культуры старших дошкольников стали: умение описывать картины различных жанров, эстетически оценивать различные картины, понимание сюжета картины, использование выразительных средств при ее описании; понимание языка изобразительного искусства; эмоциональность восприятия картины; умение воспринимать, анализировать и сравнивать предметы декоративно-прикладного искусства; умение высказывать свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.
По результатам диагностики мы можем говорить о том, что все изучаемые составляющие визуальной культуры дошкольников развиты в основном на среднем уровне. Для их развития мы разработали программу формирования визуальной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Мной был разработан комплекс занятий, которые были направлены на развитие у дошкольников: художественного восприятия разнообразных произведений искусства как объектов, выполняющих эстетические функции;
эстетического отношения к художественным образам, зафиксированным в произведениях искусства; умения воплотить тот или иной художественный образ в собственной изобразительной деятельности.
С дошкольниками нами был проведен цикл бесед по картинам известных художников. Умение эмоционально рассказывать о картине мы закрепляли в таком виде работы, как дидактические игры для развития визуальной культуры дошкольников. Также нами был проведен цикл занятий по изучению картин.
После реализации программы развития визуальной культуры старших дошкольников средствами изобразительного искусства, нами вновь была проведена диагностика по тем же самым методикам, которая показала, что все составляющие визуальной культуры дошкольников получили свое развитие, что позволило повысить ее общий уровень. Дети научились описывать картины различных жанров и давать им эстетическую оценку, они понимают смысл сюжета картины, используют выразительные средства речи для ее описания, демонстрируя при этом понимание языка изобразительного искусства; эмоционально воспринимают картины; умеют воспринимать, анализировать и сравнивать предметы декоративно-прикладного искусства, а также высказывать свое отношение к ним.
Следовательно, специально разработанная программа развития визуальной культуры дошкольников средствами изобразительного искусства эффективна и может быть использована при работе в ДОО.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Предварительный просмотр:
Приложения
Приложение 1. Методика «Изучение восприятия картины» (С.А.Козлова)
Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка незнакомые ему три репродукции картин разных жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны быть цветными и не очень мелкими.
Проанализировать репродукции по следующей схеме:
-особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать содержание);
-главные и второстепенные предметы (перечислить все);
-причинные связи между предметами (указать все).
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 4-7 лет индивидуально.
Протокол содержит инструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).
Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри внимательно на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднения задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.
Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравиться. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.
Третья серия. Эстетическая оценка картины. Показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравиться. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком. Для этого просят ребенка объяснить причины выбора.
Обработка данных. Детей распределяют по трем группам в зависимости от уровня эстетической оценки.
Первая группа – отсутствие оценки;
Вторая группа – мало осознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок затрудняется объяснить, почему).
Третья группа – осознанная оценка, когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины).
Делают выводы о уровнях осознанности эстетической оценки картины и возрастных особенностях восприятия.
Приложение 2. «Рассказ по картине» (Р.М.Чумичева)
Рассказ оценивается по следующим параметрам:
- перечисления объектов;
- установления связей между объектами;
- понимание смысла сюжета картины;
- использование выразительных средств речи;
- понимание языка изобразительного искусства;
- эмоциональность восприятия картины.
3 балла - полный ответ;
2 балла - ответ с помощью воспитателя или требующий корректировки;
1 балл - ответ не полный не понятный, основанный только на помощи воспитателя.
Характеристика уровней
Высокий уровень.
Речь детей. Ребёнок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, выявлению объективных связей внутри группы предметов. Богатый словарный запас, наличие большого количества прилагательных, образных эпитетов, сравнений. Понимают и используют в своей речи слова, обозначающие многочисленные оттенки цветов, а также чувства и настроения человека. В рассказе по картине дети используют поэтические цитаты. отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?
Визуальная грамотность. Умеет объяснить причины выбора данной картины. Дети понимают вымысел художника предъявленной картины. От простого перечисления увиденных объектов переходят к анализу замысла художника; средств, с помощью которых он этот замысел реализовывал. Высказывают свое эмоционально-личностное мнение об этой картине. Дети понимают и используют в своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет, натюрморт, пейзаж, блик, мазок; названия инструментов художника.
Средний уровень
Речь детей. Односложно объясняет причины выбора картины. Ребенок отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает. Высказывания по картине представляют перечень объектов. Преобладание простых предложений. Не использует использует в речи эпитеты, образные сравнения.
Визуальная грамотность. Пытается высказать свое эмоциональное отношение к картине. Слабо используют в своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет, натюрморт. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своем произведении.
Низкий уровень.
Речь детей. Не умеет целостно изложить свое мнение о картине. Однозначно отвечает на поставленные вопросы. Преобладание перечислений объектов картины, простых предложений.
Визуальная грамотность. Не может определить жанр произведения. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своем произведении. Эмоционально равнодушен к содержанию картины.
Приложение 3. Диагностика интеллектуально-эстетического развития дошкольников средствами искусства (Т.С. Комарова)
Диагностические задания построены на восприятии, анализе, сравнении и оценке трёх изделий дымковских и филимоновских мастеров и матрёшки, и затем создание детьми узора по мотивам росписи этих народных игрушек.
Задание предполагало сравнение глиняных игрушек (дымковской, филимоновской, матрёшка) и выполнение их по мотивам росписи:
А) назвать вид народного искусства;
Б) описать каждую игрушку;
В) сравнить все игрушки, выделить сходства и различия;
Г) выразить своё отношение;
Д) выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном плоском силуэте из бумаги.
