Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»
рабочая программа (старшая группа)
Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 4 до 7 лет.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu_.docx | 215.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый» МБДОУ «Детский сад № 15» г. Камень-на-Оби 2019 г. Содержание 1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….2 2.Возрастные особенности детей 4 – 7 лет………………………………..……………………… 3 3.Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению вариативной программы дошкольного образования «Край родной навек любимый»…………………………………………………………………………………………………………………. 4
4. Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательной области «Социализации» …………………………………………………….
5. Планируемые результаты освоения вариативной программы «Край родной навек любимый» ………………………………………………………………………………………
освоения вариативной программы «Край родной навек любимый» в средней группе…………………………………………………………………………………………...
освоения вариативной программы «Край родной навек любимый» в старшей группе……………………………………………………………………………………………..
освоения вариативной программы «Край родной навек любимый» в подготовительной группе……………………………………………………………………….. |
Пояснительная записка
Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 4 до 7 лет.
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Данный раздел основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки» г. Камень-на-Оби расширяет содержание образовательной области «Социализация» и рассчитан на детей от 4 до 7 лет.
Возрастные особенности детей 4- 7 лет усвоения программного материала
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие на участке. Называет домашний адрес, название города в котором он живет. | В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; владеют навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков, называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников. | Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада имеют общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города, об уральских мастерах, овладели первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи, знают и называют национальности проживающие в городе, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях г.Камень-на-оби; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения |
Особенности усвоения программного материала
Педагогические условия. Содержание раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения «Край родной – навек любимый» реализуют педагогические кадры: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
Содержательные условия. Содержание образовательной деятельности по реализации программы «Край родной – навек любимый» определяется в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» / под редакцией Леонтьевой. – М.,2010.
Организационные условия.
Организация образовательной деятельности дошкольного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.
Одним из важнейших принципов реализации программы является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона.
Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладывается с самого раннего возраста и является составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми.
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире, о любви к близким людям, к родному городу.
Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, к ближайшей зеленой зоне; у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Освоение программным материалом осуществляется по принципу концентричности, в ходе которого происходит расширение содержания по принципу от простого к сложному. Модель построения программного содержания по принципу концентричности представлено схематично в приложении 1.
Основу организации образовательного процесса ДОУ составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
Материально-технические условия. При реализации программы «Родина моя» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с Федеральными государственными требованиями к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметно - развивающая среда: коллекция кукол в народных костюмах); коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Алтайского каря , Красная книга Алтайского края, альбом «Промышленность города», «Достопримечательности города», картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «Назови место на фото», «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», , «Обитатели лесов и водоемов города».
Социо-культурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социо - культурными институтами.
Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социо – культурными институтами: детская библиотека, Каменский краеведческий музей.
Основные принципы и положения, на которых базируется программа
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:
- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
- деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
- компетентностного подхода. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Основная педагогическая цель программы - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
Задачи:
- Расширить представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города Камень-на-Оби..
- Обобщить знания детей об истории города , его символах (герб, флаг). Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России.
- Познакомить с промышленными предприятиями города.
- Формировать толерантное отношение к людям разной национальностям, через знакомство с их культурой, традициями, обычаями.
- Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать интерес к произведениям местных поэтов, художников
- Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Углублять представления детей о народных промыслах региона.
- Способствовать развитию интереса к родному краю, городу в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. Подвести детей к пониманию того, что история родного города неразрывно связано с историей России.
- Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
- Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим.
