Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:"Знакомство с устным народным творчеством".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Планирование по самообразованию и методической теме "Знакомство с устным народным творчеством" образовательной деятельности в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование работы самообразованию и методической теме образовательной деятельности
педагога Змеевой Зинаиды Михайловны
Название методической темы: "Знакомство с устным народным творчеством".
Цель: Формировать и расширять представления детей о русском народном устном творчестве (фольклоре) и побуждать
использовать его в обыденной жизни, поддерживать желание к самостоятельному устному творчеству.
Предполагаемый результат работы с детьми: сформированы представления о русском фольклоре, интерес к устному творчеству:
познакомились с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками и т.п., с разными видами народной песни и играми);
используют в активной речи считалки, загадки, скороговорки и т.п.;
умеют играть в русские народные подвижные игры;
знают русские народные сказки, умеют их пересказывать;
произошел рост в развитии художественно-речевой деятельности, через обыгрывание произведений детского фольклора;
значительно улучшена речь детей.
Предполагаемый результат самообразования: определены основные направления по работе с дошкольниками по теме «Знакомство с устным народным творчеством» (углублены методические знания: методы и приемы работы по теме; повысился уровень профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками, педагогами, родителями).
Месяц | Содержание работы с детьми по направлениям | Формы самообразования (КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.) | ||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
сентябрь | Изучить литературу:
Принять участие во Всероссийском фестивале «Литературно-музыкальная гостиная» по направлению «Народный фольклор». Принять участие во Всероссийском конкурсе «Открытые ладони - осень 2016».
Показ открытого мероприятия в ноябре 2016 года для анализа со стороны коллег. Обзор в интернете информации по теме. Организация выставки творческих работ детей за год. | |||||||
октябрь | Тема: Беседа " Знакомство детей с понятием фольклор " | Заучивание колыбельных "-Ай, люли-люли-люли, Прилетели журавли, Прилетели журавли, Сказку Маше принесли. Журавли-то мохноноги, Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота скрип-скрип, Не будите у нас Машу У нас Маша спит, спит, Баю-баюшки баю, не ложися на краю" и т.д. | Обыгрывание колыбельных песен в кукольном уголке. С/р игра "Уложи куклу спать". | Прослушивание колыбельных песен. Рисунки на тему колыбельных песен "Спокойной ночи". | Пальчиковые игры: Баиньки, баиньки Спи, покуда маленький. Будет время - подрастёшь, На работу пойдешь. Станешь лес рубить, Рыбку в озере ловить, Дрова возить матушке, Избу чинить батюшке, Станешь всем помогать, Будет некогда поспать. | |||
ноябрь | Рассказ воспитателя на тему " Значение потешек, поговорок, прибауток в развитии воспитания детей" | Заучивание потешки: Сидит кот у ворот, К себе кошечку ждет. На балалайке поигрывает, Мышкам глупеньким подмигивает. Заучивание пестушки: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Обогащение словаря: пестовать, холить, пестушки и т.д. | С/р игра "Дочки-матери" | Лепка по потешке "Как у нашего кота ". | П/игры " Мышеловка», "Кот и мыши". Имитации. Пальчиковая гимнастика "Сел мышонок на масленок А масленок - мелкий гриб. Посидел на нем мышонок, И прилип, прилип, прилип." | |||
декабрь | Темы беседы "Народная мудрость в пословицах и поговорках" | Заучивание пословиц и поговорок - -Дело мастера боится -Любишь кататься, люби и саночки возить, -Скучен день до вечера, коли делать нечего, -Кто не работает, тот не ест; -Кто хвалился, тот с горы свалился; -Волка бояться - в лес не ходить. Пересказ сказки "Круть и верть". Обогащение и активизация словарного запаса. | Ситуативный разговор " Труд людей на селе". Во время дежурств по столовой и занятий закреплять пословицы и поговорки о труде. Д/и "закончи пословицу ( поговорку)" | Прослушивание сказки "Колосок". Рисование по замыслу. Конкурс рисунков по поговоркам и пословицам. | Физкультминутка "Помощники". Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами, 1 ,2,3,4, Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились. | |||
январь | Рассказ воспитателя на тему "Для чего русский народ придумал считалки" | Заучивание считалок. - За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами……………. Бегал заяц по болоту……… Жили-были 100 ребят…… Вышли мышки как-то раз……. -1,2,3,4, жили мышки на квартире…… Д/игра "Сосчитай". Конкурс " кто больше знает считалок" | Свободное общение " Откуда берутся считалки" | Аппликация "Заяц" "Медведь" | П/игры "Бездомный заяц" "Хитрая лиса" "Совушка-сова" "У медведя во бору" "Волк во рву" Пальчиковая гимнастика - Ушки длинные у зайки Из кустов они торчат Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. | |||
февраль | Заклички, приговорки, дразнилки, докучные сказки, народные игры. | Заучивание закличек, пестушек. Пастушок, пастушок Заиграй в рожок. Травка мягкая, Роса гладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле. Приди весна с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким. С обильными хлебами, С высокими снопами, С малиной, смородиной, Со всякой садовиной. | Беседа " Как люди готовятся к масленице". | Аппликация коллективная "Проводы Масленицы" | П/игры "Гори-гори ясно" "Как у дяди Трифона" " У Маланьи" " Где был Иванушка" "Золотые ворота" | |||
март | Рассказ воспитателя о загадках. | Выучить загадки. - Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками… - Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб…… - Вот так чудо! Что за чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит блюдо по дороге, голова торчит и ноги. - Если б не было его, не сказал бы ничего. - Что без боли и печали приводит к слезам? Свободное общение и придумывание загадок. Активизация и обогащение словаря. | Д/игра " Не зевай - картинку нужную поднимай" Словесная игра " Продолжи загадку". | Рисование " Я загадаю загадку, а вы нарисуете отгадки". Аппликация (обрывная) "Сделаем отгадки цветными". | Пальчиковая гимнастика "Вот летела муха, На варенье села. Вымазала брюхо, Дальше полетела." Имитация движений животных (лиса, медведь, зайчик, верблюд, змея, белка и др.) | |||
апрель | Беседа с детьми на тему " Ах уж эти скороговорки" Конструирование из бумаги скороговорок. | Заучивание скороговорок. - Топают гуськом, гусак с гусаком. - В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры - мухоморы. - Свекла у Феклы сохла и мокла, мокла и сохла, пока не поблекла. - Шли 40 мышей, Несли 40 грошей, Две мыши последние несли по два гроша. Конкурс "Лучший говорун". Составление мнемотаблиц к скороговоркам. Рассказывание скороговорок по мнемотаблицам. | Словесная игра "Вспомни скороговорки о безопасном поведении Д/игра " Расскажи скороговорки по картинкам". | Лепка по скороговорке "Топают гуськом гусак с гусаком"(коллективная), или "Шли 40 мышей" | Физкультминутка. Будем прыгать как лягушки Чемпионы-попрыгушки. За прыжком другой прыжок, Выше прыгаем, дружок. Пальчиковая гимнастика - У пенька пять опят, У пенька пять ребят. | |||
май | Тема беседы "Нам без сказок не прожить" | Чтение русских народных сказок. "Гуси-лебеди" " Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Д/игра "Узнай сказку по отрывку", " Что за сказка" (по картинкам). Д/игра " Найди слова с данным звуком в названиях сказок?" | Д/игра "Составь сказку по картинкам". Ситуативный разговор "Моя любимая сказка". Настольно-печатная игра " Герои русских народных сказок". | Прослушивание русской народной сказки по желанию детей. Рисование по сказке "Гуси -лебеди". | Пальчиковая гимнастика. Будем пальчики считать, Будем сказки называть, Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк, Лиса, Не забудем Сивку-бурку, Нашу вещую каурку. Про Жар-птицу сказку знаем Репку мы не забываем. Знаем Волка и козлят, Этим сказкам каждый рад. Физкультминутка. Мышка быстрая бежала Мышка хвостиком виляла Ой, яичко уронила Посмотрите-ка разбила. | |||
Организация среды | Оформление выставки книг с иллюстрациями колыбельных песен. Подборка детских книг по устному народному творчеству. Организация сюжетно-ролевых игр: «Уложи куклу спать», «Дочки матери». Внесение в среду обводок, раскрасок по пословицам, скороговоркам, сказкам. Аудиозаписи: колыбельных песен, рус. нар. сказки «Колосок» и др. Картотеки: загадок, считалок, скороговорок. Внесение в среду совместно составленных мнемотаблиц к скороговоркам; дидактических игр: "Не зевай - картинку нужную поднимай", "Закончи пословицу (поговорку)", "Составь сказку по картинкам", "Узнай сказку по отрывку", " Что за сказка" (по картинкам), " Найди слова с данным звуком в названиях сказок?"; настольно-печатной игры «Герои русских народных сказок». Выставка творческих работ детей за год. | |||||||
Формы работы с родителями | Беседа с родителями о русском народном фольклоре. Анкетирование родителей по народному фольклору. Консультации: "Фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни", "Роль пословиц и поговорок в развитии речи детей", Консультация "Роль сказки в жизни ребенка", Рекомендовать родителям использовать считалки во время игр с детьми дома. Опрос родителей «Знают ли дети скороговорки?». "Почтовый ящик». Совместная выставка работ родителей и детей по загадкам. Открытое мероприятие - игра-викторина "По страницам русского народного фольклора". Весенний праздник "Масленица". Фотогазета "Наша широкая Масленица". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно - образовательная деятельность для подготовительной группы на тему: «Яблоня с яблочками». Образовательная область: Художественное творчество
конспект по аппликации для детей подготовительной группы.дети развивают мелкую моторику рук, работая с бумажными салфетками.развивают воображение,эстетический вкус....
Конспект занятия по образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Казачий народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»
Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. М...
Конспект Образовательной деятельности в 1 младшей группе Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Курочка Ряба»
занятия для детей раннего возраста...
Конспект открытого НОД в старшей группе по теме: «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме : «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков» Автор конспекта НОД...
Календарный план образовательной деятельности в средней группе ДОУ Тема интегрирующая: «Знакомство с народной культурой и традициями» Событие недели: «Нарядная дымка»
Календарный план образовательной деятельности в средней «А» группе ДОУТема интегрирующая: «Знакомство с народной культурой и традициями»Событие недели: «Нарядная дымка&ra...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»...