Показатели уровня интеллектуально – эстетического развития детей (по Т.С. Комаровой)
Показатели | Высокий | Средний | Низкий |
Определение вида росписи | 1.называет игрушку правильно | 2.называет не правильно | 3. молчит |
Описание игрушки | 1.Описывает достаточно полно | 2.называет лишь некоторые признаки | 3.совсем не называет признаков |
Сравнение по сходству и различию | 1.сравнение полное и последовательное | 2.указывает сходство и различие по одному признаку | 3.не проводит действие сравнения |
Выражение своего отношения к произведениям искусства | 1.ярко выраженное положительное обоснованное отношение | 2.положительное, но не обоснованное отношение | 3. не дает оценки, безразличное отношение |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки | 1.полное соответствие узора. Роспись сделана на 3 силуэтах | 2. частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме, композиции | 3. большое несоответствие. Значительные нарушения характера росписи |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень творческого решения) | 1.вносит в соответствии со стилем новые 1-2 элемента | 2. вносит незначительные элементы | 3. полностью копирует изделие |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень завершенности) | 1.роспись завершена на всех рисунках | 2. завершенность работы составляет 2/3 | 3. завершенность составляет 1/3 |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника исполнения) | 1.высокая | 2.средняя | 3.низкая |
Оценка работы осуществлялась по 4-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень развития;
0 – нулевой уровень развития.
Характеристика уровней интеллектуально-эстетического развития детей.
Нулевой уровень (от 0 до 8 баллов).
Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не может сравнить по признакам сходства и различия. Затрудняется в выражении своего отношения. Узор рисунка не соответствует стилю росписи. Копирует роспись изделия без детализации. Низкий технический уровень исполнения. Работа часто бывает не завершена.
Низкий уровень (от 9 до 16 баллов).
Называет один вид росписи. Описание неполное, только одного изделия. В сравнении изделия затрудняется. Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его. Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3.
Средний уровень (от 17 до 24 баллов).
Ребенок называет все три вида игрушки. Описывая изделие, называет характерные признаки. Указывает сходство и различие по одному признаку. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. Работа бывает завершена почти полностью (на 2/3). Достаточно высокая техника исполнения.
Высокий уровень (от 25 до 32 баллов).
Называет все три вида игрушки. Описывает изделия подробно, выделяя характерные признаки (не менее 3). При сравнении указывает сходство и различие не менее чем по двум признакам. Дает детальную, обоснованную оценку своего отношения к изделию. Наблюдаем ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа полностью завершена, техника исполнения высокая.
Приложение 4. Цикл бесед с дошкольниками по развитию визуальной культуры д средствами изобразительного искусства.
Тема 1. Картина А.М. Герасимова «Март»
Вступительная беседа.
Март… первый месяц весны. Но зима еще не сдается. Всё еще теплым белым снежным покрывалом укрыта земля, снег на крышах домов, на ветках деревьев. Но небо уже голубеет, и солнце все чаще пробивается из-за снеговых туч. Его нежный свет играет на снегу разными праздничными красками. Посмотрите, вот здесь снег как-будто розовый, а здесь солнечные блики придают ему тепловатую окраску. А в тени снег то сероватый, то вроде бы голубой. И уже на солнце тепло. Это март…
Теплом и спокойствием веет от этой картины нашего земляка А.М. Герасимова. Это окраина Козлова. Вся в бликах весеннего солнца. Вот хозяйка повесила сушиться белье; она рада, что теперь оно быстрее высохнет. Вот пригрелись на солнце две лошади. Они отдыхают от работы: может быть они куда-то возили своего хозяина. А теперь они спокойно переминаются с ноги на ногу и неспешно жуют сено, постеленное в телегу. Нет напряжения в их телах. Их гнедая окраска на солнце приобретает красивый блеск. Тихо вокруг, и ничто не нагружает эту тишину… Март…
Вы догадались, как назвал свою картину А.М. Герасимов? Как бы вы назвали эту картину? Опишите лошадей. (Какие лошади на картине?) В какие цвета окрашивает снег солнце?
Словарь-помощник: солнечный блик, земляк, окраина, гнедая, напряжение.
Работа над текстами. «Три брата» (по К. Меркульевой)
Почему лошадь, оленя и верблюда называют братьями? Сможет ли лошадь жить на севере или на юге? Почему?
Разучивание стихотворений А.Майков.
Игры и этюды. Д/и «Охотник и пастух», д/и «Домашние животные и их детеныши».
В мастерской художника. Рисование домашних животных и их детенышей.
Тема 2. Картина Ван Гога «Подсолнухи»
Вступительная беседа.
Вот и кончилось жаркое лето. Солнышко все чаще прячется за тучи, идет осенний дождь. А с картины художника из Нидерландов Винсента Ван Гога смотрят на нас цветы солнца – подсолнухи. В простой глиняной вазе стоит большой букет этих цветов. Круглые, пушистые темно-желтые и оранжевые с зеленой серединкой. Или вот эти, с красивыми желтыми лепестками (показ). Посмотрите, сколько солнечного света излучает эта картина. Все оттенки желтого и оранжевого создают незабываемый натюрморт.
Какую картину мы называем натюрмортом? Могла ли эта картина иметь другое название? Какие еще цветы похожи на солнышко? Есть ли у вас любимый цветок? Опишите его.
Словарь-помощник: темно-желтые, излучает, оттенки, незабываемый натюрморт.
Работа с текстом. М. Пришвин «Золотой луг»
– Как назвал свой рассказ М. Пришвин? Как оправдывается это название в рассказе?
