Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей через русскую народную сказку.
статья

Петренко Светлана Анатольевна

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание  детей через русскую народную сказку.

Автор: Петренко Светлана Анатольевна                

Эл.почта:        lanaluck1@mail.ru МАДОУ №43 «Буратино»

г.Верхняя Салда Свердловская область

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

В духовно-нравственном воспитании приоритетом выступает обращение к духовно- нравственным традициям в воспитании. Это направление более перспективное, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Воспитание духовной личности, личности с чувством патриотизма возможно только совместными силами семьи, образовательного учреждения и государства. Самым слабым местом в духовно-нравственном воспитании является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Дети обделены любовь самых близких по рождению им людей, как правило, оказываются там, где главным воспитателем становиться улица, с её жестокими нравами и законами.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно

- нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания неоценима. Проблему воспитания патриотических чувств, нравственности у детей мы решаем через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Цель моей работы с детьми: Создавать условия для гражданско-патриотического и духовно- нравственного развития ребенка.

Достижение поставленной цели через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач:

Обучающие задачи:

  • сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
  • помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание

– непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

  • с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство; Развивающие задачи:
  • сказка        содействует        развитию        познавательной        сферы        детей,        гармонизации        их психоречевого развития;
  • содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
  • сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  • развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
  • сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
  • содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
  • сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
  • развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

  • сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
  • воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Формы работы:

  • Занятия, беседы с детьми по знакомству с русскими народными сказками.

Задача: Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. («Три медведя», «Заяц-хваста», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка» и др.)

  • Театрализованные представления (показ спектаклей и сказок, игры-драматизации). Задача: Побуждать детей к творческой самореализации.
  • Изготовление атрибутов. Задача: Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность
  • Взаимодействие с родителями. Задача: Привлечение родителей к созданию экспонатов.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивают основные жизненные принципы.  Что такое хорошо  Добро всегда побеждает  Уважать старших  Слушать родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему....

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....

Интегрированное занятие в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Интегрированное занятие  в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»...