Основными организационными формами реализации программы «Край родной навек любимый» в образовательном учреждении являются совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми), решение образовательных задач в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей – свободные игры, занятия по интересам через организацию предметно-развивающего пространства группы; взаимодействие с семьями детей по реализации программного материала данного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности представлены в таблице 1
Таблица 1
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности
Формы образовательной деятельности | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Утренняя гимнастика Подвижные игры Тематические беседы Чтение Слушание музыкальных произведений Рассматривание репродукций местных художников Наблюдения: *целевые, *долгосрочные, *краткосрочные. Игры: *ролевые, *театрализованные, *дидактические, *сюжетно-ролевые, *настольно – печатные. Чтение | Познавательно-исследовательская деятельность Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные. Продуктивные: коллаж, фотовыставки, выставки творческих работ вернисаж. Наблюдения Игры Праздники Развлечения Досуги Забавы Коллекционирование Организация тематических выставок Интегрированная деятельность Чтение Физкультурные занятия Моделирование Просмотр видео | Организация игровой деятельности: Сюжетно-ролевая игра Игры-драматизации Настольно-печатные Рассматривание альбомов, коллекций Подвижные игры | Консультации, Семинары, Беседы, Семинар -практикум, Круглый стол, Родительский клуб Организация выставки, мини-музея Совместное посещение музея. Проектная деятельность Коллекционирование Освещение деятельности ДОУ через Сайт ДОУ Совместные праздники и развлечения |
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности (игровой, экспериментирование, продуктивной, двигательной, коммуникативной, трудовой, музыкальной, чтение художественной литературы); организовать информацию оптимальным способом; развития основных навыков, понятийного мышления.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.
В Программе выделен примерный перечень развлечений и праздников, тематических экскурсий и прогулок, перечень подвижных игр, обеспечивающих решению задач по формированию основ краеведения и воспитания гражданственности, патриотизма, позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Освоение программного материала осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности детей по следующим образовательным областям: «Познание» (формирование целостной картины мира», «Чтение», «Музыка», «Художественное творчество»
Тематическое планирование по программе «Край родной – навек любимый» для детей 4-7 лет, решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов, взаимодействие с социальными институтами и семьей представлено в таблице 2
Перспективное тематическое планирование в средней группе
по ознакомлению с родным краем «Край родной навек любимый».
месяц | Тема | Ознакомление с окружающим | Вид деятельности | Задачи | ||
сентябрь | Я и мой детский сад. |
| Ознакомление с окружающим: Беседа: «Мы пришли в детский сад» Д/и: «Кому что нужно для работы», «Назови части тела», «Давайте познакомимся». С/и: «Детский сад» Развлечение «Осень, осень в гости просим» Работа с родителями: Стенгазета «Один день из жизни семьи» | Закреплять и расширять знания детей о себе, своей семье, сотрудниках детского сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного поведения в группе и на улице. | ||
октябрь | Осень. |
| Ознакомление с окружающим: Откуда овощи в магазине. Развитие речи: Фрукты на прилавках магазинов. Аппликация: Заюшкин огород. Лепка: Во саду ли, в огороде. Д/и: «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Что где растёт». П/И «Огородная- хороводная» С/и: «Магазин» | Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду, устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода. | ||
ноябрь | Мой город |
| Ознакомление с окружающим: «И снова в городе »; «Улица полна неожиданностей». Экскурсия по городу: Достопримечательности родного города. Работа с родителями: «Экскурсия в городской музей» Конструирование: «Дом, в котором мы живём» С/и «Шофёры», «Семья», «Магазин» Д/и Что где продаётся | Закреплять у детей названия родного города, улиц, реки, формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: музей, парк, театр, развлекательный центр для детей. Закреплять правила дорожного движения | ||
декабрь | Я и моя семья. |
