Пояснительная записка "Военно-спортивная игра "Зарница" как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников старшего возраста.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Педагог года»
в номинации «Воспитатель года – 2019»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ»
Александрова О.А.,
воспитатель,
МКДОУ «Детский сад №12»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«ТЕМА: Военно – спортивная игра «Зарница» как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников старшего возраста».
Формирование у подрастающего поколения личности гражданина, патриота, ответственного за судьбу своего Отечества являются ключевыми требованиями Государственной программы «Патриотического воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», а также «Стратегии развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
В этом контексте проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Работая в детском саду компенсирующей направленности, при организации образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, столкнулась с такими проблемами, характеризующимися особенности их развития: как нарушение эмоционально – волевой сферы, ограниченность восприятия внешнего мира, расторможенность, ведущая к потере интереса к окружающему. Имеющиеся в моём арсенале формы работы не вызывали у моих воспитанников эмоционального отклика. Сложившаяся ситуация требовала поиска новых средств.
Учитывая, что игра является ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте, и она способна решать многие воспитательные задачи. Я обратилась к своему детству, к знаменитой военно – спортивной игре советских пионеров «Зарница», которая не оставляла равнодушными ни детей, ни взрослых.
Основной чертой адаптированной для детей дошкольного возраста игры «Зарница» является познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность и жизнерадостность.
Военно-спортивная игра «Зарница» имеет свои характерные признаки и особенности: наличие элементов героики, решение нестандартных задач, использование специальных двигательных навыков (метание, переползание) преодоление препятствий. умение выполнять приказам командира и контролировать свои действия.
Система работы направлена на достижение основной цели развитие основ патриотических чувств, формирование у дошкольника с ОВЗ устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, расширение представлений о традициях, истории нашей Родины.
В результате практической деятельности была разработана картотека военно – спортивных игр для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, сборник военно – спортивных игр «Зарница» для старших дошкольников.
Совместно с воспитанниками и их родителями была создана мобильная библиотека детской литературы патриотического содержания, подобрана фототека «Ты, Россия, моя» , семейный фотоальбом «Наши герои», лепбуки «Достопримечательности Анжеро – Судженска», «Военные профессии», «Наша Армия», «Помним, гордимся!».
Военно – спортивная игра «Зарница» оправдала наши ожидания и планируемые результаты. У воспитанников повысился познавательный интерес к истории нашего города, области, страны, появилось чувство взаимовыручки, товарищеской поддержки, желание быть сильными здоровыми и крепкими защитниками нашей Родины.
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития патриотических чувств воспитанников свидетельствует о том, что военно – спортивной игры «Зарница» является эффективным средством в организации образовательной деятельности в части нравственно – патриотического воспитания (43% высокий уровень, 57% средний уровень). Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников, а так же диагностической методики «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников». (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева).
Неотъемлемой частью работы воспитателя является работа с родителями (законными представителями) ребенка.
Включенность родителей в образовательную деятельность позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Идея проведения «Зарницы» была встречена родителями воспитанников с энтузиазмом и нотками ностальгии. Дома делились с детьми воспоминаниями как играли в детстве, у некоторых сохранились фотографии, которые позже мы рассматривали в детском саду. Я получила огромную поддержку в период подготовки и проведения игры: родителями были изготовлены и сшиты атрибуты к игре, организованы экскурсии к памятникам Анжеро – Судженска, изготовлены тематические фотоальбомы и т.д.
Результатом работы в данном направлении стала популяризация военно – спортивной игры среди семей воспитанников как наиболее актуальной и полезной формы совместного досуга, укрепление взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями.
Практическая значимость опыта работы использования военно- спортивной игры «Зарница» с воспитанниками старшего дошкольного возраста заключается в том, что он применим в повседневной практике любого дошкольного учреждения, и является средством повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность»
Актуальность формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольников старшего возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам п...
Игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста
В статье предлагаются и подробно описываются игры по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей и подготовительной к школе групп....
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста
Познавательное развитие : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Речевое развитие», «Художестве...
Самообразование по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста» 2023-2024 год.
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». Цель – повышение профессионал...
Презентация - сообщение «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Старший дошкольный возраст.
Презентация - сообщение «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Старший дошкольный возраст....