ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию «Финансовая культура» в старшей группе
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_kultura.docx | 67.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «» 2023 г. Протокол № | Утверждаю: МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек» __________ О.С. Куликова Приказ № . |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по познавательному развитию
«Финансовая культура»
Уровень: базовый
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Пугавьева М.А.
воспитатель
Смоленск
2023г.
Паспорт программы дополнительного образования
Наименование программы | Программа дополнительного образования «Финансовая культура» для детей старшей группы МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек» г. Смоленск |
Основание для разработки программы |
«Об образовании в Российской Федерации» ( глава 10, ст.75).
от17.10.2013N1155″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013N30384)
от 29.08.2013N 1008 ″Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
|
Заказчики программы | Родители (законные представители) |
Разработчики программы | Воспитатель Пугавьева М.А. |
Исполнители программы | Воспитанники старшей группы «Ягодки», родители (законные представители) |
Срок реализации программы | 1 год |
Форма организации | Очная |
Условия реализации Программы | групповое помещение |
Объем Программы | Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно. |
Цель | Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада. |
Задачи | Образовательные: • познакомить дошкольников с первичными экономическими и финансовыми категориями; • научить осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • рассказать о деньгах как жизненно необходимом, но ограниченном ресурсе; • сформировать начальные навыки обращения с деньгами; • способствовать формированию разумного потребительского поведения при походе в магазин, совершении покупок (соотношение понятий надо, хочу и могу); • заложить основы финансового планирования, понимания источников доходов и расходов семьи; • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими возрасту. Воспитательные: • мотивировать детей к изучению мира финансов; • научить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как 5 результат труда людей); • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • признавать авторитетными человеческие качества: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость; • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях; • обеспечить педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению финансовой грамотности родителей воспитанников.
|
Планируемые результаты реализации программы | Личностные результаты: • грамотно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой); • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); • замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; • проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. Практические навыки: • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; • знают российские деньги; • знают денежные единицы некоторых иностранных государств; • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.
|
Пояснительная записка
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Адресат программы: дети 5-6 лет, посещающие старшую группу МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек» г. Смоленск.
Срок реализации программы: 1 год
Объем программы: 36 часов.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно.
Формы организации учебного процесса – очная.
Виды занятий:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.).
Цель программы: Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить дошкольников с первичными экономическими и финансовыми категориями;
• научить осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• рассказать о деньгах как жизненно необходимом, но ограниченном ресурсе;
• сформировать начальные навыки обращения с деньгами;
• способствовать формированию разумного потребительского поведения при походе в магазин, совершении покупок (соотношение понятий надо, хочу и могу);
• заложить основы финансового планирования, понимания источников доходов и расходов семьи;
• обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими возрасту.
Воспитательные:
• мотивировать детей к изучению мира финансов;
• научить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как 5 результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• признавать авторитетными человеческие качества: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость;
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• обеспечить педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению финансовой грамотности родителей воспитанников.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• грамотно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
• любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
• следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
• замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
• проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
• с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Предметные:
• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают денежные единицы некоторых иностранных государств;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
• знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.
Условия реализации программы
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей. Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др. Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Виды и формы контроля воспитанников
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В связи с этим, проводится диагностика уровня развития познавательных способностей. Данные фиксируются в таблице педагогической диагностики.
- Задание № 1. Воспитатель предлагает детям выполнить задание.
– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары, игрушки, еда и т. д.), вам необходимо объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и объяснить свои действия.
Воспитатель загадывает детям загадку.
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
- Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях. (Беседа 1.) – Что необходимо, чтобы купить товары в магазине? (Деньги.) – Как вы думаете, зачем нужны деньги? (Покупать продукты, одежду.)
– А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена.)
- Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».
В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию. – Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1 рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты купишь на полученные деньги? Что необходимо твоей семье в первую очередь?
Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Всего 45 картинок. Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.
– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары.
Сколько денег у тебя осталось? Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.
4. Дидактическая игра «Кто что делает». Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии (деньги, пластиковая карточка, сковорода, овощи, фрукты, кисти, краски, мольберт и т. д.). – Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор. Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.
5. Задание № 2.
Воспитатель обращается к группе. – Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге? Я прививки не боюсь: Если надо уколюсь. (Услуга.)
Три девочки – три школьницы –
Купили эту вазу. (Товар.)
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек. (Услуга.)
Папа к зеркалу садится:
– Мне постричься и побриться! (Услуга.)
В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых –
Неразлучников влюбленных. (Товар.)
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти. (Товар.)
Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.
