методическая тема
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности
педагога Яковлевой Екатерины Михайловны, Ничога Вероники Валерьевны.
в группе № 6 младшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год
Название методической темы: « Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности по средствам устного народного творчества».
Пояснительная записка: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. От непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Цель: Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Формировать интерес к театрализованной деятельности через театрализованные игры, сказки;
2.Формировать мышление малышей через театрализованную деятельность.
3. Развивать у детей психические процессы (внимание, память);
4. Совершенствовать у детей моторику, координацию, переключаемость и целенаправленность движений.
5. Формировать простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных)
Предполагаемый результат работы с детьми: Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями, начнется формирование первичных навыков восприятия фонематической и лексической стороны речи, первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Предполагаемый результат самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для детей раннего возраста при помощи устного народного творчества.
Формы самообразования |
|
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
СЕНТЯБРЬ | Беседа: «Любимые сказки» Цель: формировать умение детей вести диалог, учить высказывать свое мнение. | Чтение художественной литературы «Курочка Ряба» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой формировать умение слушать сказку, сопереживать героям. | Пальчиковая гимнастика «Курочка» Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, обогащение словарного запаса. | Настольный театр по русской народной сказке «Курочка Ряба» Цель: формировать умение совместно обсуждать действия героев, развивать воображение, мышление, речь. | П /и «Курочка и цыплята» Цель: выполнять имитационные движения по сигналу воспитателя, звукоподражания голосу птиц. | Выставки, театрализованная игра. | Настольный театр, иллюстрированные книги, запись голоса курицы. | Консультации собрание «Сказка в жизни ребенка», выставки беседы «Любимая сказка вашего р Цель: активизация родительского внимания к жизни детей в детском саду. |
ОКТЯБРЬ | ФЭМП « Один и много» Цель: учить детей соотносить количество, развивать внимание, мышление. | Чтение художественной литературы Репка» Цель: учить, внимательно слушать, следить за развитием сюжета. Учить имитировать голоса. | Д/и «Расставь героев по порядку» Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру, размещать их по возрастанию. | Театрализованная игра « Сказка Репка» Цель: развивать у детей творческие и театральные способности, развивать эмоциональность у ребенка. | Физкультминутка «Репка» (Вот мы репку посадили, и водой ее полили) Цель: формировать умение выполнять движение по тексту, развивать координацию движения, развитие речи. | Театрализованные игры, свободное общение | Настольный театр, муляж репки, шапочки героев сказки | Беседы «Один и много», папки-передвижки, рекомендации (дома выполнять движение с текстом «Репка») |
НОЯБРЬ | Экспериментирование «Разные колобки» « Тонет и не тонет» Цель: развивать у детей наблюдательность, формировать умение называть свойства предметов. | Чтение художественной литературы « Колобок» Цель: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления, понимания речи, активизация речевой деятельности. Загадки Цель: упражнять детей в разгадывании загадок, развивать внимание. | Сюжетно-отобразительные игры « Мама готовит обед» Цель: учить детей при руководящей роли взрослого объединять несколько игровых действий. Учить, самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр. | Лепка « Я колобок, колобок…» Цель: учить детей лепить предмет округлой формы, скатывая пластилин между ладонями круговыми движениями, развивать мелкую моторику рук. Игра-драматизация по сказке «Колобок» Цель: учить детей подбирать костюмы в соответствии с ролью, передавать действия персонажей сказки. Формировать интерес к театр. игре, к перевоплощению. | Речь с движением «Колобок» Цель: развивать координацию речи с движением, пополнение словаря, совершенствование общей моторики. | Игра-драматизация, сюжетно- отобразивных игр, сюрпризный момент. | Книжка-раскладушка с сюжетом сказки, игрушка-колобок, сундучок, мячики деревянные, железные, пластмассовые, резиновые. | Рекомендации(лепить предметы округлой формы), совместное создание, предметно развивающей среды(колобки из различного материала) |
ДЕКАБРЬ | Беседа: « Мой любимый герой сказки» Цель: учить детей выбирать понравившегося героя обосновывая свою точку зрения. | Чтение художественной литературы «Теремок» Цель: формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, соотносить предметы и действия с показом, удерживать слуховое и зрительное внимание. Образные упражнения «Мы зверята» Цель: учить детей передавать действия различных животных, имитировать их голоса. | Пальчиковая гимнастика «Дом строим для зверей» Цель: развивать мелкую моторику рук, обогащать словарный запас. Д/и «Кто, кто в теремочке живет?» Цель: учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в умении вести диалог. | Конструирование « Теремок для зверей» Цель: учить детей строить устойчивую постройку из кубиков, закреплять цвета и формы. Пальчиковый театр « Теремок» Цель: учить детей следить за развитием сюжета, называть героев сказки. Предложить детям самостоятельно поиграть, произносить реплики персонажей. | Эстафета «Теремок» Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге, развивать ловкость, внимательность. | Праздники, беседа, пальчиковый театр. | Макет теремка, картонный герои сказки, пальчиковый театр. | Беседы «Герои сказок плохие и хорошие», оформление фотомонтажей « Звери из теремка». |