– Можно ли называть одуванчики солнечными цветами? Почему? Есть ли что-то общее у одуванчиков и подсолнухов?
Разучивание стихотворения С. Щипачева.
Подсолнуху от ливня
Не скрыться никуда;
В грязи увязли ноги,
Меж грядками вода.
Веснушчатый и рыжий
Стоит он в картузе.
Зачем сбежал он с грядки,
Когда он рад грозе?!
Игры и этюды. Д/и «Собери букет» (теплые и холодные цвета).
В мастерской художника. Дети раскрашивают подсолнухи, выбирая разные оттенки желтого и оранжевого.
Тема 3. Картина А. Пластова «Первый снег»
Вступительная беседа.
Может быть вечером, а может быть, и ранним утром лег на землю первый снег. И дети, проснувшись, увидели это белоснежное чудо и выбежали на крыльцо своего дома, что бы поближе увидеть волшебство кружащихся на ветру снежинок. Девочка просто накинула на голову платок, даже не надев пальто. И валенки у нее, должно быть, обуты на босую ногу. Её братишка одет более основательно: он и пальто надел, и шапку – ушанку, и брюки, и валенки. Стоят они на пороге дома и как завороженные смотрят на колышущиеся на ветру ветки березы, на хлопья падающего с неба снега. Только вороне, кажется, все равно, что творится вокруг. Она только следит за детьми, чтобы при их приближении сразу же улететь.
Какое настроение навевает вам эта картина? Видели ли вы первый снег? Опишите одежду девочки и ее брата.
Работа с текстами. К.Д. Ушинский «Из детских воспоминаний». Можно ли назвать этот рассказ «Первый снег»? Почему? Как вы думаете, такие же чувства испытывали дети с картины как и дети из рассказа Ушинского? Расскажите, как вы увидели первый снег? Какие чувства были у вас?
Разучивание стихотворения И. Никитина
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
…В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
Игры и этюды. Разгадывание загадок о зиме, снежинках, зимних забавах. Подвижное упражнение «Изобрази».
Дети изображают движения лыжников, конькобежцев, игру в снежки.
В мастерской художника.
Дети рисуют снежинки в технике «свеча + акварель»
Приложение 5. Примеры дидактических игр для развития визуальной культуры дошкольников
1. «Художественный салон».
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
П р а в и л а. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?».
Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
2. «Выставка картин».
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом?
П р а в и л а. Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
3. «Найди ошибку».
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
П р а в и л а. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Приложение 6. Конспект занятия по формированию визуальной культуры дошкольников средствами изобразительного искусства.
Тема: «Рассматривание и сравнение пейзажей «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабаря»
Программное содержание, задачи:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Развивать художественное восприятие пейзажных картин «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря, видение содержания и средство выразительности живописи: цветосочетания зимней природы, соответствующие им настроения, композиционные построения картин.
Развивать умения давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии и художественной прозы.
Обогащать словарь детей эмоциональными определениями: «ходит Зима в больших мягких валенка», «обрядила сосны в тяжелые снеговые шубы», «до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки» и прочее, познакомить со словом этюдник (вид и использование).
Материалы и оборудование:
-репродукции картины «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря
-рассказ Г.Скребищкого, стихи С.Черного, С. Есенина, М.Пожаровой
-портреты художников (мультимедиа)
-музыка: отрывок из пьесы А.Вивальди «Зима» и отрывок пьесы «Февраль – Масленица» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Организационный момент.
Дети свободно сидят перед стендом, на котором размещены картины. Картины закрыты.
Объявление темы занятия.
-Сегодня на занятии мы рассмотрим две картины. У каждой картины есть своя маленькая тайна (тайна изображения снега), которую нам с вами предстоит разгадать.
III. Основная часть.
-Рассмотрим первую картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. «Зима» (открывается стенд с картиной «Зима»)
Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого о волшебстве зимы под музыку А.Вивальди «Зима».
«….Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки одела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются.. Раздвинуло солнышко сизую тучку…А под его ласковым взглядом все еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!
Любуется солнышко картиной Зимы…
глаз оторвать не может…»
- Вот какую прелестную картину описал нам писатель Г. Скребницкий в отрывке из рассказа о волшебстве Зимы.
- А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник И.И. Шишкин.
-Как вы думаете, почему именно это место Шишкин решил изобразить на холсте? Что покорило, удивило и порадовало его?
-Какой это лес молодой или старый?
Почему вы так думаете?
- Это старый дремучий бор, посмотрите на ели. Что можно о них сказать?
- А чуть дальше что мы видим?
-А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты?
- Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
- На первом плане передним была поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания.
-Почему Шишкин хотел обратить наше внимание именно на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
- Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
Необыкновенно красиво Шишкин изобразил снег – коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только вдалеке, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин)
- Видите ил вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую еще загадку загадал нам художник. Нашли?
-Да, это птица не ветке, кажется, что она тоже заснула.
- Давайте отгадаем и первую загадку: от чего зависит цвет снега?
- Отгадка: цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов, от освещения.
-Какая же по настроению эта картина?
Д.: тихая, спокойная, сонная.
-Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую пастель. (С.Черный)
-Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня (музыка А. Вивальди отрывок из пьесы «Зима»)
- А сейчас нам предстоит разгадать еще загадку. Послушайте, о чем я вам расскажу.
-Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная необыкновенной красоты картины открылась перед ним! «Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло!» Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.
-Хотите увидеть эту необыкновенную картину?
