«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность»
статья (подготовительная группа)

Лапкина Светлана Александровна

Актуальность формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольников старшего возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий, в отсутствии развитого чувства сопереживания и сочувствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность»

Актуальность формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольников старшего возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий, в отсутствии развитого чувства сопереживания и сочувствия.        

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Однако, как показывает практика, патриотическое воспитание переживает сегодня кризис. Дети – дошкольники не интересуются национальными особенностями своего народа и не соблюдают их, отсутствуют или фрагментарны знания о родном городе, педагоги и родители не всегда используют возможность рассказать интересные истории о городе, памятниках, достопримечательностях. Вместе с тем, именно рассказ, беседа, путешествие по интересным местам малой родины, общение с знаменитыми горожанами помогает воспитанию настоящего патриота.

«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью». В.А. Сухомлинский.

Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Тем самым, нравственно-патриотическое воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по нравственно-патриотическому развитию и воспитанию. Но, не стоит забывать, что большая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся работа в данном направлении должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и семьи. Для ребенка, огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей. Задача воспитателя,  включить в активную работу родителей, помочь осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами. Общими усилиями, помочь, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

А самое главное, что метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

Мной были разработаны и реализованы следующие проекты:

  • Проект «Моя Родина- Россия». Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории России. Закрепить знания о государственной символике РФ. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
  • Проект «Защитники Отечества»        Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Проект «Я и моя семья» Цель проекта:        Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.
  • Проект «Наш славный город Арзамас» Замыслом проекта является     приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям. Цель проекта: Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу Арзамасу.

Таким образом, я пришла к выводу, что в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – нравственно-патриотическим воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию духовно-нравственных чувств, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Считаю, что метод проектной деятельности актуален и очень эффективен для формирования духовно-нравственного воспитания.

В заключении хочется сказать, что наш путь – это не просто возврат к российской старине. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Ведь именно от нас зависит сегодня, какими будет наше подрастающее поколение, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное с раннего детства.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Презентация: Взаимосвязь нравственно патриотического и физического развития дошкольников.(старший возраст)

laquo;День нашей Армии сегодняИ ей уже не мало летПривет, Защитникам народаРоссийской Армии!Привет!!!...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через проектную деятельность.

План по самообразованию предназначен для воспитателей детей  старшего дошкольного возраста.  Материал разработан на год. и содержит в себе разные формы и методы работы с детьми и родителями ...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...

Реализация воспитательных задач по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Обобщение опыта работы по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста....