«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру
Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Автор: Яновская Ирина Павловна
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ №36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«…формирование чувства патриотизма и
гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам героев
Отечества, к закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям
народа»
В.В.Путин
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и образования, общие усилия детского сада и семьи.
В ноябре 2022 года президент утвердил основы государственной политики «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В этом документе дается определение традиционных ценностей — это «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство».
Согласно документу, традиционные ценности — это жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Также к ним отнесены высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Целью нравственно-патриотического воспитания является разностороннее развитие ребёнка в период (раннего) дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Одним из главных принципов Федеральной образовательной программы является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи нравственно-патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения это:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
В работе по этому направлению для меня эффективным стал проект «Горжусь тобой, Россия!» Проект ориентирован на использование при работе в ДОУ программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и программы Г.Т.Алифановой «Первые шаги».
Проект: целевой творческий практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта подтверждается словами В.А.Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
По мнению советского психолога, педагога Даниила Борисовича Эльконина в дошкольный период возникает обогащение социального опыта ребенка и его первичное мировоззрение.
Поэтому считаю, что использование интеграции и проектной деятельности дает возможность детям дошкольного возраста получить знания и закрепить их в реализации конкретной творческой работе.
Планируемые результаты: познакомить детей с историей страны, научить видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, понимать, что такое справедливость, доброжелательность и чуткость.
Направления работы:
- Чтение художественной литературы (знакомство с художественной литературой по данному направлению)
- Художественное творчество (знакомство с произведениями искусства, живопись, скульптура, конкурсы, выставки)
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, ручной труд)
- Игровая деятельность (игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, русские народные игры)
- Музыка (знакомство с музыкальными произведениями патриотической тематики, знакомство с фольклорными формами)
- Физическая культура (физкультминутки, тематические спортивные соревнования, народные игры на прогулке)
- Взаимодействие с семьями воспитанников (собрания, совместные мероприятия, совместная творческая деятельность)
Пример одной из тем проекта:
«Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом Санкт-Петербургом»
1. Провожу НОД по знакомству с историей основания города, игры-путешествия, познавательные беседы. Использую образовательные видеофильмы.
2. Совместно с детьми и родителями воспитанников создаю уголок «Мой город» (иллюстрации, макеты, рисунки, карта города и т.д.)
3. Организую выставку художественной литературы о Санкт-Петербурге.
4. Провожу конкурс рисунков по теме «Мой любимый город».
5. Совместно с музыкальным руководителем организуем музыкально-литературный час.
6. Оформляю стенд для родителей «Мы – петербуржцы» (информация, интересные факты из истории, выставки, экскурсии, которые можно посетить).
7. Участвуем в районных и городских конкурсах, проходящих на базе Центра Культуры Красногвардейский, Центра духовной культуры и образования Красногвардейского благочиния, ЦДЮТТ «Охта», «Этнокарусель Санкт-Петербурга» и другие.
8. Проводим работу по благоустройству территории детского сада.
Таким образом, проектная деятельность по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, позволит привить дошкольникам любовь к Родине, дать первичные знания истории родной страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...
Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружа...
Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».
Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
В нашем детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...
«Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания Антон Семёнович Макаренко.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду ...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...