| Р/м : Заучивание наизусть стихов о зиме Экскурсия на открытие городской елки Целевая прогулка: «Зима на участке детского сада» Развитие речи: «Семья». Работа с родителями «Наши семейные праздники», изготовление кормушек для птиц утренник для детей и родителей «Новый год у ворот» Ознакомление с окружающим: «Едем в гости». Рисование: «Праздники в нашей семье», «Зимнее дерево» Аппликация: «Подарки к праздникам родственникам» Д/и: «Правильно – неправильно», «Волшебные слова», «Что надеть зимой» П/и: «Два мороза» С/и: «Семья», «День рождения». | Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть) близких взрослых и детей, способствовать проявлению чувства и привязанности к близким людям. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная). Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. Формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой. | ||
Январь | Хозяйничаем дома |
| Познавательная деятельность: «Как избу строили», «Что хранится в сундуке», Лепка: «Посуда» Аппликация: «Узор на блюде», «Деревянные ложки», Рисование: «Оренбургский пуховый платок» Прослушивание песен: «Прялица», «Крутись, веретёнце». Д/и: «Сказочный дворец», «Укрась избушку узором», «Собери самовар (узор)», «Путаница», «Из чего сделаны», С/и: «Семья», «Магазин» Работа с родителями: Составление тематических альбомов: «Ремёсла на Руси», «Выставка женского рукоделия», «Жилище русского человека ». | Обогащать первоначальные представления о предметах крестьянского быта ( сундук, кровать, различная посуда, ушат). Формировать первоначальные представления об отдельных элементах русской традициональной одежды ( рубаха, сарафан, зипун, валенки, порты, лапти, пуховый платок, паутинка, палантин). Вызвать чувство восхищения красотой национальных костюмов, воспитывать бережное отношение к предметам быта | ||
Февраль | Профессии людей моего города |
| Ознакомление с окружающим: «Труд взрослых в родном городе », «Писатели, поэты, художники, музыканты, прославившие наш город», «Наша армия родная», Художественная литература: «Чем пахнут ремёсла?» Джанни Родари, «Что могут солдаты?» Я Длуголенский, «Пограничники» С. Маршак, «Наши мамы» Е. Благинина Аппликация: «Подарок для папы (мамы)». Лепка: «Весёлые вертолёты». Развлечение «День защитников Отечества» Рабора с родителями: «утренник для мам», создание альбома «Достопримечательности нашего города» С/и: «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Больница», «Театр», «Парикмахер» и др. Драматизация сказки «Репка» Экскурсия в краеведческий музей, к памятникам воинской Славы. Д/и: «Профессии», «Из чего сделано», «Какая моя мама» | Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: строитель, учитель, врач, кондитер, поэт, музыкант писатель, с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, милиционер, военный). Формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. Формировать первичное понимание слова «Родина». Воспитывать интерес к воинам Российской армии, любовь к матери и ко всей своей семье. | ||
март | Живые обитатели Земли |
| Ознакомление с окружающим: «Обитатели скотного двора», Знакомство с Красной книгой. Художественная литература: «Козлята и волк» сказка в обр. К.Д.Ушинского, «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина Рисование с аппликацией «Козочка с козлятами», «Грачи прилетели» Лепка : «Уточка утятами», «Рыбки в аквариуме», «Жаворонки из теста». Д/и: «Кто где живёт», «Ягоды нашего края», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные», «Чьи припасы» Н/и: «Пастух и стадо», «Горшок», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу», «Золотые ворота». С/р: «Семья»(разучивание колядок, закличек, весенних хороводов) Работа с родителями «Народные весенние праздники» (Вербное воскресение, Пасха, Масленица), альбом «Ой, блины…» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить с охраняемыми государством и законом животными, птицами, растениями, рыбами, занесёнными в Красную книгу. Закреплять умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать первоначальные представления о русских, казахских народных праздниках , связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве, обучать способам практического применения знаний о национальной культуре в разных видах деятельности. Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников | ||
апрель | Весна |
| Ознакомление с окружающим: «В окно повеяло весною», «Шестиногие малыши», «Огород на окне», «Откуда хлеб пришёл» Целевая прогулка: «Весна на участке детского сада» Художественная литература: «Звездолётчики» В. Бороздин. Аппликация: «Воробьи в лужах». «Ромашка и бабочка» Конструирование из бумаги: «Лодочка» Рисование «Берёзы весной (по мокрому)», Д/и «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)», «Чей хвост, чья голова », «Когда это бывает», «Что растёт на грядке » | Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни насекомых и растений, красоте степной зоны, во время цветения тюльпанов, колокольчиков, труде людей в селе в весеннее время .Познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину и сейчас. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, бережное отношение к хлебу. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе. | ||
май | Что мы знаем и умеем |