(воспитатель открывает картину «Сказка инея и восходящего солнца», дает время вглядеться в нее)+ музыка П.И. Чайковский «Февраль»126)
- Как вы думаете, что так порадовало и удивило Игоря Грабаря?
- Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья!
-Что за деревья изобразил художник? А как вы узнали, что это березки?
-По ажурным опушенным инеем веточкам, посмотрите, создается ощущение, что эта сказочная бахрома – необыкновенной красоты цветы.
-Какой основной тон картины?
- А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? (Потому, что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветка вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег – зеленоватым, голубовато-сиреневым.
Разукрасила Зима… На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок, Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье, Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега, На леса и на луга,
Тропы застелите, Ветви опушите!» (М.Пожарова)
- Какое настроение у этой картины?
- А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Когда? В какую погоду?
-Как бы вы назвали эту картину?
- Какого цвета снег на этой картине? Почему?
-Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца»?
Он услышал нежную, радостную и волшебную песню Зимы и предал ее в своей картине.
- Давайте посмотрим на обе картины. Как называется эта картина? Кто ее написал?
-Как называется вторая картина? Кто ее написал?
-Чем они похожи?
- Чем они отличаются друг от друга?
VI. Итоги занятия:
- Сегодня на занятии мы с вами продолжили знакомство с художниками-пейзажистами и их картинами.
-Назовите картину и ее автора.
-Чем необычна и привлекательна картина «Зима» Шишкина («Сказка инея и восходящего солнца» Грабаря)?
-Какие секреты изображения снега мы узнали? Что влияет на его цвет?
-Что понравилось на занятии? Что нового узнали?
-Спасибо за занятие. До свидания.
Приложение 7. Конспект занятия по формированию визуальной культуры дошкольников средствами изобразительного искусства.
Тема: «В гостях у картин»
Задача: учить детей различать жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, их характерные особенности,составлять описательный рассказ, характеризующий выбранную картину.
Предварительная работа: заучивание стихотворение поэта А. Кушнера «О картинах»; рассматривание репродукций разных жанровых картин ; составление рассказов по картинам.
Материал: мольберты, репродукции (пейзажи, портреты, натюрморты); атрибуты экскурсовода (указка, бабочка, бусы, очки, таблички – название жанров.
Игровая ситуация: детям предлагают совершить экскурсию в зал картинной галереи.
Ход занятия.
Дети, сегодня мы с вами отправимся в музей и совершим экскурсию в зал картинной галереи. Посмотрите сколько здесь разных картин великих художников. А вы, знаете кто такие художники? Им нужен талант, способности, а ещё трудолюбие. И если нет терпения и умения, то может получиться как в стихотворении «Художник».
Наш Серёжка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась борода.
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка 3 ноги
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки кошка,
Слон на ящик кровать,
И не может сам Серёжка,
Кто и что тут, разобрать.
Удивляется- откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва где-то с боку голова?
Ну а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья - нет уменья,
Нет уменья – толку нет!
Но постойте, мне кажется в нашем музее уже кто – то побывал. Я точно помню,что готовилась к вашему приходу и разместила картины художников по жанрам. Я, кажется, догадалась, кто это мог быть. Буратино! Он очень любит рассматривать картины, собирается сам стать художником, но ещё плохо разбирается в жанрах живописи. Ох, уж этот Буратино! Для того чтобы продолжить путешествие нужно навести порядок среди картин. Поможете мне? Тогда рассаживайтесь поудобнее и за работу.
- А кто из вас знает жанры живописи? Как можно определить жанр картины? Если на картине нарисован человек –то это портрет, природа- пейзаж, предметы, плоды, цветы- натюрморт. Нашего Буратино тоже надо научить различать жанры
-Как же это лучше сделать? Например, с помощью стихотворения А. Кушнера «О картинах». А мы с его помощью вывесим таблички.
- Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется пейзаж.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или море в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, значит это натюрморт.
- Если видишь на картине смотрит кто- нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик, или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
-Ну а теперь всё в порядке и можно начинать экскурсию. Да вот беда Буратино сам захотел рассказать вам об этих картинах- стать экскурсоводом. Да, видно он где-то задержался.
-А не согласится ли кто- нибудь из вас побыть экскурсоводом. Ребёнок облачается в экскурсовода (очки,бабочку, бусы, указку) и ведет рассказ об одной из жанровых знакомых картин; начиная свой рассказ:
- Посмотрите на эту картину: или
- Обратите внимание …
Рассказы детей о художниках и их работах. (1-3 рассказа).
В конце воспитатель благодарит и хвалит детей за интересные рассказы о картинах.
-Наш музей закрывается.
Приложение 8. Конспект занятия по формированию визуальной культуры дошкольников средствами изобразительного искусства.
Тема: «Морской пейзаж»
Программное содержание
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастности, наслаждение от изображенной художником красоты.
- Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с литературным произведением, собственными чувствами и переживаниями, высказывали свои суждения, давали оценки.
- Подвести детей к пониманию зависимости использования художником цвета и композиции от содержания картины.
- Продолжать формировать представления детей о пейзаже, как жанре живописи.
- Закрепить знания детей о линии горизонта.
- Дать совместно с детьми определение морского пейзажа.
- Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами: “марина”, “штиль”, “морской пейзаж”.
- Закрепить умение соотносить музыкальное произведение с картиной по настроению и звучанию.
Предварительная работа
- Наблюдение на прогулке за линией горизонта.
- Чтение сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Рисование осеннего пейзажа.
- Рассматривание репродукций И.Левитана, И.Шишкина, В.Поленова, К.Рериха.
