Заниматика
рабочая программа (средняя группа)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatika.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

          СОГЛАСОВАНО                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета               Директор  

                                                                          Детского сада «Светлячок»       №_______от_____________                           _______________________Е.В.Бушмелёва

 

                                                            «_____»______________________2018 г.

                    Дополнительная    общеразвивающая программа

                               «Занимательная    математика»

        

             для детей 4 - 5 лет

       

                                 

                                   

                                                             

                                                Составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна, воспитатель

                                                                                высшей квалификационной категории

                                                 

                                                г. Заводоуковск,2018г.

Содержание

 

1.Пояснительная записка……………………………………………………1

2.Цели, задачи………………………………………………………………..1

3.Учебно-тематический план ……………………………………………....1

4.Содержание программы …………………………………………………. 1- 2-3

5. Годовой календарный учебный график…………………………………4

6 Организационно-педагогические условия реализации программы…....4

7. Планируемые результаты………………………………………………...4

8.Оценочные материалы:  …………………………………………………..4

 формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы,

условия реализации программы, воспитательная работа,

литература……………………………………………………………………4-5

                                 

                                                                                  1

                                                                   Пояснительная записка

            В интеллектуальном развитии ребёнка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Использование рабочих тетрадей, направлены на овладение детьми 4 – 5 лет умению выделять зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Задания на ориентировку в пространстве и времени, развивают логическое мышление. Графические навыки формируются благодаря заданиям в прописях.  В данной программе выбрана система работы с использованием  заданий из программы «Развитие», развивающих игр Ф.Фрёбеля, Д.Кюзенера, З.Дьенеша, В.Воскобовича.

            Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, творческого воображения. Работа актуальна и поможет нам расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития его познавательной активности. Математическая грамотность, развитие логического и креативного мышления – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности у детей средствами занимательной математики.

Задачи:

1. Заинтересовать детей математическим материалом.

2. Создать условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.

3. Продолжать развивать мелкую моторику кистей рук и графические навыки.

4. Формировать количественные, пространственные и временные отношения.

Учебно-тематический план

1 Занятие каждого месяца: «Математика для малышей».

2 Занятие: задания в прописях.

3 Занятие: занимательные словесные и настольные математические игры.

4 Занятие: Игры с дарами Ф.Фрёбеля.

5 Занятие: «Математика для малышей»

6 Занятие: Задания в прописях.

7 Занятие: Игры с палочками Д. Кюзенера, блоками З. Дьенеша, счётными палочками.

8 Занятие: Задания на ориентировку в пространстве из программы «Развитие».

                                                     Содержание программы

Кол-во занятий

                                          Тематика

Сентябрь

1 занятие

Диагностика знаний

2 занятие

Диагностика знаний

3 занятие

Знакомство с числовыми карточками

4 занятие

Знакомство с « Дарами Фрёбеля»

5 занятие

«Сравнение множеств», математика для малышей, стр.1

6 занятие

Задания в прописях, стр.1

7занятие

Игры со счётными палочками «Выложи, что хочешь»

8 занятие

Игры на ориентировку в пространстве с использованием предлогов

итого

8

Октябрь

1 занятие

«Число 2», математика для малышей, стр.2

2 занятие

Задания в прописях

3 занятие

Игры с цифрами

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля»

5 занятие

«Число 3», математика для малышей

6 занятие

Задания в прописях, стр.3.        

7 занятие

Игры со счётными палочками «Выложи по образцу»

8 занятие

Составление плана игрушечной комнаты

Итого 8

Ноябрь

1 занятие

«Число 4», математика для малышей

2 занятие

Задания в прписях

3 занятие

Игры на изучение дней недели. Повторение частей суток.

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля»

5 занятие

«Число 5», математика для малышей

6 занятие

Задания в прописях

7 занятие

Логические игры со счётными палочками

8 занятие

Составление плана части группы

Итого 8

        Декабрь

1 занятие

«Числа от 1 до 5», математика для малышей, стр.6

2 занятие

Задания в прописях, стр.6

3 занятие

Порядковый и обратный счёт в пределах «5»

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля»

5 занятие

«Счёт до 5», математика для малышей, стр.7

6 занятие

Задания в прописях, стр.7

7 занятие

«Умные спички» (ручной труд с использованием пластилина и спичек)

8 занятие

Игровые упражнения с планом части группы «Поменяйтесь местами»

Итого 8

        Январь

1 занятие

«Счёт до 5», математика для малышей, стр.8.

2 занятие

Задания в прописях, стр.8.

3 занятие

Составление плана группы.

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля».

Итого 4

        Февраль

1 занятие

«Счёт до 5», математика для малышей, стр.9

2 занятие

Задания в прописях, стр.9

3 занятие

Игры на закрепление времён года

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля»

5 занятие

«Квадрат – прямоугольник», стр.10

6 занятие

Задания в прописях, стр. 10

7 занятие

Игры с палочками Кюзенера. «Выложи по образцу».

8 занятие

Игровое упражнение с планом группы «Встань, где отмечено на плане»

Итого 8

        Март

1 занятие

«Сравнение по величине», математика для малышей, стр.11

2 занятие

Задания в прописях, стр. 11

3 занятие

Знакомство с Геокондом «Нарисуй квадрат, прямоугольник и т.д.»

