«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру

Яновская Ирина Павловна

Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста»

Автор: Яновская Ирина Павловна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ №36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 «…формирование чувства патриотизма и

                                                                          гражданственности, уважения к памяти

                                                                          защитников Отечества и подвигам героев

                                                                          Отечества, к закону и правопорядку,  

                                                                          человеку труда и старшему поколению,

                                                                          взаимного уважения, бережного отношения

                                                                          к культурному наследию и традициям

                                                                         народа»

В.В.Путин

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное  воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и образования, общие усилия детского сада и семьи.

В ноябре 2022 года президент утвердил основы государственной политики «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В этом документе дается определение традиционных ценностей — это «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство».
           Согласно документу, традиционные ценности — это жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Также к ним отнесены высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Целью нравственно-патриотического воспитания является разностороннее развитие ребёнка в период (раннего) дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Одним из главных принципов Федеральной образовательной программы является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи нравственно-патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения это:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России, ее столице;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

В работе по этому направлению для меня эффективным стал проект «Горжусь тобой, Россия!»  Проект ориентирован на использование при работе в ДОУ программы      «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.   программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры» и программы Г.Т.Алифановой «Первые шаги».

Проект: целевой творческий практико-ориентированный,  долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность  проекта подтверждается словами В.А.Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

По мнению советского психолога, педагога Даниила Борисовича Эльконина в дошкольный период возникает обогащение социального опыта ребенка и его первичное мировоззрение.

Поэтому считаю, что использование интеграции и проектной деятельности дает возможность детям дошкольного возраста получить знания и закрепить их в реализации конкретной творческой работе.

Планируемые результаты: познакомить детей с историей страны, научить  видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, понимать, что такое справедливость, доброжелательность и чуткость.  

Направления работы:

- Чтение художественной литературы (знакомство с художественной литературой по данному направлению)

- Художественное творчество (знакомство с произведениями искусства, живопись, скульптура, конкурсы, выставки)

- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, ручной труд)

- Игровая деятельность (игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, русские народные игры)

- Музыка (знакомство с музыкальными произведениями патриотической тематики, знакомство с фольклорными  формами)

- Физическая культура (физкультминутки, тематические спортивные соревнования, народные игры на прогулке)

- Взаимодействие с семьями воспитанников (собрания, совместные мероприятия, совместная творческая деятельность)

Пример одной из тем проекта:

«Знакомство детей  дошкольного возраста с родным городом Санкт-Петербургом»

1. Провожу НОД по знакомству с историей основания города, игры-путешествия, познавательные беседы.  Использую образовательные видеофильмы.

2. Совместно с детьми и родителями воспитанников создаю уголок «Мой город» (иллюстрации, макеты, рисунки, карта города и т.д.)

3. Организую выставку художественной литературы о Санкт-Петербурге.

4. Провожу конкурс рисунков по теме «Мой любимый город».

5. Совместно с музыкальным руководителем организуем музыкально-литературный час.

6. Оформляю стенд для родителей «Мы – петербуржцы» (информация,  интересные факты из истории, выставки, экскурсии, которые можно посетить).

7. Участвуем  в районных и городских конкурсах, проходящих на базе Центра Культуры Красногвардейский, Центра духовной культуры и образования Красногвардейского благочиния, ЦДЮТТ «Охта», «Этнокарусель Санкт-Петербурга» и другие.

8. Проводим работу по благоустройству территории детского сада.

Таким образом, проектная деятельность по  патриотическому и духовно-нравственному  воспитанию, позволит  привить дошкольникам любовь к Родине,  дать первичные знания истории родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».

Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

           В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...

«Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания Антон Семёнович Макаренко.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду ...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...