- Посещение выставки МДОУ “Его величество ПЕЙЗАЖ!”.
Материалы для занятия:
- мультимедийная установка и магнитофон;
- картины: А.Киселев “Морской пейзаж”, И.К.Айвазовский “Волна”, Е.Волков “Море”;
- изображение из книги А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”
- листы бумаги А4;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- мольберты 4 шт.;
- знаки-символы по видам пейзажей;
- запись музыкального произведения “Шторм” в исполнении В. Мэй;
- музыка для релаксации;
- запись с шумами моря.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Экскурсия на выставку картин
Стены изостудии оформлены картинами с изображением пейзажей разных видов.
В фойе, на двери изостудии, размещен знак-символ ПЕЙЗАЖ, придуманный ранее детьми.
- Сейчас мы с вами снова совершим экскурсию на выставку картин. О том, какие картины мы увидим сегодня, подсказывает вот этот знак.
Вы правильно догадались, мы снова будем смотреть пейзажи.
- Что же такое пейзаж? (Картина о природе)
- Кто вспомнит стихотворение о пейзаже?
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или сад и белый иней,
Или лес и облака,
Или горная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется ПЕЙЗАЖ!
Воспитатель приглашает детей зайти в изостудию. В изостудии над столом воспитателя мультимедийная установка, рядом стоит мольберт.
- А какие виды пейзажа мы уже знаем? (Ответы детей)
По ходу воспоминаний воспитатель выкладывает на мольберт знаки-символы, придуманные ранее детьми, каждого вида.
2. Дидактическая игра “Найди картину”
(“Дети и пейзажная живопись” Курочкина Н.А., стр.129)
Во время игры дети встают, показывают картины указкой.
- Сегодня мы посмотрим необычные, удивительные пейзажи.
Установка: Сейчас я “открою” экран, и вы сможете рассмотреть их внимательно, полюбоваться ими. И если вы будете внимательны, не будите шуметь, захотите почувствовать “душу” картин, то они откроют вам свои секреты.
II Основная часть
1. Беседа по картинам
Воспитатель показывает изображение книги А.С Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Ой, ребята, вместо пейзажа мы видим книгу.
- Вам она знакома? Как называется? (Ответы детей)
- О чем же она нам хочет подсказать?
- Где жила главная героиня этой сказки? (В море)
Так вот в чем подсказка! Главным героем наших сегодняшних картин будет море.
С давних пор художники рисовали море и называли свои картины “маринами”, что в переводе с греческого означает морская.
Существует поверье, что у моря, как и у человека, есть настроение.
- Каким бывает настроение? (Ответы детей)
- Каким цветом можно нарисовать хорошее радостное настроение? А у моря?
- А каким спокойное? А у моря? ( Ответы детей)
- А каким же цветом плохое? (Черным)
Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря называются.... (морской пейзаж).
(Сделать паузу, чтоб дети догадались).
- Как может выглядеть знак-символ такой картины?
(Подходит к мольберту)
Дети дают свои варианты изображения знаков.
- Вспомните, какая линия всегда подскажет, с чего начать рисовать?
Эта волшебная линия называется линией горизонта и соединяет небо и землю, а в наших сегодняшних картинах небо и воду.
- Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное? Покажите руками. (Пластический этюд)
Воспитатель показывает изображение моря в спокойном состоянии А.Киселев “Морской пейзаж” <Картина 2>
Картина 2
Такое состояние моря называется штиль. Именно таким было настроение в сказке А.С.Пушкина в первый раз, когда старик пришел к морю.
- А каким оно было во второй раз? (Зачитывает: “Видит, море слегка разыгралось..”)
- Как теперь будет выглядеть линия горизонта?
Покажите руками (Дети снова показывают)
Воспитатель показывает изображение Е.Волков “Море” <Картина 3>
Картина 3
Посмотрите, как изменилась линия.
- Что же произошло с морем, когда старик пришел просить, чтобы рыбка служила на посылках?
(Зачитывает: “Стало черным синее море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют..”)
Такое состояние моря называется шторм. Это очень страшное, неприятное зрелище.
- Как же теперь будет выглядеть линия горизонта?
Ответить очень сложно. Давайте посмотрим картину великого художника-мариниста И.К. Айвазовского “Волна”. <Картина 4>, <Картина 5>
Картина 4
Картина 5
Дается время, чтобы дети разглядели картину.
- Покажите руками линию горизонта.
Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось “Так и вздулись сердитые волны!”
- Что же произошло с цветом воды? (Ответы детей)
- Что изображено в картине? (Кораблекрушение).
- Что пытаются сделать люди? (Ответы детей)
Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно (Показывает). Потом становится все выше, выше, выше...а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют “девятый вал”. Она может разрушить все на своем пути, вызывая у любого человека чувство страха. Посмотрите, вот она в картине.
К этой картине очень подходит музыкальная композиция “Шторм” В исполнении В. Мэй. Вот послушайте. (Звучит музыка)
Во время прослушивания воспитатель акцентирует внимание на картине, на волне.
- Видим ли мы трагический конец в этой картине? (Нет)
- Что может произойти дальше? (Ответы детей)
Во время высказываний детей воспитатель делает акцент на позитивный исход.
Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря...
(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная, мелодичная музыка)
2. Подготовка к рисованию
- Так как же будет выглядеть наш эскиз? (После ответов детей воспитатель ставит на мольберт 3 эскиза с разной линией горизонта. Дети выбирают наиболее понравившийся.