| Ознакомление с окружающим: Транспорт родного города. Времена года. (работа с календарём) Прогулка по городу «Транспорт родного города» Диагностика Д/и «Профессии», «Времена года», «Из чего сделано», «Светофор» С/и «Семья», «Шофёры», «Больница» | Закреплять названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представления о том, что такое малая Родина. | ||
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем (старшая группа) по вариативной программе «Край родной навек любимый»
Месяц | Тема | Программные задачи | Виды деятельности | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | Кто я | Закреплять представления детей о родственных связях. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том где работают родители. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам | Ознакомление с окружающим: Приглашение к путешествию. Познаю себя: Кто я? | |
ОКТЯБРЬ | Родная страна Мой любимый город. | Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города и украшении его к празднику «День города». | Рассказ воспитателя с использованием мультимедиа. Целевая прогулка: «Мой дом» Рисование «Золотая осень в моём городе». Ручной труд «Подарки родному городу», «Моя улица» П/и: «Замри», «Жмурки», «Баба – Яга – костяная нога» Д/и: «Откуда хлеб пришёл», «С какого дерева листок» С/р: « Путешествие по улице» (Игровой сюжет: Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них. | Экскурсия с детьми по родному городу. Субботник по благоустройству территории детского сада. |
НОЯБРЬ | Путешествие по родной Земле Знакомство с географической картой Оренбургской области. | Дать понятие об особом рельефе г. Камень-на-Оби и Алтайского края (равнины и горы), развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, познакомить с растительным и животным миром. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор. | Путешествие по карте Оренбургской области. Составление карты – схемы детского сада. Ознакомление с окружающим: «Район, в котором ты живёшь» Ручной труд: «Лебеди на озере», «Зайчик на полянке». Д/и: «Назови (найди) по описанию»(комнатные растения), «По земле, по воде, по воздуху» П/и: «На горе – то калина», «Лиса и козы» С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну» | Посещение историко –краеведческого музея. |
ДЕКАБРЬ | Путешествие зимы Знакомство с растительным и животным миром Оренбургской области | Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Алтайского края, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о растительном и животном мире. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. | Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов. Моя математика: «Большие и маленькие» Ручной труд: «Птицы и животные». Аппликация: «Ёлка (объёмная)» П/и: «Затейники», «Горелки», «Охотники и зайцы», «Волк во рву». Д/и: «Дикие животные», «Домашние животные», «Ассоциации». С/р «Экскурсоводы», | Создание библиотеки о растительном и животном мире. |
ЯНВАРЬ | Кто я Зимующие и перелетные птицы Родного города и Алтайского края | Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье. Уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах смешанных лесов, условиях их жизни; роли человека в жизни зимующих птиц. | Познаю себя: «Моя родословная» Ч/х-л «Кто кому кто?» Я Акима Беседа о зимующих и перелетных птицах г.Камень-на-Оби и Алтайского края Видео презентация Рисование «Как розовые яблоки, на ветках снегири». Лепка «Птичья столовая». Викторина «Что ты знаешь о птицах?». П/и: «Два мороза», «Гори, гори ясно!», «Воевода с мячом» Д/и: «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место» С/р «Детский сад», «Почта» | Составление фотоальбома «Моя родословная» Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц. |
ФЕВРАЛЬ | Столица России Наша область в годы войны. Славные сыны Алтая. | Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках города. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами города Ясного (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость за уральский народ. | Рассказ с использованием слайдов и фотографий, экскуссия в галерею «Славные сыны Оренбуржья». Ручной труд Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны. | Фотостенд «Спасибо деду за Победу!» Конкурс рисунков «Так сражались наши деды» |
МАРТ | Знакомство с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край. | Познакомить детей с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край – вышивкой, росписью. Дать представление о традициях уральского быта, воспитывать интерес к произведениям народного искусства | Посещение мини-музея быта. Рисование «Украсим костюмы артистам Алтайского хора». Лепка «Украсим национальным урало-сибирским орнаментом». | Пополнение экспозиции мини-музея предметами старины: посудой, вышивкой. |