6. Задание № 3. Воспитатель дает детям следующее задание. – Раскрась то, что нельзя купить за деньги. Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги.
7. Задание № 4. – Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек в банке у кассы, машина, дом, собака, одежда, кошелек, банковская карта, игрушки, и т. д.).При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка: «товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности», «бюджет», «зарплата». После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.
Высокий уровень (13-15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (9-12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех заданий.
Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале.
3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.
2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.
1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Для того, чтобы определить уровень финансовых представлений каждого ребенка в отдельности, необходимо сначала вычислить средний балл по каждой категории (потребности, труд, товар, деньги, семейный бюджет). Для этого необходимо сложить баллы, полученные за выполнение каждого задания, и разделить на количество заданий по данной категории. Итоговый балл ребенка получается путем сложения средних баллов по каждой категории. Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами: 13–15 баллов – высокий уровень; 9–12 баллов – средний уровень; 8 и менее баллов – низкий уровень. Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.
№ п\п | ФИ ребенка | Категории | ||||||||||||||
Потребности | Труд | Товар | Деньги | Семейный бюджет | ||||||||||||
Задание №1 | Игра «Магазин» | Задание №4 | Иигра «Кто что делает?» | Задание №4 | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №1 | Игра «Магазин» | Задание №3 | Задание №4 | Игра «Магазин» | Задание №4 | ||
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела (темы) | Количество часов | Формы контроля/аттестации | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос | |||
Деньги и цена (стоимость) | 5 | 2 | 3 | Игра- путешествие | |||
Банк | 2 | 1 | 1 | Деловая игра | |||
Семейный бюджет. | 10 | 5 | 5 | Опрос | |||
Реклама | 3 | 2 | 1 | Деловая игра | |||
Труд и профессии | 6 | 2 | 4 | Сюжетно-ролевая игра | |||
Полезные экономические навыки | 6 | 2 | 4 | Квест-игра | |||
Итоговая диагностика | 2 | 1 | 1 | Опрос | |||
Итого: | 36 | 16 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Деньги и цена (стоимость)»
Теория: «Откуда пришли деньги?» (виртуальное путешествие в прошлое денег с использованием ИКТ). Беседы «Что такое деньги? Зачем они нужны? Какие деньги бывают», «Понятие цены, стоимости». Виды денег (Интерактивное занятие).
Практика: Игра «Современный вид денег – пластиковая карта». Игра-путешествие «Что такое валюта. Какая бывает валюта?».
Раздел 2. «Банк»
Теория: Виртуальная экскурсия «Банк - дом, где живут деньги».
Практика: Деловая игра «Раз не найден клад- беги в банке делать вклад».
Раздел 3. «Семейный бюджет»
Теория: Беседы «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?», «Семейный бюджет: доходы семьи», «Что такое налоги и зачем их платить», «Что такое долг? Долг платежом красен», «Что за деньги купить нельзя».
Практика: Деловые игры «Семейный бюджет: расходы семьи», «Правильный выбор: куда тратить деньги?», «Семейная копилка. Учимся экономить», игра «Карманные деньги»
Раздел 4. «Реклама»
Теория: Беседа «Рекламы разные нужны».
Практика: Деловая игра «Рекламное агентство».
Раздел 5. «Труд и профессии»
Теория: Беседы «Благотворительная деятельность», «Чем пахнут ремесла?»
Практика: Игра «Путешествие в страну профессий», «Любой труд – оплачиваем». Ролевые игры в профессии.
Раздел 6. «Полезные экономические навыки»
Теория: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости). «Мы умеем считать деньги». Решение проблемных ситуаций.
Практика: Игра «Свой бизнес». Деловая настольная игра «Монополия». Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей). Ярмарка. Квест –игра «Путешествие в страну финансовой грамотности»
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | Виртуальное путешествие презентация | 1 | «Откуда пришли деньги?»
| Групповая комната | Наблюдение. Опрос | |
Сентябрь | Беседа. | 1 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Групповая комната | Опрос | |
Октябрь | Интерактивное занятие. | 1 | Какие деньги бывают. Виды денег. | Групповая комната | Наблюдение. Опрос | |
Октябрь | Беседа | 1 | Понятие цены, стоимости. | Групповая комната | Опрос | |
Октябрь | Игра. | 1 | «Современный вид денег – пластиковая карта».
| Групповая комната | Практическая работа | |
Октябрь | Игра-путешествие | 1 | Что такое валюта. Какая бывает валюта? .