- Что означает такой знак? (Морской пейзаж)
- Как называют его художники? (“Марина”)
А теперь мы с вами тоже можем нарисовать “марину” (Приглашает детей в группу, где накрыты столы для рисования.
III. Самостоятельная деятельность детей
Дети рисуют пейзажи по желанию. Во время рисования звучит музыка или шумы моря.
IV. Итог
В конце занятия оформляется выставка “Морской пейзаж” для родителей.
Приложение 9. Конспект занятия по формированию визуальной культуры дошкольников средствами изобразительного искусства.
Тема: «Зимние пейзажи»
Цель:
Развитие образного мышления ,формирование визуальной культуры детей.
Задачи:
1. Знакомить с творчеством знаменитых художников.
3. Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам.
4. Развивать умение передавать эмоционально-образное содержание музыкального и художественного произведения .
4.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
5.Учить детей кратко описывать содержание картины, соотнося при этом картину с литературными и музыкальными произведениями.
6.Вызвать интерес к созданию выразительного образа картины по мотивам лирических стихов , художественных и музыкальных произведений . Развивать умение детей планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
7. Сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженных крон деревьев с тонкими, гибкими ветвями.
Учить рисовать широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии – кончиком.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1.На прогулке рассматриваем деревья в нашем парке.
2.Знакомство с музыкальными произведениями
П.И.Чайковского, А.Вивальди.
3. Рассматривание картин с зимними пейзажами
4.Знакомство с поэзией о зиме.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Репродукции картин художников
И.И.Шишкина «На севере диком», Л.И.Бродской «Морозное утро», Б.Смирнова-Русецкого «Слобода Берендеев» .
Загадочная картина с изображением зимнего пейзажа, закрытая вуалью
Бумага голубого оттенка или синяя.(для коллективной работы)
Гуашь коричневого, белого, зеленого цветов, трафареты снежинок.
Кисти разных размеров, вода, салфетки,
поролоновые тампончики (для трафаретов)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
(Дети нарядные входят в зал, здороваются с гостями и становятся полукругом)
Педагог: Ребята, оглядитесь по сторонам. Сегодня в нашем зале выставка художественных произведений. Мы не только будем знакомиться с картинами, но и слушать музыку, стихи, танцевать , петь и сами, как великие художники писать картины. Ведь мы попали в зал искусств. А музыка, искусство и поэзия всегда находятся рядом.
Ребята, какое время года изображено на этих репродукциях ?
( на картинах изображена зима )
В каком жанре живописи созданы эти картины?(может быть натюрморты?) (Нет, на картинах изображены зимние пейзажи)). Да, это зимние пейзажи.
Ребята, а вы знаете пословицы о зиме?
Дети: Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Зима без снега – лето без хлеба.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Сугроб да вьюга – два друга.
Холодная зима – жаркое лето.
Спасибо мороз, что снегу принес.
Молодцы, ребята, вы много знаете пословиц о зиме, а теперь присядьте на стулья и внимательно рассмотрите наш зал искусств. (дети садятся на стулья)
(Раздается телефонный звонок).
Педагог: Ребята, простите это срочный международный звонок , я должна ответить(телефонный разговор)
-Алло?.. это звонят с жаркого острова Мадагаскар? С детского сада? Здравствуйте, ребята! ...
У вас круглый год лето?... И вы никогда не видели зимы?...нарисовать и сфотографировать?...конечно я сейчас спрошу у наших детей … ( Ребята, нам звонят с острова Мадагаскар, там дети никогда не видели зиму и снег. давайте поможем жителям острова узнать, что такое зима и какая она бывает. Вы согласны помочь детям увидеть зиму в картинах?)
(ответы детей)
.Алло, дорогие ребята, конечно наши дети с радостью вам помогут увидеть в картинах настоящую зиму , мы вам отправим по почте фотографии и картину. До свидания. Звоните нам и пишите.
Воспитатель
Ребята, сначала давайте поговорим о зиме.
Какая погода бывает зимой? (.погода зимой бывает солнечная, морозная, снежная )
( .Зимой бывает метель, вьюга, снежная буря).
Расскажите о том, какой снег вы видели?
(-Утром мы видели серебристый снег и иней, а на снегу голубые тени)
(-А днём снег золотистый, когда солнце светит)
(-Солнце когда заходит снег казался розоватым)
(-А когда мы идём домой из детского сада снег в темноте кажется синим.)
Вам нравится зима? Почему? (Мне нравится зимой кататься на санях,,
А мне нравится лепить снеговиков из снега
мне нравится ловить и рассматривать снежинки)
А какие бывают снежинки? (Снежинки бывают искристые,
снежинки блестящие,
снежинки пушистые, белые)
Молодцы, ребята!.Вы хорошо описали нашу зиму, она не такая как в других жарких странах.
Педагог: Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, музыке, в стихах. Давайте рассмотрим картину художницы Л.И. Бродской «Морозное утро» (дети подходят к картине и вначале педагог рассказывает краткую биографию художницы)
Что изображено на картине? (На картине изображены заснеженные ёлочки, снегири на ветках…).
Какая картина по настроению? (Картина по настроению тихая, спокойная).
Отчего зависит цвет снега? (Цвет снега зависит от времени суток)
Молодцы, ребята! Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Придет весна и снег растает, а вот на картине снег будет жить всегда Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского и художники используют в зимних пейзажах мало цветовых красок .
Ребята, давайте познакомимся с другой картиной художника
И.И. Шишкина «На севере диком…»(картину написал художник , когда прочитал стихотворение Некрасова про одинокую, величавую сосну, которая, несмотря на лютый мороз непреклонно и гордо стоит одна на холодной скале)
Ребята, а какое время суток изобразил художник?(художник написал лунную ночь)
Ребята, а какое настроение у этой картины?(Картина печальная, грустная , одинокая и величавая)
Молодцы, ребята, вы хорошо чувствуете содержание картины, которое передал художник И.И. Шишкин.
А вот посмотрите на сказочную картину «Слобода Берендеев»
-Что вы видите на картине?(на картине изображены дома, укрытые пушистым снегом)
(Дома стоят как сугробы)…………………
-Как вы думаете, кто проживает в этих домиках?(В таких домиках может жить Снегурочка из сказки, лесные жители…
-Как вы думаете, а кто такие берендеи?(берендеи-это сказочные люди, которые живут в лесу и царь у них Берендей
Хорошо, ребята, я вижу вы знаете и любите сказки .Ребята, а художник Смирнов-Русецкий с детства очень любил музыку и любил слушать сказки. А по сказкам и музыке он написал много фантастических картин .
(дети проходят и садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, а вы можете сейчас вспомнить стихотворения, которые соответствуют настроению зимних пейзажей? (дети читают стихи).
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью
Он блестит.
(Ф.Тютчев).
Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна…
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
(С.Есенин).
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(И.Суриков).
Музыкальный руководитель.: Ребята, давайте послушаем музыкальные произведения, изображающие спокойную картину зимы? (П. И. Чайковского).
Какая музыка по характеру? (музыка нежная, мягкая, светлая).
Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? ( Когда я слушала музыку, представляла,. что падает пушистый снег и кружатся снежинки.
2.Когда я слушала музыку, то представила картину «Морозное утро» и снег блестит на солнце).
Ребята, послушайте музыку, написанную на стихи поэта Некрасова «На севере диком»
Какой художник написал картину, прочитав эти стихи (Картину написал И.И.Шишкин, называется «На севере диком»
Ребята, а какая эта музыка по характеру?(музыка печальная, тяжёлая, одинокая)
Музыкальный руководитель.: Ребята, а теперь послушайте другую музыку (фрагмент произведения А.Вивальди «Зима» )
Ребята, какая музыка по характеру? (Музыка колючая, быстрая…тревожная
Какую картину вы представляете под эту музыку?(Под эту музыку я представляю картину с метелью, вьюгой..)
Молодцы, ребята, вы тонко чувствуете мелодию!
(настройка фрагмента мультфильма «12 месяцев»)
Педагог: Ребята, метель часто изображается в мультфильмах., а рисунки к мультфильмам тоже рисуют художники, только называют их: художники-мультипликаторы. Посмотрите фрагмент из мультфильма «Двенадцать месяцев» (кадры , изображающие вьюгу, пургу и метель)
Педагог:Ребята, а есть ли на нашей выставке картины, изображающие метель, вьюгу ,снежную бурю? (Таких картин нет на выставке)
Ребята, а кто расскажет стихотворение, которое перекликается с такими картинами? А мы поможем изобразить метель и бурю движениями рук(дети выполняют круговые движения рук в воздухе над головой)
Дети: Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин).
Педагог: Ребята, у нас сегодня на выставке загадочная картина.(выдвигаем картину, закрытую вуалью, в центр зала)
Музыкальный руководитель : Ребята, а давайте по мелодии определим, что написано на этой картине, какая она по характеру?(изображает на пианино спокойную, романтичную мелодию)
Как вы думаете, какая картина скрывается под вуалью?(Я думаю, что загадочная картина снежная, блестящая)
2.А я думаю, что картина просторная, спокойная, тихая)
Тогда картину мы откроем сюрпризом танцевальным(картину открывают две девочки-снежинки лёгким воздушным танцем и снимают вуаль с картины)
Педагог: Ребята, соответствует картина вашим рассказам и музыке?(да)
Что изображено на картине?(На картине изображён зимний сказочный лес.
2.И широкая поляна, укрытая снегом пушистым)
Воспитатель: :Ребята, идите сюда скорей, у нас здесь ёлочка, совсем не укрытая снегом, что нужно сделать, чтобы она не замерзла в стужу. (дети разрывают салфетки и подбрасывают их вверх, имитируя снег)
Педагог: А теперь давайте все вместе нарисуем большую картину, зимний пейзаж, чтобы порадовать детей, которые живут в жарких странах и не видят зимы.(дети делают пальчиковую гимнастику «Снежинки»
ПОД МУЗЫКУ П.И.ЧАЙКОВСКОГО « ВРЕМЕНА ГОДА» ДЕТИ РИСУЮТ «ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ».
(воспитатель корректирует рисунки детей, где-то подсказывает, как лучше сделать, предлагает варианты).
Дети создают по мотивам художественных , музыкальных и поэтических образов выразительный зимний пейзаж
Делается общая фотография для жителей острова Мадагаскар.
Пока пейзаж подсыхает, можно спеть песню о зиме.
Приложение 10. Конспект занятия по формированию визуальной культуры дошкольников средствами изобразительного искусства.
Тема: «Музыкальный рисунок»
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, через разные виды и вариативные формы изобразительной и музыкальной деятельности
(Рассматривание картины А. Пластов «Первый снег», знакомство со стихотворением И. Бунина «Первый снег», рисование музыки А. Вивальди «Четыре сезона»)
Цель:
Ознакомление детей с произведениями искусства, рисование детьми музыкальной картины.