АПРЕЛЬ | Откуда хлеб пришел? Оренбуржье – житница России. Космонавты Алтая. | Формировать представление о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться, о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии, о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города, раскрыть понятие «Оренбуржье – житница России». Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей и т.д), бережное отношение к хлебу. Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. Познакомить с космонавтом приземлившимся на АлтаеВоспитывать гордость за народ. | Интегрированное занятие с использованием слайдов, аудиозаписей. «Откуда хлеб пришёл» Рисование «Богатый урожай Алтайский каравай». Лепка «Калач», «Хлебобулочные изделия» (соленое тесто). «Бабушкины пряники» ( лепка из сдобного теста). Режимные моменты: «Рассматривание альбома про г. Камень-на-Оби» Беседа с использованием мультимедийной установки. Ручной труд «Жаворонки-веснянки». Рисование «Освоение космоса». | Организация книжной выставки «Человек в космосе». Конкурс макетов космических и летательных аппаратов «Лети, лети, ракета…». |
МАЙ | Таланты г. Камень-на-Оби(поэты, писатели, художники и т.д). | Расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием народного творчества города и края. Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции народа | Встреча с интересными людьми. Чтение художественной литературы: Заучивание стихов о родном городе и крае, природе. Ручной труд «Кукла обереги» - изготовление игрушки Рисование «Подсолнухи» по стихотворению Ю.Белякова «Это Родина моя». | Выставка литературы Каменских поэтов, писателей, репродукций картин местных художников. |
Перспективный план по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе по вариативной программе «Край родной навек любимый»
Месяц | Тема | Программные задачи | Виды деятельности | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | История возникновения Алтайского края, возникновение имен и фамилий на Алтае. | Продолжать знакомить с историческим прошлым Оренбуржья. Дать представления об основном населении Алтайского края. Расширять представления детей о первом населении Продолжать знакомить с историей жизни народов, населяющих наш край, дать представление о возникновений имен и фамилий. Воспитывать интерес к истории жизни коренных алтайцев. | Рассказ воспитателя.Ручной труд «Алтайская изба». Лепка конструктивным способом «Лошадки и барашки». | Составление генеалогического дерева, написание родословной. Выставка «Герб семьи». |
ОКТЯБРЬ | Особый характер рельефа, животный и растительный мир Алтайского края, знакомство с Красной книгой. | Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях. Познакомить с Красной книгой Алтайского края. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. | Путешествие по картам и атласам.Лепка – экспериментирование с художественными материалами «Пернатые, мохнатые, колючие» . | . |
НОЯБРЬ | Климатические условия (фактор экологического развития), почве, полезные ископаемые. | Познакомить с видами почв (чернозем, суглинистые, песчаные). Дать представление о климатических условиях. Через эксперименты с почвой закреплять представления о ее свойствах. Дать понять о полезных ископаемых: стройматериалы, горючие ископаемые соль,песок,камень,известь,цемент). Развивать познавательные способности. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание беречь и приумножать его богатства. | Путешествие по картам. Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки. Проведение опытов по выявлению свойств почвы и полезных ископаемых. | Выставка совместных поделок «Подарки с грядки». Вечер знаний «мы – юные исследователи». |
ДЕКАБРЬ | Санаторий профилакторий «Белокуриха» | Познакомить с санаторием - профилакторием. Рассказать об их значении в укреплении здоровья людей. | Беседа с использованием видеослайдов, буклетов. Аппликация «Наш город» Рисование «Деревья в нашем городе». | Фотовыставка . |
ЯНВАРЬ | Рождественские посиделки. Храмы Алтая. | Продолжать знакомить детей с народными праздниками и обрядами. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления детей о духовном наследии. Воспитывать любовь к своей Родине. | Видео презентация «Золотые купола Алтая». Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества». Ручной труд «Ангел». | Рождественские посиделки с родителями. |
ФЕВРАЛЬ | Масленица в г. Камень-на-Оби. | Продолжать знакомить детей с народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. | Развлечение «Масленица широкая». Рисование «Лубочные картинки». Ручной труд «Кукла в национальном костюме». Наблюдение за трудовым процессом-выпечкой блинов. | Чайная гостиная «Как на масленой неделе блины по небу летели…». Конкурс на самые вкусные блины. |
МАРТ | Развитие промышленности и ремесел на Алтайской земле | Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа в прошлом и настоящем. Дать представление о добыче газа, угля и т.д. на Алтайской земле. Поддерживать интерес детей к прошлому и настоящему. | Посещение краеведческого музея. Ручной труд «Лоскутное одеяло». Экспериментирование с фольгой – «Наша кузница». Плетение из лент - коврик «Солнышко». | Посещение музея. Сбор коллекции полезных ископаемых, изделий из яшмы, пуха. |