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля»

5 занятие

«Выше – ниже», стр.12

6 занятие

Задания в прописях, стр.12

7 занятие

Игры со счётными палочками и шнурками.

8 занятие

Составление плана детского сада

Итого 8

                          Апрель

1 занятие

«Сравнение по высоте», математика для малышей, стр. 13

2 занятие

Задания в прописях, стр.13

3 занятие

Математические загадки, пальчиковые игры, сказки, считалки.

4 занятие

Игры с «Дарами Фрёбеля».

5 занятие

«Ориентировка на листе», стр. 14

6 занятие

Задания в прописях, стр.14.

7 занятие

Развивающие математические мультфильмы.

8 занятие

Игровые упражнения с планом детского сада «Найди, где спрятано?»

Итого 8

        Май

1 занятие

«Налево – направо», математика для малышей, стр. 15.

2 занятие

Задания в прописях, стр. 15.

3 занятие

«Часть – целое», математика для малышей, стр.16.

4 занятие

Задания в прописях, стр.16.

5 занятие

«Шнуровки», предметы для массажа кистей рук, игры с водой, крупами, прищепками.

6 занятие

Диагностика знаний

7 занятие

Диагностика знаний

8 занятие

Итоговое мероприятие «Весёлая заниматика»

Итого 8

Июнь.

Игры на геоконде: «зарядка для пальчиков», «нарисуй геометрическую фигуру», «простой лабиринт», «ключ», «шляпа», «рыбка».

Июль.

Легоконструирование по схемам: «дом», «робот», «самолёт», «цифры», «кораблик».

Август.

            Тикоконструирование (знакомство)

                              Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.09.2018 -31.08.2019

Продолжительность образовательного процесса

12 месяцев

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2019-11.01.2019

Педагогическая диагностика

04.09.2018;25.05.2019

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

94

Организационно-педагогические условия реализации программы

        Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 47 часов. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Развиваемся, играя»,  отчетное мероприятие для родителей «Весёлая заниматика».

Планируемые результаты

          1. Развит интерес и стремление активно учавствовать в математических играх и заданиях.        

          2. Созданы условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.

          3. Частично развиты графические навыки и умения.

          4. Сформированы количественные, пространственные и временные отношения.

         

Оценочные и методические материалы

- Формы контроля: наблюдения, вопросы, беседы.

- Критерии отслеживания усвоения программы:

3 балла – выполняют  задания, отвечают правильно и уверенно

2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью взрослого

1 балл – затрудняются

Высокий уровень – 24-27 баллов

Средний уровень – 16-18 баллов

Низкий уровень – 8-9 баллов

-Уровень усвоения количественного счета в пределах 5

-Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5

-Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета и метода наложения и приложения

                                                                               5

-Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

-Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты

-Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

-Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

-Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

-Временные представления детей (последовательность частей суток)

Условия реализации программы

         Математические игры:  с цифрами, с геометрическими фигурами, на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве, игры с  порядковым, прямым и обратным счётом в пределах пяти.

         Развивающие пособия: рабочие тетради и прописи для малышей, игровые наборы «дары Фрёбеля», палочки Кюзенера, блоки Дьенеша, математический планшет «геоконт», счётные полочки, демонстрационные планы части группы, всей группы, детского сада. 

        Игры, направленные на развитие мелкой моторики: «золушка»,  «волшебная коробка»,  «чудесный мешочек», «мешочки с разными крупами», «шнуровки», мелкие предметы (пуговицы, бусины, колечки), предметы массажа кистей рук (шишки, карандаши с гранями, массажные перчатки и мячики), «сухой бассейн».

Оснащение:

-комплект рабочих тетрадей и прописи на каждого ребёнка, цветные и карандаши,

-счётные палочки,

-игровой набор «дары Фрёбеля»,

-игровой набор «палочки Кюзенера» (демонстрационный и раздаточный),

-игровой набор «блоки Дьенеша»,

-математический планшет «геоконт» на каждого ребёнка,

-демонстрационные планы части группы, всей группы и детского сада,

-картотека математических игр.

Воспитательная работа:

Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по инструкции,

не мешать окружающим, соблюдать порядок во время игр и при выполнении заданий.

Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Литература

1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Составители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.

2. Современный образовательный стандарт. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой «Математика для малышей», «Прописи».

3. Планы занятий по ориентировке в пространстве для средней группы под редакцией Л.А.Венгера.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе Тема:"Путешествие в страну Заниматику".

Программные задачи: закрепить знание детей о последовательности дней недели ;упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел , формировать навыки  ориентировки в пространст...

Что такое "Заниматика"?

В данной консультации подробно раскрывает курс занятий в компьютерном классе "Заниматика" в старшей группе....

Презентация к занятию «Путешествие в страну Заниматика»

Презентация к  занятию «Путешествие в страну Заниматика»...

Кружок по математики "Заниматика"

Основная цель занятий математикой -  дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Заниматики"

Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10. Закрепить состав и  образование числа  из меньших чисел, упражнять в названии состава числа на слух: повторить слова, противоположные по смысл...

Кружок "Заниматика" тема: "Расколдуем месяц МАРТ"

Конспект открытого просмотра кружковой деятельности «Заниматика» с воспитанниками разновозрастной группы «Радуга»Подготовила и провела: воспитатель Воробьёва Нина Ивановна 25 февраля 2014г.Тема: «Раск...