Задачи обучающие:
- Закрепить понятия писатель, художник, композитор. Ознакомиться со стихотворением «Первый снег» Ивана Бунина; рассмотреть картину «Первый снег» Аркадия Пластова;
- научить рисовать музыкальную картину под музыкальное произведение Антонио Вивальди «Четыре сезона».
- Совершенствовать понимание детьми того, что искусство отображает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало интерес, удивление
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Задачи развивающие:
- Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность и активность.
Материал для занятия:
-Картина А. Пластова «Первый снег»
-Стихотворение И. Бунин «Первый снег»
-Ауди запись «А. Вивальди «Четыре сезова»
-Альбомный лист;
-Набор красок или гушь;
-Кисти;
-Стаканчик с водой.
Ход занятия.
Педагог предлагает вниманию детей стихотворение И Бунина «Первый снег»
Воспитатель:- Ребята, а как называются люди которые пишут стихотворения?
Дети:- Писатели.
Воспитатель:- Правильно.
Воспитатель:- Ребята, что вы себе представляли, слушая это стихотворение?
Дети:-первый снег, стаю улетающих гусей …
Воспитатель:- А как одним словом или одним выражением можно назвать все что вы выше перечислили?
Дети : Первые признаки зимы.
Воспитатель: Конечно же, вслушиваясь в поэтическую картину, мы сразу же ощущаем первые признаки зимы.
Воспитатель : А когда мы с вами можем наблюдать эти первые признаки зимы?
Дети: Сейчас, поздней осенью, в ноябре месяце.
Воспитатель:Стихотворение передает движение природной жизни, что происходит сейчас в настоящее время..
Воспитатель: Послушайте еще раз стихотворение И Бунина «Первый снег» и попробуйте мысленно нарисовать себе картину.
Педагог предлагает вниманию детей аудио запись прочтения стихотворения И. Бунина «Первый снег»
Воспитатель: Кто из вас расскажет, что он нарисовал в своей воображаемой картине?
Воспитатель: Значит писатель когда пишет стихи, сказки, рассказы, что он делвет еще?
Дети: рисует себе воображаемые картины.
Педагог предлагает вниманию детей картину Аркадия . Пластова «Первый снег»
Воспитатель:- Как называются люди, которые рисуют картины?
Дети: -художники.
Воспитатель: - Эту картину нарисовал художник Аркадий Пластов, картина называется «Первый снег». Как вы думаете, что хотел нам передать художник рисуя свое произведение?
Дети:- Снег, деревню, детей, ворону, дом….
Воспитатель:- Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является картина «Первый снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая береза, замерзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.
На улице идет снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идет уже долгое время.
Воспитатель: Кто вышел на порог дома?
Дети: На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, брат и сестра.
Воспитатель: А как вы думаете, что больше всего удивило детей?
Дети: Детишки застыли на месте, пораженные этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они смотрят на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки — такие, какие могут быть только у детей
Воспитатель: Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой красотой. Девочка накинула на себя желтый шерстяной платок поверх платьица, а ее брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц.
Воспитатель: А какого цвета небо над головами наших героев?
Дети: серое.
Воспитатель: Значит ли это, что детям грустно?
Дети: нет.
Воспитатель:Над головами героев картины темное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил все вокруг: и землю, и раскидистые ветви березы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.
Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает ее унылой.
Воспитатель:- а почему картина нам не кажется унылой?
Дети:-Дети радуются первому снегу.
Воспитатель:- Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла.
Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки!
Воспитатель:- Ребята а как называются люди которые пишут музыку?
Дети:- композиторы
Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.
Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети: -Петь, танцевать, веселиться.
Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?
Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.
Воспитатель: - Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем художниками и будем рисовать музыку.
По дороге к нашей мастерской предлагаю вам немного размяться.
Педагог предлагает детям физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Педагог предлагает детям пройти в мастерскую
Воспитатель: Пожелания детям: Предлагаю вам заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
Сегодня мы будем рисовать музыку великого композитора Антонио Вивальди «Четыре сезона» Рисовать музыку будем во время ее звучания. Когда закончится музыка, тогда и рисунки у вас должны быть закончены.
Работа детей сопровождается звучанием музыкального произведения А. Вивальди «Четыре сезона»
В конце занятия подводятся итоги:
Выставка рисунков.
1. Воспитатель: - Скажите, вам понравилось рисовать музыку?
Дети: - Понравилось.
2. Что вам понравилось больше всего?
3.Музыку какого композитора мы с вами рисовали?
- Как называлась картина, которую мы с вами сегодня рассмотрели?
- Как называлось стихотворение с которым мы с вами сегодня познакомились?
6 Ребята,а сейчас я попрошу всех подойти поближе к нашей выставке картин повнимательней рассмотреть и полюбоваться нашими картинами. Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие визуальной культуры дошкольников.
В данной методической работе рассматриваются вопросы касающиеся изучения особенностей визуальной культуры дошкольника,средствами фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства....
Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».
quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства". Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...
План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....
Комплексное занятие по развитию речи и экологической культуре в старшей группе: «Живая и неживая природа».
1. Закрепить знания детей в отличительных особенностях объектов живой и неживой природы. Продолжать формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.2. Закрепить представлен...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и физической культуре в старшей группе МБДОУ №126 «Поможем лисичке» Декабрь 2021
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и физической культуре в старшей группе МБДОУ №126«Поможем лисичке»...
Особенности развития детей шестого года жизни. Занятия по физической культуре в старшей группе.
Особенности развития детей шестого года жизни. Структура занятий по физкультуре в старшей группе ДОУ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию «Финансовая культура» в старшей группе
Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно....