Выступление на родительской конференции по гражданско - патриотическому и духовно - нравственному воспитанию.
статья
В рамках площадки по духовно - нравственному воспитанию в нашем саду в декабре 2018 года проходила родительская конференция на данную тему, где также выступали и педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.docx | 74.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская конференция
по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Декабрь 2018 год.
Тема выступления воспитателя первой квалификационной категории - Михайловой Натальи Сергеевны:
«Духовное и нравственное воспитание детей»
5 декабря 2018 года
Родительская конференция
по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Декабрь 2018 год.
Тема выступления воспитателя первой квалификационной категории - Михайловой Натальи Сергеевны: «Духовное и нравственное воспитание детей»
Дошкольный возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.
Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка. Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Что же такое духовно - нравственное воспитание? Здесь мы имеем дело сразу с двумя понятиями: духовное и нравственное. Что же за ними стоит? Хотелось бы об этом поговорить. Существует несколько различных пониманий духовности. С одной стороны это высоконравственный человек, эстетически развитый, эрудированный, порядочный… Можно назвать ещё много определений.
А вот другое понимание духовности - это когда мы пытаемся посмотреть не на внешнюю поведенческую сторону человека, а хотим взглянуть на то, что внутри… внутри его сознания, внутри его сердца (сердца, как органа чувств), что там присутствует добро или зло? совесть или попрание её? возвышенные прекрасные чувства или, напротив, грязь? Уважение к другим людям, любовь или напротив, зависть, неприязнь, соперничество, алчность. Вот о чём говорит духовность. Что такое нравственность? Это ни то же самое что духовность. Нравственность касается той стороны жизни человека, которая открыта для других, для общества. Это то, что открывается в его социальной деятельности. То есть я могу быть дисциплинированным, корректным, не нарушать ни каких законов и правил, верным в семье. Такой человек нравственный? Ну, конечно! Ведь никто же мне не скажет, что я бездуховный только потому, что… как написано в «Божественной комедии» Данте:
Как завистью кипела кровь моя,
Что, если б было хорошо другому,
Так видел бы как зеленею я.
Меня же никто не назовёт безнравственным только потому, что у меня есть зависть? Кто назовёт меня безнравственным, если я люблю похвастаться, погордиться? Или во мне живёт какая-то алчность? Это же внутри меня и никому это не мешает? То есть нравственность характеризует внешнюю сторону, открытую для общества. По которой мы судим - это человек нравственный. А что находится у него внутри - мы не знаем. (Пример: девочка на концерте.) Так вот с одной стороны духовность невозможна без нравственности. Это естественно. Нравственность необходима. Но это не главное. В воспитании куда важнее духовная сторона, на которую мы почти не обращаем внимания.
Поэтому в наше группе этому уделяется большое значение и работа ведётся через все виды деятельности, а также в режимных моментах. Мы обращаем внимание детей на такие незаметные движения души, хотя они ещё находятся в зачатке, как зависть, злоба, ненависть, если они дают о себе знать, и даём им негативную оценку, пытаемся с ними бороться. И наоборот, проявление противоположных качеств мы одобряем и стараемся их взращивать и преумножать. И это - даёт свои плоды. Например. Как мы знаем у детей распространённая проблема это не умение радоваться за других. (если кто-то победил в игре или его похвалили на занятии и т.п.) А ведь в основе этого лежит эгоизм. И вот совсем недавно была такая ситуация за обедом: (про Машу Титову). Мы обсуждаем такие ситуации. Так же мы запланировали чтение художественной литературы: Е.Благинина «Мама спит, она устала…», В.Осеева «Синие листья», «Три товарища», «Волшебное слово», Л.Н.Толстой «Плохо» о равнодушии и многие другие произведения. Надо не забывать что основное духовно - нравственное воспитание проходит в семье, где детей должны учить уважать старших, быть терпеливым по отношению к другим, не завидовать, не быть злым и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей
Отчёт о проведённой работе в группе по вопросу гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей....
«Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста».
Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, активизировать работу п...
Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"
Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...
Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"
Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей через русскую народную сказку.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....
«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....
Памятка для педагогов "Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Буклет-памятка для педагогов " Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"...