Заниматика
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор
Детского сада «Светлячок» №_______от_____________ _______________________Е.В.Бушмелёва
«_____»______________________2018 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
для детей 4 - 5 лет
Составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Заводоуковск,2018г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………1 |
2.Цели, задачи………………………………………………………………..1 3.Учебно-тематический план ……………………………………………....1 |
4.Содержание программы …………………………………………………. 1- 2-3 5. Годовой календарный учебный график…………………………………4 |
6 Организационно-педагогические условия реализации программы…....4 |
7. Планируемые результаты………………………………………………...4 |
8.Оценочные материалы: …………………………………………………..4 |
формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программы, воспитательная работа, литература……………………………………………………………………4-5 |
1
Пояснительная записка
В интеллектуальном развитии ребёнка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Использование рабочих тетрадей, направлены на овладение детьми 4 – 5 лет умению выделять зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Задания на ориентировку в пространстве и времени, развивают логическое мышление. Графические навыки формируются благодаря заданиям в прописях. В данной программе выбрана система работы с использованием заданий из программы «Развитие», развивающих игр Ф.Фрёбеля, Д.Кюзенера, З.Дьенеша, В.Воскобовича.
Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, творческого воображения. Работа актуальна и поможет нам расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития его познавательной активности. Математическая грамотность, развитие логического и креативного мышления – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности у детей средствами занимательной математики.
Задачи:
1. Заинтересовать детей математическим материалом.
2. Создать условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.
3. Продолжать развивать мелкую моторику кистей рук и графические навыки.
4. Формировать количественные, пространственные и временные отношения.
Учебно-тематический план
1 Занятие каждого месяца: «Математика для малышей».
2 Занятие: задания в прописях.
3 Занятие: занимательные словесные и настольные математические игры.
4 Занятие: Игры с дарами Ф.Фрёбеля.
5 Занятие: «Математика для малышей»
6 Занятие: Задания в прописях.
7 Занятие: Игры с палочками Д. Кюзенера, блоками З. Дьенеша, счётными палочками.
8 Занятие: Задания на ориентировку в пространстве из программы «Развитие».
Содержание программы
Кол-во занятий | Тематика |
Сентябрь | |
1 занятие | Диагностика знаний |
2 занятие | Диагностика знаний |
3 занятие | Знакомство с числовыми карточками |
4 занятие | Знакомство с « Дарами Фрёбеля» |
5 занятие | «Сравнение множеств», математика для малышей, стр.1 |
6 занятие | Задания в прописях, стр.1 |
7занятие | Игры со счётными палочками «Выложи, что хочешь» |
8 занятие | Игры на ориентировку в пространстве с использованием предлогов |
итого | 8 |
Октябрь | |
1 занятие | «Число 2», математика для малышей, стр.2 |
2 занятие | Задания в прописях |
3 занятие | Игры с цифрами |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля» |
5 занятие | «Число 3», математика для малышей |
6 занятие | Задания в прописях, стр.3. |
7 занятие | Игры со счётными палочками «Выложи по образцу» |
8 занятие | Составление плана игрушечной комнаты |
Итого 8 | |
Ноябрь | |
1 занятие | «Число 4», математика для малышей |
2 занятие | Задания в прписях |
3 занятие | Игры на изучение дней недели. Повторение частей суток. |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля» |
5 занятие | «Число 5», математика для малышей |
6 занятие | Задания в прописях |
7 занятие | Логические игры со счётными палочками |
8 занятие | Составление плана части группы |
Итого 8 | |
Декабрь | |
1 занятие | «Числа от 1 до 5», математика для малышей, стр.6 |
2 занятие | Задания в прописях, стр.6 |
3 занятие | Порядковый и обратный счёт в пределах «5» |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля» |
5 занятие | «Счёт до 5», математика для малышей, стр.7 |
6 занятие | Задания в прописях, стр.7 |
7 занятие | «Умные спички» (ручной труд с использованием пластилина и спичек) |
8 занятие | Игровые упражнения с планом части группы «Поменяйтесь местами» |
Итого 8 | |
Январь | |
1 занятие | «Счёт до 5», математика для малышей, стр.8. |
2 занятие | Задания в прописях, стр.8. |
3 занятие | Составление плана группы. |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля». |
Итого 4 | |
Февраль | |
1 занятие | «Счёт до 5», математика для малышей, стр.9 |
2 занятие | Задания в прописях, стр.9 |
3 занятие | Игры на закрепление времён года |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля» |
5 занятие | «Квадрат – прямоугольник», стр.10 |
6 занятие | Задания в прописях, стр. 10 |
7 занятие | Игры с палочками Кюзенера. «Выложи по образцу». |
8 занятие | Игровое упражнение с планом группы «Встань, где отмечено на плане» |
Итого 8 | |
Март | |
1 занятие | «Сравнение по величине», математика для малышей, стр.11 |
2 занятие | Задания в прописях, стр. 11 |
3 занятие | Знакомство с Геокондом «Нарисуй квадрат, прямоугольник и т.д.» |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля» |
5 занятие | «Выше – ниже», стр.12 |
6 занятие | Задания в прописях, стр.12 |
7 занятие | Игры со счётными палочками и шнурками. |
8 занятие | Составление плана детского сада |
Итого 8 | |
Апрель | |
1 занятие | «Сравнение по высоте», математика для малышей, стр. 13 |
2 занятие | Задания в прописях, стр.13 |
3 занятие | Математические загадки, пальчиковые игры, сказки, считалки. |
4 занятие | Игры с «Дарами Фрёбеля». |
5 занятие | «Ориентировка на листе», стр. 14 |
6 занятие | Задания в прописях, стр.14. |
7 занятие | Развивающие математические мультфильмы. |
8 занятие | Игровые упражнения с планом детского сада «Найди, где спрятано?» |
Итого 8 | |
Май | |
1 занятие | «Налево – направо», математика для малышей, стр. 15. |
2 занятие | Задания в прописях, стр. 15. |
3 занятие | «Часть – целое», математика для малышей, стр.16. |
4 занятие | Задания в прописях, стр.16. |
5 занятие | «Шнуровки», предметы для массажа кистей рук, игры с водой, крупами, прищепками. |
6 занятие | Диагностика знаний |
7 занятие | Диагностика знаний |
8 занятие | Итоговое мероприятие «Весёлая заниматика» |
Итого 8 |
Июнь.
