Отчёт по работе над методической темой
материал (средняя группа) по теме
Методическая тема: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otchyot.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей.
«Творчество является уделом всех,.., оно обязательно должно являться
нормальным и постоянным спутникам детского развития».
В.В.Давыдов
Цель моей темы: продолжать развивать художественно-творческие и речевые способности детей через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанной на самовыражении ребенка, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- Создать условия для развития речевого и художественно-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей через изобразительную деятельность;
- Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков.
- Активизировать речь и речевое общение.
- Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности. В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех ви дах деятельности. На занятиях по изодеятельности осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в
коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. На занятиях рисованием им предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.
От занятий изобразительной деятельностью малыш получает лишь пользу. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В ходе любой продуктивной деятельности возникают диалоги, и это не случайно. Маленькие дети – это деятели и потому продуктивные виды деятельности будут представлять для них особый интерес, являться необходимым, постоянным стимулом активизации их свободного общения.
Влияние на развитие способности к творчеству во многом оказывает среда, окружающая ребёнка, поэтому в группе создана предметно-развивающая среда, которая побуждает ребёнка к творчеству- -- изоцентр с нетрадиционными материалами,
- разнообразные театры,
- центр экспериментирования и моторики,
- дидактические игры для развития речи.
Моя работа по развитию речевой и творческой активности основывается на:
-работе педагога с родителями;
-совместной деятельности родителей и детей.
Так как цель консультации- усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, им были предложены консультации «Развиваем речь, играя», «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях», где родители познакомились с разнообразием игр, их особенностями. Также были подготовлены консультации по развитию речи:
«О чём говорить с ребёнком в семье», «Играем пальчиками», «Играем в сказки Чуковского. Речевые игры».
В процессе работы над методической темой я основывалась на утверждении педагогов-практиков о том, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому и по изобразительной деятельности родителям были предложены консультации:
«Зачем детям рисовать?», «Как научить ребёнка рисовать?», «Польза рисования», «Развитие художественно-творческих способностей детей», «Нетрадиционные методы рисования», где родители познакомились с нетрадиционными материалами и техниками, возможными в использовании для этого возраста.
Родителям были даны рекомендации по развитию творческой активности детей.
«Игра идёт домой» - так я назвала форму этой работы. Сначала родители имели возможность поиграть в детском саду с детьми в разные игры, а потом желающие могли продолжить игры вместе с детьми дома. А так как наши родители являются активными участниками педагогического процесса, они не только играли в игры, но и принимали участие в их изготовлении. Три дидактических игры, «Помоги тётушке Кастрюле», «Кто, где спрятался», «Фруктовое варенье» были сделаны с помощью родителей.
С родителями мы ввели рубрику «Делимся семейным опытом», где родители вместе с детьми делали творческий отчёт по теме «Секреты воспитания», в котором делились своими интересами дома. Дети дома не просто рисуют, лепят или танцуют, а обязательно обговаривают с родителями, что будут рисовать, лепить. А в совместной продуктивной деятельности детей и родителей дома оформлена выставка в группе «Я рисую обо всём».
На Днях открытых дверях с родителями было проведено занятие по лепке «Подарок для Хрюши», где родители с большим интересом вместе со своими детьми лепили.
Развитие творческих способностей–это очень интересная тема не только для детей, но и для меня, и для педагогов. Своим опытом я стараюсь делиться с молодыми педагогами. Было проведено занятие для Какуриной О.А. «Снеговик, снеговик…».
С детьми мы принимаем участие в выставке «Вернисаж ДОУ»
Работая над методической темой я разработала и реализовала краткосрочный проект «Кис-кис, мяу!». Родители приняли самое активное участие в этом проекте: вместе с детьми дома они рисовали портреты своих любимых котов и кошек. Из этих рисунков мы сделали рукописную книгу «Ах, как много на свете кошек…». По этой теме были проведены занятия:
-рисование «Котик-обормотик»
-лепка «Мой котёнок»
-конструирование из бумаги «Котята»
-познавательное «Про кота котовича"
В результате моей работы по теме «Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей» созданы все условия для развития речевой и творческой активности детей.
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей с ОНР и ФФНР посредством изобразительной деятельности.
- Подобрать методы педагогической диагностики с учетом особенностей развития детей с различными нарушениями речи. В процессе диагностики детей выявить уровень развития творческих способностей детей, степень развития изобразительных навыков.
- Разработать творческий проект досуговой деятельности «Литературная гостиная», основанный на интеграции изобразительной, речевой и музыкальной деятельности.
- Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.
- Разработать циклы игр-занятий по развитию творческих способностей детей, в каж дом из которых сочетались бы элементы разных видов изоб разительной деятельности: лепка, аппликация, рисова ние, а также включались разнообразные материалы, нетрадици онные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.
- Разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по организации занятий по изобразительной деятельности.
2) Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:
- экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
- умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
- умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
- самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
- развивать художественный вкус
3) Совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы:
- самостоятельный поиск нужного решения;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;
- поддерживать инициативу и самостоятельность;
4) Активизировать речь и речевое общение:
- развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;
- поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;
- развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;
5) Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;
6) Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.
Для решения поставленных задач выполняю ряд условий:
-учитываю индивидуальные особенности, возможности и потребности каждого ребенка
- руководствуюсь основными дидактическими принципами в обучении: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности
-осуществляю интеграцию деятельности совместно с музыкальным руководителем;
- приобщаю родителей к активному участию в создании эстетически развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...
Описание опыта работы по методической теме: «Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии звуковой культуры речи дошкольников»
« Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский)...
Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка» АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" города Радужный на 2014-2015 учебный год
Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка»АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" город...
План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...
План отчёта музыкального руководителя по методической теме "Система К. Орфа"
Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления. Какими они будут? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь реб...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Отчёт о работе городского методического объединения заместителей заведующего в 2017-2018 учебном году
Городское методическое объединение заместителей заведующего возобновило свою работу, после непродолжительного перерыва.Отчёт содержит информацию о деятельности ГМО в2017-2018 учебном году...