Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
методическая разработка (старшая группа)
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающем миром. Тем самым формируем у детей устойчивое, заинтересованное отношение к культуре родной страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
«Давайте детям больше человеческого,
мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления…».
В. Белинский
С первых лет жизни ребёнка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи познавательного развития предполагают формирование у детей представлений о Малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников являются народные игры. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к многонациональной культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Безусловно, детские игры – составная часть традиций каждого народа. Народные игры – элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Русские народные игры позволяют приобщить ребенка к традициям, народной культуре, воспитать поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Условно русские народные игры можно классифицировать следующим образом:
• игры – забавы;
• состязательные игры;
• пальчиковые игры;
• игры – ловишки;
• бытовые игры;
• сезонно – обрядовые игры;
• игры, отражающие отношение человека к природе;
• хороводные игры.
По содержанию все русские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. В последнее время игра ребенка примитивна, однообразна, игра, в том числе, народная, постепенно исчезает из жизни ребенка. Помимо этого, рынок детских игрушек насыщен преимущественно зарубежными игрушками. Значительно изменился внешний вид игрушек, технических игровых средств, активно развивается направление электронных и интерактивных игрушек. Телевизор или компьютер - лучший друг ребенка. Несомненно, все это сказывается на социализации и воспитании детей. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям.
Важно возродить духовно-нравственные (отечественные) ценности у детей посредством приобщения их к истокам народной культуры на основе игры.С этой целью для детей старшего дошкольного возраста в своей работе мы широко используем народные игры в организованной образовательной деятельности, в ходе праздников и развлечений.
Со своими воспитанниками мы разучиваем народные игры, отражающие отношение человека к природе: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты. Например, в игре «Водица, водица - студёная быстрица», мы учим детей двигаться спокойным шагом по кругу, развиваем внимание, выдержку и основные физические качества: выносливость, скорость, быстроту. Дети становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку: Водица, водица, студёная быстрица. Оббеги вокруг, напои наш луг! Инструктор называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны, каждый старается прибежать на своё место первым. Предварительная работа над этой игрой включает в себя беседу с дошкольниками о значении старорусских выражений, о сельском быте и хозяйстве наших предков. Тем самым, воспитывая любовь к природе и бережное к ней отношение, понимание механизмов рационального использования природных ресурсов родного края в сельскохозяйственной деятельности человека.
«Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это такие игры, как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Очень любят наши дошкольники игры-забавы,которые интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Земля – вода – небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Пятнашки», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при состязательных играх, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В работе с дошкольниками применяем следующие игры из этого раздела: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем, «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Казалось бы, эти игры в большей степени должны быть интересны мальчикам, но и девочки играют в них с большим удовольствием.
В играх – ловишках воспитываются такие психофизические качества как ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и другие.
Среди народных игр выделяем так же хороводные игры. Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Данный вид игр мы используем вместо зарядки, в качестве заключительной части занятий. Наши любимые хороводные игры: «Колпачок (паучок)», «Где был Иванушка?», «Березка», и другие.
Таким образом, созданная система педагогических условий обеспечивает развитие творческих способностей детей, приобщает их к истокам народной культуры. Народные игры способны возродить культуру, преемственность поколения, передавать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и являются благоприятными для приобретения положительного социокультурного опыта.
Литература
1. А.Е. Кенемпн, Т.И. Осокина. Детские народные подвижные игры.- М.: Просвещение, 1995 . – С. 224.
2.Л.А.Лялина. «Народные игры в детском саду».М.: Просвещение, 1995 . – С. 245.
3. М. А. Доронина. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. — 2007, № 4 С. 10–11.
4. Р. И. Иванчикова. Народные игры с детьми. Дошкольное воспитание. — 2005, № 4 С. 18–19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...
«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».
дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...
Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...