Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:"Знакомство с устным народным творчеством".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Змеева Зинаида Михайловна

Планирование по самообразованию и методической теме "Знакомство с устным народным творчеством" образовательной деятельности в подготовительной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы самообразованию и методической теме образовательной деятельности

педагога Змеевой Зинаиды Михайловны

Название методической темы: "Знакомство с устным народным творчеством".

Цель: Формировать и расширять представления детей о русском народном устном творчестве (фольклоре) и побуждать

использовать его в обыденной жизни, поддерживать желание к самостоятельному устному творчеству.

Предполагаемый результат работы с детьми: сформированы представления о русском фольклоре, интерес к устному творчеству:

познакомились с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками и т.п., с разными видами народной песни и играми);

используют в активной речи считалки, загадки, скороговорки и т.п.;

умеют играть в русские народные подвижные игры;

знают русские народные сказки, умеют их пересказывать;

произошел рост в развитии художественно-речевой деятельности, через обыгрывание произведений детского фольклора;

значительно улучшена речь детей.

Предполагаемый результат самообразования: определены основные направления по работе с дошкольниками по теме «Знакомство с устным народным творчеством» (углублены методические знания: методы и приемы работы по теме; повысился уровень профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками, педагогами, родителями).

Месяц

Содержание работы с детьми по направлениям

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

сентябрь

Изучить литературу:

  1. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской фольклористики. - Л.:
  2. Лениздат, 1978.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.
  4. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. Детство-Пресс, 2008.

Принять участие во Всероссийском фестивале «Литературно-музыкальная гостиная» по направлению «Народный фольклор».

Принять участие во Всероссийском конкурсе «Открытые ладони - осень 2016».

 

Показ открытого мероприятия в ноябре 2016 года для анализа со стороны коллег.

Обзор в интернете информации по теме.

Организация выставки творческих работ детей за год.

октябрь

Тема: Беседа            " Знакомство детей с понятием фольклор "

Заучивание колыбельных                                                                              "-Ай, люли-люли-люли,

Прилетели журавли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Журавли-то мохноноги,

Не нашли пути-дороги.                 Они сели на ворота,                

А ворота скрип-скрип,          

Не будите у нас Машу          

 У нас Маша спит, спит,        

Баю-баюшки баю,                

не ложися на краю" и т.д.

Обыгрывание колыбельных песен в кукольном уголке.        С/р игра "Уложи куклу спать".

Прослушивание колыбельных песен.         Рисунки на тему колыбельных песен "Спокойной ночи".

Пальчиковые игры:

Баиньки, баиньки            

Спи, покуда маленький.

Будет время - подрастёшь,

На работу пойдешь.

Станешь лес рубить,

Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,

Избу чинить батюшке,

Станешь всем помогать,

Будет некогда поспать.

ноябрь

Рассказ воспитателя на тему                         " Значение потешек, поговорок, прибауток в развитии воспитания детей"

Заучивание потешки:      

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет.                

На балалайке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.          Заучивание пестушки:

Водичка, водичка,            

Умой мое личико,          

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,            

Чтоб кусался зубок.            

Обогащение словаря: пестовать, холить, пестушки и т.д.

С/р игра                                       "Дочки-матери"

Лепка по потешке "Как у нашего кота ".

П/игры " Мышеловка»,

"Кот и мыши".                        Имитации.

Пальчиковая гимнастика

"Сел мышонок на масленок

А масленок - мелкий гриб.

Посидел на нем мышонок,

И прилип, прилип, прилип."

декабрь

Темы беседы         "Народная мудрость в пословицах и поговорках"

Заучивание пословиц и поговорок -                                        -Дело мастера боится                -Любишь кататься, люби и саночки возить,

-Скучен день до вечера, коли делать нечего,                              

-Кто не работает, тот не ест;

-Кто хвалился, тот с горы свалился;

-Волка бояться - в лес не ходить.                                             Пересказ сказки "Круть и верть".               Обогащение и активизация словарного запаса.

Ситуативный разговор                     " Труд людей на селе".          Во время дежурств по столовой и занятий закреплять пословицы и поговорки о труде.      Д/и "закончи пословицу                     ( поговорку)"

Прослушивание сказки "Колосок".      Рисование по замыслу.                 Конкурс рисунков по поговоркам и пословицам.

Физкультминутка                 "Помощники".                       Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами,      

1 ,2,3,4,

Потянулись, наклонились,                                       хорошо мы потрудились.

январь

Рассказ воспитателя на тему                          "Для чего русский народ придумал считалки"

Заучивание считалок.                              - За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами…………….                         Бегал заяц по болоту………            Жили-были 100 ребят……              Вышли мышки как-то раз…….                                                         -1,2,3,4, жили мышки на квартире……                  

Д/игра "Сосчитай".      

Конкурс " кто больше знает считалок"

Свободное общение               " Откуда берутся считалки"

Аппликация          "Заяц"                     "Медведь"

П/игры                                   "Бездомный заяц"                                   "Хитрая лиса"                                 "Совушка-сова"                             "У медведя во бору"                                 "Волк во рву"                                   Пальчиковая гимнастика -        Ушки длинные у зайки                   Из кустов они торчат                  Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.    

февраль

Заклички, приговорки,

дразнилки, докучные сказки, народные игры.

Заучивание закличек, пестушек.                     Пастушок, пастушок                          Заиграй в рожок. Травка мягкая, Роса гладкая,                    

Гони стадо в поле,

Погулять на воле.                            Приди весна с радостью,              

С великой милостью,                

Со льном высоким,                          

С корнем глубоким.                      

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С малиной, смородиной,

Со всякой садовиной.