ЯНВАРЬ | Наблюдение «Зимушка, зима» Цель: обратить внимание детей на красоту зимней природы, деревья в снежных «шубах», учить называть различные природные явления. | Чтение художественной литературы «Заюшкина избушка» Цель: познакомить детей с новой русской народной сказкой формировать умение следить за сюжетом сказки, отвечать на вопросы. Артикуляционная гимнастика «Домик» Цель: развивать у детей мышцы губ, развивать речь. | Д/и « Найди игрушки» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, обозначать в речи местоположение игрушки «за», «около», и т.д. Учить согласовывать слова в предложении, обогащать словарный запас. | Чтение потешки «Заинька, попляши» Цель: поддерживать интерес к устному народному творчеству, обогащение словаря. Игра-инсценировка по сказке «Зайкина избушка» Цель: учить детей выполнять отдельные действия героев сказки с помощью персонажей настольного театра, передавать особенности передвижения, имитировать голоса. | П/и «Лиса и заяц» Цель: познакомить детей с правилами, учить выполнять игровые действия. Упражнять детей в беге, развивать быстроту реакции, выносливость. | Выставки, игра-исценировка. | Иллюстрационный материал, игрушка зайца и лисы | Рекомендации выучить «Заинька, попляши», занятия с участием родителей. |
ФЕВРАЛЬ | Беседа:« Я один дома» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения дома. | Чтение русской народ. сказки « Волк и семеро козлят» Цель: познакомить детей с произведением, учить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, объяснить почему козлята попали в беду. | Игровая ситуация «Мама укладывает козленка спать» Цель: учить детей объединять несколько элементарных действий в единый сюжет, брать на себя роль. | Театрализованная игра с настольным театром « Волк и семеро козлят» Цель: Игры со строительным материалом: «Постройка дома для козлят» Цель: учить детей выполнять постройку, соизмеряя ее с размером игрушки, обыгрывать постройку, обогащать личный и игровой опыт детей. | П/и «Волк и козлята» Цель: познакомить детей с правилами игры, развивать быстроту реакции. | Прослушивание аудиозаписи, театрализованная игра, беседы | Настольный театр, иллюстрации в книгах, | Презентация на тему: «Один дома», консультации «Безопасность дома Мой дом-моя крепость- так ли это?». |
МАРТ | ФЭМП « Большие и маленькие гуси» Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения. | Чтение русской народной сказки « Гуси-лебеди» Цель: познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ещё раз, поиграть в сказку. | Пальчиковая гимнастика «Гуси» Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, формировать умение детей произносить слова за воспитателем, обогащать словарный запас. | Теневой театр по русской народной сказке « Гуси-лебеди» Цель: формировать умение детей определять героев сказки, следить за сюжетом. | Хороводная игра « Мыши водит хоровод» Цель: упражнять детей в выполнении движений. | Праздники, беседы, эстафеты | Д/и, иллюстрации, игрушка-кукла Маша | Консультации «Большой и маленький», беседы, |
АПРЕЛЬ | Конструирование «Дом для медведей» Цель: формировать умение детей при постройке дома пользоваться схемой, упражнять в названии форм и цветов деталей. | Чтение русской народной сказки «Три медведя» Цель: учить детей следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, различать героев. | Д/и «Подбери по размеру» Цель: предложить детям, используя метод сравнения, приложением подобрать к каждому медведю предметы мебели и посуду по размеру. | Теневой театр по русской народной сказке. « Три медведя» Цель: учить детей следить за сюжетом, узнавать и называть героев сказки. | Подвижно-дидактическая игра « Три медведя» Цель: учить детей выполнять заранее оговоренные действия по сигналу показывать папу-медведя, маму-медведицу и медвежонка, развивать способность концентрировать внимание. | Выставки, теневой театр, | Набор игрушек для теневого театра, д/и « Подбери по размеру» Иллюстрация с изображением трех медведей. | Совместное создание предметно-развивающей среды «Подбери по размеру», рекомендации поиграть с детьми в выходные п.д/и «Три медведя», консультации |
МАЙ | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рассказывание фрагментов сказок. Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. | Чтение русской народной сказки. «Зимовье зверей» Цель: учить детей внимательно слушать сказку, формировать умение отвечать на вопросы. | Д/и «Назови героя сказки» Цель: учить детей отгадывать героя сказки и называть сказку, развивать внимание, память. | Настольно-печатные игры: «Русские народные сказки» Цель: познакомить детей с правилами игры, учить находить персонажей сказок на рисунках. Развивать координацию слуховых и моторных функций, формировать умение сопоставлять информацию. Кукольный спектакль по русской народной сказки «Зимовье зверей» Цель: учить детей следить за развитием сюжета, поддерживать интерес к устному народному творчеству. | П/и «У медведя во бору..» Цель: упражнять детей в двигательной активности, формировать умение ориентироваться в пространстве. | Сюрпризный момент, игры-забавы | Д/и « Назови героя сказки», иллюстрации «Звери зимой», настольно-печатные игры | Собрание «Какой отпечаток наносят на ребенка русские народные сказки» консультации, рекомендации на прогулке понаблюдать за таким временем года как зима, рассмотреть зимующих птиц, деревья…» |
Список используемой литературы:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991
2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М.: Просвещение, 2005;
3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;
6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008
9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010
10. Полозова О. Значение театрализованных игр // Дошкольное воспитание//,2011.- N12
11. Тойбар М. Сказка не обманет// Дошкольное воспитание,2011. – N12
12. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития методической темы
Данна программа развития составлена мною как участником конкурса методических служб ДОУ города Твери. Методическая тема посвящена оздоровительной работе в ДОУ....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)
Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Отчёт по работе над методической темой
Методическая тема: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей"....
Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:"Знакомство с устным народным творчеством".
Планирование по самообразованию и методической теме "Знакомство с устным народным творчеством" образовательной деятельности в подготовительной группе...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...