Развитие визуальной культуры дошкольников.
методическая разработка на тему

Грузинская Ольга Ивановна

В данной методической работе рассматриваются вопросы касающиеся изучения особенностей визуальной культуры дошкольника,средствами фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vizualnoy_kultury_doshkolnikov.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие визуальной культуры дошкольников.

Целенаправленное развитие визуальной культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Иначе многие моменты,  легко усваиваемые в раннем возрасте, будут упущены. Причем важно, чтобы они осваивали язык изобразительного искусства на подлинных произведениях. Выявлению особенностей развития художественного восприятия было посвящено многолетнее исследование М. В. Мацкевич, которое проводилось на базе Государственной Третьяковской галереи.[1] Первое, на что, по ее мнению, следует обратить внимание в процессе приобщения к искусству детей младшего возраста, - это накопление эстетического опыта, воспитание культуры чувств и развитие творческого воображения. Активизируя эмоциональную сферу ребенка, нельзя забывать о формировании его ценностных ориентации. Для этого есть благодатная почва, поскольку в этом возрасте часто красивое и доброе в детском сознании сливается воедино. Нормы поведения в музее могут быть освоены в игровой форме как «красивый» ритуал.

Марина Владимировна отмечает, что восприятие дошкольников отличается целостностью, открытостью, искренностью, доверчивостью к опыту другого, любознательностью и стремлением к различным видам творчества. Их отличает особенная чуткость к форме произведения, особенно к цвету. Отсюда их интерес к авангардному искусству.

М.В. Мацкевич в результате исследовательской работы были сформулированы принципы отбора произведений, способствующие решению задач эстетического развития дошкольников в условиях музея:

«- наличие произведений искусства высокого художественного уровня на занятиях по любой тематике;

-  преобладание произведений пластики на первых занятиях, широкое обращение к анималистике, обладающей особым потенциалом для развития эмпатии ребенка;

- соразмерность (по формату и размеру) подлинников с возможностями первоначального визуального восприятия детей в музейной среде;

- возрастная сопоставимость героев произведений изобразительного искусства и дошкольников;

- соотнесенность представленных тем и ситуаций с малым жизненным опытом ребенка, возможность актуализировать этот опыт при восприятии образа;

- наличие в подлиннике высшей степени определенной характеристики художественного образа (метод выявления «самого-самого»);

- подбор визуального ряда через контрастность и сопоставление;

- присутствие в образной структуре художественного подлинника деталей, облегчающих психологический отклик ребенка: животные, птицы, цветы, одежда, оружие, украшения, мебель т д.».[2]

Полноценное развитие визуальной культуры у учащихся возможно только при соблюдении принципа систематичности в работе с ними в этой области. В условиях музея это возможно на кружковых и клубных занятиях или при тесном взаимодействии с учебными заведениями. В последнем случае занятия ведутся по согласованным программам.  

Основательные программы систематической работы с группами школьников в музее появляются во второй половине двадцатого века. В конце его и в начале XXI века разработаны программы систематического взаимодействия музеев с образовательными учреждениями. Примером того может служить программа «Здравствуй, музей!», разработанная в Российском центре музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Она направлена на осуществление взаимодействия музея с дошкольными учреждениями, школами и высшими учебными заведениями.

Систематической должна быть и работа по приобщению дошкольников к музейной культуре. Л.В. Пантелеева, также как и Н.Л. Кульчинская, считает, что развитие художественного восприятия у дошкольников следует начинать с освоения ими декоративно-прикладного искусства.[3] Это соответствует психологическим особенностям малышей, для которых жизненные предметы важнее, чем предметы станкового искусства. Поэтому она предлагает начинать знакомство детей 3-5 лет с музеями на экспозициях игрушек и произведений декоративно-прикладного искусства. Далее детей 5-7 лет, в отличие от Н.Л. Кульчинской, она предлагает знакомить с искусством живописи «(пейзаж, натюрморт, жанр, портрет)» и затем перейти к скульптуре «(анималистика, портрет, бюст, статуя)».[4] Наталья Львовна предлагает противоположный ход. Он, на наш взгляд, логичнее, так как скульптура более осязаемый вид искусства. Из этого не следует, что дети изначально должны быть изолированы от того вида искусства, который им предлагается освоить впоследствии. Речь идет о ведущем виде искусства на том или ином этапе освоения произведений искусства.

Для того чтобы подготовить детей к посещению музея, в детском саду необходимо иметь копии музейных предметов,  произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми они могли бы играть.  С помощью репродуктивного материала можно совершать воображаемые путешествия по музеям и разным странам.  Потом в музее можно сравнить репродукцию с подлинником и показать, что она не может передать все, что несет в себе подлинное произведение искусства.

Важнейшим принципом развития визуальной культуры восприятия в условиях музея в контексте социализации детей является принцип комплексного воздействия на различные каналы восприятия.

В основе работы по художественному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях музея лежит принцип приоритета творческой активности и исследовательской деятельности. В этом отношении большим потенциалом обладают музеи, созданные на базе ДОУ. При его создании и функционировании учащиеся ведут большую поисковую и исследовательскую работу.  Распределение обязанностей дает возможность каждому проявить свои способности в том или ином виде деятельности.  Обычно создают следующие группы: поисковые, в которые включаются ученики, занимающиеся собирательством экспонатов; фондовые,  объединяющие тех,  кто работает с фондами, занимаясь учетом и хранением; экспозиционно-выставочные,  члены которых занимаются разработкой и созданием основной экспозиции и выставок;  просветительские,  обеспечивающие экскурсионную и массово-просветительскую деятельность  (музейные праздники,  встречи,  лекции,  беседы, публикации) в музее.

Важно приучать их к рассматриванию произведений, обращая их внимание на отдельные детали изображения. Необходимо выслушать суждения детей об экспонатах, выяснить, чем они оказались привлекательны, где дети встречались с подобными изделиями, есть ли что-нибудь похожее у них дома. Закрепление впечатлений, полученных во время посещения музея, может проходить в форме игр, праздников, изобразительной деятельности детей. Лепкой они могут заниматься вместе со взрослыми. Создавая собственные декоративные композиции на тему увиденного в музее, они учатся обобщать природные формы, стремятся яркими красками передать мажорный характер, присущий многим произведениям декоративного искусства, проявляют изобретательность при изображении фантастических животных и птиц.


[1] Мацкевич М.В.  Особенности восприятия изобразительного искусства у детей 5–7  лет в условиях художественного музея //  Художественно-образовательное пространство музейной педагогики. Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции. – Усть-Каменогорск, 2013. – С. 31-39.

[2] Мацкевич М.В.  Особенности восприятия изобразительного искусства у детей 5–7  лет в условиях художественного музея //  Художественно-образовательное пространство музейной педагогики. Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции. – Усть-Каменогорск, 2013. – С. 31-39.

[3] Пантелеева Л.В.,  Сенникова И.Б.  Художественные музеи Москвы –  детям //  Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 42.

[4] Цит. по Андреева М.В. Школьные музеи и поисково-исследовательская деятельность // Внешкольник,

2012. - № 3. – С. 17-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....

Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Он...

Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».

quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства".   Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...

Развитие визуальной культуры в старшей группе

Визуальная культура человека является важной частью его жизни. Ее формирование происходит непрерывно, начиная с самого раннего возраста. Ребенок учится воспринимать прекрасное в окружающем мире и на э...