АПРЕЛЬ | Праздник Пасхи в области. | Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления о духовном наследии. | Беседа Знакомство с элементами росписи пасхальных яиц. Ручной труд «Пасхальный голубок». Панно «Дерево жизни». | Выставка пасхальных яиц. |
МАЙ | «Алтай – ты наша Родина». | Уточнить, расширить и закрепить знания детей об Алтайском крае, о родном городе. Продолжать знакомить детей с развитием в наши дни, его достижениями и богатствами, городами и селами. Активизировать познавательную деятельность ребенка, умение понимать непрерывную связь «прошлое-настоящее». | Итоговое интегрированное занятие в форме творческого отчета. КВН «Знатоки природы». Викторина «Что мы знаем об Алтае». Тестопластика «Румяные заплетушки». Конструирование из проволоки «Соломенный бычок». | Экскурсия по городу, в парк отдыха. |
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. | Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. Фотоальбомы о достопримечательностях родного города, края: «Алтай героический» «Алтай - спортивный», «Камень-на-Оби– спортивный» «Мой город (край) детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве | Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. Фотоальбомы о достопримечательностях родного города, края: «Алтай героический» «Мой город (район) детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве Фотоальбомы о природе России Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т.д. |
Портрет президента России | Портрет президента России | |
Символика родного города (Флаг, герб) | Символика родного города, края (Флаг, герб) Символика России (Флаг, герб, гимн) | Символика родного города, края (Флаг, герб) Символика России (Флаг, герб, гимн) Символика города Москвы (Флаг, герб) |
План участка | Карта Каменского района | Карта Каменского района. Карта России Карта мира, глобус |
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) | Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) | Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) |
Примерный перечень развлечений и праздников, отражающих содержание программного материала «Край родной – навек любимый»
Тематика праздников и развлечений | Срок проведения | Ответственные |
День матери | Ноябрь | Музыкальные руководители Педагоги групп |
Рождество | Январь | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Прилет птиц | Март | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Масленица | Февраль – март | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Пасха | Апрель-май | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
«Мама, папа, я – спортивная семья» | Март | Инструктор по физической культуре Педагоги групп |
Фестиваль чтецов «Любимое произведение с детства» | Апрель | Учителя-логопеды Музыкальные руководители |
Фестиваль детского творчества «Сибирская весна» | Май | Музыкальные руководители Педагоги групп |
День семьи | Июнь
| Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Мой любимый город Камень-на-Оби | Август | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Примерный перечень народных подвижных игр:
Русские народные игры: «Гуси лебеди», «У медведя во бору», «Краски», «Кот и мыши», «Лапта», «Ловишки», «Класс», «Городки», «Пчелки и ласточки», «Заря», «Гори, гори, ясно», «Игровая», «Жмурки», «Пятнашки», «Коршун», «Птицелов», «Штандер», «Филин и пташки», «Ручеек» и др.
Татарские игры: «Скок-перескок», «Займи место», «Лисички и курочки», «Кто дальше бросит», «Серый волк», «Спутанные кони»
Казахские игры: «Ястребы и ласточки», «Цыплята», «Пастушок», «Платок с узелком», «Конное состязание», «Белый лютый, серый лютый»
Интеграция содержания программы по формированию основ краеведения
«Край родной – навек любимый» с другими образовательными областями
Цель - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
Задачи:
- Расширить представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города Камень-на-Оби.
- Обобщить знания детей об истории города Камень-на-Оби., его символах (герб, флаг). Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России.
- Познакомить с промышленными предприятиями города.
- Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей, через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
- Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать интерес к произведениям местных поэтов, художников
- Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Углублять представления детей о народных промыслах региона.
- Способствовать развитию интереса к родному краю, городу в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. Подвести детей к пониманию того, что история родного города неразрывно связано с историей России.
- Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
- Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим.
По задачам и содержанию | По способам решения | ||
Физическая культура | развитие игровой деятельности в части народных подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми | Физическая культура | использование народных подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социализация» |
Труд | формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности | Безопасность | использование сюжетно-ролевых, режиссёрских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей |
Безопасность | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира | Коммуника ция | |
Социализация | Формирование толерантного отношения к людям разной национальности через знакомство с их культурой, традициями, обычаями, воспитание уважения к старшим, к труду взрослых, побуждать к соблюдению элементарных общепринятых норм и правил поведения | Музыка | Использование народных песен, потешек в режимных моментах, совместной деятельности, развлечениях для расширения представлений о традициях русского народа |
Коммуникация | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, малой родины, а также, составление рассказов о семье, малой родине | Чтение художественной литературы | использование художественных произведений для формирования ценностных представлений о себе, семье и малой родине |
Познание | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, малой родине, традициях, культуре русского народа и малых народов родного края, достопримечательностях, промышленности малой родины, полезных ископаемых и природой родного края. Расширение представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города Камень-на-Оби. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России. | Познание | использование дидактической игры как средства реализации программного материала |
Чтение | Расширение представлений детей о творчестве местных поэтов и писателей | Художественное творчество | использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения программного материала |
Художественное творчество | Расширять представления детей о творчестве местных художников, познакомить с особенностями народных промыслов региона | ||
Музыка | Расширять представления детей о творчестве композиторов региона, знакомить с произведениями музыкального творчества о родном городе, расширять представления детей о народных культурных традициях |
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программы формирования основ краеведения «Край родной – навек любимый»
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программ:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, в том числе и через использование народных игр (русских, казахских, татарских). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и безопасного поведения в природе родного края;
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, в познании истории родного города, региона. .Интересуется новым, неизвестным в познании деятельности взрослых на промышленных предприятиях города. Интересуется особенностями архитектуры родного города. Интересуется народными промыслами Уральского региона. Задает вопросы взрослому о развитии города, региона, национальных и культурных ценностях малой родины. Любит экспериментировать.
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного края;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками не зависимо от национальной и религиозной принадлежности;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Способен самостоятельно принимать решения адекватные возрасту по охране окружающей среды Оренбургской области. Способен самостоятельно преобразовывать микросреду в соответствии с полученными умениями и навыками (участок, группу);
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; малой родине, природе родного края, культурных ценностях малой родины; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Имеет представления и уважает культурные традиции народов малой родины (русские, казахи, башкиры). Толерантен;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
программы по формированию основ краеведения «Край родной – навек любимый»
Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а принцип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.
В данном разделе представлена модель мониторинга качества освоения программы по формированию основ краеведения «Край родной – навек любимый » МБДОУ «Детский сад № 15» г. Камень-наОби».
Организация и содержание мониторинга
Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 4-6лет планируемых итоговых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Край родной – навек любимый» МБДОУ «Детский сад № 15» г Камень-на-Оби на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Содержание мониторинга определяют мониторинговые индикаторы, в качестве которых выступают планируемые результаты формирования интегративного качества «Социализация» (расширенное содержание раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу») в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Форма и процедура мониторинга. Организация мониторинговой процедуры предполагает участие специалистов Учреждения под руководством старшего воспитателя: воспитатель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Интегративные качества ребенка | Специалист ДОУ | Диагностические методики |
Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Инструктор по физкультуре, , воспитатель | Наблюдение, тесты |
Любознательный, активный | Воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты |
Эмоционально отзывчивый | Воспитатель, музыкальный руководитель | Стандартизированное наблюдение, беседа |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Воспитатель | Стандартизированное наблюдение, беседа |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения | Воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Воспитатель | Беседа |
Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности | Воспитатель, музыкальный руководитель | Наблюдение, экспериментальные процедуры |
Периодичность мониторинга - два раза в год (сентябрь, май).
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Показатели оценки, критерии, характеристика уровней освоения программным материалом, карта мониторинга планируемых и итоговых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Край родной – навек любимый» представлена в приложении 1, 2, 3 .