Беседа " Как люди готовятся к масленице".

Аппликация коллективная "Проводы Масленицы"

П/игры                                      "Гори-гори ясно"                      "Как у дяди Трифона"              " У Маланьи"                            " Где был Иванушка"                "Золотые ворота"                

март

Рассказ воспитателя о загадках.

Выучить загадки.                                    - Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками…                                            - Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб……                                            - Вот так чудо! Что за чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит блюдо по дороге, голова торчит и ноги.                                         - Если б не было его, не сказал бы ничего.          -                              Что без боли и печали приводит к слезам?        

 Свободное общение и придумывание загадок.            Активизация и обогащение словаря.

Д/игра " Не зевай - картинку нужную поднимай"                   Словесная игра                                    " Продолжи загадку".

Рисование                            " Я загадаю загадку, а вы нарисуете отгадки".                      Аппликация                                                  (обрывная) "Сделаем отгадки цветными".

Пальчиковая гимнастика       "Вот летела муха,                

На варенье села.            

Вымазала брюхо,

Дальше полетела."                  Имитация движений животных (лиса, медведь, зайчик, верблюд, змея, белка и др.)

апрель

Беседа с детьми на тему                                     " Ах уж эти скороговорки"   Конструирование из бумаги скороговорок.

Заучивание скороговорок.                  - Топают гуськом, гусак с гусаком.  - В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры - мухоморы.                                           - Свекла у Феклы сохла и мокла, мокла и сохла, пока не поблекла.                                             - Шли 40 мышей,              

Несли 40 грошей,                  

Две мыши последние несли по два гроша.              

Конкурс "Лучший говорун".                               Составление мнемотаблиц к скороговоркам.      Рассказывание скороговорок по мнемотаблицам.

Словесная игра "Вспомни скороговорки о безопасном поведении                                                          Д/игра " Расскажи скороговорки по картинкам".

Лепка по скороговорке                "Топают гуськом гусак с гусаком"(коллективная), или "Шли 40 мышей"    

Физкультминутка.                Будем прыгать как лягушки Чемпионы-попрыгушки.        За прыжком другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок.         Пальчиковая гимнастика -    

У пенька пять опят,              

У пенька пять ребят.

май

Тема беседы   "Нам без сказок не прожить"

Чтение русских народных сказок.                                        "Гуси-лебеди"                                             " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".              

Д/игра                                                            "Узнай сказку по отрывку", " Что за сказка" (по картинкам).                                             Д/игра " Найди слова с данным звуком в названиях сказок?"

Д/игра "Составь сказку по картинкам".                 Ситуативный разговор "Моя любимая сказка".        Настольно-печатная игра " Герои русских народных сказок".

Прослушивание русской народной сказки по желанию детей.       Рисование по сказке "Гуси -лебеди".

Пальчиковая гимнастика.               Будем пальчики считать,

Будем сказки называть,

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.        Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк, Лиса,

Не забудем Сивку-бурку,

Нашу вещую каурку.              Про Жар-птицу сказку знаем                                      Репку мы не забываем.

Знаем Волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад.      Физкультминутка.                 Мышка быстрая бежала           Мышка хвостиком виляла   Ой, яичко уронила                Посмотрите-ка разбила.

Организация среды

Оформление выставки книг с иллюстрациями колыбельных песен. Подборка детских книг по устному народному творчеству. Организация сюжетно-ролевых игр: «Уложи куклу спать», «Дочки матери». Внесение в среду обводок, раскрасок по пословицам, скороговоркам, сказкам. Аудиозаписи: колыбельных песен, рус. нар. сказки «Колосок» и др. Картотеки: загадок, считалок, скороговорок.

Внесение в среду совместно составленных мнемотаблиц к скороговоркам; дидактических игр: "Не зевай - картинку нужную поднимай", "Закончи пословицу (поговорку)", "Составь сказку по картинкам", "Узнай сказку по отрывку", " Что за сказка" (по картинкам), " Найди слова с данным звуком в названиях сказок?"; настольно-печатной игры «Герои русских народных сказок». Выставка творческих работ детей за год.

Формы работы с родителями

Беседа с родителями о русском народном фольклоре. Анкетирование родителей по народному фольклору.

Консультации: "Фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни", "Роль пословиц и поговорок в развитии речи детей", Консультация "Роль сказки в жизни ребенка",

Рекомендовать родителям использовать считалки во время игр с детьми дома. Опрос родителей «Знают ли дети скороговорки?». "Почтовый ящик». Совместная выставка работ родителей и детей по загадкам.

Открытое мероприятие - игра-викторина "По страницам русского народного фольклора". Весенний праздник "Масленица". Фотогазета "Наша широкая Масленица".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность для подготовительной группы на тему: «Яблоня с яблочками». Образовательная область: Художественное творчество

конспект по аппликации для детей подготовительной группы.дети развивают мелкую моторику рук, работая с бумажными салфетками.развивают воображение,эстетический вкус....

Конспект открытого НОД в старшей группе по теме: «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе по теме :  «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков» Автор конспекта НОД...

Конспект образовательной деятельности В подготовительной группе на тему: «Знакомство с мордовским национальным костюмом» 2019г.

Уточнить знания детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Обратить внимание на национальный мордовский костюм, историю мордовского народного костюма, его особенности, разнообразия одеж...

Календарный план образовательной деятельности в средней группе ДОУ Тема интегрирующая: «Знакомство с народной культурой и традициями» Событие недели: «Нарядная дымка»

Календарный план образовательной деятельности в средней «А» группе ДОУТема интегрирующая: «Знакомство с народной культурой и традициями»Событие недели: «Нарядная дымка&ra...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»...