Игры на геоконде: «зарядка для пальчиков», «нарисуй геометрическую фигуру», «простой лабиринт», «ключ», «шляпа», «рыбка».
Июль.
Легоконструирование по схемам: «дом», «робот», «самолёт», «цифры», «кораблик».
Август.
Тикоконструирование (знакомство)
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01.09.2018 -31.08.2019 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 12 месяцев | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Выходные | Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | 01.01.2019-11.01.2019 | ||
Педагогическая диагностика | 04.09.2018;25.05.2019 | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 94 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 47 часов. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Развиваемся, играя», отчетное мероприятие для родителей «Весёлая заниматика».
Планируемые результаты
1. Развит интерес и стремление активно учавствовать в математических играх и заданиях.
2. Созданы условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.
3. Частично развиты графические навыки и умения.
4. Сформированы количественные, пространственные и временные отношения.
Оценочные и методические материалы
- Формы контроля: наблюдения, вопросы, беседы.
- Критерии отслеживания усвоения программы:
3 балла – выполняют задания, отвечают правильно и уверенно
2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью взрослого
1 балл – затрудняются
Высокий уровень – 24-27 баллов
Средний уровень – 16-18 баллов
Низкий уровень – 8-9 баллов
-Уровень усвоения количественного счета в пределах 5
-Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5
-Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета и метода наложения и приложения
5
-Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов
-Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты
-Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой
-Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы
-Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве
-Временные представления детей (последовательность частей суток)
Условия реализации программы
Математические игры: с цифрами, с геометрическими фигурами, на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве, игры с порядковым, прямым и обратным счётом в пределах пяти.
Развивающие пособия: рабочие тетради и прописи для малышей, игровые наборы «дары Фрёбеля», палочки Кюзенера, блоки Дьенеша, математический планшет «геоконт», счётные полочки, демонстрационные планы части группы, всей группы, детского сада.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики: «золушка», «волшебная коробка», «чудесный мешочек», «мешочки с разными крупами», «шнуровки», мелкие предметы (пуговицы, бусины, колечки), предметы массажа кистей рук (шишки, карандаши с гранями, массажные перчатки и мячики), «сухой бассейн».
Оснащение:
-комплект рабочих тетрадей и прописи на каждого ребёнка, цветные и карандаши,
-счётные палочки,
-игровой набор «дары Фрёбеля»,
-игровой набор «палочки Кюзенера» (демонстрационный и раздаточный),
-игровой набор «блоки Дьенеша»,
-математический планшет «геоконт» на каждого ребёнка,
-демонстрационные планы части группы, всей группы и детского сада,
-картотека математических игр.
Воспитательная работа:
Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по инструкции,
не мешать окружающим, соблюдать порядок во время игр и при выполнении заданий.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Литература
1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Составители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
2. Современный образовательный стандарт. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой «Математика для малышей», «Прописи».
3. Планы занятий по ориентировке в пространстве для средней группы под редакцией Л.А.Венгера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе Тема:"Путешествие в страну Заниматику".
Программные задачи: закрепить знание детей о последовательности дней недели ;упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел , формировать навыки ориентировки в пространст...
Перспективный план работы кружка «Заниматика» во 2-ой младшей группе
Развитие логического мышления....
Что такое "Заниматика"?
В данной консультации подробно раскрывает курс занятий в компьютерном классе "Заниматика" в старшей группе....
Презентация к занятию «Путешествие в страну Заниматика»
Презентация к занятию «Путешествие в страну Заниматика»...
Кружок по математики "Заниматика"
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...
Конспект НОД по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Заниматики"
Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10. Закрепить состав и образование числа из меньших чисел, упражнять в названии состава числа на слух: повторить слова, противоположные по смысл...
Кружок "Заниматика" тема: "Расколдуем месяц МАРТ"
Конспект открытого просмотра кружковой деятельности «Заниматика» с воспитанниками разновозрастной группы «Радуга»Подготовила и провела: воспитатель Воробьёва Нина Ивановна 25 февраля 2014г.Тема: «Раск...