| Групповая комната | Практическая работа | |
Ноябрь | Виртуальная экскурсия. | 1 | Банк «Дом, где живут деньги» Зачем они нужны? | Групповая комната | Наблюдение. Опрос. | |
Ноябрь | Деловая игра | 1 | Раз не найден клад - беги в банке делать вклад. | Групповая комната | Практическая работа | |
Ноябрь | Беседа | 1 | Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают? . | Групповая комната | Опрос. | |
Ноябрь | Беседа. | 1 | Семейный бюджет. | Групповая комната | Опрос. | |
Декабрь | Беседа | 1 | Семейный бюджет: доходы семьи. | Групповая комната | Опрос. | |
Декабрь | Деловая игра | 1 | Семейный бюджет: расходы семьи. | Групповая комната | Практическая работа | |
Декабрь | Деловая игра | 1 | Правильный выбор: куда тратить деньги?. | Групповая комната | Практическая работа | |
Январь | Беседа. | 1 | Что такое налоги и зачем их платить. | Групповая комната | Опрос. | |
Январь | Деловая игра | 1 | Семейная копилка. Учимся экономить. | Групповая комната | Практическая работа | |
Январь | Беседа. | 1 | Что такое долг? Долг платежом красен. | Групповая комната | Опрос. | |
Февраль | Игра. | 1 | Карманные деньги. | Групповая комната | Практическая работа | |
Февраль | Беседа. | 1 | Что за деньги купить нельзя. | Групповая комната | Опрос. | |
Февраль | Беседа. | 1 | Рекламы разные нужны.
| Групповая комната | Опрос. | |
Февраль | Деловая игра | 1 | «Рекламное агентство».
| Групповая комната | Практическая работа | |
Март | Беседа. | 1 | «Благотворительная деятельность». | Групповая комната | Опрос. | |
Март | Беседа | 1 | «Чем пахнут ремесла?» | Групповая комната | Опрос. | |
Март | Игра | 1 | «Путешествие в страну профессий».
| Групповая комната | Практическая работа | |
Март | Игра | 2 | Ролевые игры в профессии | Групповая комната | Практическая работа | |
Апрель | Игра. | 1 | Любой труд – оплачиваем. | Групповая комната | Практическая работа | |
Апрель | Беседа | 1 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)
| Групповая комната | Опрос. | |
Апрель | Игра | 1 | «Свой бизнес» | Групповая комната | Практическая работа | |
Апрель | Решение проблемных ситуаций. | 1 | Мы умеем считать деньги. | Групповая комната | Практическая работа | |
Май | Деловая настольная игра | 1 | «Монополия». | Площадка на улице | Практическая работа | |
Май | Продуктивная деятельность | 1 | «Изготовление поделок для ярмарки» | Групповая комната | Практическая работа | |
Май |
| 1 | Ярмарка. | Групповая комната | Практическая работа | |
Май | Квест –игра. | 2 | «Путешествие в страну финансовой грамотности» | Групповая комната | Практическая работа | |
Май | Диагностика по итогам изучения курса | Групповая комната | Опрос |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы: презентации, интернет сайты, литература.
Дидактический материал: демонстрационные и раздаточные материалы (карточки, картон разного цвета и размера, бумага белая, цветная, картон, клей, пластилин, краски, карандаши, фломастеры);
Наглядный материал: лепбук, иллюстрации денег, книжка-раскладушка, набор пластиковых карт, альбом с купюрами и монетами разных стран.
Контрольно-измерительные материалы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В связи с этим, в конце года проводится диагностика уровня развития познавательных способностей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений и выполнения заданий по карточкам. Данные фиксируются в таблице педагогической диагностики.
Описание общей методики работы
Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юнный финансист» нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы темы программы. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете раздела. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Используемые педагогические технологии
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников. (совместно с педагогом или самостоятельно) и реализуют индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы;
Информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта.
Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,
обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и
дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ
СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические
рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
6. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
8. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения:
международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
9. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
10. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с.
12. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
Обучающий видеоконтент:
Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
- Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
- Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
- Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
- Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
- Азбука денег тётушки Совы - Домашние питомцы.
Фиксики - Деньги
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).
Союзмультфильм «Так сойдёт».
Союзмультфильм «Пятачок».
«Вершки и корешки».
Союзмультфильм «Сказка про лень».
Мультсериал «Навигатум»:
- Профессия «Ветеринар»
- «Детский стоматолог»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
Апробация опыта в другом регионе. Омская область Горьковский район МБДОУ "Горьковский детский сад" Заведующий Н.Д. Белоус....
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко» «Тропинка к школе» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программапо познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко»«Тропинка к школе»н...