Приложение 1
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Край родной навек любимый» в средней группе
Фамилия ,имя ребенка | Знает и называет свою фамилию | Знает имена родителей ,родственные связи и свою социальную роль | Различает эмоциональное состояние близких людей (веселый , грустный) | Называет свой домашний адрес | Знает название города в котором живет | Знает названия некоторых улиц своего города | Может назвать некоторые места культурного отдыха в нашем городе | Знает элементарные правила дорожного движения | Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогу | Знает особенности профессий ( повар , медсестра, воспитатель ,помощник воспитателя) | Отмечает характерные сезонные изменения в природе | Называет некоторые растения растущие на участке | Называет домашних и диких животных нашего края | Имеет представление о профессиях в нашем городе и их назначении | Имеет первоначальные представления о крестьянском быте | Имеет первоначальные представления о национальностях проживающих в городе и их традициях | Общее количество баллов | Уровень развития воспитанника |
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года:
Высокий уровень_______________ детей ____________%
Средний уровень_______________ детей ____________%
Низкий уровень________________ детей ____________%
Конец года:
Высокий уровень___________ детей ___________%
Средний уровень_______ детей __________%
Низкий уровень___________ детей __________%
Воспитатели ___________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы «Край родной навек любимый» в старшей группе
Фамилия ,имя ребенка | Знает и называет свою фамилию | Знает имена родителей ,родственные связи и свою социальную роль | Различает эмоциональное состояние близких людей (веселый , грустный) | Называет свой домашний адрес | Знает название города, в котором живет | Знает названия 4-5 улиц своего города | Может назвать места культурного отдыха в нашем городе | Знает элементарные правила дорожного движения | Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогу | Знает особенности профессий ( повар , медсестра, воспитатель ,помощник воспитателя) | Отмечает характерные сезонные изменения в природе в нашем крае | Называет 4-5 растений, растущих в нашем крае | Называет домашних и диких животных нашего края | Имеет представление о профессиях в нашем городе и их назначении | Имеет первоначальные представления о крестьянском быте | Имеет представления об особенностях народных промыслов в нашем крае | Имеет первоначальные представления о национальностях проживающих в городе и их традициях | Общее количество баллов | Уровень развития воспитанника | |
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года:
Высокий уровень_______________ детей ____________%
Средний уровень_______________ детей ____________%
Низкий уровень________________ детей ____________%
Конец года:
Высокий уровень___________ детей ___________%
Средний уровень_______ детей __________%
Низкий уровень___________ детей __________%
Воспитатели ___________________________________________________________
Приложение 3
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы «Край родной навек любимый» в подготовительной группе
Фамилия , имя ребенка | Знает и называет зоны отдыха в своем городе . а так же имеет представление о способах активного отдыха с родителями | Может находить взаимосвязь между природой и деятельностью человека | Имеет представление о правилах поведения в окружающем социуме | Имеет представление о понятии «малая родина» и о достопримечательностях своего города | Имеет представление о талантливых людях своего города и о людях , которые своим трудом способствуют процветанию города в | Обладает первоначальными знаниями о истории возникновения г. Оренбурга | Знает , что такое Красная книга , имеет представление о многообразии животного и растительного мира Оренбургской области | Имеет четкое представление о национальностях проживающих в родном городе и о их традициях | Знает названия крупных рек и озер Оренбургской области Могут разъяснить значение воды для жизни всего живого | Имеет представление о космосе и о значении освоения космоса для деятельности человека | Может назвать знаменитых космонавтов рассказать трагическую историю космонавта Комарова сс | Имеет четкое представление о Великой Отечественной войне и о подвиге наших земляков | Имеет представление о понятии «патриот» | Общее количество баллов | Уровень развития воспитанника | |
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года
Высокий уровень ________________ детей _____________%
Средний уровень _________________ детей ___________ %
Низкий уровень ________________ детей _____________ %
Конец года
Высокий уровень ________________ детей _____________%
Средний уровень _________________ детей ___________ %
Низкий уровень ________________ детей _____________
Воспитатели________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
Конспект родительского собрания (совместно с детьми) «КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ».
Расширить кругозор детей о мире природы...
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»
Программа разработана на все возрастные группы детского сада....
Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".
Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-исторически...
Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" для детей 5-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий. Программа адресована ...
Положение смотра-конкурса уголков краеведения «Край родной, навек любимый» в МКДОУ № 4 г. Аши
Положение смотра-конкурса уголков краеведения «Край родной, навек любимый» в МКДОУ № 4 г. Аши...